НОВОСТИ КИНО30 июля
Почему «Оппенгеймер» войдет в историю как один из самых определяющих фильмов нашей эпохи?
К концу десятилетия, последовавшего за Второй мировой войной, запасы ядерного оружия Америки выросли с примерно 300 боеголовок до почти 18 000 единиц ядерного оружия.
В течение следующих пяти десятилетий США произвели более 70 000 единиц ядерного оружия, потратив ошеломляющие 5,5 триллиона долларов на свои программы создания ядерного оружия.
Позже решение приступить к созданию водородной бомбы оказалось поворотным моментом в нарастающей гонке вооружений холодной войны.
Кристофер Нолан говорил в нескольких недавних интервью, что, по его мнению, Дж. Роберт Оппенгеймер, человек, которого история называет «отцом атомной бомбы», остается «самым важным человеком, который когда-либо жил».
Режиссер также упомянул, что современные моральные затруднения, вызванные достижениями в области искусственного интеллекта, отражают те, с которыми столкнулся сам Роберт Оппенгеймер.
В одном из таких интервью современный физик-теоретик Карло Ровелли присоединился к Нолану, чтобы поговорить о том, как история Оппенгеймера вписывается в 21 век.
Каждый фильм должен быть свободен от бремени для аудитории, связанного с обязательным условием прочтения того, о чем идет речь.
Но все становится иначе, когда речь идет о фигуре, чья жизнь была столь же трагически грандиозной, как жизнь Оппенгеймера.
На основе получившей Пулитцеровскую премию книги Кая Берда и Мартина Дж. Шервина «Американский Прометей: Триумф и трагедия Дж. Роберта Оппенгеймера» Нолан написал сценарий от первого лица во время пандемии COVID-19.
Но его трехчасовая биографическая драма о главном герое требует не меньшего подтекста о входящем человеке, поскольку требует тщательного изучения нашей культурной точки зрения.
Излишне говорить, что фильм плотно упакован, жонглирует разными временными линиями и в основном разыгрывается, перефразируя одного персонажа, в «убогих маленьких комнатах вдали от центра внимания».
Самым примечательным достижением Нолана как одного из самых важных современных режиссеров является то, что он неоднократно привносил науку в общественное сознание.
В «Оппенгеймере» история разворачивается по двум колеблющимся линиям : одна под названием «Расщепление» воспроизводится в ярких цветах, а другая под названием «Слияние» – монохромная.
В отличие от книги, на которой он основан, фильм разворачивается нелинейно, разрываясь между битами и откровениями о жизни скандального физика с захватывающим чувством безотлагательности, напоминающим параноидальные триллеры 70-х, а также невероятный «Джон Ф. Кеннеди» Оливера Стоуна.
Подобно желанию физика свести воедино двух своих муз в физике и каньоны Нью-Мексико, Нолан ловко воссоздает большинство экстерьеров фильма на ранчо Призраков и в Санта-Фе.
Более того, использование известных актеров в качестве второстепенных персонажей, большинство из которых появляются как мифические существа за их вклад в науку и историю, оказывает влияние, поскольку вы осознаете серьезность их присутствия на экране.
В конце концов, режиссер наиболее известен тем, что использует визуальные подсказки, которые ориентируют зрителей в его грандиозных повествованиях, чтобы они не чувствовали себя потерянными.
Но в отличие от обычных байопиков, «Оппенгеймер» строго служит порталом в жизнь человека, несущего на себе тяжесть своего интеллекта и вину своего творения, а не хронологическим портретом его жизни.
В этом отношении он совпадает с биографическими фильмами, такими как «Андрей Рублев», которые уклоняются от базовой причинно-следственной структуры, обращаясь внутрь себя.
Таким образом, Нолан навязывает культурные подводные течения и чувственность эпохи Маккарти жизни одного человека, оказавшегося прямо в центре ее горючих последствий.
Заметное отсутствие дат или субтитров с указанием местоположения также помогает фильму функционировать на другом уровне с точки зрения его понимания времени и истории.
При этом фильм использует Оппенгеймера как статичный и, в конечном счете, трагический маяк для изучения безнадежного состояния, в котором нас оставил ядерный век.
Это также то, что делает фильм самым контролируемым Ноланом в его мастерстве; привязывая фильм к ощущению общей истории, режиссер избегает ловушек, связанных с громким подчинением своей аудитории полусырым и неосязаемым скачкам веры в повествовании.
На самом деле, как и в недавнем фильме Уэса Андерсона «Город астероидов» – еще одном глубоко размышляющем фильме, исследующем паранойю жизни в ядерный век, – «Оппенгеймер» также показывает выдающегося автора, полностью преданного своему стилю кинопроизводства.
Фильмы Нолана наиболее известны тем, что они сжимают и передают обширную повествовательную информацию посредством визуальных демонстраций.
На ум приходит сцена из «Интерстеллара», где червоточину объясняют, показывая сложенный лист бумаги, а затем протыкая в нем дырку карандашом.
В то время как создателя фильма критиковали за его часто пояснительные диалоги, «Оппенгеймер» ловко превращает каждое техническое решение в хорошо продуманный выбор повествования.
Изложенная информация становится не актом ленивого письма, а инструментом для лучшего обслуживания субъективного взгляда и явной одержимости, с которой главный герой подходит к своему проекту.
Также поразительно видеть, насколько сценарий остается приверженным фактическим стенограммам, вплетенным в фильм с лихорадочным редактированием Дженнифер Лэйм.
Несмотря на то, что это самая длинная запись в фильмографии Нолана, это может быть просто один из самых динамичных фильмов года.
Это указывает на то, что Нолан был наиболее уверен в том, что не потеряет свою аудиторию из-за своего почти невозможного перекрестного редактирования.
Из-за этого даже те части, которые не соответствуют действительности, кажутся исторически захватывающими.
С «Оппенгеймером» Нолан дал нам типичный противоположный ответ всем современным блокбастерам. При съемке фильма на массивный IMAX 70 мм самые грандиозные моменты и выводы остаются от микроскопических взглядов и взглядов, которые персонажи проходят через обшарпанные комнаты.
Полностью избегая использования CGI, самые интуитивные моменты остаются моментами удивительной неподвижности, направляя весь масштаб истории через их близость.
Эмоционально и физически фильм превосходит 10-минутную тестовую серию Trinity, но в целом работает даже лучше, потому что признает то же самое; это третий акт фильма, который создает ощущение безотлагательности не за счет внутренних или физических действий, а за счет демонстрации политических последствий решений, принятых в первой половине.
«Ты великий продавец науки», – говорит один из персонажей Оппи в одном из моментов фильма.
В другом случае коллега советует ему не приносить свою политику в класс.
Есть намек на то, что Оппенгеймера наняли для наблюдения за Манхэттенским проектом не вопреки его связям с коммунистами, а благодаря им.
Хотя фильм проходит мимо его ранних лет жизни до того, как он в конце концов попал в Беркли, временной сдвиг в психике мужчины дает нам неизгладимое влияние его внебрачной связи и коммунистических знаний на его формирование.
Но Нолан решает приоткрыть эти дремлющие двери вины только после того, как человек сталкивается с ужасным откровением своей силы.
Той самой силы, которую, как он опасался, американцы высвободят, если им не удастся сохранить какое-либо «моральное преимущество» после применения атомной бомбы.
В одной из самых важных сцен фильма Оппенгеймер и Эдвард Теллер обсуждают возможные последствия, которые может повлечь за собой их творение, наблюдая, как то же самое уносят в правительственное учреждение. Поскольку двое мужчин с противоречивыми моральными идеалами стоят, прикрывая каждую сторону кадра, Оппенгеймер предполагает, что только потому, что они построили его, «не означает, что мы должны решать, как его использовать».
В одной из лучших сцен мы наблюдаем, как Оппенгеймер разговаривает со своими ликующими коллегами и подчиненными на сцене.
Оппи знает, что он должен поздравить их и оставаться оптимистом как лидер.
Пробормотав глупое замечание о том, что японцам это определенно «не понравилось», он мгновенно осознает его черствость, когда мы наблюдаем, как над ним складывается дополнительное измерение.
Это единственный раз, когда мы действительно видим повторяющийся мотив топания ногами на экране, разыгранный в момент славы и триумфа, но который продолжает пронизывать звуковой ландшафт фильма вместе с мучительным состоянием психики его субъекта. «Оппенгеймер» остается рассказом о том, как справиться с последствиями своих достижений.
По мере того, как катастрофический потенциал работы физика становится очевидным, фильм проводит вторую половину, цепляясь за индивидуализм человека, человека, обремененного своими навыками и величием.
В конце концов, именно это делает ее греческой трагедией.
В интервью 1955 года Оппенгеймера спросили, были ли ученые отчуждены от правительства.
Последствия того же вопроса подчеркивают фильм Нолана. После почти 70 лет преследований физика маккартистами за его коммунистические связи, фильм сквозь тошнотворный воздух протыкает непреодолимую моральную пропасть между истеблишментом и научным темпераментом, который он оставил нам сегодня.
Выбор никогда не показывать атомные бомбардировки напрямую подтверждает намерение режиссера снимать фильм не о взрыве, а о его последствиях.
В 2023 году история «отца атомной бомбы» остается актуальной, поскольку она символизирует тех, кто высказывает такое беспокойство.
В то время как его общие мотивы и внутренние беспорядки останутся только сферами академического интереса, то, что остается первичным, – это подтверждение каждым поколением важности наличия моральной дилеммы. Поражение Оппенгеймера ознаменовало смерть американского либерализма, поскольку политика того времени разрушила долгое пребывание физика в должности, изменив контекст его ландшафта Нью-Мексико. Мужчина провел свои последние годы как социальный изгой.
Обоснование постмодернистской теории было подкреплено прощальной речью президента Дуайта Эйзенхауэра в 1961 году – знаменитой речью, в которой он предостерег от создания «военно-промышленного комплекса».
Создавая атомную бомбу, Оппенгеймер постоянно ссылался на то международное сотрудничество, о котором всегда мечтал президент Франклин Д. Рузвельт.
Но, как он вскоре понял, добро, которое мы, люди, делаем, никогда не сможет компенсировать разрушение, причиненное нам нашими добрыми намерениями.
Теги: #новинки кино
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.