ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ06 февраля

Христианские праздники 3 февраля. Максим исповедник...

Православные праздники 3 февраля (21 января по старому стилю)

  • Преподобный Максим исповедник
  • Мученик Неофит
  • Преподобный Максим Грек

 

Преподобный Максим Исповедник


Преподобный Максим Исповедник

Преподобный Максим Исповедник

 

Святой Максим Исповедник родился в Константинополе около 580 года и вырос в благочестивой христианской семье.

Он получил прекрасное образование, изучая философию, грамматику и риторику.

Он был начитан в античных авторах, а также владел философией и теологией.

Когда святой Максим поступил на государственную службу, он стал первым секретарем (асекретисом) и главным советником императора Ираклия (611-641), который был поражен его знаниями и добродетельной жизнью.

Святой Максим вскоре понял, что император и многие другие были совращены ересью монофелитов, которая быстро распространялась по Востоку.

Он оставил свои обязанности при дворе и отправился в монастырь Хрисополис (в Скутари на противоположном берегу Босфора), где принял монашеский постриг.

Благодаря своему смирению и мудрости он вскоре снискал любовь братии и через несколько лет был избран игуменом обители.

Даже в этой должности он оставался простым монахом.

В 638 году император Ираклий и патриарх Сергий попытались свести к минимуму важность различий в вере и издали указ «Эктезис» («Эктезис тес пистеос» или «Изложение веры»), который постановил, что каждый должен принять учение о единой воле в двух природах Спасителя.

Защищая Православие от «эктезиса», святой Максим выступал перед людьми различных профессий и должностей, и эти беседы имели успех.

Не только духовенство и архиереи, но и народ, и светские чиновники испытывали к нему какое-то незримое влечение.

Когда святой Максим увидел, какое смятение произвела эта ересь в Константинополе и на Востоке, он решил оставить свою обитель и искать убежища на Западе, где монофелитство было полностью отвергнуто.

По дороге он посетил епископов Африки, укрепляя их в Православии и ободряя их не обольщаться хитрыми доводами еретиков.

Четвертый Вселенский Собор осудил монофизитскую ересь, ложно учившую, что в Господе Иисусе Христе есть только одна природа (божественная).

Под влиянием этого ошибочного мнения еретики-монофелиты говорили, что во Христе была только одна божественная воля («телема») и только одна божественная энергия («энергия»).

Сторонники монофелитства стремились другим путем вернуться к отвергнутой монофизитской ереси. Монотелитство нашло многочисленных приверженцев в Армении, Сирии, Египте.

Ересь, подогреваемая еще и национальной враждой, стала серьезной угрозой церковному единству на Востоке.

Борьба православия с ересью была особенно трудна потому, что в 630 году три патриарших престола на православном Востоке заняли монофелиты: Константинопольский Сергий, Антиохийский Афанасий и Александрийский Кир.

Святой Максим путешествовал из Александрии на Крит, где начал свою проповедническую деятельность.

Там он столкнулся с епископом, который придерживался еретических взглядов Севера и Нестория.

Шесть лет провел святитель в Александрии и окрестностях.

Патриарх Сергий умер в конце 638 г., а император Ираклий также умер в 641 г. Императорский престол со временем занял его внук Констант II (642-668), открытый приверженец монофелитской ереси.

Нападки еретиков на православие усилились.

Святой Максим отправился в Карфаген и проповедовал там около пяти лет.

Когда туда прибыл монофелит Пирр, преемник патриарха Сергия, бежавший из Константинополя из-за придворных интриг, он со святителем Максимом провел многочасовые споры.

В результате Пирр публично признал свою ошибку, и ему было разрешено сохранить титул «патриарха».

Он даже написал книгу, исповедующую православную веру. Святые Максим и Пирр отправились в Рим к папе Феодору, который принял Пирра как патриарха Константинополя.

В 647 году святой Максим вернулся в Африку.

Там на соборе епископов монофелитство было осуждено как ересь.

В 648 г. по заказу Константа был издан новый указ, составленный Константинопольским патриархом Павлом: «Типос» («Типос тес пистеос» или «Образец веры»), который запрещал дальнейшие споры об одной или двух завещаниях в Господе Иисусе Христе.

Затем святой Максим попросил святого Мартина Исповедника (память 14 апреля), преемника папы Феодора, рассмотреть вопрос о монофелитстве на церковном соборе.

Латеранский собор был созван в октябре 649 года. На нем присутствовало 150 западных епископов и 37 представителей православного Востока, в том числе святой Максим Исповедник.

Собор осудил монофелитство и опечатки.

Когда Констант II получил решения Собора, он приказал арестовать и папу Мартина, и святого Максима.

Приказ императора был исполнен только в 654 году.

Святой Максим был обвинен в измене и заключен в темницу.

В 656 г. его отправили во Фракию, а позже вернули в константинопольскую тюрьму.

Святой и двое его учеников подверглись жесточайшим мучениям.

У каждого был отрезан язык и отсечена правая рука.

Затем они были сосланы в Скемарум в Скифии, претерпев в пути многие страдания и трудности.

Через три года Господь открыл преподобному Максиму время его кончины (13 августа 662 года).

Три свечи явились над гробом преподобного Максима и чудесным образом загорелись.

Это было знаком того, что святой Максим был светочем Православия при жизни и продолжает светить примером добродетели для всех.

У его могилы произошло много исцелений.

В греческом прологе 13 августа знаменуется перенесением мощей святого Максима в Константинополь, но может быть и датой смерти святого.

Может быть, память его празднуется 21 января, потому что 13 августа – отдание праздника Преображения Господня.

Святитель Максим оставил Церкви большое богословское наследие.

Его экзегетические сочинения содержат разъяснения трудных мест Священного Писания, в том числе Толкование на «Отче наш» и на 59-й псалом, различные «схолии» или «маргиналии» (толкования, написанные на полях рукописей), на трактаты священномученика Дионисия Великого. Ареопагита (память 3 октября) и святителя Григория Богослова (память 25 января).

К числу экзегетических сочинений преподобного Максима относится его объяснение богослужений под названием «Мистагогия» («Введение о таинстве»).

К догматическим сочинениям святого Максима относятся «Изложение его спора с Пирром» и несколько трактатов и писем к разным людям.

В них содержатся разъяснения православного учения о Божественной сущности и Лицах Святой Троицы, о воплощении Слова Божия и об «обожении» человеческой природы.

«Ничто в обожении не есть произведение человеческой природы, – пишет святой Максим в письме своему другу Фалассию, – ибо природа не может постичь Бога. Только милость Божия имеет возможность наделить обожение сущего... В обожении человек (образ Божий) уподобляется Богу, радуется всей полноте, не принадлежащей ему по природе, ибо в нем торжествует благодать Духа, и потому что в нем действует Бог» (Письмо 22).

Святой Максим также писал антропологические сочинения (т.е. о человеке).

Он размышляет о природе души и ее сознательном существовании после смерти.

Среди его нравоучительных сочинений особенно важны его «Главы о любви».

Преподобный Максим Исповедник также написал три гимна в лучших традициях церковной гимнографии по примеру святителя Григория Богослова.

Богословие святого Максима Исповедника, основанное на духовном опыте познания великих отцов-пустынников и использующее искусное искусство диалектики, выработанное дохристианской философией, было продолжено и развито в творениях святого Симеона Нового Богослова. (память 12 марта) и святитель Григорий Палама (память 14 ноября).

 

Святой мученик Неофит


Святой мученик Неофит

Святой мученик Неофит

 

Святой мученик Неофит, уроженец города Никеи, воспитывался родителями в строгом христианском благочестии.

За его добродетель, воздержание и непрестанную молитву Богу угодно было прославить святителя Неофита даром чудотворения, когда святой был еще отроком!

Подобно Моисею, святой отрок извлек воду из камня городской стены и подал эту воду жаждущим.

По молитве матери святого Неофита, искавшей, чтобы ей открылась Воля Божия о сыне, явился белый голубь и возвестил об ожидающем его спасительном пути.

Этот голубь вывел святого из родительского дома и привел в горную пещеру, которая служила убежищем для льва.

Во время гонения Диоклетиана (284-305) он добровольно явился в Никею и стал смело обличать нечестие языческой веры.

Разгневанные гонители подвесили святого на дереве, хлестали воловьими ремнями и резали тело железом.

Тогда его бросили в раскаленную печь, но святой мученик остался невредим, проведя в ней 3 дня и 3 ночи.

Мучители, не зная, что с ним еще делать, решили убить его.

Один из язычников вонзил ему в грудь копье, и святой скончался ко Господу на 16-м году жизни, где-то в 303-305 годах, в Никее.

 

Преподобный Максим Грек


Преподобный Максим Грек

Преподобный Максим Грек

 

Святой Максим Грек был сыном богатого греческого сановника в городе Арте (Эпиросе) и получил прекрасное образование.

В юности он много путешествовал и изучал языки и науки (то есть интеллектуальные дисциплины) в Европе, проводя время в Париже, Флоренции и Венеции.

Вернувшись на родину, он отправился на Афон и стал монахом Ватопедского монастыря.

И с увлечением изучал древние рукописи, оставленные на Афоне византийскими императорами Андроником Палеологом и Иоанном Кантакузином (принявшими монашество).

В этот период московский великий князь Василий III (1505-1533) хотел произвести опись греческих рукописей и книг своей матери Софьи Палеологиной и просил протота Святой Горы игумена Симеона прислать к нему переводчика.

Святой Максим был избран для поездки в Москву, так как с юности воспитывался на светских и церковных книгах.

По прибытии его попросили перевести на славянский язык святоотеческие и богослужебные книги, начиная с Аннотированной Псалтири.

Преподобный Максим пытался выполнить свою задачу, но так как славянский не был его родным языком, в переводах были определенные неточности.

Митрополит Московский Варлаам высоко ценил деятельность святителя Максима, но когда Московскую кафедру занял митрополит Даниил, ситуация изменилась.

Новый митрополит поручил святому Максиму перевести Церковную историю Феодорита Киррского на славянский язык.

Святой Максим категорически отказался от этого поручения, указав, что «в эту историю включены письма еретика Ария, и это может представлять опасность для малограмотного».

Этот отказ вызвал раскол между Максимом и митрополитом.

Несмотря на их разногласия, святой Максим продолжал трудиться для духовного просвещения Руси.

Он писал письма против мусульман, католиков и язычников.

Он перевел Толкование святителя Иоанна Златоуста на Евангелия от Матфея и Иоанна, а также написал несколько собственных произведений.

Когда великий князь пожелал развестись с женой Соломонией из-за ее бесплодия, бесстрашный исповедник Максим послал князю свои «Поучительные главы о заведении правильной веры», в которых убедительно показал, что князь обязан не поддаваться животным страстям.

Князь так и не простил Максиму его дерзости и заключил святого Максима в темницу.

С этого момента в жизни преподобного начался новый период, наполненный многими страданиями.

Ошибки в его переводах расценивались как умышленное и преднамеренное искажение текста святителем Максимом.

Тяжело ему было в темнице, но в своих страданиях святой стяжал и великую милость Божию.

Ему явился Ангел и сказал: «Терпи, авва! Через эту временную боль ты избавишься от вечных мук».

В темнице старец написал углем на стене Канон Святому Духу, который и в настоящее время читается в Церкви: «Как Израиль питался манною в пустыне древней, так Владыко, исполни душу мою Всею -Святой Дух, чтобы через Него я мог служить Тебе всегда...»

Через шесть лет святой Максим был освобожден из темницы и отправлен в Тверь.

Там он жил под присмотром добродушного епископа Акакия, который милостиво поступил с невинным страдальцем.

Святитель тогда писал в своей автобиографии: «В то время, как я был заперт в темнице и скорбел, я утешался и укреплялся в терпении».

Вот еще несколько слов из этого яркого текста: «Не печалься и не грусти, возлюбленная душа, о том, что ты пострадала несправедливо, ибо надлежит тебе все принять во благо себе».

Только через двадцать лет в Твери решили отпустить Максима на волю, а церковное отлучение снять.

Преподобный Максим, которому сейчас около семидесяти лет, последние годы своей жизни провел в Троице-Сергиевой Лавре.

Угнетение и работа подорвали его здоровье, но дух его остался бодр, и он продолжал свою работу.

Вместе со своим келейником и учеником Нилом святитель перевел Псалтирь с греческого на славянский язык.

Преставился преподобный Максим 21 января 1556 года. Погребен у северо-западной стены Свято-Духовского храма Троице-Сергиевой Лавры.

Много благодатных явлений совершалось у гроба преподобного Максима, в его честь были составлены тропарь и кондак.

Святой Максим изображен на иконе Собора святых Радонежских (память 6 июля).


Христианские праздники 2 февраля

Христианские праздники 4 февраля

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх