ХРИСТИАНСКИЙ СВЯТОЙ25 июля
Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их покровителями Русской земли и «небесными помощниками» русских князей. Истории Бориса и Глеба посвящены одни из первых памятников древнерусской литературы: «Сказание» Иакова Черноризца и «Чтение» Нестора Летописца.
Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид; убиты в 1015 году) — русские князья, сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были, по официальной версии, убиты своим старшим братом Святополком, который позднее получил от историографов прозвище «Окаянный». Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их покровителями Русской земли и «небесными помощниками» русских князей.
Религиозно-духовный подвиг продемонстрировали младшие сыновья равноапостольных, родившиеся до крещения Руси. Они показали пример смирения и непротивления злу во имя мира и добра.
Первые поколения православных воспитывались на примере князей-мучеников, принявших смерть и пожелавших разделить страдания Христовы.
Святые Борис и Глеб любимы и почитаемы русским народом. Благочестивые мученики показали, как принимать волю Божию, какой бы она ни была. Братья были причислены к лику святых мучеников и стали покровителями России и небесными помощниками русских князей.
Умер | 1015 |
---|---|
Почитается | в Православных церквах |
Канонизирован | в 1072 году |
В лике | мучеников-страстотерпцев |
День памяти | 2 (15) мая, 24 июля (6 августа) и 5 (18) сентября |
Согласно древнейшему свидетельству — «Сказанию о Борисе и Глебе» XI века, оба брата были от одной из жён Владимира — «болгарыни». В летописных сборниках с XVI века существовала традиция возводить Бориса и Глеба по родству к византийской царевне Анне. Другая часть историков считают, что они были сыновьями неизвестной «болгарыни», возможно, из волжских болгар.
При крещении младшие сыновья великого князя Киевского получили имена Роман и Давид. В биографии братьев даты их рождения так и остались белыми пятнами. Мать Бориса и Глеба, по тверскому сборнику 1534 г., была «болгаркой», дочерью византийского императора Романа II. Нехронические данные указывают на другое имя - Милолика.
Борис и Глеб воспитывались благочестивыми христианами. Старший Борис (девятый сын Владимира Святославича) получил хорошее образование. Молодой князь много времени проводил за чтением Священного Писания и преданий о жизни и деяниях святых, желая «пойти по их стопам». Юноша мечтал о духовном подвиге и обратился с мольбами к Всевышнему, чтобы он сподобился положить свою жизнь во имя Христа.
По велению отца Борис женился и был поставлен княжить во Владимире-Волынском на правом берегу Луги. Потом по велению князя Владимира сын был поставлен княжить в Муроме на левом берегу Оки, находясь при этом в Киеве.
Еще при жизни великого князя, в 1010 г., Борис получил в свое управление Ростовское удел. Управляя землями, Борис заботился о распространении православия среди своих подданных, внушал благочестие и вел праведный образ жизни среди ближайшего окружения своих подчиненных, на которых смотрел народ.
Муромец перешел в правление младшего брата Бориса, Глеба. Князь Глеб разделял взгляды старшего брата и любовь к христианству. Он походил на Бориса добротой и милосердием к обездоленным и больным. Примером для сыновей стал отец, великий князь Владимир, которого они любили и почитали.
Весной 1015 года великий князь киевский лежал на смертном одре. У постели умирающего отца находился Борис, любивший и уважавший Владимира «больше всех». Узнав о нападении на владения 8-тысячного печенежского войска, великий князь послал Бориса для отражения вражеской массы: Борис Владимирович, ревностный христианин, прославился опытным воином.
Борис пошел в поход, но печенегов не встретил: испугавшись, кочевники ушли в степь. По дороге юный принц узнал о смерти отца. Смерть Владимира Святославича развязала руки старшему великокняжескому отпрыску, сводным братьям Святополка и тем, кто стремился на киевский престол.
Ранее Владимир жестко расправлялся с возмутителями спокойствия, проводившими свою политику и стремившимися к независимости. Ярослав, отказавшийся платить дань Киеву, был объявлен отцом мятежником и собрал дружину для похода на Великий Новгород, чтобы смирить раскольника. А приемный сын Святополк, прозванный Окаянным, по обвинению в заговоре к власти вместе с женой и подельниками был заключен в тюрьму.
Смерть правителя открыла дорогу стремившимся к власти наследникам, и освобожденный Святополк, воспользовавшись отъездом Бориса из столицы, занял киевский престол. При жизни князь Владимир видел в Борисе правопреемника, о чем знал Святополк. Раздав киевлянам щедрые дары, чтобы склонить их на свою сторону, пасынок Владимира развязал кровавую борьбу против Бориса и Глеба, прямых конкурентов на престол.
Дружина Бориса, сопровождавшая его в походе на печенегов, была готова идти на Киев и свергнуть Святополка, но князь отказался проливать кровь названного брата и отправил войско домой. Святополк усомнился в добрых намерениях Бориса и пожелал устранить конкурента.
Обстоятельством, подтолкнувшим самозванца к кровавой расправе, была народная любовь к молодому князю. Святополк подослал к Борису верных слуг, поручив ему убить наследника престола. Князю стало известно о намерениях коварного брата, но он не хотел ни упреждать удар, ни прятаться.
В воскресенье июля 1015 года Борис Владимирович находился в палатке на берегу Альты. Он молился, зная, что его ждет смерть. Закончив молитву, он смиренно предложил присланным убийцам сделать то, для чего их послал Святополк. Тело Бориса было пронзено несколькими копьями.
Слуги завернули окровавленное тело Бориса, еще дышащего, и отнесли в доказательство князю, заказавшему убийство. Их встретили подосланные Святополком варяги, присланные князем в помощь убийцам. Увидев, что Борис жив, они добили его ударом кинжала в сердце. Умершего отвезли в Вышгород и под покровом ночи спрятали в церкви.
Глеб остался в Муроме, и Святополк понял, что может отомстить за убийство любимого брата. На него пошли и убийцы, о чем Глеба предупредили гонцы из Киева. Но Глеб Владимирович, оплакивая умершего отца и зверски убитого брата, последовал примеру Бориса: не поднял руки на Святополка и не развязал братоубийственной войны.
Святополк выманил Глеба из Мурома, где его могли защитить верные войска, и подослал к нему воинов, которые выполняли кровавую миссию в устье реки Смядынь под Смоленском. Глеб, по примеру старшего брата, смирился со страшной судьбой и, не сопротивляясь мучителям, безропотно принял смерть.
Христианский подвиг братьев заключается в том, что они отказались лишить жизни и пролить кровь, хотя и были названы, но братом, ибо по канонам православия убийство считалось смертным грехом. Они сознательно стали страстотерпцами, возложив свою жизнь на алтарь христианской любви. Борис и Глеб не нарушили постулата христианства, гласящего, что всякий, кто клянется любить Бога, но в то же время ненавидит ближнего, — лжив.
Святые Борис и Глеб – первые на Руси, показавшие своим примером христианское смирение. На Руси, бывшей прежде во мраке язычества, кровная месть была возведена в доблесть. Братья продемонстрировали, что нельзя отвечать злом на зло, и что кровопролитие можно остановить, только отказавшись отвечать тем же.
Верные христианскому учению, Борис и Глеб следовали его главному постулату, говорящему не бояться убивающих тело, ибо душа им недоступна.
Как пишут историки того времени, Господь наказал властолюбивого и кровавого тирана. В 1019 году братоубийственная дружина была наголову разбита войском Ярослава Мудрого. Князь, которого современники называли Окаянным, бежал в Польшу, но не нашел ни надежной гавани, ни спокойной жизни на чужбине. В летописях говорится, что от могилы братоубийцы исходил смрад.
А на Руси, как пишут Апокрифы, воцарился мир и поутихли междоусобицы. Кровь, пролитая Борисом и Глебом, укрепила единство и остановила войны. Сразу после его смерти началось почитание мучеников. Службу Борису и Глебу совершил митрополит Киевский Иоанн I.
Ярослав Мудрый нашел непогребенные останки Глеба и перевез их в Вышгород, где положил рядом с мощами Бориса. Когда храм сгорел, мощи святых братьев остались нетронутыми пламенем.
Сохранились свидетельства чудотворности святых мощей. Описано исцеление юноши из Вышгорода: братья явились подростку во сне и перекрестили его больную ногу. Мальчик проснулся и пошел, не хромая.
Услышав о чудесном исцелении больного, Ярослав Мудрый повелел построить на месте явления отроку святых пятиглавый храм, который митрополит освятил в день убиения Бориса (память 24 июля) в 1026.
На Руси построены тысячи церквей и монастырей, названных в честь святых, где совершаются богослужения. Иконам мучеников поклоняются миллионы православных христиан по всему миру.
Бориса и Глеба называют святыми, которые покровительствуют России, оберегая ее от врагов. Святые явились во сне перед Ледовым побоищем и во время сражения на Куликовом поле в 1380 году.
Описаны сотни случаев исцелений и других чудес, связанных с именами Бориса и Глеба. В истории образ братьев сохранился до наших дней. О святых мучениках написаны стихи и романы, жизнь которых описана в легендах и апокрифах, сняты фильмы.
Икона князя Бориса является отражением великого князя Бориса.
Имена Борис и Глеб были первыми канонизированными святыми Русской Православной Церкви. Они были сыновьями князя Владимира. При крещении святой Борис был назван Романом, а Глеб - Давидом.
После смерти их отца в 1015 году престол должен был перейти к Борису, но он не оспаривал своего права и передал власть пасынку Владимира Святославу. Борис отослал посла со словами: «Ты будешь мне отцом, ты мой старший брат». Святослав подсылает к Борису убийц. Дождались окончания молитвы, которую произнес Борис, обратившийся к Господу: «Даждь мне принять страдания не от врагов, но от брата моего», и легли спать. В постели убийцы пронзили его копьем. Рана оказалась не смертельной, и он умолял своих мучителей закончить свою работу. После смертельного удара копьем Борис испустил дух.
Святослав не удовлетворился убийством брата и вызвал к себе Глеба. В сообщении Святослав говорит, что умирает отец, который на самом деле умер. По пути к Святославу Глеб встретил гонца, посланного его братом Ярославом Новгородским, который сообщил о смерти Бориса. Он предупреждает Глеба о готовящейся засаде. Глеб решил остановиться и помолиться, чтобы успокоить душу умершего брата. В это время Глеба настигают вооруженные убийцы. Смертельный удар нанес его повар. Бездыханное тело Глеба бросили в реку. В том самом месте возникло чудесное сияние, и зазвучала ангельская песня.
В 1019 году были обретены нетленные мощи Глеба и перенесены в Киев, где было погребено тело святого Бориса.
Брат Бориса и Глеба, Ярослав Мудрый, просил причислить мучеников к лику святых, но власти Константинополя отказались сделать это, так как, по их мнению, Россия еще не просвещена светом Христовым и не могло быть не будьте там святыми Божьими. В 1078 году произошло православие умерших братьев. Это произошло, когда мощи Бориса стали переносить из старого гроба в новую раку, и в церкви появилось чудесное благоухание. Митрополит Георгий, выступавший против прославления святых мучеников, был поражен происходящим. Когда Святослав, сын Ярослава Мудрого, который был очень болен, прикоснулся к святым мощам, он исцелился. После этого в Киеве была построена церковь в честь братьев. До 1240 года в той церкви хранились мощи братьев.
Подвиг братьев заключается в том, что они не защищали свою власть, не боролись за свою жизнь, склонили головы под мечом убийц. Они как бы повторили подвиг Христа, не устоявшего и не сошедшего с креста, поэтому Борис и Глеб безмолвно принесли себя в жертву брату и стали исполнителями закона евангельского.
Братья Глеб и Борис стали святыми, почитаемыми христианским народом.
Сегодня, 6 августа, Православная Церковь и все верующие отмечают день памяти первых русских святых, русских князей Бориса и Глеба, младших сыновей святого князя Владимира. Родившиеся незадолго до Крещения Руси, они были воспитаны в православной вере и в крещении носили имена Роман и Давид.
И их вера была так велика, они были так поражены образом Христа, что, когда к ним пришли убийцы, они не сопротивлялись злу и проливали кровь, а приносили себя в жертву. Поэтому они прославляются как святые мученики. Это было 1003 года назад. А их старший брат Святополк, опасавшийся, что они бросят вызов великокняжескому престолу, и потому отдавший приказ убить их, с тех пор остался в истории под прозвищем «Окаянный».
Эти смутные времена наступили сразу после смерти великого князя Владимира. Его старший сын Святополк, находившийся в это время в Киеве, объявил себя великим князем киевским. Борис же возвращался со своей дружиной из похода на печенегов. Получив известие, что брат Святополк самовольно занял престол, он со смирением принял это известие и распустил свою дружину, хотя бояре из числа старших дружинников уговаривали его идти в Киев и занять великокняжеский престол. Борис не хотел оспаривать решение Святополка, самая мысль о междоусобной войне ненавидела его.
Убит по приказу Святополка 6 августа 1015 года во время молитвы в своей палатке на берегу реки Альты в Киевской области. Князь погиб не сразу, первым был заколот копьями его верный слуга Георгий Угрин, бросившийся на его защиту. Перед смертью Борис сказал убийцам: «Братья, когда начнёте, так кончите службу. И мир моему брату и вам, братья! "
Глеб по приказу отца княжил в это время в Муроме. Ему заранее сообщили, что Святополк прислал к нему воинов и что ему грозит смерть. Но, как и Борис, решил смириться с этим, так как кровавая междоусобная война со старшим братом была для него страшнее смерти. Как и Борис, он не оказывал сопротивления посланным к нему солдатам. Убийство его произошло 9 сентября 1015 года под Смоленском, в том месте, где река Смядынь, впадая в Днепр, образует небольшую, удобную для остановки кораблей, бухту.
«О Борисе и Глебе до нас дошло несколько источников, и они немного по-разному расставляют акценты, — говорит доктор филологических наук, ученый секретарь Свято-Филаретовского православно-христианского института. специалист по церковной истории Юлия Балакшина... - Есть "Чтение о жизни Бориса и Глеба", а есть "Сказание о Борисе и Глебе". «Чтения», менее популярные на Руси, говорят о том, что сопротивления брату они не оказали из нежелания усилить междоусобицы на Руси, разрушить эти родоплеменные отношения. Это одна мотивация. Второй мотив, который предлагает «Сказание», говорит о том, что им важнее было подражать Христу. Они оказались в ситуации, когда могли принять свою смерть как добровольную жертву в подражание подвигу Христа"
К этому времени Россия недавно приняла христианство, и совсем недавно лик Христа, его подвиг и жизненный путь встали перед глазами русского народа. Итак, Борис и Глеб были настолько вдохновлены этим евангельским идеалом, образом и явлением Спасителя, что захотели закончить свою жизнь, подражая Христу, - принести эту добровольную жертву. По словам Юлии Балакшиной, это стало новым особым порядком, особым духовным подвигом страстотерпства, смысл которого в том, чтобы увеличить силу любви, не увеличивая зла в этом уже зараженном злом свете.
Почему этот вид святости не очень понятен современным людям?
Все мы дети советской эпохи, когда героем считался носитель силы, но не духовной силы, а силы как могучего физического, даже природного начала, которое поворачивает реки вспять, бороздит огромные пространства и так далее. Утеряна красота подвига добровольного самопожертвования, ибо утеряна вера, утерян евангельский идеал, разрушено народное начало. В сознании людей на первый план выдвинулся другой, торжествующий тип личности, - Юлия Балакшина.
Но это рассматривается как наследие советской эпохи. Люди, жившие в русской эмиграции и, в отличие от советских, сохранившие национальную традицию, как раз очень тонко чувствовали эту красоту слабости, эту силу внешнего поражения, переходящего в духовную, внутреннюю победу.
«Мы привыкли к тому, что на внешнюю силу можно ответить только силой, а на насилие — насилием», — говорит церковный историк. - Но такой ответ делает эту цепочку бесконечной: за одной злой силой непременно найдется другая. И в какой-то момент действие этой злой силы должно быть прервано и остановлено. А это может сделать только сила, еще большая, чем эта разрушительная энергия. И эта сила есть сила любви - любви к другому человеку, любви к Богу, любви ко Христу. И как раз в этих людях, Борисе и Глебе, видимо, и обнаружилась эта сила любви, которая оказалась выше инстинкта самосохранения, выше желания отомстить брату, восстановить справедливость и т.д. . Их победа не была раскрыта в тот же момент. Их убили, а власть к ним не перешла. Но совершенно очевидно, что духовная победа - в веках, в русской душе, в истории России - осталась за ними".
Изображенные на них помогают христианам лучше понять подвиг веры во Христа и преобразиться в Его образ. Среди множества святых образов есть широко почитаемые лики, а есть те, к которым обращаются в минуты особой нужды.
Икона Бориса и Глеба – святой лик, помогающий стяжать терпение и праведность через подвиг смирения и принятие братией смерти.
После принятия христианства ярый язычник Владимир стал приверженцем истинной веры. Отказавшись от многоженства, князь Владимир жил с одной женой и с ней воспитывал своих сыновей в послушании, смирении и терпении. Борис и Глеб были младшими детьми великого князя, выросшими на помощи бедным и сиротам.
Борис правил в Ростове, Глеб получил Мура. Великий Владимир назначил Бориса наследником своего княжества, хотя он и не был старшим сыном.
Святополк в 1015 году самовольно занял престол князя после его смерти. Смиренный и послушный Богу Борис не боролся за власть, был занят войной с печенегами, но Святополк был не столь миролюбив и решил убить братьев.
Глеб, зная о намерениях старшего брата, не хотел боя и пытался уйти от расправы, но убийцы настигли его под Смоленском, убили и бросили в поле.
Борис был убит в палатке во время молитвы. Пронзенный мечами, юный князь просил милости для совершения последней покаянной молитвы, после чего велел палачам поскорее закончить свое черное дело.
Сын Владимира Ярослав, впоследствии названный Мудрым, не вытерпел убийств братьев, разбил войско Святополка, изгнал его из Киевской земли и стал править сам. Память о невинно убиенных юных князьях не давала покоя Ярославу Мудрому, и он решил найти их могилы. Если могила Бориса была известна, то место захоронения Глеба никто не знал.
Местные жители местности под Смоленском рассказали людям Ярослава, что в поле есть место, над которым ночью можно увидеть дивное зарево и услышать ангельские голоса. После тщательных раскопок было найдено тело Глеба, которое оказалось нетленным и источало приятный аромат. Мощи убиенных были перенесены в Вышгородскую церковь, и над ними тотчас же стали совершаться чудеса.
В 1026 году сгорела церковь св. Василия Святителя, в которой хранились мощи малолетних князей. Новую усыпальницу построил Ярослав Мудрый, в нее поместили тела князей, которые в 1072 году были канонизированы Православной Церковью.
При праздновании 100-летия со дня кончины братьев была построена новая Борисоглебская церковь под руководством князя Олега Святославича, в ней устроена новая усыпальница, но она была разграблена в 1240 году татарской ордой, мощи святые исчезли, но явились святые образы Бориса и Глеба, с которыми случаются чудеса.
Время написания святого образа относится к 14 веку. Несколько святых образов можно увидеть в разных церквях.
Первым появилось изображение, изображающее убитых князей в княжеских одеждах, держащих в руках меч и крест, символизирующих убийство и преданных христианской вере.
Позже появляется икона с изображением князей верхом на лошадях. В то же время Сам Иисус смотрит на них.
Православная церковь признала братьев покровителями земли русской. Именно этот образ унесла с собой армия
Святые благоверные князья Руси и страстотерпцы Борис и Глеб - первые русские канонизированные святые, совершившие свой духовный подвиг в XI веке. На протяжении десяти веков люди помнят их и молятся им, обращаются к небесным покровителям за помощью и исцелением.
На некоторых православных русских иконах изображены два брата. Один постарше, с бородой, другой помоложе. Носят княжеские плащи, шапки с круглым верхом и соболиной опушкой. Братья стоят или едут рядышком на легконогих конях: один вороной, вороной, другой рыжий, на вид почти рыжий. Это Борис и Глеб - первые святые земли русской.
Братья были младшими сыновьями киевского князя Владимира Святославовича – того самого, которого в народе называли «Красное Солнышко». Борис и Глеб с юных лет услышали непростую историю своего отца. Ему пришлось ополчиться на своего старшего брата Ярополка, борьба которого за княжескую власть привела к гибели их третьего брата Олега. Разбив дружину брата, Владимир проявил великодушие и не собирался проливать собственную кровь. Однако Ярополк все же погиб от мечей варягов, и смерть его тяжелым камнем легла на душу князя Владимира.
Распри между князьями привели к великому опустошению русских земель. Воспользовавшись смутой, поляки и болгары двинулись на Русь, на ее южные границы совершали набеги степные печенеги. Владимиру Святославовичу не раз приходилось вести свою дружину в походы, освобождая и собирая под свое крыло захваченные поместья. После одного из таких походов (на Херсонес) киевский князь крестил своих подданных в водах Днепра.
Новая, православная вера пришлась по душе Борису и Глебу. Старший, Борис, хорошо знал грамоту, часто читал Священное Писание и рассказывал с братом о жизни великих христианских подвижников и мучеников. Примеры людей, не дрогнувших перед суровыми жизненными испытаниями и не отрекшихся от веры, воодушевили братьев. Очень скоро им самим пришлось делать нелегкий выбор в жизни.
В 1015 году престарелый князь Владимир Святославович тяжело заболел и не смог возглавить новый поход против печенегов. Вместо себя он послал своего сына Бориса, который к тому времени уже почти четверть века княжил в городе Ростове. У Владимира было несколько сыновей, но его выбор пал на Бориса не случайно. Он был хорошим командиром, был добр к простому народу, дружина его любила.
Борису не пришлось воевать в том походе. Печенеги, узнав о приближении грозного войска, ушли далеко в степь, а к тому времени из Киева пришло печальное известие — умер князь Владимир. Однако не только это огорчало Бориса. Гонцы сообщали, что киевский престол захватил его старший брат Святополк. Опасаясь, что Борис тоже будет претендовать на престол, он решил убить его.
Возмущенная дружина Бориса подняла шум, предлагая пойти войной на Киев, захватить престол силой и свергнуть Святополка, которого они не любили. Однако Борис прекрасно знал, к чему приведут такие действия. Огонь старой семейной драмы вот-вот снова вспыхнет, опалив теперь уже детей князя Владимира. России вновь грозила гибель, сотни воинов могли погибнуть в княжеской борьбе за власть.
Борис не хотел допустить этого. Он распустил отряд и остался в своей палатке молиться. Он знал, что подосланные Святополком убийцы были недалеко. Утром ворвались в шатер князя и стали бить его копьями. Его верный слуга, венгр Георгий, пытался накрыть Бориса своим телом. Не пощадили и его. Тело истекающего кровью князя завернули в палаточное полотно, бросили на телегу и повезли в сторону Киева. Борис еще дышал у городских стен. Завершив свое грязное дело, убийцы закололи его мечами. Тело убитого князя было погребено в Вышгороде, у храма Василия Блаженного.
В это время Святополк послал вестников к Глебу, который княжил в Муроме. Гонцы сообщили Глебу, что князь Владимир тяжело болен, и вызвали сына в Киев проститься перед смертью. На самом деле и Владимир, и Борис уже были мертвы. Этой уловкой Святополк пытался выманить своего брата из Мурома, чтобы расправиться и с ним. Глеб поверил посыльным и отправился в путь.
Другие посыльные нашли Глеба недалеко от Смоленска. Их прислал четвертый сын Владимира, Ярослав, который хотел сообщить брату, что отец их мертв, Борис убит, а жизни Глеба грозит смертельная опасность. Глеб не хотел верить этим страшным словам. У него была возможность вернуться в Муром, окружить себя дружиной, переждать. Однако, как и его брат Борис, он не захотел сопротивляться злу и пошел навстречу смерти.
Смерть настигла Глеба на Днепре, в устье реки Медыни. Ладья наемных убийц догнала ладью Глеба, и через несколько мгновений молодой князь упал с перерезанным горлом. В летописях говорится, что тело убитого было выброшено на берег «между двух палуб».
Борис и Глеб почти добровольно приняли смерть, отказавшись от вооруженной борьбы с коварным братом, но ему не суждено было долго править в Киеве. Осенью к стенам города подошло новгородское войско во главе с Ярославом. Опасаясь расправы, Святополк бежал.
Но он не мог смириться с потерей власти и дважды появлялся у стен Киева. Первый раз привел печенегов, второй раз - поляков. Святополк хотел добиться власти любым путем. Ярослав боролся с братоубийством долгих четыре года. Однажды он даже был вынужден бежать в Новгород, но в 1019 году Святополк был окончательно разбит. Решающее сражение произошло у реки Альты — той самой, на берегу которой был убит князь Борис. Святополк бежал в Польшу, где до конца своих дней не нашел себе пристанища. В народе его называли Смертным.
Тело Глеба нашли спустя несколько лет. Чудом его не коснулась тленность. Останки мученика были погребены рядом с братом – в Вышгороде.
Впоследствии у могилы убитых князей была освящена первая из борисоглебских церквей. Его построил Ярослав Мудрый, а освящение каменного пятиглавого храма 24 июля 1026 года совершил митрополит Киевский Иоанн совместно с собором местного духовенства.
В 1071 году Борис и Глеб были канонизированы. Они не были ни монахами, ни отшельниками. Братья не ответили на зло насилием, они приняли смерть и, таким образом, стали первыми русскими страстотерпцами. Память их чтится 2 мая; в этот день мощи братьев были перенесены в новый храм в Вышгороде. Святые Борис и Глеб были и остаются на Руси «небесными молитвенниками» для всех православных христиан.
Почитание святых братьев-князей Бориса и Глеба было начато также их братом Ярославом Мудрым после того, как он занял великокняжеский престол в Киеве.
Летописцы в один голос сравнивали Святополка с другим братоубийцей, библейским Каином, имя которого стало нарицательным, и утверждали, что злодей до конца своих дней нигде не имел покоя, и даже его могила источала смрад и зловоние.
Кровь, пролитая Глебом и его братом, как будто залила огонь междоусобиц, полыхавший на Руси, но память о братьях пережила их навеки, ибо сказано в Священном Писании: «Не бойтесь убивающих тело, но не может убить душу».
Порой, в ключевые моменты истории, в мире появляются образы братьев, благословляющих людей на духовные дела.
В 1240 г. шведские корабли вошли в устье Невы. Когда весть о неприятельском нашествии дошла до Новгорода, его князь Александр, не дожидаясь помощи соседей, выступил со своим отрядом навстречу неприятельскому отряду. Легенда гласит, что в ночь перед битвой в тумане на водах реки появилась лодка, на которой стояли два святых брата. Они благословили новгородцев на ратный подвиг. Шведы потерпели поражение, а после этого славная победа.
Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, покровителями царствования и почитаются Православной Церковью как чудотворцы и страстотерпцы.
Перенесение мощей Бориса и Глеба.
В чем особенность святых Бориса и Глеба , в чем заключался их духовный подвиг, что на протяжении стольких веков о нем помнят? Если присмотреться, то кажется, что ничего особенного они не сделали - это даже не мученики, а страстотерпцы, то есть те, кто без сопротивления принял страдания и смерть от рук своих единоверцев, и не совершил мученическое исповедание веры.
Борис и Глеб были сыновьями киевского князя Владимира Святославича, их старшими сводными братьями были Святополк, прозванный Окаянным, и Ярослав Мудрый.
Владимир вызвал Бориса в Киев и дал ему воинов для борьбы с печенегами. Он отправился в поход и, не встретив неприятеля, собирался возвращаться, как вдруг получил известие о смерти отца и о том, что Святополк хочет убить его, чтобы единолично захватить власть.
Борис не бежал, а встал на молитву в своем шатре — здесь на него напали подосланные Святополком убийцы. Смертельно раненный, он молил о прощении своих врагов.
И, взглянув на убийц своих грустным взглядом, с осунувшимся лицом, весь обливаясь слезами, сказал: «Братья, когда придете, доделайте вверенное вам. И мир моему брату и вам, братья!
Ярослав предупредил Глеба, что Святополк тоже хотел убить его вслед за братом, но Глеб тоже не скрылся от врагов и принял страдания и смерть. Его тело было брошено в безлюдное место, и пастухи долгое время видели там свет и слышали ангельское пение, но никто не знал причины, пока Ярослав Мудрый много лет спустя не нашел тело Глеба и не похоронил его рядом с Борисом. Тело святого оставалось нетленным, и дикие звери не прикасались к нему.
В 1072 году мощи братьев были торжественно перенесены в новый собор в Вышгороде - с тех пор 15 мая считается днем их прославления. В течение ста лет у гроба святых совершались чудеса исцеления, поэтому они и прославились как целители.
Во всех изображениях — и на иконах, и в литературных памятниках — подчеркнуты смирение и кротость братьев, их добрые, мягкие лики. Именно в этом и заключается их святость - в принятии страдания без сопротивления, в прощении и любви.
Народ хранит память о святых в названиях церквей, монастырей и городов - в России есть город Борисоглебск в Воронежской области, Романов-Борисоглебск (Тутаев) в Ярославской области, город Даугавпилс в Литве также носил название Борисоглебск раньше, и это не говоря уже о многих борисоглебских церквях...
В Москве у Арбатских ворот располагалась знаменитая церковь Бориса и Глеба, разрушенная в 1930-е годы – ее вспоминает Борис Пастернак в поэме «Вакханалия»:
Городок. Зимнее небо.
Темный. Пролеты ворот.
У Бориса и Глеба Света, а служба идет.
Молящиеся лбы
облачения И старухи
шушуные свечи
пламенем снизу
Слабо освещают...
Плач Бориса по умершему отцу находит отклик в сердцах читателей даже через тысячу лет:
Увы мне, мой отец и мой господин! К кому я прибегну, на кого обращу свой взор? Где еще мне найти такую мудрость и как мне обойтись без руководства твоего ума? Увы мне, увы мне! Как ты заходил, мое солнышко, но меня там не было! Если бы я был там, я бы собственными руками снял твое честное тело и предал твою могилу. Но я не носил твоего доблестного тела, я не имел права целовать твои прекрасные седые волосы. Сердце мое горит, душа смущает разум, и я не знаю, к кому обратиться, кому рассказать эту горькую печаль?
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.