ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ07 февраля

Христианские праздники 7 февраля. Святитель Григорий Богослов...

Православные праздники 7 февраля (25 января по старому стилю) 

  • Святитель Григорий Богослов
  • Икона Божией Матери «Утоли моя печали»
  • Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий

 

Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский


Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский

Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский

 

Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский, великий отец и учитель Церкви, родился в знатной христианской семье в 329 году в Арианзе (недалеко от города Каппадокийского Назианза).

Отец его, также по имени Григорий (память 1 января), был епископом Назианзином.

Сын – святой Григорий Назианзин, встречающийся в святоотеческом богословии.

Его благочестивая мать, святая Нонна (память 5 августа), молила Бога о сыне, дав обет посвятить его Господу.

Ее молитва была услышана, и она назвала своего ребенка Григорием.

Когда ребенок научился читать, мать подарила ему Священное Писание.

Святой Григорий получил полное и обширное образование: поработав дома у своего дяди святого Амфилохия (память 23 ноября), опытного учителя риторики, он затем учился в школах Назианза, Кесарии Каппадокийской и Александрийской.

Тогда святой решил отправиться в Афины для завершения образования.

На пути из Александрии в Грецию много дней бушевала страшная буря.

Святой Григорий, который в то время был только оглашенным, боялся, что погибнет в море, прежде чем очистится в водах Крещения.

Святитель Григорий двадцать дней пролежал на корме корабля, умоляя милостивого Бога о спасении.

Он поклялся посвятить себя Богу и был спасен, когда призвал имя Господа.

Святой Григорий провел шесть лет в Афинах, изучая риторику, поэзию, геометрию и астрономию.

Его учителями были известные языческие риторы Гиморий и Проэриас.

Святитель Василий, будущий архиепископ Кесарийский (память 1 января), также учился в Афинах у святителя Григория.

Они были настолько близкими друзьями, что казались одной душой в двух телах.

Юлиан, будущий император (361-363) и отступник от христианской веры, в то же время изучал философию в Афинах.

По окончании образования святитель Григорий некоторое время оставался в Афинах учителем красноречия.

Он также был знаком с языческой философией и литературой.

В 358 году святитель Григорий тихо покинул Афины и вернулся к своим родителям в Назианзин.

В тридцать три года он принял Крещение от своего отца, поставленного епископом Назианзином.

Против воли святитель Григорий был рукоположен отцом во святое священство.

Однако, когда старец Григорий пожелал поставить его епископом, он бежал к своему другу Василию в Понт.

Святитель Василий устроил монастырь в Понте и написал Григорию письмо с приглашением приехать.

Святитель Григорий оставался со святителем Василием несколько лет.

Когда его брат святой Цезарий (память 9 марта) скончался, он вернулся домой, чтобы помогать отцу в управлении его епархией.

Местная церковь тоже была в смятении из-за арианской ереси.

Святителю Григорию выпала непростая задача примирить епископа со своей паствой, осудившей своего пастыря за подписание двусмысленного толкования догматов веры.

Святитель Григорий убедил отца в пагубности арианства и укрепил его в православии.

В это время митрополитом Тянским стал епископ Анфим, который притворялся православным, а на самом деле был еретиком.

Святитель Василий был рукоположен во архиепископа Кесарии Каппадокийской.

Антим хотел отделиться от святого Василия и разделить провинцию Каппадокию.

Святитель Василий Великий поставил святого Григория епископом города Сасимы, небольшого городка между Кесарией и Тианой.

Однако святитель Григорий остался в Назианзе для помощи умирающему отцу и некоторое время руководил паствой этого города после смерти отца в 374 году.

По кончине Патриарха Константинопольского Валента в 378 году собор епископов пригласил святителя Григория в помощь Константинопольской Церкви, которая в это время подвергалась разорению еретиками.

Получив согласие святителя Василия Великого, святитель Григорий прибыл в Константинополь для борьбы с ересью.

В 379 году он начал служить и проповедовать в небольшой церкви под названием «Анастасис» («Воскресение»).

Подобно Давиду, сражавшемуся с филистимлянами с помощью пращи, святой Григорий сражался с невероятными препятствиями, чтобы победить ложное учение.

В столице преобладали еретики: ариане, македоняне и апполинарии.

Чем больше он проповедовал, тем больше уменьшалось число еретиков и увеличивалось число православных.

В ночь на Пасху (21 апреля 379 года), когда святой Григорий крестил оглашенных, толпа вооруженных еретиков ворвалась в храм и забросала камнями православных, убив одного епископа и ранив святого Григория.

Но стойкость и кротость святителя были его оружием, и его слова многих обратили в Православную Церковь.

Литературные произведения святителя Григория (речи, письма, стихи) показывают его как достойного проповедника истины Христовой.

У него был литературный дар, и святитель стремился предложить свой талант Богу Слову: «Я приношу этот дар Богу моему, я посвящаю этот дар Ему. Только это остается мне моим сокровищем. Я отказался от всего остального по велению Духа. Я отдал все, что у меня было, чтобы получить драгоценную жемчужину. Только на словах владею им, как служитель Слова. Я никогда намеренно не хотел бы пренебрегать этим богатством. Я уважаю его, я дорожу им, я утешаюсь им больше, чем другие утешаются всеми сокровищами мира. Это спутник всей моей жизни, хороший советчик и собеседник; проводник на пути к Небесам и ревностный соподвижник».

Чтобы правильно проповедовать Слово Божие, святитель тщательно готовил и исправлял свои труды.

В пяти проповедях, или «Богословских речах», святитель Григорий прежде всего определяет признаки богослова и того, кто может богословствовать.

Правильно рассуждать о Боге могут только опытные, успешные в созерцании и, главное, чистые душой и телом и совершенно бескорыстные.

Правильно рассуждать о Боге может лишь тот, кто входит в это с усердием и благоговением.

Объясняя, что Бог сокрыл Свою Сущность от человечества, святитель Григорий показывает, что невозможно для живущих во плоти созерцать душевные предметы без примеси телесных.

Говорить о Боге в положительном смысле можно лишь тогда, когда мы освободимся от внешних впечатлений вещей и от их воздействий, когда наш руководитель, разум, не прилепится к нечистым преходящим образам.

Отвечая евномианам, которые претендовали постичь Сущность Божию путем логических рассуждений, святитель заявил, что человек постигает Бога, когда ум и разум становятся богоподобными и божественными, т. е. когда образ восходит к своему Первообразу. (Или. 28:17).

Более того, пример ветхозаветных патриархов и пророков, а также апостолов показал, что Сущность Божия непостижима для смертного человека.

Святитель Григорий приводил тщетные софизмы Евномия: «Бог родил Сына или по Своей воле, или вопреки воле. Если Он родил вопреки воле, то подвергся принуждению. Если по Его воле, то Сын есть Сын Его намерения».

Опровергая такие рассуждения, святитель Григорий указывает на вред, который они причиняют человеку: «Ты сам, говорящий так легкомысленно, вольно или невольно ты рожден от отца? Если невольно, то твой отец был во власти какого-то тирана. Кто? Вряд ли можно сказать, что это была природа, ибо природа терпима к целомудрию. Если это было добровольно, то несколькими слогами ты лишаешь себя отца твоего, ибо таким образом ты являешься сыном Воли, а не отца твоего» (Ор. 29:6).

Затем святитель Григорий обращается к Священному Писанию, с особым вниманием исследуя то место, где оно указывает на Божественную природу Сына Божия. Толкования святителя Григория на Священное Писание посвящены раскрытию того, что божественная сила Спасителя была актуализирована даже тогда, когда Он принял на себя ущербную человеческую природу для спасения человечества.

Первая из пяти богословских речей святого Григория посвящена аргументам против евномиан за их хулу на Святого Духа.

Внимательно исследуя все сказанное в Евангелии о Третьем Лице Пресвятой Троицы, святитель опровергает ересь Евномия, отвергавшего Божество Святого Духа.

Он приходит к двум фундаментальным выводам. Во-первых, при чтении Священного Писания необходимо отказаться от слепого буквализма и попытаться понять его духовный смысл.

Во-вторых, в Ветхом Завете Святой Дух действовал скрытно. «Теперь Сам Дух обитает среди нас и делает явление Себя более верным».

Божественность Святого Духа – это возвышенная тема. «Посмотрите на эти факты: Христос рождается, Святой Дух – Его Предтеча. Христос крестится, Дух свидетельствует об этом... Христос творит чудеса, Дух их сопровождает. Христос восходит, Дух занимает Его место. Какие великие вещи есть в идее Бога, которые не находятся в Его власти? Какие титулы, принадлежащие Богу, не относятся также и к Нему, кроме Нерожденного и Рожденного? Я трепещу, когда думаю о таком изобилии титулов и о том, сколько Имен хулят те, кто против Духа восстают!» (Или. 31:29).

Речи святителя Григория не ограничиваются только этой темой.

Он также написал панегирики святым, праздничные речи, две инвективы против Юлиана Отступника, «два столпа, на которых неизгладимо написано нечестие Юлиана для потомства», и различные речи на другие темы.

Всего сохранилось сорок пять речей святого Григория.

Послания святителя выгодно отличаются от лучших его богословских трудов.

Все они четкие, но лаконичные. В своих стихах, как и во всем, святитель Григорий сосредоточился на Христе.

«Если длинные трактаты еретиков – новые псалтири, расходящиеся с Давидом, и красивые стихи, которые они чтят, – как третий завет, то и мы будем петь псалмы, и начнем много писать и сочинять стихотворные размеры», – сказал святитель.

О своем поэтическом даре святитель писал: «Я орган Господень, и сладко... Царя славлю, все трепещут пред Ним».

Слава православного проповедника разнеслась по Востоку и Западу.

Но святитель жил в столице так, как будто все еще жил в пустыне: «его пища была пища пустыни; его одежда была всем необходимым.

Он наносил визиты без предлога и, хотя находился недалеко от двора, ничего от двора не требовал».

Святой получил потрясение, когда заболел. Тот, кого он считал своим другом, философ Максим, был рукоположен в Константинополе вместо святого Григория.

Пораженный неблагодарностью Максима, святитель решил оставить собор, но верная паства удержала его от этого. Народ выкинул узурпатора из города.

24 ноября 380 года в столицу прибыл святой император Феодосий и, во исполнение своего указа против еретиков, главный храм был возвращен православным, с торжественным въездом святителя Григория.

Было задумано покушение на святого Григория, но вместо этого убийца предстал перед святителем со слезами раскаяния.

На Втором Вселенском Соборе в 381 году святитель Григорий был избран Патриархом Константинопольским. После кончины Патриарха Антиохийского Мелетия святитель Григорий председательствовал на Соборе.

Надеясь примирить Запад с Востоком, он предложил признать Павлина патриархом Антиохии.

Те, кто выступал против святителя Григория от имени Максима, в особенности египетские и македонские епископы, опоздали на Собор.

Святителя не хотели признавать Патриархом Константинопольским, так как он был избран в их отсутствие.

Святитель Григорий решил оставить свой пост ради мира в Церкви: «Да буду я, как пророк Иона! Я виноват в шторме, но я пожертвую собой ради спасения корабля. Схвати меня и брось... Я не был счастлив, когда взошел на трон, и с радостью спустился бы с него».

Сообщив императору о своем желании покинуть столицу, святитель Григорий вновь явился на Собор, чтобы произнести прощальную речь (Ор. 42) и попросить отпустить его с миром.

По возвращении в родные края святитель Григорий обратил внимание на набеги апполинарских еретиков на паству Назианзина и поставил там епископом благочестивого Евлалия, а сам удалился в уединение столь дорогого его сердцу Арианза.

Святитель, ревнуя об истине Христовой, продолжал утверждать Православие в своих письмах и стихах, оставаясь в пустыне.

Он скончался 25 января 389 года и удостоился звания «Богослов», также данного святому апостолу и евангелисту Иоанну.

В своих творениях святитель Григорий, как и другой богослов святитель Иоанн, все направляет к Превечному Слову.

Святитель Иоанн Дамаскин (память 4 декабря) в первой части своей книги «Точное изложение православной веры» последовал примеру святителя Григория Богослова.

Святой Григорий был погребен в Назианзосе.

В 950 году его святые мощи были перенесены в Константинополь в храм Святых Апостолов, позднее часть его мощей была перенесена в Рим.

По виду святой был среднего роста и несколько бледный. У него были густые брови и короткая борода.

Современники уже называли архипастыря святым. Православная церковь почитает святителя Григория как второго богослова и проницательного писателя о Святой Троице.

 

Икона Божией Матери «Утоли мои печали»


Икона Божией Матери «Утоли мои печали»

Икона Божией Матери «Утоли мои печали»

 

Сегодня мы празднуем список с иконы «Утоли моя печали» (память 25 января), хранящейся в Свято-Николаевском Одринском монастыре Орловской епархии Карачевского района.

До 1784 года эта икона принадлежала графу Николаю Борисовичу Самойлову, который считал ее святой иконой.

Сначала она находилась в доме графа в Москве, где прославился многими чудесными исцелениями.

Позже Н. Б. Самойлов перенес ее в свое имение при Николо-Одрином монастыре.

Он построил на свои средства отапливаемый придел в честь иконы «Утоли моя печали» в составе Никольского собора (главного храма).

Позже граф подарил икону монастырю.

Эта чудотворная икона празднуется на местах два раза в год: 25 января и 9 октября.

В оба дня много людей посещает Свято-Николаевский Одрино монастырь.

 

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий


Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий

Священномученик Владимир, митрополит Киевский и Галицкий

 

Святой митрополит Киевский Владимир был первым епископом, замученным и убитым коммунистами во время русской революции.

Василий Никифорович Богоявленский родился в Тамбовской губернии от благочестивых родителей 1 января 1848 года.

Его отец, священник, впоследствии был убит.

Юный Василий окончил Духовную академию в Киеве в 1874 году и семь лет преподавал в Тамбовской семинарии, прежде чем был рукоположен в сан священника.

Его жена умерла в 1886 году, и вскоре после этого умер их единственный ребенок.

Скорбящий вдовец поступил в Козлов монастырь в Тамбове и получил имя Владимир.

В 1888 году хиротонисан во епископа Старорусского и служил викарным епископом Новгородской епархии.

В 1891 году назначен в Самарскую епархию.

В те дни жители его епархии страдали от эпидемии холеры и неурожая.

Епископ Владимир посвятил себя заботе о больных и страждущих, вдохновляя других следовать его примеру.

В 1892 г. стал архиепископом Карталинским и Кагетинским, затем в 1898 г. избран митрополитом Московским и Коломенским.

На этой должности он проработал пятнадцать лет.

Митрополит Владимир отличался состраданием к бедным, вдовам и сиротам.

Он также пытался помочь алкоголикам и тем, кто покинул Церковь.

Митрополит интересовался и школьным образованием детей, особенно тех, кто учился в духовных школах.

В 1912 году, после смерти митрополита Антония, он был назначен митрополитом Петроградским и управлял этой епархией до 1915 года.

Поскольку он не одобрял Распутина, митрополит Владимир впал в немилость у царя и был переведен в Киев.

5 ноября 1917 года возвестивший об избрании святителя Тихона (память 7 апреля) Патриархом Московским.

«Украинский конгресс» также призывал к автономной Украине и к созданию независимой от Русской церкви Украинской церкви.

Митрополит Владимир страдал и скорбел из-за этого вопроса, предупреждая, что такое разделение в Церкви позволит победить ее врагам.

Однако в конце 1917 г. была образована Украинская Доминион, а также отдельное Украинское церковное управление («рада») во главе с отставным архиепископом Алексием Дородницыным.

Эта неканоническая группа запретила поминовение патриарха Тихона во время богослужений и потребовала от митрополита Владимира покинуть Киев.

В январе 1918 года в Киев пришла гражданская война, и две силы соперничали за контроль над городом.

Многие церкви и монастыри пострадали от артиллерийского огня.

23 января большевики захватили Киево-Печерскую Лавру, солдаты ворвались в храмы.

Монахов вывели во двор, чтобы раздеть и избить.

В шесть тридцать ночи 25 января пятеро вооруженных солдат и матрос пришли искать митрополита Владимира. Семидесятилетний святитель был замучен и задушен в своей спальне цепью своего креста.

Хулиганы пытали митрополита и требовали деньги.

Когда они вышли, к митрополиту подошел келейник и попросил благословения.

Матрос оттолкнул его в сторону и сказал: «Хватит кланяться этим кровопийцам. Хватит. Благословив и поцеловав его, митрополит сказал: «Прощай, Филипп».

Потом он спокойно шел со своими палачами, как будто шел на Литургию.

Митрополита Владимира везли из монастыря к месту казни. Когда они вышли из машины, святой мученик спросил: «Ты хочешь расстрелять меня здесь?»

«Почему бы нет?» – они ответили.

Помолившись недолго и испросив прощения за свои грехи, митрополит Владимир благословил палачей, сказав: «Да простит вас Бог».

Затем было слышно несколько винтовочных выстрелов.

Утром к воротам Лавры подошли женщины и рассказали монахам, где можно найти тело митрополита.

Он лежал на спине с пулевыми ранениями возле правого глаза и у правой ключицы.

На теле также было несколько порезов, в том числе очень глубокая рана на груди.

Священномученика перенесли в Михайловский храм Лавры, где он провел в молитве свои последние дни.

В Москве заседал Всероссийский церковный собор, когда пришло известие о кончине митрополита Владимира. Патриарх Тихон и его клир совершили панихиду новомученику Владимиру.

Была образована комиссия для расследования обстоятельств убийства митрополита Владимира, но она не смогла выполнить свои обязанности из-за революции. Собор постановил, что 25 января, день его российских мучеников и исповедников, убитых советской властью.

Святой Новомученик Киевский Владимир прославлен Русской Православной Церковью в 1992 году.

В ближайшее к 25 января воскресенье (день мученической кончины митрополита Владимира) мы также празднуем Собор Новомучеников и Исповедников Российских.


Христианские праздники 6 февраля

Христианские праздники 8 февраля

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх