ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ14 июня
Православные праздники 7 апреля (25 марта по старому стилю)
6-я седмица Великого поста
4-я суббота Великого поста: Суббота памяти
Суббота – это день, который Церковь отвела для поминовения православных христиан, ушедших из жизни в надежде на воскресение и жизнь вечную.
Поскольку Божественная литургия не может совершаться в будние дни Великого поста, вторая, третья и четвертая субботы поста назначаются душевными субботами, когда за Литургией поминают усопших.
Помимо литургии, в эти субботы в церкви освящается коллива (пшеница или рис, сваренные с медом и смешанные с изюмом, инжиром, орехами, кунжутом и т. д.).
Коллива напоминает нам слова Господа: «Если пшеничное зерно не упадет в землю и не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Ин. 12:24).
Коллива символизирует будущее воскресение всех мертвых.
Как говорит преподобный Симеон Солунский (память 15 сентября), человек есть также семя, которое после смерти посеяно в землю и вновь будет воскрешено силой Божией. Об этом говорит и св. Павел (1 Кор. 15:35-49).
Также принято раздавать милостыню в память об умерших. Ангел, говоривший с Корнилием, свидетельствует о силе милостыни: «Молитвы твои и милостыни твои взошли как память пред Богом» (Деяния 10:4).
Поминальные службы по умершим восходят к древним временам.
Глава 8 Апостольских конституций рекомендует панихиды с псалмами по умершим.
Содержится в ней и прекрасная молитва об усопших, просящая о прощении их вольных и невольных грехов, да упокоит их с Патриархами, Пророками и Апостолами в месте, откуда убежали скорби, страдания и воздыхания (Исайя 35: 10).
Святитель Иоанн Златоуст упоминает о поминальной службе в одном из своих проповедей на Послание к Филиппийцам и говорит, что она была установлена апостолами.
Святитель Киприан Карфагенский (Письмо 37) также говорит о нашей обязанности помнить мучеников.
Святые отцы также свидетельствуют о пользе совершения молитв, панихид, литургий и милостыни по усопшим (святитель Иоанн Златоуст, святитель Кирилл Иерусалимский, святитель Иоанн Дамаскин и др.).
Хотя и праведники, и не покаявшиеся и не исправившиеся могут получить пользу и утешение от церковной молитвы, не открылось, в какой мере получают это утешение неправедные.
Однако невозможно перевести душу из состояния зла и осуждения в состояние святости и блаженства через церковную молитву.
Святитель Василий Великий указывает, что время покаяния и прощения грехов есть в настоящей жизни, а жизнь будущая есть время праведного суда и возмездия (Мораль 1).
Молясь за других, мы приносим пользу им, а также себе, потому что «не так несправедлив Бог, чтобы забыть дело твое и любовь, которую ты ради Него явил в служении святым...» (Евр. 6: 10).
Праздник Благовещения – один из древнейших христианских праздников, который праздновался уже в четвертом веке.
В катакомбах Присциллы в Риме есть картина Благовещения, датируемая вторым веком.
Толедский собор 656 г. упоминает о празднике, а Трулльский собор 692 г. говорит, что Благовещение праздновалось во время Великого поста.
Греческие и славянские названия праздника можно перевести как «благая весть».
Это, конечно, относится к Воплощению Сына Божия и спасению, которое Он приносит.
Предыстория Благовещения находится в Евангелии от Луки (1:26-38).
Тропарь описывает это как «начало спасения нашего и откровение вечной тайны», ибо в сей день Сын Божий стал Сыном Человеческим.
В Благовещении есть два основных компонента: само послание и ответ Богородицы.
Весть исполняет обещание Бога послать Искупителя (Бытие 3:15): «И положу вражду между тобою и между женою, между семенем твоим и между семенем ее; он сокрушит твою голову, и ты будешь ждать его пятки».
Отцы Церкви понимают «семя ее» как относящееся к Христу.
Пророки намекали на Его пришествие, которое они видели смутно, но теперь Архангел Гавриил возвещает, что обетование вот-вот исполнится.
Мы видим это и в литургии св. Василия: «Когда же человек не повиновался Тебе, единому истинному Богу, сотворившему его, и прельщался лукавством змия, подвергаясь смерти от собственных беззаконий, Ты, Боже, по праведному суду Твоему, из рая выслал его в мир сей, возвратив его в землю, из которой он взят, но уготовав ему спасение возрождения в Самом Христе Твоем».
Архангел Гавриил был послан Богом в Назарет Галилейский.
Там он обратился к непорочной Деве, обрученной святому Иосифу: «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою: благословенна Ты между женами. И вот, ты зачнешь во чреве твоем, и родишь сына, и наречешь ему имя Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его, и будет царствовать над домом Иакова во веки; и царству его не будет конца».
В отличие от Евы, которую легко обманул змей, Дева не сразу приняла весть Ангела.
В своем смирении она не думала, что заслуживает таких слов, но на самом деле они беспокоили ее.
Тот факт, что она попросила объяснений, свидетельствует о ее трезвости и благоразумии.
Она не поверила словам ангела, но не могла понять, как они исполнятся, ибо говорили они о чем-то запредельном природе.
Тогда Мария сказала ангелу: «Как это будет, если Я не знаю человека?» (Луки 1:34).
«И ангел сказал ей в ответ: Дух Святый найдет на тебя, и сила Всевышнего осенит тебя; посему и рожденное от тебя наречется Сыном Божиим. И вот, двоюродная сестра твоя Елисавета также зачала сына в старости своей, и это уже шестой месяц у нее, которая была названа неплодной. Ибо с Богом нет ничего невозможного».
И сказала Мария: вот, раба Господня; да будет мне по слову твоему». И отошел от нее ангел». (Луки 1:35-38)
В 23-й проповеди в день Благовещения святитель Филарет Московский смело заявил, что «слово твари низвело Творца в мир».
Он объясняет, что спасение – это не просто акт воли Бога, но также включает в себя свободную волю Девы.
Она могла бы отказаться, но она приняла волю Бога и предпочла сотрудничать без жалоб или дальнейших вопросов.
На иконе Праздника изображен Архангел с посохом в левой руке, что указывает на его роль посланника.
Иногда одно крыло поднято вверх, как бы показывая его стремительное нисхождение с небес.
Его правая рука протянута к святой Деве, когда он произносит свое послание.
Богородица изображается либо стоящей, либо сидящей, обычно с пряжей в левой руке.
Иногда ее изображают держащей свиток. Ее правая рука может быть поднята, чтобы показать ее удивление по поводу сообщения, которое она слышит.
Ее голова склонена, показывая свое согласие и послушание.
Сошествие на нее Святого Духа изображается лучом света, исходящим из небольшого шара в верхней части иконы, что символизирует небо.
На известной иконе с Синая в луче света изображен белый голубь.
Известны несколько икон Благовещения. Одна находится в Московском Кремле в Благовещенской церкви.
Эта икона явилась в связи со спасением узника Богородицей во времена правления Ивана Грозного. Другой находится в Успенском соборе в Москве (память 8 июля).
Первоначально она находилась в Устюге и была иконой, перед которой святой Прокопий юродивый (память 8 июля) молился о спасении города от разрушения в 1290 году. Одной из самых почитаемых икон в Греции является Тиносская икона Благовещения (память 30 января). ).
Благовещение приходится на Великий пост, но всегда празднуется с большой радостью.
Литургия святителя Василия или святителя Иоанна Златоуста служится даже в будние дни Великого поста.
Это один из двух дней Великого поста, когда пост ослаблен и разрешена рыба (другой – Вербное воскресенье).
Христианские праздники 6 апреля
Христианские праздники 8 апреля
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.