ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ06 июля

Христианские праздники 7 июля. Рождество Крестителя Господня Иоанна…

7 июля (24 июня по старому стилю)

Рождество Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (великий православный праздник)
Преподобного Антония Дымского
• Праведных отроков Иакова и Иоанна Менюжских


Рождество святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна

 

Рождество святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна

Рождество святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна

Рождество́ Иоа́нна Предте́чи — один из христианских праздников, установленный в честь рождения сына у престарелых родителей — праведных Захарии и Елисаветы, впоследствии ставшего Иоанном Крестителем (иначе именуемого Предтечей).  

Праздник в честь Рождества Иоанна Крестителя — один из тех весьма немногочисленных праздников православного церковного календаря, когда празднуется рождение прославляемого лица. Действительно, в названиях других православных праздников слово «рождество» (рождение) встречается всего лишь дважды — речь идёт о праздниках Рождества Христова и Рождества Пресвятой Богородицы.В Католической церкви праздник имеет самый высокий ранг — торжество.

Рождество святого Предтечи и Крестителя Господня Иоанна: Евангелие (Лук. 1:5) повествует, что праведные родители святого Иоанна Предтечи священники Захария и Елизавета (память 5 сентября) жили в древнем граде Хеврон.

Они дожили до старости, не имея детей, так как Елизавета была бесплодна.

Однажды святой Захария служил в Иерусалимском храме и увидел архангела Гавриила, стоящего по правую сторону жертвенника курения.

Он предсказал, что у святого Захарии родится сын, который возвестит Спасителя, Мессию, ожидаемого Ветхозаветной Церковью.

Захария смутился, и страх напал на него.

У него были сомнения, что в старости можно иметь сына, и он попросил знак.

Оно было дано ему, и это было также наказанием за его неверие.

Святая Елизавета забеременела и, опасаясь насмешек за то, что забеременела так поздно, скрывала это в течение пяти месяцев.

Затем пришла ее родственница, Дева Мария, чтобы разделить с ней Свою радость. Елизавета, «исполненная Духа Святого», первой приветствовала Деву Марию как Богородицу.

Святой Иоанн взыграл во чреве матери своей при посещении Пресвятой Девы Марии и воплотившегося в Ней Сына Божия.

Вскоре святая Елизавета родила сына, и вместе с ней возрадовались все родственники и знакомые.

В восьмой день, по закону Моисееву, он был обрезан и назван Иоанном.

Все были поражены, так как ни у кого в семье не было этого имени.

Когда спросили об этом святого Захарию, он подал табличку и написал на ней: «Его имя Иоанн».

Рождество святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна

Рождество святого славного пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна


Тотчас же развязался язык его, и святой Захария прославил Бога.

Он также пророчествовал о Пришествии в мир Мессии и своего собственного сына Иоанна, Предтечи Господа (Лук. 1:68-79).

После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастухов и волхвов лукавый царь Ирод повелел умертвить всех младенцев мужского пола.

Услышав об этом, святая Елизавета убежала в пустыню и скрылась в пещере.

Святой Захария находился в Иерусалиме и совершал священническое служение в храме.

Ирод послал к нему воинов, чтобы узнать местопребывание младенца Иоанна и его матери.

Захария ответил, что их местонахождение ему неизвестно, и он был убит прямо там, в Храме.

Праведная Елисавета продолжала жить в пустыне со своим сыном и там скончалась.

Младенец Иоанн, охраняемый ангелом, жил в пустыне до того времени, когда пришел с проповедью покаяния и сподобился крестить Господа.

Празднование Ивана Купалы

Один из самых поэтичных праздников украинского обрядового календаря.

Купальские огни вдохновляли не только великого Николая Гоголя, но и многих других писателей и поэтов.

Церковь в этот день празднует Рождество Иоанна Крестителя.

Еще в дохристианские времена славяне отмечали праздник Купайла, то есть Солнца.

Путем слияния христианских и языческих традиций образовался праздник Ивана Купалы.

В середине июня полуденное солнце достигает высшей точки на небе и остается в этом положении на некоторое время, которое называется летним солнцестоянием.

Затем, достигнув полного проявления своих творческих сил, оно сворачивает на зимнюю тропу, утратив свою царскую власть над природой, свою животворящую силу, и начинает медленно спускаться все ниже и ниже по горю небесному, дни начинают ускользать.

Вся природа, словно предчувствуя близкую старость, спешит жить полной жизнью.

Последний месяц кукует кукушка, последнюю дивную песню поет соловей своим звонким голосом, и скоро, скоро умолкнут другие певчие птицы.

Купальная ночь самая короткая — в эту ночь никто не должен спать.

В волшебную купальскую ночь деревья переходят с места на место и переговариваются друг с другом сквозь шелест листьев, между собой разговаривают животные и даже травы, которые в эту ночь наполняются особой, чудодейственной силой.

Все земное зелье-существование в эту ночь получает сверхъестественную силу: и злую, и добрую.

Ночные травы цветут огнем, такие как: черный папоротник, король-король, лев, голубь и другие. Другой цвет горит неподвижным, сильным пламенем, другой имеет вид молнии, летящего, призрачного огня.

Трава — лев, — сказано об одном из них в старейшем из Залейников, — мала растет, а похожа на льва.

Днем его даже не заметишь, ночью он светит.

На нем два цвета, один желтый, а другой горит как свеча ночью.

Возле нее нет травы, а есть, и она склонилась перед ней.

Папоротник, раскрывающийся сильным огненно-красным (издалека малиновым) слегка мерцающим цветом лишь на несколько мгновений в купальскую ночь, дает нашедшему возможность угадать будущее.

Как известно, и этот обычай сейчас хорошо сохранился, главное развлечение вечера на Ивана Купала — прыжки через костер.

Впрочем, одиноким девушкам есть чем заняться на отдыхе.

Несчастной в любви, чтобы приворожить избранника, рекомендуется в полночь на Ивана Купалу трижды обежать вокруг ржаного поля, желательно нюд.

Пока голая красавица носится кругами, возлюбленный увидит ее во сне, а утром поймет, что она та самая и единственная, которую он искал всю жизнь.

По окончании веселых занятий можно отправиться отдыхать.

Это не относится, только к самым смелым и чистым сердцем, у которых есть шанс найти волшебный цветок папоротника и заполучить все земные сокровища.

Но помните: путь к цветку охраняют злые духи, а земные богатства, которые он открывает, добра еще никому не принесли.

Считалось, что на Ивана Купалу ведьмы отмечают свой праздник, заключающийся в усилении причинения зла людям.

Говорят, ведьмы держат воду кипяченой с пеплом купальского огня, и, окропившись этой водой на Ивана Купалу, ведьма запросто могла улететь, куда ей вздумается.

В день Ивана Купалы пытались лечиться росой. Для этого нужно встать как можно раньше и пройти босиком по целебной купальской росе.

В этот день был массовый сбор лекарственных трав.

Особую целебную силу купальская трава обретает к восходу солнца, а потому, как говорится, «Кто рано встает, тому Бог подает!»

В обрядах и играх весенне-летнего цикла венки служили обязательным украшением головы девушек.

Так, в восточнославянском обряде «проводов русалки» для ряженой «русалки» плели особый венок с добавлением крапивы или делали множество венков, надевали на голову и шею.

Последующее уничтожение этих венков (бросание их на кладбище, в воду, в огонь и т. д.) символизировало акт изгнания «русалки».

Как отмечается праздник Ивана Купалы

В Украине до наших дней сохранился следующий обряд: девушки, головы которых украшены венками из душистых трав, в праздничных нарядах, а парни, лихо закручивая набок шапки, также украшенные цветами, собираются накануне праздника в условленном месте к марене или черному клену, увешанному венками и лентами; под этим деревом ставили крохотного, а иногда и большого бога из соломы — Купала, одетого в женскую рубаху и плахту, с монисточкой на шее и венком на голове.

Тут же были накрыты столы с закусками и неизбежной водкой. 

В Белоруссии накануне Иванова дня на закате солнца в землю вбивают кол; обкладывают его соломой и пенькой, а на самый верх еще кладут пучок соломы, называемый купальским; как только стемнеет, зажигают солому, бросают в этот огонь березовые ветки, и начинается веселье.

В некоторых местах, с рассветом Иванова дня, выбрав самую красивую девушку, друзья раздевают ее донага, опутывают с головы до ног венками и цветами, завязывают ей глаза и ведут в лес, где она, получившая на этот раз прозвище «дзевко-купало», раздает заготовленные заранее венки, при этом веселый хоровод ходит вокруг нее.

Кому попадется свежий венок, та проживет богатую и счастливую жизнь, будет замужем, а кому достался венок увядший, будет жить в недостатке.

Издревле Купалу праздновали в Москве на трех горах, а в Петербурге на Петровском острове на Куллерберге.

Несколько лет назад на последнем зажигали купальские огни, устраивали хороводы и пировали.

В старину в 10 верстах от Петербурга, по Рижской дороге, росла липа, ветви которой переплетались с ветвями других деревьев, образуя как бы естественную беседку, в которой Петр Великий часто отдыхал.

Собирались здесь и в канун Купалы, разводили костры, на которых, кстати, сжигали белого петуха.

Следует отметить, что в более поздние времена купальский огонь был заменен пучком крапивы, в связи с запретом ивановских огней духовными и светскими властями.

Языческий праздник Лиго (24 июня) в Латвии самый древний и самый любимый.

Его отмечают на государственном уровне целых три дня.

Это своего рода Новый год — только летом, только роль елок выполняют березки.

Есть своего рода Дед Мороз и Снегурочка — это те, кто носит имена — Янис и Лига.

Лиго отмечается в одну из самых коротких ночей в году.

Непременными атрибутами Лиго являются пиво и сыр.

На праздничном столе они обязательно должны быть, сыр должен быть с тмином.

По народным поверьям, тмин, попадающийся в ломтиках, лучше всего хорошо разжевать — тогда все напасти исчезнут.

В ночь на Лиго обязательно нужно искупаться и перепрыгнуть через костер, для того, чтобы было ярче, ночью зажигают бочки на столбах.

Бочки подняты высоко и освещены так, что на соседнем хуторе видно, что здесь уже празднуют Лиго.

Танцы и пение должны продолжаться всю ночь, за это время молодые должны найти в лесу цветущий папоротник.

Если найдут, будут счастливы, по легенде, он расцветает в Янову ночь.

За многовековую историю праздника их, правда, не нашли, но специалисты говорят, что этот обычай улучшает демографическую ситуацию в стране.

Ритуалы Ивана Купалы

Все гадания, а также смена переодевания, т. е. маскарад, осуждались церковью в свое время и считались нечистыми.

Вот почему в народных обычаях время гадания обязательно приурочивалось к 12 часам ночи.

Наиболее удачными днями для гадания считаются Святки, ночь перед Новым годом, перед Крещением, а летом - день Ивана Купалы.

Обычно в старину гадали и ряженые в день освящения воды на Крещение, несмотря ни на какие морозы, окунались в прорубь, смывая свои грехи.

Бросание венка В праздник Ивана Купалы

На Ивана Купалу бросали в реку березовый венок: утонет — смерть, если поплывет — к свадьбе, если выбросит на берег — незамужней.

Характерной приметой Ивана Купалы являются многочисленные обычаи и легенды, связанные с растительным миром.

Травы и цветы, собранные на Иванов день сушат и консервируют, считая их более целебными, чем собранные в другое время.

Ими окуривают больных, борются с нечистью, бросают в затопленную печь во время грозы для защиты дома от удара молнии, используют также для разжигания любви или «высушивания».

Из чудодейственных трав, собираемых в это время, стоит упомянуть о «плакун-траве», особая сила которой, по мнению крестьян, заключается в ее корне, имеющем свойство отгонять злого духа.

Костры на Ивана Купалу

Традиция жечь костры в ночь на Ивана Купалу с 6 на 7 июля уходит своими корнями в языческое прошлое и связана с летним солнцестоянием.

Дневного света становилось все меньше и меньше, чем охотно использовали темные силы.

А чтобы отогнать разного рода демонов, люди выходили на массовые гуляния вокруг костров.

На Ивана Купалу зажигали большие костры, искры от которых должны были долететь до самых звезд. 

Одним из важных обрядов на Ивана Купалу было прыжки через купальский огонь.

Кто прыгнет выше всех, тот будет самым удачливым, здоровым и красивым.

Парни с девушками, чтобы закрепить свою любовь, прыгали через костер парами, держась за руки.

А женщины, долго не имевшие детей, прыгали через костер, чтобы излечиться от бесплодия.

Славяне верили, что купальский огонь уничтожает все зло — болезни, несчастья, бедность.

Именно поэтому на ней сжигали старую, ветхую одежду.

Существовал обычай бросать в купальский огонь рубашку больного ребенка.

Считалось, что его болезнь сгорела вместе с ней.

Ну, а чтобы добавить зрелищности ночным гуляньям, сельские хлопцы поджигали бочки и с высокого берега сбрасывали их в воду.

Вода на Ивана Купалу

Многие купальские традиции на Ивана Купалу связаны с водой. 7 июля христиане также отмечают день рождения Иоанна Крестителя, крестившего Иисуса в Иордане. Поэтому считается, что именно с этого дня купание в открытой воде становится безопасным — всякая нечисть изгоняется из рек и озер.

Покровительство Купалы над любителями поплавать и порезвиться в воде продолжается до Ильина дня, который отмечается 2 августа.

Помимо целебного купания, утренняя роса способна исцелить тело и душу, а юных девушек она сделает еще красивее. 

Обмываясь в купальской воде, девушки пели волшебные слова: «Вода чистая купайская, хочу быть красной и сладкой. Купальская вода, дай мне умыться красотой!

На рассвете на Ивана Купала было принято умываться росой.

Женщины всегда собирали купальскую росу в бутылку.

Она помогла избавиться от прыщей, кожа стала чистой и нежной.
«Ивановская» роса применялась и при глазных болезнях.

Этой же росой окропляли стены их дома, чтобы уберечь жилище от злых духов.

На Ивана Купалу всегда купались в банях.

При этом пользовались вениками и водой, настоянной на иванских травах (ивановскими травами, освященными в церквях на Иоанна Крестителя, называют ивановские).

Считалось, что баня в день Ивана Купалы способствовала укреплению и восстановлению жизненной энергии и здоровья.

Был распространен обычай обливать водой встречных в Иванов день.

Это делалось для того, чтобы в жаркое время года наводил дождь.

Травы на Ивана Купалу

Травы, цветы, ветки деревьев, корни, сбор и употребление которых входят в обрядовый комплекс празднования Ивана Купалы.

По народным поверьям, они отличаются особой магической силой и целебными свойствами.

Травы собирали в ночь на Ивана Купалу или на рассвете по росе.

Их собирают, сушат и затем круглый год используют для лечения, защиты дома от злых духов и сглаза.

Самое главное растение в этот день — папоротник.

По легенде, в купальскую ночь он может расцвести буквально на несколько секунд — человек, увидевший это чудо, должен сорвать цветок и убежать из леса, спасаясь от злых духов.

Если удастся убежать от злых духов, то такой счастливчик научится понимать язык растений и животных, а также сможет легко находить любые сокровища.

Лекарственные растения на Ивана Купалу:

Тирличская трава особенно почиталась на Ивана Купалу.

Отвар из него варился обязательно в новом горшке, купленном без торга.

Этим отваром умывались, чтобы привлечь внимание избранницы, трижды произнося: «Тирлич, тирлич! Позови милая!»

Такой обряд на Ивана Купалу проводился и для того, чтобы девушка быстрее вышла замуж.

Собирали и любисток, который в народе называли «любовным корнем».

Они считали: чтобы всегда оставаться молодым, красивым и привлекательным для противоположного пола, следует купаться в воде с отваром любистка, а чтобы привлечь любовь, в воду можно добавить семь бутонов розы.

Кроме того, на Ивана Купалу собирали зверобой — его тоже боится всякая нечисть.

А если в ночь на Ивана Купалу сорвать цветок Ивана-да-Марьи и поставить его по углам дома, то вор к этому жилищу не приблизится: брат и сестра (растения желтых и пурпурных цветов ) будут разговаривать друг с другом, а вору покажется, что хозяин разговаривает с хозяйкой.

Перед сушкой травы с Иванова дня освящали в церквях, а затем ими окуривали больных, использовали как обереги, во время грозы бросали в растопленную печь, чтобы молния не ударила в дом.

Праздник Ивана Купалы был особенным временем для беременных и тех женщин, которые только планировали зачать ребенка.

Собирали такие травы: крапиву, ромашку, чабрец, череду, любисток, полынь.

Когда ребенок родится, у матери уже будут купальские заговоренные травы, наполненные родовой силой и энергией.

Из них заваривали чай, настаивали его и добавляли в купель.

Так что с первых же дней мама помогала обрести здоровье малыша.

Если продолжать купать девочку, используя купальские травы, до трех лет, она вырастет красавицей, которую будут любить все вокруг.

Купальский венок

На Ивана Купала купальский венок плели не только женщины, но и мужчины, которые хотели найти себе пару по сердцу.

В него обязательно вплетается ромашка, зверобой, полынь, крапива и другие лекарственные травы.

После Купалы такой венок служил оберегом круглый год.

Его вешали над дверью — чтобы сквозь него не мог проникнуть ни один недобрый взгляд.

Если кто-то из домочадцев заболевал, хозяйка срывала с венка немного травы и бросала ее в отвары, чаи.

Часто к следующему купальскому празднику от венка оставался только ободок, который обжигался в купальском огне.

Праздник Ивана Купалы — народный праздник славян, в котором сочетаются языческие и христианские обычаи.

Денежный ритуал на Ивана Купалу

Улучшить материальное положение на Ивана Купалу не сложно, главное верить в свои силы.

В полночь наполните прозрачную бутылку водой из природного источника (если поблизости нет, используйте воду из-под крана).

Поместите в контейнер несколько монет, желательно самого большого достоинства, так как больше денег привлечет к вам еще больше богатства.

Для этого можно использовать коллекционные монеты из драгоценных металлов.

До рассвета подержите их в волшебной воде, а потом аккуратно протрите и положите в красивую коробочку.

Поставьте его в укромное место и не тревожьте в течение года.

Вскоре вы сможете ощутить силу простого, но действенного ритуала.

У вас будет множество возможностей поправить свое материальное положение: не исключен даже крупный выигрыш в лотерею и тому подобные приятные сюрпризы.

Используйте воду для мытья и полива цветов, некоторые из которых могут привлечь в ваш дом материальное благополучие.

Никогда не вылевайте воду и не давайте ее никому.

Ритуал на удачу

Во время празднования Ивана Купалы нет ничего проще, чем создать талисман, привлекающий удачу.

Можно попытать счастья и поискать цветок папоротника, а можно ограничиться несколькими веточками, сорванными в полночь.

Поместите их между ладонями и прошепчите:

Сила папоротника в ночь на Ивана Купалу сильна. Силу себе беру, удачу притягиваю. Как сорванное завянет, так и проблемы пройдут.

Положите ветки в укромное место.

Если они сохнут равномерно, вам сопутствует удача.

Не ставьте папоротник в сырые места, чтобы не навлечь беду.

После того, как ветки высохнут, мелко покрошите их и поместите в сшитый вручную мешочек.

Перевяжите его красной лентой.

Ваш личный амулет, приносящий удачу, готов к использованию в течение всего года.

На следующий день праздника сожгите его на костре.

После этого можно приступать к изготовлению нового талисмана.


Преподобный Антоний Дымский

 

Преподобный Антоний Дымский

Преподобный Антоний Дымский

 

Анто́ний Ды́мский (ок. 1206, Новгород — 24 июня 1273, Антониево-Дымский монастырь) — православный святой (преподобный), монах, основатель Антониево-Дымского монастыря.

Дымский Святой Антоний родился в 1157 году в Новгороде.

Богобоязненные родители еще в детстве научили его правилам христианского благочестия.

Святой Антоний избегал детских игр и праздного смеха.

Каждый день он ходил в храм Божий и неленостно молился, стоя в стороне от людей.

Один день служения был особенно погружен в дух слов Святого Евангелия: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною, да идет (Мф. 16:24).

Размышляя над словами Спасителя, преподобный Антоний решил оставить родительский дом и стать монахом.

Он поступил в Хутынский Спасо-Преображенский монастырь, где игумен, инок Варлаам Хутын († 1192; память 6/19 ноября), постриг его в монахи.

С тех пор преподобный Антоний стал жить в совершенном послушании у своего старца — преподобного Варлаама.

С усердием и смирением он исполнял послушание, ни одного келейного устава и никогда не принимал поклонения.

Святой Антоний первым вошел в церковь и вышел последним.

По преданию, дела монастыря св. Антония отправились в Константинополь.

По пути он посетил святые места.

Через пять лет преподобный вернулся в монастырь.

Его приезд совпал с днем его смерти в Варлааме (6 ноября).

На смертном одре святой блаженный игумен св. Антония становится наставником братьев и строителем монастыря.

Подъезжая к Хутынской резиденции, Хартия наблюдала вокруг преподобного Антония, выехала из Варлаама.

Он построил и пышно украсил храм в честь Благовещения.

Примером подвижнической жизни и учением о доброте преподобный Антоний учил братьев монашеской жизни.

Вскоре преподобный Антоний покинул Хутынский приют и ушел в отвесное место в Дымских лесах, в 15 верстах от города Тихвина.

У небольшого озера Дымского между густыми лесами преподобный сделал себе сначала маленькую хижину, потом построил маленькую келью и выкопал пещеру, чтобы жить в зимние месяцы.

Он терпеливо переносил тепло и холод, смело борясь с бесовскими искушениями.

Остальных преподобный Антоний избегал: днем работал, по ночам стоял в молитве.

Когда стало известно место подвигов святого отшельника, он посетил иноков, искавших уединенной жизни под духовным руководством опытного наставника.

Постепенно Дымская поставила пустынников-монахов.

Так возник монастырь, настоятелем которого стал святой Антоний.

Монахи построили церковь в честь преподобного Антония Великого, часовню в честь Пресвятой Богородицы и во имя святителя Николая.

Были построены кельи, а через некоторое время — зимняя (теплая) церковь-трапезная имени св. пророка, предтечи и крестителя Иоанна.

В 1409 году во время татарского нашествия на новгородские земли игумен Дымского монастыря иноков, опасаясь надругательства над святыней, спрятал в тайне святые мощи преподобного Антония.

Святой Антоний всегда оставался хранителем дома Дымского.

После разгрома шведами в 1611 году монастырь воскрес из пепла и не без помощи молитвы святого Антония.

В 1687 г. (по другим источникам в 1585 г.) в монастыре дважды были пожары, и оба раза преподобный Антоний игумен видел сон и предупредил его о пожаре, что братья успели вовремя потушить пожар.

В 1744 г. над погребением святых мощей петербургского купца Калитиных, исцелившегося от долгой болезни преподобного Антония, устроены деревянные золоченые могилы.

В монастыре осталась тяжелая железная шапка с изображением святого Антония.

Так терпением и телесными страданиями святой Антоний очищает душу для вечной жизни.

Многие больные лечатся на головном уборе и поклоняются у гроба святым мощам преподобного Антония Дымского.

На иконах св. Антония изображена грамота в руках о том, что Се изъят из бегства и установлен в пустыне (Пс.54:8).

Рукопись жития святого Антония произошла в семнадцатом веке.

Христианские праздники 6 июля

Христианские праздники 8 июля

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх