ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ11 марта
Православные праздники 8 марта (23 февраля по старому стилю)
2-я седмица Великого поста
Святой Поликарп, епископ Смирнский, «плодоносный во всяком деле добром» (Кол. 1:10), родился в первом веке, жил в Смирне в Малой Азии.
Он рано осиротел, но по указанию ангела был воспитан благочестивой вдовой Каллистой.
После смерти приемной матери Поликарп раздал свое имущество и стал вести целомудренную жизнь, заботясь о больных и немощных.
Он очень любил и был близок со святителем Вуколом, епископом Смирнским (память 6 февраля).
Он рукоположил Поликарпа во диакона, поручив ему проповедовать Слово Божие в церкви.
Он также рукоположил его в святое священство.
В это время был еще жив святой апостол Иоанн Богослов.
Святой Поликарп был особенно близок со святителем Иоанном и иногда сопровождал его в его апостольских странствиях.
Незадолго до смерти святой Вукол выразил желание, чтобы Поликарп был поставлен епископом Смирны.
Когда святой Поликарп был рукоположен во епископа, ему явился Господь Иисус Христос.
Святитель Поликарп с апостольским усердием руководил своей паствой и пользовался большой любовью духовенства.
Высоко ценил его и святитель Игнатий Богоносец Антиохийский (память 20 декабря).
Отправляясь в Рим, где его ждала казнь, он писал святому Поликарпу: «Этот век нуждается в тебе, чтобы достичь Бога, как лоцманы нуждаются в ветрах и как мореплаватель в гавани».
Император Марк Аврелий (161-180) вступил на римский престол и начал жесточайшие гонения на христиан.
Язычники потребовали, чтобы судья разыскал святого Поликарпа, «отца всех христиан» и «обольстителя всей Азии».
В это время святой Поликарп, по настоянию паствы, остановился в небольшом селении недалеко от Смирны.
Когда воины пришли за ним, он вышел к ним и пригласил их на трапезу.
Он попросил время помолиться, чтобы приготовиться к мученической кончине.
Его страдания и смерть описаны в «Послании христиан Смирнской церкви к иным церквам», одном из древнейших памятников христианской литературы.
Будучи преданным суду, святой Поликарп твердо исповедал свою веру во Христа и был приговорен к сожжению заживо.
Палачи хотели пригвоздить его к столбу, но он заявил, что Бог даст ему силы вынести пламя, так что они могут просто связать его веревками.
Пламя окружило святого, но не коснулось его, сойдясь над его головой в виде свода.
Увидев, что огонь не причинил ему вреда, язычники закололи его кинжалом.
Из этой раны вытекло столько крови, что она потушила пламя.
Затем тело священномученика Поликарпа было сожжено. Христиане Смирны с благоговением собирали остатки его святых мощей и каждый год праздновали день его мученической кончины.
О святом Поликарпе сохранился рассказ его ученика, святого Иринея Лионского, который Евсевий приводит в своей «Церковной истории» (V, 20):
«Я был еще очень молод, когда увидел тебя в Малой Азии у Поликарпа, – пишет святой Ириней своему другу Флорину, – но еще мог бы указать место, где сидел и беседовал блаженный Поликарп, и мог бы изобразить его ходьбе, его манерах в жизни, его наружности, его говорении с людьми, его товарищеских странствиях с Иоанном, и как он сам рассказывал, вместе с другими очевидцами Господа, то, что он помнил из чужих слов. Он также рассказал, что слышал от них о Господе, Его учении и чудесах...
По милости Божией ко мне, я уже тогда внимательно слушал Поликарпа и записывал слова его не на скрижалях, а в глубине сердца моего.
Поэтому я могу засвидетельствовать перед Богом, что если бы сей блаженный и апостольский старец услышал нечто подобное вашему заблуждению, то тотчас же заткнул бы уши и выразил свое негодование обычной своей фразой: «Боже мой! Что Ты позволил мне быть живым в такое время!»
При жизни святитель написал несколько Посланий к пастве и писем разным лицам.
До наших дней дошло только его Послание к филиппийцам, которое, как свидетельствует святой Иероним, читалось в церквях Малой Азии на богослужениях.
Написано святителем в ответ на просьбу филиппийцев прислать им письма священномученика Игнатия (память 20 декабря), которые были у святителя Поликарпа.
Композитор Х. И. Ф. Бибье (1644-1704) написал в честь святого мученика Сонату «Scti Polycarpi» для восьми труб.
Святитель Поликарп Брянский, в миру был князем Петром Ивановичем Борятинским, потомком святого Михаила, князя Черниговского (память 20 сентября).
Это предположение выдвинуто потому, что Борятинский связан с судьбой Брянского Спасо-Преображенского монастыря.
Имя князя Петра Борятинского часто встречается в документах XVI века.
Таким образом, он был среди тех, кто был отправлен воевать против шведского короля на реке Сестре.
В 1576 году он был назначен воеводой в Туле. В 1580 г. Борятинский, назначенный воеводой в Холм, попал в осаду к литовцам во главе с Паниным.
После освобождения из плена при Борисе Годинове Борятинский с позором вернулся домой.
В 1591 году он был назначен воеводой в Тюмень, но через несколько лет оставил мир, поселился в Брянске и принял монашеский постриг с именем Поликарп.
На свои средства преподобный построил монастырь Преображения Господня и установил в нем Правило строгой подвижнической жизни.
Святой Поликарп был первым настоятелем этой обители. Он умер и был похоронен там в 1620 или 1621 году.
Святой Александр, основатель монастыря «Неусыпающих», родился в Азии и получил образование в Константинополе. Некоторое время он находился на воинской службе, но, почуяв призвание к иной службе, оставил мир и принял монашеский постриг в одном из сирийских пустынных монастырей близ Антиохии под руководством игумена Илии.
Четыре года он провел в строгом послушании и иноческом подвиге, после чего получил от игумена благословение на пребывание в пустыне.
Уходя в пустыню, преподобный ничего не взял с собой из монастыря, кроме Евангелия.
Затем монах семь лет подвизался в пустыне. После этого Господь призвал его проповедовать язычникам.
Святитель обратил ко Христу местного градоправителя по имени Равула, который впоследствии был рукоположен во епископа и в течение 30 лет занимал архиерейскую кафедру города Едессы.
Вместе с Равулом все местные жители приняли Крещение, а перед причастием сожгли своих идолов на городской площади.
Утвердив новообращенных в вере, святой Александр снова ушел в пустыню, где случайно наткнулся на пещеру разбойников.
Не боясь грозившей ему опасности, он проповедовал им Евангелие и призывал их к покаянию.
Все разбойники раскаялись, они приняли святое Крещение, а свою пещеру превратили в монастырь, где пребывали в молитве и покаянии.
Святой Александр поставил для них игумена, дал им монашеский устав, а сам поселился еще дальше в пустыне.
Несколько лет он жил в полном одиночестве. Но и там к монаху стали стекаться любители уединения.
Возник монастырь, насчитывавший 400 монахов.
Желая в этой обители установить непрестанное хваление Господу, преподобный три года молился, чтобы Творец открыл ему Свою волю, и, получив тогда откровение, установил в обители следующий порядок: все монахи разделились в 24 часов молитвы.
Сменяясь ежечасно, днем и ночью, они пели в два лика псалмы Давида, прерывая это только на время богослужений.
Монастырь получил название «Неусыпающие», потому что монахи днем и ночью воспевали хвалу Богу.
Святой Александр управлял монастырем на Евфрате двенадцать лет.
После этого, оставив игуменом одного из своих учеников, опытного старца Трофима, он отправился с избранной братией по городам, пограничным с Персией, проповедуя Евангелие среди язычников.
После этого миссионерского путешествия святой Александр некоторое время жил со своими монахами в Антиохии.
Там он построил церковь для горожан и приют для больных и бездомных на деньги, предоставленные ему благотворительными антиохийцами.
Однако по козням ревнителей святой Александр вынужден был переселиться в Константинополь.
Здесь он основал новый монастырь, в котором также установил монашеский устав «непрестанного бдения».
Святой Александр и его иноки пострадали в Константинополе от еретиков-несториан, терпя побои и заточение.
После этого, когда стихла буря волнений, святой Александр провел последние дни своей жизни в основанной им Константинопольской обители.
Он умер в глубокой старости около 430 года, после 50 лет непрекращающихся монашеских подвигов.
Его память также отмечается 23 февраля.
Христианские праздники 7 марта
Христианские праздники 9 марта
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.