ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ03 июня
Православные праздники 4 апреля (22 марта по старому стилю)
6-я седмица Великого поста
Изборская икона Божией Матери была привезена из слободы в городскую крепость благочестивой вдовой Евдокией во время осады немцами города Изборска в 1657 году, на 6-й неделе Великого поста.
Чудотворное знамение истечения слез из очей Пресвятой Богородицы на этой иконе, которое видели Евдокия и дочь ее Фотиния, было повторено и засвидетельствовано клиром соборного храма во имя святителя Николая Чудотворца, куда икона была перенесена из дома Евдокии.
Молитвами Пресвятой Богородицы город Изборск был избавлен от нашествия иноземцев.
В том же 1657 году, во время Петрова поста, по указанию архиепископа Макария чудотворная икона была привезена в Псков, в соборный храм во Имя Святой Троицы.
Здесь она пробыла две недели, после чего, украшенная богатым жалованием, была возвращена в Изборск.
Через несколько лет по благословению архиепископа Псковского и Изборского Арсения (1665-1681) было установлено празднование в честь иконы 22 марта.
Местное празднование Изборской иконы Божией Матери проходит в Никольском соборе города Изборска.
На иконе Пресвятая Богородица изображена слегка склоненной к Божественному Младенцу Иисусу, Который прильнул к Ее лику, обняв шею Пречистой Девы правой рукой, а левую протягивая к Ее плечу.
Перед иконой Пресвятой Богородицы Изборской молятся об исцелении душевных и телесных страстей, об избавлении от нашествия иноплеменников, об избавлении от всякого зла.
Священномученик Василий был пресвитером в Анкире Галатийской.
Борясь с арианской ересью, он призывал свою паству крепко держаться Православия.
За это святитель Василий был низложен от священнического сана местным арианским собором, но собор 230 епископов в Палестине восстановил его.
Святитель Василий продолжал открыто проповедовать и обличать ариан.
Поэтому он стал жертвой гонений и подвергся наказанию как человек опасный для государства.
Двум отступникам, Елпидию и Пегасию, было приказано отвратить святого Василия от Православия.
Святитель остался непоколебим и снова был подвергнут мучениям.
Когда император Юлиан Отступник (361–363) прибыл в город Анкиру, святой Василий мужественно исповедал перед ним Христа на суде и обличил императора в отступничестве.
Юлиан приказал срезать со спины святого полоски кожи. Святитель Василий с великим терпением переносил страшные пытки.
Когда его стали бить по плечам и животу раскаленными прутьями, он упал от мучений на землю и вскричал: «Христе, Свет мой! О Иисус, надежда моя! Тихая гавань от бушующего моря. Благодарю Тебя, Господи Боже отцов моих, что Ты вырвал душу мою из ямы Ада и сохранил во мне имя Твое незапятнанным! Позволь мне закончить свою жизнь победителем и унаследовать жизнь вечную согласно обещанию, которое Ты дал моим отцам. Теперь прими мою душу с миром, оставаясь непоколебимым в этом исповедании! Ибо милостив Ты и велика милость Твоя, Живущий и Странствующий во все века. Аминь.»
Совершив такую молитву и весь израненный раскаленными прутьями, святой впал в сладкий сон, предав свою душу в руки Божии.
Священномученик Василий скончался 29 июня 362 года. Память его перенесена на 22 марта в связи с праздником святых Петра и Павла.
Святая Дросида была дочерью императора Траяна (98-117), яростного гонителя христиан.
В 99 году он возродил прежний закон, запрещавший тайные собрания, и применил его к христианам.
В 104 году он издал специальный указ против христиан.
Начиная с этого года гонения продолжались до конца его правления.
Тела замученных христиан часто оставались непогребенными, чтобы запугать других.
Пять христианских дев: Агалида, Аполлинария, Дарья, Мамуса и Фаис взяли на себя задачу погребения таких христиан.
Тайно взяли тела мучеников, помазали их благовониями, обвили пеленами и похоронили.
Узнав об этом, Дросида, тайная христианка (но еще не крещеная), попросила святых дев взять ее с собой, когда они пойдут хоронить христиан.
Адриан, советник императора, который также был женихом Дросиды, сообщил Траяну о деятельности женщин.
Над убитыми была выставлена охрана с приказом арестовывать всех, кто попытается их похоронить.
Святая Дросида и пять дев были пойманы в первую же ночь.
Узнав, что одна из пленниц – его собственная дочь, Траян приказал держать ее отдельно, надеясь, что она передумает.
Пятеро святых мучениц были приговорены к сожжению в печи для плавки меди.
Они мужественно пошли на смерть и приняли свои нетленные мученические венцы.
Эта медь, смешанная с прахом мучеников, пошла на изготовление треножников для новой общественной бани, построенной Траяном.
Пока эти штативы стояли в ванне, в нее никто не мог войти. Тот, кто переступал порог, тут же погибал.
Когда языческие жрецы поняли, почему это происходит, они приказали снять треножники и переплавить их.
Тогда Адриан предложил императору сделать пять бронзовых статуй обнаженных дев, похожих на мучеников, и поставить их перед входом в общественную баню.
Когда статуи были поставлены на место, Траян увидел во сне пять чистых агнцев, пасшихся в раю, и пастыря, который сказал ему: «О прелюбодейный и лукавый Цезарь! Те, чьи образы вы поместили там на поругание, были взяты у вас и приведены сюда Добрым и Милосердным Пастырем. Со временем и твоя дочь, чистая овечка Дросида, тоже будет здесь».
Проснувшись, Траян пришел в ярость и приказал топить две огромные печи.
Рядом был вывешен царский указ: Вы, кто поклоняется Распятому; избавь себя от многих страданий и избавь нас от этих трудов. Принесите жертву богам. Если же вы этого не хотите, то пусть каждый из вас добровольно бросит себя в эту печь».
Многие христиане выбрали мученичество.
Услышав об этом, святая Дросида тоже решила принять мученическую смерть за Христа.
Она молилась в своей темнице, прося Господа освободить ее.
Бог услышал ее молитву, и стражники уснули. Святая Дросида подошла к печи, но недоумевала: «Как же мне идти к Богу без брачной одежды (т. е. без крещения), ибо я нечиста? Царь царей, Господи Иисусе Христе, ради Тебя я отказываюсь от своего царского звания, чтобы стать самой смиренной служанкой в Твоем Царстве. Крести меня Сам Своим Святым Духом».
Помолившись таким образом, святая Дросида помазала себя принесенным с собой миром и, троекратно погрузившись в воду, сказала: «Крещается раба Божия Дросис во Имя Отца, и Сына и Святого Духа».
Святая скрывалась семь дней, проводя время в посте и молитве.
Некоторые христиане нашли ее и узнали от нее обо всем, что произошло.
На восьмой день святая мученица Дросида пошла в печь и бросилась в огонь.
Некоторые источники утверждают, что святая Дросида скончался с миром.
Однако по календарю Русской православной церкви она числится мученицей.
Святой Исаак был пострижен в монашество в юности и через подвиги в пустыни стяжал все добродетели.
Он также был признан достойным получить дар пророчества от Бога.
Узнав, что православных преследуют, а их храмы закрывают или разрушают, он оставил пустыню и отправился в Константинополь, чтобы утешать и ободрять православных, противодействовать еретикам.
В то время варвары-готы вдоль реки Дунай вели войну против Империи. Они захватили Фракию и продвигались к Константинополю.
Когда император Валент со своими воинами выходил из столицы, святой Исаак воззвал: «Государь, открой храмы православные, и тогда поможет тебе Господь!»
Император проигнорировал слова Святого и продолжил свой путь.
На следующий день Исаак снова выбежал предупредить Императора.
Валента, тронутого смелостью и искренностью Исаака, почти убедили сделать так, как он просил.
Однако один из его советников (арианин) убедил его не выполнять просьбу святого.
На третий день святой встал на пути императора и схватился за уздечку его коня, повторяя его просьбу; иногда умоляющим тоном, а иногда и укоризненным тоном.
Он также угрожал божественным возмездием, если Валент не выполнит его просьбу.
Оскорбленный дерзостью Исаака, Валент бросил его в глубокую яму, наполненную грязью и шипами, из которой невозможно было выбраться.
Однако с помощью Божией преподобный Исаак смог выбраться из ямы.
Он догнал Императора и сказал: «Ты хотел меня уничтожить, но Ангелы вытащили меня из трясины. Услышь меня! Открой церкви для православных, и ты победишь врага. Однако, если вы не послушаете меня, вы не вернетесь. Вы будете схвачены и сожжены заживо. Узнай на опыте, что больно тебе пинаться против рожна» (Деяния 26:14).
Император был поражен дерзостью святого и приказал своим спутникам Сатурнину и Виктору схватить монаха и держать его в темнице до его возвращения.
Пророчество преподобного Исаака вскоре исполнилось.
9 августа 378 г. под Адриануполисом произошло ожесточенное сражение, в ходе которого царская армия была разбита, а многие превосходные полководцы убиты. Валент и его начальник штаба укрылись в амбаре, наполненном соломой, и нападавшие подожгли его. Двое мужчин были сожжены заживо, как и предсказывал Исаак.
Вернувшись в Константинополь, некоторые солдаты, уцелевшие в битве, подошли к тюремной камере Исаака и сказали ему: «Приготовься защищаться перед императором, который идет судить тебя».
Исаак ответил: «Запах его обугленных костей уже более семи дней бьет мне в ноздри».
Когда об этом событии стало известно, духовенство и народ освободили преподобного Исаака из темницы.
С великим почтением подходили к нему, чтобы получить его благословение.
Тогда на престол взошел святой император Феодосий Великий (379-395).
По совету Сатурнина и Виктора он призвал старца, оказавшего ему большую честь.
По его указанию он изгнал ариан из Константинополя и вернул церкви православным.
Святой Исаак хотел вернуться в свою пустыню, но Сатурнин и Виктор умоляли его не оставлять города, а остаться и охранять его своими молитвами.
Святитель Исаак присутствовал на Втором Вселенском Соборе в Константинополе в 381 году, где во многом способствовал его успеху благодаря своему усердию в защите православного учения.
Сатурнин построил для святого монастырь в Константинополе, где вокруг него собрались монахи. Преподобный Исаак был игуменом и духовным наставником монастыря.
Он также кормил мирян и помогал многим бедным и страждущим.
Предчувствуя свою близкую кончину, святой Исаак поставил преемником своего игумена святого Далмация (память 3 августа).
Позднее монастырь был переименован в Святой Далматиос (Δαλμάτιος).
Святой Исаак отошел ко Господу в 383 году. Память его также празднуется со святыми Далматием и Фаустом 3 августа.
Однако в греческом обиходе память святого Исаака отмечается 30 мая.
Этот святой Новомученик Христов родился в Демицане на Пелопоннесе. Его родителями были Панагиот и Мария, и в крещении ему было дано имя Елевферий.
Елевферий был младшим из пяти детей (остальными были Джордж, Христос, Иоанн и Катерина).
После посещения школы в Деметсане Елевферий и Иоанн отправились в Константинополь, чтобы поступить в Патриаршую академию.
Позже они отправились в Яссы, Румыния, где их отец и братья занимались бизнесом.
Через некоторое время Елевферий решил отправиться на Афон, чтобы стать монахом.
Из-за войны между Россией и Турцией он смог доехать только до Бухареста. Там он гостил у французского консула, затем у служащего русского консула.
Елевферий начал вести жизнь в удовольствиях, отбросив мысли о монашестве.
Когда военные действия прекратились, Елевферий в сопровождении нескольких мусульман направился в Константинополь.
По дороге он отвернулся от православия и принял ислам. Он был обрезан и получил имя Решид.
Вскоре его стала мучить совесть за отречение от Христа. Другие мусульмане стали замечать перемену в его поведении, поэтому ограничили его движения и внимательно следили за ним.
Однажды Элевферий был замечен с крестом, поэтому другие донесли на него хозяину дома Раису Эфенди. Мастер благосклонно относился к Элевферию, что вызывало у других зависть.
Он сказал им, что Елевферию еще рано отказываться от всех своих христианских привычек.
Раис Эфенди и его домочадцы отправились в Адрианополь в субботу.
Митрополит Кирилл, ставший впоследствии Патриархом Константинопольским, служил вечерню в одном из храмов города.
Елевферий сделал вид, что у него есть письма для митрополита Кирилла, но послал за ними кого-то другого. Когда Елевферий сказал этому человеку, что ему нужна христианская одежда, он заподозрил его и отослал.
Вернувшись в Константинополь, Раис Эфенди преподнес Елевферию дорогие подарки, надеясь убедить его остаться мусульманином.
Однако Элевферий молился, чтобы Бог позволил ему бежать.
Он сбежал при первой же возможности, разыскивая священника с Пелопоннеса, который жил недалеко от Патриархии.
Рассказав свою историю, Елевферий попросил священника помочь ему уйти.
Священник отказался помочь ему, опасаясь расправы, если его поймают.
Он дал Элевферию несколько советов, а затем отослал его.
С некоторой помощью русского посольства Елевферий сел на корабль и отплыл на Афон.
В Великой Лавре Елевферий был миропомазан и принят обратно в Православную Церковь, а также стал монахом с именем Евфимий.
Евфимий читал Новый мартиролог святого Никидема (память 14 июля) и вдохновлялся примером Новомучеников.
Затем он воспылал желанием стереть свое отступничество кровью мученичества.
Святитель Евфимий отправился в Константинополь с монахом Григорием, прибыв туда 19 марта 1814 года.
Через несколько дней, в Вербное воскресенье, он причастился Святого Причастия.
Сняв монашеское одеяние, он переоделся мусульманином и отправился во дворец великого визиря Русуда-паши. Святой Евфимий, держа пальмы в руке, исповедал, что он православный христианин и желает умереть за Христа.
Он осудил Мухаммеда и мусульманскую религию, затем растоптал чалму, которую носил на голове, из-за чего визирь решил, что он либо пьян, либо сумасшедший.
Доблестный воин Христа заверил визиря, что он в здравом уме и не пьян.
Евфимия бросили в темную камеру и сковали цепями. Примерно через час его снова вывели.
Лестью и обещаниями богатства визирь пытался убедить Евфимия вернуться в мусульманскую веру.
Святой смело заявил, что ислам – религия, основанная на баснях и лжи, и что он больше не отречется от Христа, даже если его будут пытать и казнить.
Великий визирь приказал избить святого и вернуть его в темницу.
Через три часа святого Евфимия привели к Русуду-паше, который сказал ему: «Ты передумал или упорствуешь?»
Евфимий ответил: «Есть только одна истинная вера – православных христиан. Как я могу верить в твоего лжепророка Мухаммеда?»
Теперь визирь понял, что ему никогда не убедить Евфимия вернуться в ислам, поэтому приказал предать его мечу. Когда палач попытался связать руки святому, он сказал: «Я пришел сюда добровольно, поэтому нет нужды связывать мне руки. Позвольте мне встретить свою смерть развязанным».
Святителю Евфимию позволили пройти к месту казни несвязанным.
Он шел радостно и бесстрашно, держа в правой руке крест, а в левой ладони.
Когда они прибыли на место, Евфимий обратился лицом на восток и начал молиться.
Он благодарил Бога за то, что он сделал его достойным мученической смерти ради Него.
Он также молился за свою семью и друзей, прося Бога исполнить все их просьбы о спасении.
Тогда святой Евфимий приложился к кресту, который держал, преклонил колени и преклонил шею.
Палач нанес свирепый удар мечом, но это не обезглавило его.
Он ударил еще раз, но не смог его убить. Наконец, он взял нож и перерезал мученику горло.
Святитель Евфимий был убит около полудня 22 марта 1814 года в Константинополе, чем заслужил место в Царстве Небесном, где прославляет Святую, Единосущную и Животворящую Троицу, Отца, Сына и Святого Духа, во веки веков.
Голова преподобного Евфимия находится в русском монастыре святого Пантелеймона на Афоне.
Святые Василиса (Βασίλισσα) и Каллиники (Καλλίνικη) были родом из Галатии.
Так как святая Василиса была богата, то она дала деньги святой Каллинике, чтобы она отправилась в темницу и раздала их заключенным там христианам на пропитание, чтобы они помолились за нее.
Она хотела подготовить их к мученической смерти и поддержать их, чтобы они не потеряли мужества среди своих невзгод.
Однажды святую Каллинику арестовали и спросили, зачем она дает заключенным деньги.
Поскольку она не умела лгать, она признала правду. Поэтому они связали ее и передали правителю.
После этого святая Василиса была схвачена и предстала перед ним в суде.
Обе женщины смело исповедовали Христа и подвергались различным пыткам, пытаясь заставить их отречься от своей веры и принести жертву идолам.
Так как их нельзя было убедить сделать это, их священные головы были отрублены мечами.
Так они побеждали диавола и радовались Царствию Небесному.
Мученическая кончина святых мучениц Василисы и Каллиники произошла в 252 году, при императоре Галле (251-253).
Христианские праздники 3 апреля
Христианские праздники 5 апреля
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.