ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ07 ноября
Православные праздники 9 ноября (27 октября по старому стилю)
Святой Нестор Летописец, Киево-Печерский, Ближние пещеры, родился в Киеве в 1050 году.
Он пришел к святому Феодосию (память 3 мая) юношей и стал послушником.
Святой Нестор принял монашеский постриг при преемнике святого Феодосия, игумене Стефане, и при нем был рукоположен во иеродиакона.
О его высокой духовной жизни говорится, что он вместе с рядом других отцов-монахов участвовал в изгнании беса из Никеты Пустынника (память 31 января), увлекшегося еврейской мудростью Ветхого Завета.
Святой Нестор глубоко ценил истинное знание, наряду со смирением и покаянием.
«Велика польза книжного учения, – сказал он, – ибо книги указывают и учат нас пути к покаянию, ибо из слов книг мы открываем мудрость и воздержание. Это поток, орошающий вселенную, из которого рождается мудрость. В книгах безбрежная глубина, ими мы утешаемся в печали, и они узда для умеренности. Если ты будешь усердно входить в книги мудрости, то обнаружишь великую пользу для своей души. Поэтому тот, кто читает книги, беседует с Богом или со святыми».
В монастыре преподобный Нестор имел послушание летописца.
В 1080-х годах он написал «Сказание о житии и мученичестве блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба» в связи с перенесением мощей святых в Вышгород в 1072 году (память 2 мая).
В 1080-х годах преподобный Нестор составил также Житие преподобного Феодосия Киево-Печерского.
А в 1091 году, накануне престольного праздника Киево-Печерского монастыря, ему было поручено игуменом Иоанном выкопать святые мощи преподобного Феодосия (память 14 августа) для перенесения в церковь.
Главным трудом в жизни святителя Нестора было составление в 1112-1113 годах Русской Повести.
«Вот рассказ о прошедших годах, о том, как образовалась русская земля, кто был первый князь в Киеве и как устроена русская земля».
В самой первой строке, написанной святителем Нестором, изложена его цель.
Святитель Нестор пользовался чрезвычайно широким кругом источников: предшествующими русскими летописями и поговорками, монастырскими записями, византийскими летописями Иоанна Малала и Георгия Амартолоса, различными историческими сборниками, рассказами боярина-старца Ивана Вышатича и купцов и воинов, подмастерьев и тех, кто знал.
Он сводил их вместе с единой и строгой церковной точки зрения.
Это позволило ему написать свою историю России как составную часть всемирной истории, истории спасения рода человеческого.
Монах-патриот описывает историю Русской Церкви в ее знаменательных моментах.
Он говорит о первом упоминании русского народа в исторических источниках в 866 году, во времена святителя Фотия, патриарха Константинопольского.
Он рассказывает о создании славянской азбуки и письменности святыми Кириллом и Мефодием; и Крещение святой Ольги в Константинополе.
Летопись святителя Нестора сохранила для нас рассказ о первой православной церкви в Киеве (под 945 годом), о святых мучениках-варягах (под 983 годом), об «испытании вер» святым Владимиром ( в 986 г.) и Крещение Руси (в 988 г.).
Мы обязаны первому русскому церковному историку подробностями о первых митрополитах Русской Церкви, о возникновении Киево-Печерского монастыря, его основателях и подвижниках.
Времена, в которые жил святитель Нестор, были непростыми для Русской земли и Русской Церкви.
Русь лежала, раздираемая княжескими междоусобицами; половецкие кочевники степей опустошали грабительскими набегами и города, и села.
Они увели многих русских людей в рабство, сожгли церкви и монастыри.
Святитель Нестор был очевидцем разорения Киево-Печерской обители в 1096 году.
В летописи представлена богословски осмысленная патриотическая история.
Духовная глубина, историческая верность и патриотизм «Русской Повести» ставят ее в ряд значительных произведений мировой литературы.
Скончался преподобный Нестор около 1114 года, оставив другим монастырским летописцам Киево-Печерского монастыря продолжение своего великого дела.
Его преемниками в писании Летописи были: игумен Сильвестр, дополнивший Русскую Первую Летопись современными сведениями; Игумен Моисей Выдубицкий довел его до 1200 года; и, наконец, игумен Лаврентий, написавший в 1377 году самую древнюю из сохранившихся рукописей, хранящих Летопись святого Нестора (список этот известен как «Лаврентьевская летопись»).
Житийную традицию Киево-Печерских подвижников продолжил святитель Симон, епископ Владимирский (память 10 мая), составитель Киево-Печерского патерика.
Повествуя о событиях, связанных с житием святых угодников Божиих, преподобный Симон часто цитирует, среди прочих источников, и Летопись преподобного Нестора.
Святой Нестор был погребен в Ближних пещерах преподобного Антония.
Память его Церковь чтит также в Соборе святых Ближних Печерских отцов, отмечаемом 28 сентября, и во вторую Неделю Великого поста, когда празднуется Собор всех Киево-Печерских отцов.
Его произведения неоднократно публиковались, в том числе и на английском языке как «Русская первичная летопись».
Обретение мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского произошло в 1539 году при участии преподобного Даниила Переславского (+ 1540, память 7 апреля).
Святой благоверный князь Андрей был сыном смоленского князя Феодора Фоминского.
Еще в юношеских годах он, огорченный спорами братьев, покинул родной город и отправился простым странником в Переславль-Залесск.
В смирении и кротости он провел тридцать лет церковным старостой в храме святителя Николая, рядом с которым и похоронен.
После его смерти нашли фамильный княжеский перстень, золотую цепь и надпись со словами: «Я Андрей, один из смоленских князей».
Христианские праздники 8 ноября
Христианские праздники 10 ноября
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.