ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ20 октября
Православные праздники 7 октября (24 сентября по старому стилю)
Родилась | 30-е годы I века Икония |
---|---|
Умерла | II век Селевкия |
В лике | равноапостольных |
День памяти | в Православной церкви 24 сентября (7 октября), в Католической церкви 23 сентября |
Святая первомученица и равноапостольная Фекла родилась в городе Иконии.
Она была дочерью богатых и знатных родителей и отличалась необыкновенной красотой.
В восемнадцать лет ее обручили с знатным юношей.
Но, услышав проповедь святого апостола Павла о Спасителе, святая Фекла всем сердцем возлюбила Господа Иисуса Христа и твердо решила не вступать в брак, а всю жизнь свою посвятить проповеди Евангелия.
Мать святой Феклы воспротивилась планам дочери и настояла на том, чтобы она вышла замуж за своего суженого.
Жених святой Феклы также жаловался префекту города на апостола Павла, обвиняя его в том, что он настраивает против него свою невесту.
Префект заключил святого Павла в темницу.
Ночью святая Фекла тайно убежала из своего дома, подкупила тюремных стражников, отдав им все свои золотые украшения, и так пробралась в темницу к узнику.
Три дня сидела она у ног апостола Павла, слушая его отеческие наставления.
Исчезновение Феклы было обнаружено, и повсюду разослали слуг на ее поиски.
Наконец, они нашли ее в тюрьме и силой привезли домой.
На суде святой Павел был приговорен к изгнанию из города.
Снова уговаривали святую Феклу согласиться на брак, но она не передумала.
Ни слезы матери, ни гнев ее, ни угрозы игумена не могли отлучить святую Феклу от ее любви к Небесному Жениху, Господу Иисусу Христу.
Ее мать в безумной ярости потребовала от судей смертного приговора своей непреклонной дочери, и святая Фекла была приговорена к сожжению.
Не дрогнув, святая мученица вошла в огонь и перекрестила себя.
В это мгновение явился ей Спаситель, благословляя ее настоящее дело, и неизреченная радость наполнила ее святую душу.
Языки пламени взвились высоко, но мученицу окружил свет и пламя не коснулось ее.
Прогремел гром, и сильный ливень с дождем и градом потушил пожар. Мучители в страхе разбежались.
Святая Фекла, хранимая Господом, вышла из города и с помощью одного христианского юноши разыскала апостола Павла.
Святой апостол и его сподвижники, среди которых был святой Варнава, укрылись в пещере недалеко от города, усердно молясь, чтобы Господь укрепил святую Феклу в ее страданиях.
После этого святая Фекла отправилась с ними проповедовать Евангелие в Антиохию.
В этом городе ее преследовал некий сановник по имени Александр, плененный ее красотой.
Святая Фекла отказалась от его предложения руки и сердца и была осуждена на смерть за то, что была христианкой.
Дважды напускали на нее голодных диких зверей, но они не тронули святую деву. Вместо этого они смиренно легли и лизали ей ноги.
Промысел Божий сохранил святую мученицу невредимой во всех ее муках.
Наконец, привязали ее к двум волам и стали преследовать ее раскаленными розгами, но крепкие веревки разорвались, как паутина, и волы разбежались, оставив святую Феклу невредимой.
Народ начал кричать: «Велик Бог христиан!»
Сам префект устрашился, поняв, что святую мученицу хранит Всевышний Бог, Которому она служила.
Затем он приказал освободить рабу Божию Феклу.
По благословению апостола Павла святая Фекла поселилась тогда в пустынной местности Исаврийской Селевкии и прожила там много лет, непрестанно проповедуя Слово Божие и исцеляя больных по своей молитве.
Святая Фекла обратила ко Христу многих язычников, и Церковь уместно именует ее «Равноапостольной».
Даже языческий жрец, пытавшийся посягнуть на ее чистоту и наказанный за свою дерзость, был приведен ею ко святому Крещению.
Не раз Враг рода человеческого пытался погубить святую Феклу через людей, ослепленных грехом, но сила Божия всегда сохраняла эту верную рабу Христову.
Когда святой Фекле было уже девяносто лет, на нее рассердились языческие волхвы за бесплатное лечение больных.
Они не могли понять, что святая исцеляла больных силою благодати Христовой, и предполагали, что девственница-богиня Артемида была ее особой помощницей.
Завидуя святой Фекле, они послали своих последователей осквернить ее.
Когда они приблизились к ней, святая Фекла воззвала о помощи ко Христу Спасителю, и скала раскололась и скрыла святую деву, невесту Христову.
Так святая Фекла принесла свою святую душу Господу.
Святая Церковь прославляет первомученицу Феклу как «славу жены и наставницу страждущих, открывающую путь во всякие муки».
Издревле ей было посвящено множество церквей, одна из которых была построена в Константинополе святым равноапостольным Константином (память 21 мая).
Первомученица Фекла, молитвенная заступница за подвижников, также призывается при постриге женщин в монашество.
Мирожская икона явилась в Мирожском монастыре в 1198 году.
Но позже, при Иване Грозном, в то время, когда в Пскове свирепствовала моровая язва, древняя летопись рассказывает, как из обоих глаз иконы текли слезы.
Много пользы и исцелений для человека произошло от иконы Божией Матери.
Мирожская икона относится к типу «Оранс» («Молящаяся»).
По обе стороны от Пресвятой Богородицы стоят псковские святители: справа святой князь Довмонт-Тимофей (память 20 мая); слева его жена, святая инокиня Марфа, в миру Мария Димитриевна (память 8 ноября 1300 г.).
Царь Иван Васильевич вывез чудотворную икону из Пскова, но в монастыре осталась точная копия: так называемая «Великая Панагия» из Спасо-Мирожского монастыря.
24 сентября 1567 года, в праздник преподобного Авраама, в Мирожском монастыре произошло чудотворное знамение от древней иконы Пресвятой Богородицы.
Празднование Мирожской иконе Знамение было установлено в том же году по благословению архиепископа Новгородского и Псковского Пимена.
К этой иконе была составлена особая служба, которая была напечатана в МИНЕЕ 1666 года.
Святитель Никандр Псковский (в крещении Никон) родился 24 июля 1507 года в крестьянской семье Филиппа и Анастасии в селе Виделебо Псковской земли.
Он с детства мечтал продолжить подвиги своего односельчанина, преподобного Евфросина Спасоелеазара, первоначального псковского пустынника (память 15 мая).
Первым в семье Никона принял монашество его старший брат Арсений.
После смерти отца семнадцатилетнему Никону удалось убедить мать распорядиться имуществом и уйти в монастырь, где она и жила до конца своих дней.
Посетив псковские монастыри и приложившись к мощам преподобного Евфросина и его ученика преподобного Саввы Крыпецкого (память 28 августа), Никон твердо уверился в своем призвании к затворнической жизни.
Для того чтобы иметь возможность читать Слово Божие, Никон был нанят в работники к псковичу Филиппу, который вознаградил его усердие, послав на обучение к опытному учителю.
Видя усердие юноши, Сам Господь направил его на место его подвига.
Усердно молясь в одном из псковских храмов, он услышал от алтаря голос, повелевающий ему идти в пустынное место, которое укажет Господь через Своего служителя Феодора.
Крестьянин Феодор повел его на реку Демьянку, между Псковом и Порховом.
После этого и Филипп, и Феодор, помогавшие преподобному Никандру в достижении его цели, сами должны были вступить на путь монашества и были пострижены в Крыпецком монастыре с именами Филарет и Феодосий.
После нескольких лет безмолвия и суровых подвигов, изнуряющих плоть свою, Никон ушел в монастырь, основанный преподобным Саввой Крыпецким.
Игумен, видя его ослабевшее тело, не сразу согласился принять его, опасаясь, что трудности иноческой жизни будут для него непосильны.
Никон пал у гроба святого Саввы и говорил с ним, как с живым, умоляя взять его в свою обитель.
Игумен смилостивился и постриг Никона с именем Никандр.
Преподобный Никандр претерпел много искушений и скорбей на пути подвижничества.
Блаженный Николай (память 28 февраля) еще во Пскове предсказал святому Никандру «пустынные страдания».
Молитвами всех псковских святых и святого Александра Свирского (память 30 августа и 17 апреля), дважды являвшегося ему, направляя и укрепляя его, и с помощью благодати Божией преодолевал все многообразные козни Злой.
Силой молитвы преподобный побеждал немощь плоти, человеческие слабости и бесовские явления.
Однажды его чуть не убили разбойники, сбежав с единственным, очень ценным имуществом отшельника, его книгами и иконами.
По молитвам святителя двое из них, устрашившись внезапной кончины одного из товарищей, покаялись в своих злых делах и получили от старца прощение.
Преподобный Никандр недолго прожил в Крыпецкой обители и получил благословение вернуться в свою пустыню.
Позже он снова пришел жить в Крыпецкий монастырь, где исполнял послушания экклезиарха и келаря, а затем снова ушел в пустыню и жил там в посте и молитве, размышляя о Слове Божием.
Раз в год, во время Великого поста, святой Никандр приходил в Дамианов монастырь, где исповедовался и причащался Святых Христовых Таин.
За восемь лет до смерти он получил Великую схиму. Многие люди стали приходить к преподобному «на пользу», так как, по словам преподобного Иоанна Лествичника, «монашеская жизнь есть свет для всего человечества».
Верующие обращались к святому Никандру за молитвенной помощью, так как Господь одарил его многими дарами благодати.
Пустынник позаботился обо всех нуждах приезжих и даже построил для них ночлег, «гостевой дом у дуба», который снабжал теплом.
Преподобный не позволял себе блеснуть своими духовными дарованиями.
Заходя тайком в его келью, люди всегда слышали, как он молится с горькими слезами.
Когда он заметил, что поблизости находятся люди, то сразу же стал молиться, скрывая от них дар слез, который он получил.
Святой Никандр до конца жизни оставался пустынником, но дал последние указания, чтобы после его смерти не оставлять место его подвигов, обещая свое покровительство насельникам будущей обители.
Святитель дал последние указания диакону Порховского женского монастыря Петру построить на его могиле храм и перенести туда икону Благовещения Пресвятой Богородицы с Тишанского церковного кладбища.
Он предвидел свою смерть, предсказывая, что он погибнет, когда враги нападут на отечество, и предсказал этот скорый штурм.
24 сентября 1581 года, во время нашествия войска польского короля Стефана Батория, некий крестьянин нашел монаха мертвым.
Он лежал на своей койке, скрестив руки на груди.
Из Пскова приехало духовенство и люди, почитавшие преподобного, среди которых был и диакон Петр, и совершили чин христианского погребения.
В 1584 году на месте подвигов преподобного Никандра, освященном почти полувековой молитвой, был построен монастырь, который стали называть Никандровой пустынью.
Строителем этого монастыря был преподобный Исаия, исцелившийся по молитве святого.
Прославление святителя Никандра произошло при патриархе Иоакиме в 1696 году, а праздники в память его были установлены на 24 сентября, день его преставления, и на храмовый праздник монастыря Благовещения Пресвятой Богородицы.
При реконструкции соборного храма монастыря были обнаружены мощи преподобного Никандра, спрятанные в стене.
29 июня отмечается как день обретения его святых мощей. В настоящее время крепкие молитвенные узы связывают верующих со святителем Никандром, глубоко почитаемым на Псковщине.
Боясь гнева царя Ивана Грозного, родственники опального князя Ивана Ивановича Бельского тайно привезли в город Старицу его семилетнего сына Гавриила.
В годы своего взросления, видя злобу царя на свою семью, молодой князь удалился в Вологду и жил у сапожника, у которого и научился сапожному ремеслу.
Его брак продлился недолго, так как его жена вскоре умерла, оставив принца Габриэля воспитывать маленькую дочь.
Невзгоды земной жизни укрепили в нем намерение посвятить себя Богу.
Выискав место у реки Содимы, он вырыл яму и устроил себе келию возле церкви во имя Пресвятой Троицы.
Приняв постриг с именем Галактион, он стал подвизаться в посте и молитве.
Своего сапожного ремесла подвижник не бросил, а деньги, полученные от работы, разделил на три части.
Одну часть он посвятил Богу, другую часть отдал нищим, а третью часть оставил себе на собственные нужды.
Продвигаясь в духовной жизни, святой Галактион затворился в своей келье, приковав себя к стене. Богобоязненные христиане кормили его через маленькое окошко.
Подвижник мало отдыхал, стоя на коленях и держась за цепь, и ел только сухой хлеб и воду.
В келье святого Галактиона не было ничего, кроме старой циновки, которой он укрывался.
Вскоре к отшельнику стали приходить люди за духовным наставлением.
Он принимал и богатых, и бедных, и его слова были наполнены духовной силой.
Он утешал скорбящих и вразумлял гордых. В молитве святой Галактион достиг особой духовной благодати.
Однажды, когда на Вологодщине долгое время не было дождей, епископ Антоний пришел с крестным ходом в храм Святой Троицы и послал просьбу отшельнику прийти и помолиться со всеми об избавлении от общей беды.
Святой Галактион послушно вышел из своей кельи и помолился в храме, и Господь послал обильный дождь на иссохшую землю.
Подвижнику было откровение от Бога о грядущих бедах для Вологды.
Он вышел из кельи в цепях, подошел к земляной хижине и заявил: «Грехи наши навлекли на нас поляков и литовцев. Да будет пост и молитва, и приготовления к построению храма в честь иконы Божией Матери Знамения (27 ноября), да избавит Царица Небесная Вологду от гнева Божия, как прежде Новгород».
Один из присутствующих, Нечай Проскуров, сказал: «Он беспокоится не о нас, а о себе; он только хочет, чтобы рядом с ним была церковь. А что станет с храмом, когда ты умрешь, старейшина?»
Святой Галактион серьезно ответил: «Гнев приближается к Вологде. Что до меня, то там на моем месте прославится Бог, и там будет устроен монастырь».
Он также сказал, что Троицкая церковь, построенная Нечаем, будет сожжена, а дом Нехая опустошен.
Проходя мимо храма преподобного Димитрия Прилукского (память 11 февраля), он сказал: «Чудотворец Димитрий помолился Спасителю за город, а его оскорбляют. Вокруг его церкви они устроили лавки и продавали свои товары. Эта церковь будет разрушена».
Пророчество преподобного вскоре исполнилось.
В сентябре 1612 года поляки и литовцы ворвались в Вологду и перебили многих жителей.
Они осквернили и разграбили церкви Божии, и предали огню город и окрестности его.
Как и предсказывал святой Галактион, дом и церковь, построенные Нечаем, были сожжены, как и городская церковь во имя святого Димитрия.
Святой Галактион был убит захватчиками 24 сентября 1612 года.
Благочестивые христиане погребли тело преподобномученика в его келье.
Над местом его погребения стали происходить чудесные исцеления.
При епископе Варлааме (1627-1645) над мощами преподобномученика Галактиона был построен храм в честь Знамения Божией Матери и основан монастырь.
По благословению архиепископа Марцелла (1645-1663) при монастыре был построен соборный храм в честь Святого Духа, от которого монастырь и получил свое название.
Христианские праздники 6 октября
Христианские праздники 8 октября
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.