ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ04 сентября
Православные праздники 4 сентября (22 августа по старому стилю)
В 1622 году персидский шах Аббас I после опустошительного нашествия на православную Грузию забрал часть Ризы Господней и некоторые особо чтимые иконы.
Через три года, когда русский приказчик Стефан Лазарев был в Персии по торговым делам, некий человек из шахской свиты предложил ему купить одну из украденных грузинских икон: икону Пресвятой Богородицы.
В то же время в Ярославле купец Григорий Лыткин, у которого служил Стефан, получил откровение о скором приезде своего приказчика с драгоценным приобретением.
Лыткину было повелено свыше перевезти икону из Ярославля в Архангельск, на реку Пинегу.
Здесь, в 16 верстах от Холмогорска, находился Черногорский монастырь (получивший свое название от горы, на которой в 1603 г. была построена церковь).
Позднее он был назван Красногорским (Красивая гора).
Сюда купец доставил Грузинскую икону Пресвятой Богородицы в 1629 году, при царе Михаиле.
22 августа при большом стечении верующих икона была благоговейно поставлена в монастыре.
В это же время произошло чудесное исцеление слепого и глухого монаха Питирима.
Последующие явления чудотворной силы иконы побудили митрополита Новгородского Никона (впоследствии патриарха Московского и всея Руси) заняться расследованием.
В дальнейшем, с 1650 года, ежегодное празднование этой иконе совершалось 22 августа, в день прихода ее в Красногорский монастырь.
С тех пор Грузинская икона Божией Матери ежегодно с почестями привозилась в Архангельск.
Чтимая икона была оставлена на определенное время в главном соборе города для освящения города и христолюбивого народа.
В царствование царя Алексея (1645-1676) чудотворная икона была вывезена в Вологду, Великий Устюг, Переяславль-Залесский и Сибирь.
В 1654 году иеромонах Красногорского монастыря Макарий привез икону Пресвятой Богородицы (привезенную из Персии) в Москву для восстановления и покрытия новой ризой.
Она была поставлена в новопостроенном храме Живоначальной Троицы в Никитниковом переулке у Варварских ворот, где вели свою иконописную работу кремлевские мастера.
Григорий Никитников построил церковь в своих владениях на собственные средства (1628-1651).
В церкви был придел, посвященный святому Никету (память 15 сентября).
Там же были захоронены члены семьи Никитниковых.
Примерно в то время в Москве свирепствовала чума или моровая язва.
По просьбе мастера-серебряника Гавриила Евдокимова, сын которого был при смерти, в его доме был отслужен молебен перед Грузинской иконой Божией Матери из Красногорского монастыря.
Вскоре больной выздоровел.
В благодарность за это чудесное исцеление была сделана копия с Грузинской иконы и помещена в Свято-Троицком храме.
С этого времени церковь стала называться Грузинской.
Милостивую помощь Пресвятой Богородицы продолжала оказывать упомянутая копия Ее иконы.
Во время чумной эпидемии 1654 года московский купец Стефанов непрестанно молился Царице Небесной.
Трижды являлась ему во сне Пресвятая Богородица, говоря: «Помолись Богородице Грузинской, на Глинищах у мельниц, и пощадишься».
Церковь Святой Троицы в Никитниках называлась также церковью великомученика Никеты (одна из приделов) на Глинищах, близ мельниц.
Купец не увез свою семью из Москвы, как намеревался, а стал усердно молиться в Свято-Троицкой церкви.
Эпидемия не коснулась ни его, ни его семьи.
Общецерковное празднование Грузинской иконы Божией Матери было установлено по благословению патриарха Никона в 1654 году.
В 1698 году смотритель Московской типографии Феодор Поликарпов составил второе издание Службы.
После освобождения Москвы от наполеоновских войск 1 декабря 1812 года чудотворная Грузинская икона Божией Матери вместе с другими чудотворными иконами Пресвятой Богородицы (Владимирской, Иверской и Утоли моя печали) была пронесена торжественным крестным ходом в Кремль.
В 1904 году в Свято-Троицком храме был построен придел в честь Грузинской иконы Божией Матери.
Ныне эта икона находится в храме Святой Троицы в Никитникове (улица Разина).
Чудесные исцеления, дарованные Пресвятой Богородицей через Ее чудотворную икону, были задокументированы и подтверждены в конце XIX века.
Например, 17 июня 1887 года Лидия Церковницкая, жена священника села Шуйского Вологодской губернии, тяжело заболела.
Она выздоровела после молитвы перед чудотворной Грузинской иконой.
Имеются исторические свидетельства о еще четырех грузинских иконах Пресвятой Богородицы.
О Грузинской иконе Божией Матери, находившейся в Московском Алексеевском монастыре, церковные свидетельства сообщают, что она не является копией ни Красногорского монастыря, ни Никитниковского храма Святой Троицы, привезенных из Грузии.
В ту же смертельную эпидемию чумы 1654 года заболела одна из монахинь Алексеевского монастыря.
Обращаясь с долгими молитвами к Небесной Целительнице, больная вдруг вспомнила о чудесном исцелении, о котором слышала от иконы Божией Матери, находящейся в храме Живоначальной Троицы у Варваринских ворот.
Однако посылать туда было некого.
Через некоторое время в монастырь пришел неизвестный монах.
Обращаясь к больной монахине, он сказал: «Не огорчайтесь, что сюда нельзя привезти Грузинскую икону Божией Матери. У вас здесь точно такая же икона, как привезенная из Грузии. Ты найдешь его в пещере и узришь милость Божию».
Иносказательный смысл этих слов стал ясен впоследствии, в монастырской ризнице, устроенной наподобие пещеры, когда была обретена доселе неизвестная икона Божией Матери.
После молебна чудотворную икону отнесли в кельи монахинь, страдавших от моровой язвы.
Все они были исцелены.
С этого времени эпидемия в Москве стала стихать.
По молитвенному заступничеству Грузинской иконы Пресвятой Богородицы в Алексеевском монастыре слепая княгиня Марфа Прозоровская получила чудесное исцеление в 1662 году.
Она прозрела по молитвам родителей после семи лет тяжелой болезни.
К северо-западу от Казани, в 18 верстах от города Свияжска, в середине XVII века находилась Раитская общинная Богородичья пустынь, получившая свое название от одной из ее церквей, посвященной преподобным отцам, убиенным на Синае и Райтху (14 января).
Предание гласит, что при строительстве монастыря митрополит Казанский Лаврентий по откровению свыше послал лучших местных иконописцев на Пинегу, в Красногорский монастырь, находившийся очень далеко от Казани, для того, чтобы составить точную копию с иконы.
В 1661 году из Архангельска был доставлен искусно выполненный список с Грузинской иконы Божией Матери.
Он стал очень почитаемым местным населением. Впоследствии эта икона была поставлена в соборном храме в честь Пресвятой Богородицы.
В XVIII веке благочестивые крестьяне села Ключарев Корчевского уезда Тверской губернии подарили смотрительнице Московского Архангельского собора список с Грузинской иконы Божией Матери, который стал высоко цениться местными жителями, когда урожай ржи оказался под угрозой уничтожения в конце 1860-х гг.
Огромные поля только что всходов съедал неизвестный червь, и все, что они делали, было бесполезным.
Тогда крестьяне молились о помощи Пресвятой Богородице, Которую они почитали Грузинской иконой.
После крестного хода по полям с иконой внезапно пошел небывалый проливной дождь.
Потоки воды вымыли из земли червей, которых съела большая стая птиц.
Икона исчезла после закрытия монастыря (1920-1922 гг.), а позже была возвращена в монастырь.
В рапорте Московской Патриархии за 1946 год епископ Архангельский Леонтий (Смирнов) сообщает, что Грузинская икона была пронесена в крестном ходе, состоявшемся в Архангельске в 1946 году. Дальнейшая судьба Грузинской иконы неизвестна.
Мученики Агафоник, Зотик, Феопрепий (по-славянски: Боголеп), Акындин, Севериан, Зинон и другие приняли смерть за Христа в царствование императора Максимиана (284–305).
Мученик Агафоник был потомком гипасийцев и жил в Никомидии (ныне Измит).
Хорошо разбираясь в Священном Писании, он многих обратил ко Христу, в том числе и виднейшего члена Сената (его «принцепса» или предводителя).
Комит Евтолмий был отправлен в Понтийскую область, где распял последователей христианского Зотика , всех отказавшихся принести жертву идолам, но самого Зотика взял с собой.
В Никомедии Евтолмий арестовал Агафоника, а также Феопрепия, Акиндина и Севериана.
Наконец, Евтолмий приказал отвезти мучеников во Фракию на суд императора.
Но по дороге, в окрестностях Потамы, он предал смерти мучеников Зотика, Феопрепия и Акиндина, которые не могли пройти дальше за колесницей правителя из-за ран, полученных во время пыток.
Мученик Севериан был казнен в Халкидоне, а мученик Агафоник вместе с другими казнен по повелению императора в Селимбрии.
Священномученик Афанасий, епископ киликийского города Тарса, крестивший преподобную Анфису, был казнен по повелению императора Аврелиана (270-275).
Монахиня Анфиса, уроженка города Селевкии (в Сирии).
Узнав об учении Христа, она отправилась в Тарс к святому Афанасию и приняла от него Крещение.
Ее родители были в ярости из-за того, что их дочь стала христианкой.
Но затем она, приняв монашеский постриг от святого Афанасия, поселилась в пустыне, где провела в подвигах 23 года и скончалась в конце III века.
Мученики Харисим и Неофит, крещенные вместе с преподобной Анфисой, были ее рабами и тоже приняли смерть за Христа.
Мученица Евлалия жила в Испании, близ города Варкиона (ныне Барселона), и воспитывалась родителями в благочестии и христианской вере.
Уже в 14 лет она провела уединенную жизнь в родительском доме, занимаясь с несколькими сверстниками молитвой, чтением Священного Писания и рукоделием.
Во время гонения на христиан – при императорах Диоклетиане (284–305) и Максимиане (284–305) – в Варкион прибыл правитель Дакиан, чтобы избавить его от христиан.
Услышав об этом, Евлалия ночью тайно покинула свой дом и к утру пробралась в город.
Проталкиваясь сквозь толпу людей, она смело обвинила Дакиана в том, что он принуждает людей отречься от Истинного Бога, чтобы вместо этого приносить жертвы дьяволам.
Дациан приказал пытать ее.
Однако она стала молиться, чтобы Господь забрал ее на Небеса к Себе, и с этой молитвой умерла.
В это время люди увидели белую голубку, вылетевшую из ее рта в небо.
Ночью ее похоронили христиане.
Преподобный Боголеп (Боголеп означает «Боголепный») был учеником преподобного Паисия Угличского.
И в светском мире, и в монастыре Боголеп был пекарем хлеба.
Чудотворная икона Покрова Пресвятой Богородицы явилась ему, когда он рано утром пошел по воду на Волгу.
Он увидел икону, стоящую на берегу реки и сияющую Небесным светом.
Забыв о воде, преподобный Боголеп быстро побежал обратно в монастырь и рассказал все преподобному Паисию.
Преподобные Адриан, Вассиан, Боголеп и Паисий в сопровождении всей монастырской братии перенесли икону в монастырь.
Христианские праздники 3 сентября
Христианские праздники 5 сентября
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.