ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ06 февраля
Православные праздники 5 февраля (23 января по старому стилю)
Начало постной Триоди
Воскресенье после воскресенья Закхея посвящено мытарю и фарисею.
Накануне на вечерне начинается Триодь (богослужебная книга, используемая в службах Великого поста).
Двое мужчин пошли в храм помолиться.
Один был фарисеем, который неукоснительно соблюдал требования религии: молился, постился, жертвовал деньги на Храм.
Это очень хорошие вещи, и каждому, кто любит Бога, следует подражать.
Мы, которые могут не выполнять эти требования так же хорошо, как фарисей, не должны чувствовать себя вправе критиковать его за верность.
Его грех состоял в том, что он смотрел на мытаря свысока и чувствовал себя оправданным из-за его внешних религиозных обрядов.
Второй человек был мытарем, мытарем, презираемым народом.
Однако он проявлял смирение, и это смирение оправдывало его перед Богом (Лк. 18:14).
Урок, который следует усвоить, состоит в том, что мы не обладаем ни фарисейским благочестием, ни покаянием мытаря, благодаря которым мы можем спастись.
Мы призваны увидеть себя такими, какие мы есть на самом деле, в свете учения Христа, прося Его быть милостивым к нам, избавить нас от греха и направить на путь спасения.
За две недели до начала поста, в рамках подготовки к Великому посту, Страстной неделе и Пасхе, Церковь предписывает чтение Евангелия от Марка.
С понедельника по пятницу основное внимание уделяется последним временам, смерти и погребению Спасителя.
Сегодня мы чтим память бесчисленных миллионов верующих, пострадавших и погибших от рук советских безбожников.
К ним относятся Царь-мученик Николай II и остальные члены Российской Царской Семьи (4 июля); Патриарх Тихон (память 24 марта); Великая княгиня Елизавета (5 июля); тысячи мучеников, как священнослужителей, так и мирян, чьи имена известны; но также миллионы и миллионы простых верующих, чьи имена были потеряны для истории. Число Новомучеников Российских намного превосходит всех тех, что относятся к «Веку мучеников», первым трем векам христианства. Да будет им вечная память.
Дата этого поминовения была впервые установлена Русской Православной Церковью Заграницей в 1981 году, а затем утверждена Московской Патриархией в 1992 году.
В 2000 году Патриархия прославила около 1050 новомучеников, и ожидается, что в ближайшие годы будет признано еще больше.
Собор Святых Костромских был учрежден в 1981 году Русским Патриархатом в честь всех Святых, связанных с Костромской епархией.
Собор было установлено совершать в день памяти святителя Геннадия Костромского, который приходится на 23 января.
В том же году по инициативе архиепископа Костромского и Галичского Кассиана (Ярослава) был заложен собор костромских святых.
Великомученик Феодор Стратилат – небесный покровитель города Костромы. Однако этот святой не внесен в Костромской собор святых.
К святым Костромским относятся:
преподобный Аврамий Галицкий, или Чухломозерский
(память 20 июля);
святой Адриан Монцанский (память 5 мая);
святой Александр Галицкий, игумен Воче (память 27
марта);
преподобный Варнава, игумен Верлужский (память 11 июня);
святой Кирилл Новоозёрский (память 4 февраля, 7 ноября);
Святитель Кирилл Белозерский (память 9 июня);
Святитель Дионисий, архиепископ Суздальский (память 26
июня, 15 октября);
Святитель Геннадий, игумен Костромской (память 19
августа);
Святитель Григорий, игумен Пельшменский, чудотворец
Вологда (30 сентября);
Святитель Иаков Брилеев (11 апреля);
Святитель Иаков Галицкий монастырь (4 апреля, 30 мая);
Святитель Иаков Железноборовский (11 апреля, 5 мая);
Святитель Иона, митрополит Московский (31 марта, 27 мая,
15 июня);
Святитель Макарий, игумен Желтоводский и Унженский
(память 25 июля);
Святитель Макарий Письмянского монастыря (память 10
января);
Святитель Митрофан, епископ Воронежский (память 7
августа, 4 сентября, 23 ноября);
Святитель Пахомий, игумен Нерехтинский (память 21
марта, 15 мая);
Святитель Паисий, игумен Галицкий (память 23 мая);
святитель Павел Обнорский (память 10 января, 7 октября);
святитель Ферапонт Монцанский (память 27 мая, 1 декабря).
Священномученик Климент, епископ Анкирский, и мученик Агафангел
Священномученик Климент родился в галатском городе Анкире в 258 году от отца-язычника и матери-христианки.
Он потерял отца, когда был младенцем, и мать, когда ему было двенадцать.
Она предсказала ему мученическую смерть за веру во Христа.
Женщина по имени София усыновила его и воспитала в страхе Божием.
Во время страшного голода в Галатии несколько язычников прогнали собственных детей, не имея возможности их прокормить.
Софья приняла этих несчастных, накормила и одела их. Святой Климент помогал ей в этом.
Он учил детей и готовил их к Крещению. Многие из них умерли мученически за Христа.
Святой Климент был поставлен чтецом, а затем диаконом.
Когда ему было восемнадцать, он был рукоположен в святое священство, а в двадцать лет он был рукоположен во епископа Анкирского.
Вскоре после этого вспыхнули гонения на христиан при Диоклетиане (284–305).
Епископ Климент был объявлен христианином и арестован.
Дометиан, правитель Галатии, пытался заставить святого поклоняться языческим богам, но святой Климент твердо исповедал свою веру и мужественно выдержал все пытки.
Они подвесили его на дереве и искромсали его тело острыми железными инструментами, чтобы можно было увидеть его внутренности.
Разбили ему рот камнями, повернули его на колесе и сожгли на слабом огне.
Господь сохранил Своего страдальца и исцелил его израненное тело.
Тогда Дометиан отправил святителя в Рим к самому императору Диоклитиану с донесением, что епископ Климент подвергся жестоким пыткам, но оказался непреклонным.
Диоклитиан, увидев мученика совершенно здоровым, не поверил известию и подверг его еще более жестоким пыткам, а затем заключил в темницу.
Многие язычники, видя мужество святого и чудесное исцеление его ран, уверовали во Христа.
К святому Клименту в тюрьму стекались люди за руководством, исцелением и крещением, так что тюрьма буквально превратилась в церковь.
Когда известие об этом дошло до императора, многие из этих новых христиан были казнены.
Диоклетиан, пораженный удивительным терпением святого Климента, отправил его в Никомидию к своему соправителю Максимиану.
На корабле к святому присоединился его ученик Агафангел, избежавший казни с другими исповедниками и желавший теперь пострадать и умереть за Христа с епископом Климентом.
Император Максимиан в свою очередь отправил святых Климента и Агафангела к правительнице Агриппине, которая подвергла их таким нечеловеческим истязаниям, что даже зеваки-язычники сжалились над мучениками и стали забрасывать мучителей камнями.
Освобожденные, святые исцеляли жителя города возложением рук, крестили и наставляли людей, стекавшихся к ним во множестве.
Снова арестованные по приказу Максимиана, они были отправлены домой в Анкиру, где правитель Кирений подверг их пыткам.
Затем их отправили в город Амасию к проконсулу Дометию, известному своей большой жестокостью.
В Амасее мучеников бросили в горячую известь.
Они провели в нем целый день и остались невредимы.
Они содрали с них кожу, били железными прутьями, сажали на раскаленную кровать и обливали их тела серой.
Все это не повредило святым, и они были отправлены в Тарс для новых истязаний.
В пустыне по пути святому Клименту было откровение, что он будет страдать в общей сложности двадцать восемь лет за Христа.
Затем, претерпев множество мучений, святые были заключены в темницу.
Святой Агафангел был усечен мечом 5 ноября.
Анкирские христиане освободили святого Климента из темницы и отвели в пещерную церковь.
Там, после совершения Литургии, святитель возвестил верующим о скором окончании гонений и о своей мученической кончине.
23 января святитель был убит городскими воинами, штурмовавшими храм.
Святитель был обезглавлен, стоя перед алтарем и принося Бескровную Жертву.
Вместе с ним были обезглавлены два диакона, Христофор и Харитон, но больше никто не пострадал.
Преподобный Геннадий Костромской и Любимоградский
О Геннадии рассказывает Его житие (1584-1586) и история обретения мощей (конец 1640-х гг.), он же упоминается в житии преподобного Корниля Корнелина (1589).
Григорий родился в начале XVI века в Могилеве (тогда территория Великого княжества Литовского) в богатой семье боярина Ивана и его жены Елены.
Он был задумчив и склонен к одиночеству.
Проявлялась в нем сильная религиозность, стремление часто посещать монастыри вызывало недовольство родителей.
Тогда Григорий, переодевшись в бедную одежду, покинул родительский дом и направился в Москву.
Посетив ее святыни, отправился в Новгородскую землю с каким-то Федором, тоже стремясь к монастырским оградам.
Друзья хотели поселиться в монастыре Александра Свирского, но он прямо объявил, что находится в степях и благословил их идти в Вологодские леса в Келетскую пустынь к преподобному Корнилию.
Вскоре Федор вернулся в Москву, после него была большая семья, он дожил до глубокой старости.
Григорий, напротив, проведя там «в искусстве немалое время», принял постриг с именем Геннадий.
Вскоре он стал примерным иноком и ее любимым учеником Корнелия.
Согласно Житию Геннадий избегая «бури злословия, злословия и шепота» или, согласно Житию Корнилия, желая «одного безмолвствовать» Корнилия, вместе с Геннадием удалился на Сурское озеро в 25 км от любимого человека, бывшего в старая Костромская слобода (ныне город Ярославской области).
С помощью жившего там государя Бортникова Инкай устроил целию и провел время в произведениях «Лесное пение и земное сопротивленье».
Для осушения болот выкопали четыре пруда, по настоянию великого князя Василия Ивановича, Корнилий в 1529 г. возвратился в свой Келлесский монастырь, а «Движенскую пустыню», то есть вновь построенный Любимский лесной скит, «благословил» Геннадий.
Эта пустыня впоследствии получила известность как Спасо-Геннадиев монастырь.
Для нескольких, состоящих из 6 человек, Братством был построен храм во имя Преображения Господня.
С помощью великого князя Геннадия он украсил церковь «Всякая Лепотыя церковь».
С увеличением числа монахов Геннадий построил еще один храм во имя преподобного Сергия Радонежского.
Игумен был для братии «Образом смирения и терпения»: рубил и расстилал дрова по кельям, работал в кухне и хлебопекарне, во время отдыха он с любовью занимался иконописью.
Для «умиротворения плоти» он носил железные цепи и кресты.
Преподобный ездил иногда из Суры в Москву, он посетил дом Барунед Иулиании Федоровны, жены Романа Юрьевича Захариева, и, благословив ее детей, предсказал ей, что ее дочь Анастасия будет царицей – она действительно стала женой царя Ивана Грозного.
Захарьины же благодаря Геннадию помогли построить в его монастыре второй храм – во имя преподобного Сергия Радонежского.
Исцелил от тяжелой болезни боярина Бориса Палецкого, потом пожертвовал монастырю ценный колокольный звон.
Геннадий был духовником Ивана Грозного и крестил его дочь Анну.
Геннадий, по свидетельству своего ученика, писать не умел, но оставил два литературных произведения аскетически-вопрошенного характера: «Наставление новичку чинить» и «Смерть», учение братии и всему народу».
В них Геннадий остался верным завету своего наставника св. Корнилия: «Принимаем древних святых отца разума, терпения, любви и смирения, и тех же молитв Собора и Целя и подвизающихся в поддержании не усадьба».
По словам Геннадия, монах должен знать только церковь, трапезу да, «монашеские дела по праву правильно, грубо и светлейше», заботиться о монастырском имуществе, не быть «германцем и не человеком».
Житие преподобного Геннадия, содержащее описание 19 вознесенных и посмертных чудес, и Канон написали ему учеником и вторым преемником игумена Алексия между 1584-1587 гг., положив ему духовное завещание, продиктованное самим Геннадием.
Предположительно в эти же годы было составлено и преподобным Алексием возбужденное тогда дело о его канонизации.
Местное почитание началось сразу после презумпции: в монастыре и в Костроме были освящены храмы во имя преподобного Геннадия.
Мощи были обретены 19 августа 1644 года при бронировании каменным Преображенским собором на месте построенной Геннадием Деревянной церкви: при вскрытии гроба Геннадия не только его тело, но и одежда оказались целыми.
Мощи, находившиеся на время в монастырском храме Алексия Божия, 23 ноября 1646 года были торжественно перенесены в новосозванную Преображенскую церковь.
В то же время по благословению Патриарха Иосифа было установлено церковное празднование преподобного Геннадия.
В 1861 году была напечатана служба с акафистом преподобному Геннадию, ставшему Карцевым и Архиепископом Ярославским Нилом.
Мощи вначале хранились открыто, а потом «по непонятным причинам и неизвестно когда были спрятаны под Спадом».
В начале 1920-х годов монастырь был закрыт, а мощи 28 сентября 1920 года вскрыты и вывезены в Ярославский губернский музей, где находились до середина 1930-х гг., дальнейшая судьба мощей неизвестна.
С 1995 года возрождается Спасо-Геннадиев монастырь.
Христианские праздники 4 февраля
Христианские праздники 6 февраля
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.