ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ03 июня
Православные праздники 2 апреля (20 марта по старому стилю)
Неделя 5-я Великого поста
Святой Зосима (память 4 апреля) был монахом в одном палестинском монастыре на окраине Кесарии.
Побывав в монастыре с детства, он подвизался там до пятидесяти трех лет.
Тогда его смутила мысль, что он достиг совершенства и не нуждается ни в ком наставлении.
«Есть ли где-нибудь монах, который мог бы показать мне какую-то форму аскетизма, которой я не достиг? Есть ли кто-нибудь, кто превзошел меня в духовном трезвении и делах?»
Внезапно явился ему Ангел Господень и сказал: «Зосима, ты подвизался доблестно, насколько это в силах человека. Однако нет праведного (Рим. 3:10). Чтобы ты знал, сколько других путей ведут ко спасению, оставь свою родину, как Авраам из дома отца своего (Быт 12:1), и иди в монастырь за Иорданом».
Авва Зосима тотчас оставил монастырь, а вслед за ангелом пошел в Иорданский монастырь и поселился в нем.
Здесь он встретил Старейшин, искусных в созерцании, а также в своей борьбе.
Никогда никто не произносил праздного слова. Вместо этого они постоянно пели и молились всю ночь напролет. Авва Зосима стал подражать духовной деятельности святых монахов.
Так прошло много времени, и приблизился священный Сорокадневный пост.
В монастыре существовал определенный обычай, поэтому Бог и привел туда преподобного Зосиму.
В первую неделю Великого поста игумен отслужил Божественную литургию, все приняли Пречистое Тело и Кровь Христовы.
После этого пошли на трапезу на небольшой трапезе, а потом еще раз собрались в церкви.
Монахи молились и кланялись, прося прощения друг у друга.
Затем они поклонились игумену и просили у него благословения на предстоявшую им борьбу.
Во время псалма «Господь — Свет мой и Спаситель мой, кого убоюсь? Господь защитник жизни моей, кого мне бояться?» (Пс 26/27:1), они отворили монастырские ворота и ушли в пустыню.
Каждый взял с собой столько еды, сколько ему было нужно, когда их пища закончилась, они ели корни и пустынные растения.
Иноки перешли Иордан и разошлись в разные стороны, чтобы никто не видел, как другие постятся и как проводят время.
Иноки вернулись в монастырь в Вербное воскресенье, каждый имея свою совесть как свидетеля своих подвигов. По монастырскому правилу никто не спрашивал, как кто-то еще трудился в пустыне.
Авва Зосима, по обычаю монастыря, ушел вглубь пустыни в надежде найти живущего там человека, который мог бы принести ему пользу.
Он ходил в пустыню в течение двадцати дней, а затем, когда он пел псалмы шестого часа и совершал обычные молитвы.
Внезапно справа от холма, на котором он стоял, он увидел человеческую фигуру.
Он испугался, думая, что это может быть демоническое видение.
Затем он обезопасил себя крестным знамением, которое сняло его страх.
Он повернулся направо и увидел фигуру, идущую на юг. Тело было черным от палящего солнца, а выцветшие короткие волосы были белыми, как руно овцы. Обрадовался авва Зосима, так как уже много дней не видел ничего живого.
Пустынник увидел приближающегося Зосиму и попытался бежать от него.
Авва Зосима, забыв свой возраст и усталость, ускорил шаг. Когда он был достаточно близко, чтобы быть услышанным, он крикнул: «Почему ты бежишь от меня, грешного старца? Жди меня, ради бога».
Незнакомец сказал ему: «Прости меня, авва Зосима, но я не могу повернуться и показать тебе свое лицо. Я женщина, и, как видите, я голая. Если ты удовлетворишь просьбу грешной женщины, брось мне свой плащ, чтобы я могла прикрыть свое тело, и тогда я смогу просить твоего благословения».
Тогда авва Зосима устрашился, поняв, что она не могла бы назвать его по имени, если бы не обладала духовной прозорливостью.
Прикрытая плащом, подвижница обратилась к Зосиме: «Что ты хочешь говорить со мной, грешной женщиной? Чему ты хотел научиться у меня, ты, кто не уклонялся от таких великих трудов?»
Авва Зосима пал на землю и просил у нее благословения. Она тоже склонилась перед ним, и они долго оставались на земле, прося друг у друга благословения.
Наконец подвижница сказала: «Авва Зосима, ты должен благословлять и молиться, так как ты удостоился благодати священства. Ты много лет стоял перед святым жертвенником, принося Святые Дары Господу».
Эти слова еще больше испугали святого Зосиму. Со слезами он сказал ей: «О Мать! Понятно, что вы живете с Богом и мертвы для этого мира. Вы назвали меня по имени и признали во мне священника, хотя никогда прежде не видели меня. Благодать, дарованная тебе, очевидна, поэтому благослови меня ради Господа».
Уступая, наконец, его мольбам, она сказала: «Благословен Бог, заботящийся о спасении людей».
Авва Зосима ответил: «Аминь». Потом поднялись на ноги. Подвижница опять сказала старцу: «Зачем ты пришел, отче, ко мне, грешной, лишенной всякой добродетели? Видимо, благодать Святого Духа привела вас оказать мне услугу. Но скажи мне прежде, авва, как живут христиане, чем руководит Церковь?»
Авва Зосима ответил ей: «По твоим святым молитвам Бог даровал Церкви и всем нам вечный мир. Но исполни мою недостойную просьбу, Матушка, и помолись за весь мир и за меня грешного, чтобы мои скитания по пустыне не были напрасны».
Святой подвижник ответил: «Ты, авва Зосима, как священник, должен молиться за меня и за всех, ибо ты призван к этому. Однако, поскольку мы должны быть послушными, я сделаю так, как ты просишь.
Святая обратилась к востоку и, возведя очи к небу и простерши руки, стала шепотом молиться. Она молилась так тихо, что авва Зосима не мог слышать ее слов.
Спустя долгое время Старейшина поднял голову и увидел, что она стоит в воздухе более чем в футе над землей. Увидев это, Зосима бросился на землю, плача и повторяя: «Господи, помилуй!»
Тогда его посетила мысль, он задавался вопросом, может ли она быть духом, и может ли ее молитва быть неискренней.
В это время она обернулась, подняла его с земли и сказала: «Что смущают тебя мысли, авва Зосима? Я не призрак. Я женщина грешная и недостойная, хотя и охраняемая святым Крещением».
Затем она перекрестилась и сказала: «Да защитит нас Бог от лукавого и его козней, ибо жестока его борьба против нас». Увидев и услышав это, старец со слезами припал к ее ногам и сказал: «Умоляю тебя Христом Богом нашим, не скрывай от меня, кто ты и как пришел в эту пустыню. Расскажи мне все, чтобы явились чудные дела Божии».
Она ответила: «Мне неприятно, отче, говорить тебе о моей бесстыдной жизни. Когда вы услышите мой рассказ, вы можете убежать от меня, как от ядовитой змеи. Но я скажу тебе все, отец, ничего не скрывая. Однако умоляю вас, не переставайте молиться за меня, грешнуюо, да обрету я милость в Судный день.
Я родилась в Египте, и когда мне было двенадцать лет, я оставила своих родителей и отправилась в Александрию. Там я потеряла целомудрие и отдалась безудержной и ненасытной чувственности.
Больше семнадцати лет я так жила и делала все это бесплатно.
Не думайте, что я отказалась от денег, потому что была богата.
Я жила в нищете и работала на льнопрядении. Для меня жизнь состояла в удовлетворении моей плотской похоти.
Однажды летом я увидела толпу людей из Ливии и Египта, направляющихся к морю.
Они направлялись в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня.
Я тоже захотела плыть с ними. Поскольку у меня не было ни еды, ни денег, я предложила свое тело в качестве платы за проезд, и вот я села на корабль.
Теперь, отче, поверь мне, я очень дивлюсь, что море терпело мое распутство и блуд, что земля не разверзла уста свои и не повела меня живым в ад, потому что я уловила столько душ.
Я думаю, что Бог искал моего покаяния. Он не желал смерти грешницы, а ждал моего обращения.
Итак, я прибыла в Иерусалим и провела все дни до праздника, живя такой же жизнью, а может быть, и хуже.
Когда настал святой праздник Воздвижения Честного Креста Господня, я ходила по-прежнему, отыскивая юношей.
На рассвете я увидела, что все идут в церковь, и пошла вместе с остальными.
Когда приблизился час Вознесения Господня, я пыталась войти в храм со всем народом.
С большим усилием я подошла почти к дверям и попыталась протиснуться внутрь.
Хотя я подошла к порогу, меня как будто удерживала какая-то сила, не давая войти.
Меня оттолкнула толпа, и я оказалась один на крыльце. Я подумала, что, возможно, это произошло из-за моей женской слабости.
Я снова попытался расталкивать людей локтями. Как я ни старался, я не мог войти.
Как только мои ноги коснулись порога церкви, меня остановили.
Другие вошли в церковь без труда, а меня однуо не пустили. Так было три или четыре раза. Наконец мои силы иссякли. Я вышла и остановилась в углу церковного портика.
Тогда я поняла, что это мои грехи помешали мне увидеть Животворящий Древесину.
Тогда благодать Господа коснулась моего сердца. Я плакала и причитала, и начала бить себя в грудь.
Вздохнув из глубины сердца, я увидел над собой икону Пресвятой Богородицы.
Обратившись к Ней, я молилась: «О Владычице Дево, родившая во плоти Бога Слова! Я знаю, что я недостойна смотреть на твою икону. Я справедливо внушаю ненависть и отвращение к твоей чистоте, но знаю также, что Бог стал Человеком, чтобы призвать грешников к покаянию. Помоги мне, о Всечистая. Позвольте мне войти в церковь. Дай мне увидеть Древо, на котором Господь был распят во плоти, проливая Свою Кровь во искупление грешников, а также и за меня. Будь моим свидетелем перед Твоим Сыном, что я никогда больше не оскверню свое тело нечистотой блуда».
После того, как я сказал это, я почувствовал уверенность в сострадании Богородицы и ушла с того места, где я молилась.
Я присоединилась к тем, кто входил в церковь, и никто меня не отталкивал и не мешал войти.
Я шла в страхе и трепете и вошла во святилище.
Так я увидела и Тайны Божии, и то, как Бог принимает кающихся.
Я упала на святую землю и поцеловала ее. Тогда я снова поспешила встать перед иконой Божией Матери, где дала обет. Преклонив колени перед Богородицей, я молился:
«О Госпожа, ты не отвергла мою молитву как недостойную. Слава Богу, принимающему покаяние грешников. Пришло время исполнить мой обет, свидетелем которого вы были. Поэтому, о Госпожа, направь меня на путь покаяния».
Тогда я услышал голос с высоты: «Если ты перейдешь Иордан, ты обретешь славный покой».
Я сразу поверила, что этот голос предназначался мне, и воззвала к Богородице: «О Владычица, не оставь меня!»
Потом я вышла из церковного портика и отправилась в путь. Один человек дал мне три монеты, когда я выходила из церкви.
На них я купила три буханки хлеба и спросила у торговца дорогу к Иордану.
Было девять часов, когда я увидел Крест. На закате я добралась до церкви Святого Иоанна Крестителя на берегу Иордана.
Помолившись в церкви, я спустилась к Иордану и умыла лицо и руки его водой.
Потом в этом же храме святого Иоанна Предтечи я получила Животворящие Христовы Таинства.
Затем я съела половину одного из моих хлебов, выпила воды из святого Иордана и спала там в ту ночь на земле. Утром я нашла небольшую лодку и переправилась через реку на противоположный берег.
Я снова молилась, чтобы Матерь Божия повела меня туда, куда Она пожелает. Потом я оказалась в этой пустыне.
Авва Зосима спросил ее: «Сколько лет прошло с тех пор, как ты стала жить в пустыне?»
«Я думаю, – ответила она, – что прошло сорок семь лет с тех пор, как я приехала из Священного города».
Авва Зосима опять спросил: «Какую пищу найдешь здесь, матушка?»
Она сказала: «У меня было с собой два с половиною хлеба, когда я переходила Иордан. Вскоре они высохли и затвердели. Кушая понемногу, я съела их через несколько лет».
Опять спросил авва Зосима: «Неужели ты прожила столько лет без болезней и ничем не пострадав от такой полной перемены?»
«Поверь мне, авва Зосима, – сказала женщина, – я провела семнадцать лет в этой пустыне (после того, как она провела семнадцать лет в блудодеянии), сражаясь с дикими зверями: безумными желаниями и страстями.
Когда я начала есть хлеб, я подумала о мясе и рыбе, которых было у меня в изобилии в Египте.
Я тоже скучала по вину, которое так любила, а здесь у меня не было даже воды.
Я страдала от жажды и голода. У меня также было безумное желание непристойных песен.
Я как будто слышала их, тревожа мое сердце и мой слух. Плача и ударяя себя в грудь, я вспомнила обет, который дала. Наконец я увидела сияющий Свет, сияющий на меня отовсюду. После сильной бури наступило продолжительное затишье.
Авва, как мне сказать тебе о помыслах, побудивших меня к блуду? Во мне словно горел огонь, пробуждая во мне желание объятий.
Тогда я бросилась на землю и поливала ее своими слезами. Я как будто видела перед собой Пресвятую Деву, и Она как бы угрожала мне за то, что я не сдержал обет.
Я лежала лицом вниз день и ночь на земле и не вставала до тех пор, пока этот благословенный Свет не окружал меня, рассеивая злые мысли, смущавшие меня.
Так я жила в этой глуши первые семнадцать лет. Тьма за тьмой, беда за бедой стояли вокруг меня, грешницы.
С того времени и до сих пор Богородица помогает мне во всем.
Авва Зосима опять спросил: «Как это ты не нуждаешься ни в пище, ни в одежде?»
Она ответила: «После того, как я закончила свой хлеб, я питалась тем, что можно найти в пустыне.
Одежда, которая была у меня, когда я переходила Иордан, порвалась и развалилась.
Я страдала и от летнего зноя, когда палящий зной обрушивался на меня, и от зимнего холода, когда я дрожала от мороза.
Много раз я падала на землю, как мертвая. Я боролась с различными невзгодами и искушениями.
Но с того времени и до сего дня сила Божия хранит мою грешную душу и смиренное тело.
Питалась и одевалась всемогущим словом Божиим, ибо не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Втор 8:3, Мф 4:4, Луки 4:4) а те, кто отложил ветхого человека (Кол. 3:9), не имеют убежища, скрываясь в расселинах скал (Иов. 24:8, Евр. 11:38).
Когда авва Зосима услышал, что святая подвижница цитирует по памяти Священное Писание, из книг Моисея и Иова и из псалмов Давидовых, то спросил женщину: «Мать, читала ли ты Псалтирь и другие книги?»
Услышав этот вопрос, она улыбнулась и ответила: «Поверь мне, я не видела лица человеческого, кроме твоего, с тех пор, как перешла Иордан.
Я никогда не училась по книгам. Я никогда не слышала, чтобы кто-нибудь читал или пел их.
Может быть, Слово Божие, живое и действующее, само по себе учит человека знанию (Кол. 3:16, 1 Фес. 2:13). Это конец моей истории.
Умоляю тебя ради Воплотившегося Слова Божия, святой Авва, помолись за меня, грешную.
Кроме того, умоляю тебя, ради Иисуса Христа, Господа нашего и Спасителя, никому не говори о том, что ты слышал от меня, пока Бог не возьмет меня с этой земли.
В следующем году, во время Великого поста, не переходи Иордан, как это принято в вашем монастыре.
Опять дивился авва Зосима, что практика его монастыря была известна святой подвижнице, хотя он ничего ей об этом не сказал.
– Оставайся в монастыре, – продолжала женщина. Даже если ты попытаешься уйти из монастыря, у тебя не получится это сделать.
В Великий и Страстной Четверг, в день Тайной Вечери Господней, Животворящее Тело и Кровь Христа Бога нашего положи в святой сосуд и принеси мне.
Жди меня по эту сторону Иордана, на краю пустыни, чтобы мне причаститься Святых Таин.
И скажи авве Иоанну, игумену общины твоей: «Посмотри на себя и на братьев своих» (1Тим.4:16), ибо многое нуждается в исправлении. Не говори ему это сейчас, но когда Господь укажет.
Попросив его молитв, женщина повернулась и исчезла в глубине пустыни.
Целый год старец Зосима молчал, не смея никому открыть увиденного, и молился о том, чтобы Господь даровал ему еще раз увидеть святую подвижницу.
Когда снова наступила первая неделя Великого поста, святой Зосима был вынужден остаться в монастыре из-за болезни.
Тут он вспомнил пророческие слова женщины о том, что он не сможет покинуть монастырь.
По прошествии нескольких дней преподобный Зосима исцелился от недуга, но оставался в монастыре до Страстной седмицы.
В Великий Четверг авва Зосима сделал то, что ему было велено.
Он поместил немного Тела и Крови Христовых в чашу, а немного еды в маленькую корзину.
Затем он оставил монастырь и пошел к Иордану и стал ждать подвижницу.
Авва Зосима молился, чтобы Бог позволил ему увидеть святую женщину.
Наконец он увидел ее стоящей на дальнем берегу реки. Радуясь святой, Зосима встал и прославил Бога. Потом он удивился, как она могла пересечь Иордан без лодки.
Она перекрестилась над водой, потом пошла по воде и перешла Иордан.
Авва Зосима увидел ее при лунном свете, идущую к нему. Когда старец хотел поклониться ей, она запретила ему, вскрикнув: «Что ты делаешь, авва? Ты священник и несешь Святые Тайны Божии».
Дойдя до берега, она сказала авве Зосиме: «Благослови меня, отче».
Он ответил ей с дрожью, пораженный тем, что он видел. «Воистину, Бог не лгал, когда обещал, что те, кто очистятся, будут подобны Ему. Слава Тебе, Христе Боже наш, что показал мне чрез святого раба Твоего, как я далек от совершенства».
Женщина попросила его прочитать Символ веры и «Отче наш».
По окончании молитв она причастилась Святых Христовых Таин.
Тогда она воздела руки свои к небу и сказала: «Господи, теперь отпусти рабу Твою с миром, ибо видели очи мои спасение Твое».
Святительница обратилась к старцу и сказала: «Пожалуйста, авва, исполни еще одну просьбу. Иди теперь в свой монастырь, а через год приходи в то место, где мы в первый раз говорили».
Он сказал: «Если бы я только мог следовать за тобой и всегда видеть твой святой лик!»
Она ответила: «Ради Господа помолись за меня и вспомни о моем убожестве».
Снова перекрестилась она и, как прежде, прошла по воде и исчезла в пустыне.
Зосима вернулся в монастырь с радостью и ужасом, упрекая себя за то, что не спросил имени святой. Он надеялся сделать это в следующем году.
Прошел год, и авва Зосима ушел в пустыню. Он достиг того места, где впервые увидел святую подвижницу.
Она лежала мертвая, скрестив руки на груди, а лицо ее было обращено на восток.
Авва Зосима омыл ей ноги своими слезами и целовал их, не смея прикоснуться ни к чему другому.
Долго он плакал над нею и пел обычные псалмы, и читал заупокойные молитвы.
Он стал размышлять, захочет ли святая, чтобы он ее похоронил, или нет.
Едва он подумал об этом, как увидел что-то написанное на земле около ее головы: «Авва Зосима, погреби на этом месте тело смиренной Марии. Вернись в прах, что есть прах. Помолись Господу за меня. Преставилась я в первый день апреля, в самую ночь спасительных Страстей Христовых, после причащения Тайной Вечери».
Прочитав эту записку, авва Зосима обрадовался, узнав ее имя.
Затем он понял, что Святая Мария, приняв Святые Тайны из его руки, была мгновенно перенесена на место, где она умерла, хотя ему потребовалось двадцать дней, чтобы пройти это расстояние.
Прославляя Бога, авва Зосима сказал себе: «Пора сделать то, о чем она просит. Но как я могу вырыть могилу, не имея ничего в руках?»
Потом он увидел небольшой кусок дерева, оставленный каким-то путешественником, поднял и стал копать.
Земля была твердая и сухая, и он не мог ее копать. Подняв глаза, авва Зосима увидел огромного льва, стоящего у тела святой и лизавшего ей ноги.
Страх объял старца, но он оградил себя Крестным знамением, веря, что останется невредимым по молитвам святой подвижницы.
Тогда лев приблизился к Старцу, каждым движением показывая свое дружелюбие.
Авва Зосима приказал льву вырыть могилу, чтобы похоронить тело святой Марии.
По приказу, лев выкопал достаточно глубокую яму, чтобы похоронить тело. альше каждый пошел своей дорогой.
Придя в монастырь, авва Зосима рассказал инокам и игумену о том, что видел и слышал от святой Марии.
Все дивились, слыша о чудесах Божиих. Они всегда с верой и любовью вспоминали святую Марию в день ее кончины.
Авва Иоанн, игумен обители, внял словам преподобной Марии и с помощью Божией исправил неладное в обители. Авва Зосима прожил в монастыре богоугодную жизнь, достигнув почти столетнего возраста.
Там он закончил свою временную жизнь и перешел в жизнь вечную.
Житие святой Марии Египетской монахи передавали из уст в уста, не записывая.
«Я же, – говорит святой Софроний Иерусалимский (память 11 марта), – записал житие святой Марии Египетской, как слышал от святых отцов. Я все записал, ставя правду превыше всего».
«Да вознаградит Бог, творящий великие чудеса и дарующий дары всем, кто обращается к Нему с верой, тем, кто слышит или читает этот рассказ, и тем, кто его переписывает.
Да дарует им блаженный удел вместе со святой Марией Египетской и со всеми святыми, угодившими Богу своими благочестивыми помыслами и делами.
Воздадим славу Богу, Царю Вечному, да обрести милость в Судный День через Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает вся слава, честь, величие и поклонение вместе с Безначальным Отцом и Пресвятым и Животворящий Дух, ныне и присно и во веки веков. Аминь».
Святитель Евфросин Озерский, (в миру Ефрем) родился в Карелии близ Ладожского озера во второй половине XVI века.
В молодости он жил близ Валаамского монастыря, а позже переехал в Великий Новгород.
Пробыв там некоторое время, святитель удалился затем в место на окраине Новгорода – Бежецкую «пятницу» (пятую часть «Пятиний Новгородских», включающих пять окраин Великого Новгорода).
Он стал чтецом церковных служб в селе Долоска, что в двадцати верстах от города Устюжны Железопольской. Пострижен в Тихвинском Успенском монастыре с именем Евфросин.
Прожив там некоторое время, он сказал настоятелю о своем желании уйти в пустыню для большего уединения и жизни в посте и безмолвии.
Настоятель рассказал ему о некоторых опасностях отшельнической жизни, а затем дал свое благословение. Так, в 1600 году он начал свою отшельническую жизнь в диких болотах на берегу озера Блю Джей.
Здесь святой водрузил Крест и выкопал пещеру. Он прожил здесь два года, питаясь только дикорастущей растительностью, ягодами и грибами.
Неожиданно его нашли люди из окрестных деревень, которые пришли к нему за наставлением, молитвой и духовным советом.
Некоторые из них остались с ним. Вскоре возникла необходимость построить церковь, где вся братия могла бы молиться вместе.
Они расчистили лес, нарубили бревна и построили бревенчатый храм.
Поскольку старец по смирению не был рукоположен, храм был освящен его сподвижником святителем Гурием Шалацким (память 15 ноября) и посвящен Благовещению Пресвятой Богородицы.
Это было сделано по благословению архиепископа Новгородского Исидора (1603-1609).
Святитель Гурий иногда посещал озеро Блю Джей, чтобы помолиться с братией, побеседовать с ней о духовных вещах и причастить ее. В одно из таких посещений святой Евфросин был пострижен в схиму святителем Гурием.
В 1612 году, когда польские войска опустошали Россию, многие люди спасли свои жизни, спрятавшись в Благовещенском монастыре в глуши.
19 марта святитель Евфросин открыл всем, что поляки направляются в монастырь, и посоветовал всем бежать.
«Братия мои и возлюбленные во Христе чада, кто хочет избежать верной смерти, покиньте монастырь Богородицы и спасайтесь от сего великого бедствия, ибо благоугодно праведному суду Божию, что враги скоро придут на это святое место».
Многие ему не поверили.
«Тогда почему бы тебе самому не покинуть это место?» – спросили они.
Старец ответил: «Я пришел сюда умереть за Христа».
Те, кто послушались святого и вышли из монастыря, были пощажены, а все оставшиеся встретили страшную смерть.
Святой Иона был одним из монахов монастыря. Устрашенный прозорливым предсказанием старца, он хотел бежать с прочими, но святой Евфросин удержал его, внушив ревность о доме Божием.
«Брат Иона, – сказал он, – что ты впускаешь в душу малодушную боязнь?
Когда начинается битва, тогда время для мужества. Ради любви ко Христу, не убоимся какого-нибудь преходящего страха, поклялись жить и умереть здесь, в пустыне.
Мы должны быть верны нашему обету, данному перед Господом. Другое дело миряне, которые не связаны обетом. Они должны щадить себя ради своих детей».
Воспламенившись духом, святой Иона возложил всю свою надежду на Бога и решил умереть там, в пустыне, со своим старцем.
После этого святой Евфросин облачился в великую схиму и всю ночь провел в молитвах.
На следующий день, 20 марта, к монастырю подошли польские войска. В облачении схимонаха святитель вышел из своей келии и встал возле поставленного им Креста.
Враг сказал ему: «Старик, отдай нам все имущество монастыря».
«Все имущество мое и этого монастыря в храме Пречистой Богородицы», – ответил он.
Он имел в виду духовные сокровища, которые нельзя украсть (Матфея 6:19-21).
Не поняв этого, поляки бросились к церкви. Один из них обнажил меч и поразил святого Евфросина.
Его шея была перерезана наполовину, и святой старец упал замертво на землю.
Когда поляки вернулись, рассерженные тем, что ничего не нашли в церкви, один из них ударил святого топором по голове.
Святитель Иона погиб при нападении вместе со своим старцем, и он сегодня поминается со святителем Евфросином.
Некий благочестивый христианин Иоанн Сума тоже жил в монастыре с монахами.
Когда напали поляки, он был в келье старца. Несмотря на тяжкие раны, полученные им от этих разбойников, Иоанн остался жив, но без сознания.
После того, как поляки ушли, он пришел в себя и рассказал своему сыну Эмилиану о том, что произошло.
От них окрестные жители узнали о разрушении монастыря и мученической кончине преподобного Евфросина.
28 марта тела святителей Евфросина, святителя Ионы и всех других, погибших от меча, были с должным почтением погребены у Креста, где они претерпели мученическую кончину.
Через тридцать четыре года после кончины святителя новый храм был построен человеком по имени Моисей и посвящен Пресвятой Троице.
По благословению митрополита Новгородского Макария нетленные мощи святителя Евфросина были перенесены в новую раку под колокольней 25 марта 1655 года.
Согласно монастырским записям, преподобномученик Евфросин был среднего роста, с широкими плечами и широкой грудью.
Его волосы были каштановыми, со следами седины. Его борода была длинной и разделялась надвое внизу.
Святитель Евфросин был прославлен Русской Православной Церковью 29 июня 1912 года.
Святые Иоанн, Сергий, Патрикий и другие были убиты в монастыре Святого Саввы.
В течение VIII века окрестности Иерусалима подвергались частым набегам сарацин.
Монастырь преподобного Харитона был опустошен и пришел в упадок.
Дважды сарацины пытались разграбить Лавру преподобного Саввы Освященного, но Промысел Божий защитил обитель.
Иноки могли бы спастись от варваров, отправившись в Иерусалим, но они решили не оставлять место, где столько лет искали спасения.
13 марта сарацины ворвались в монастырь и потребовали все ценности.
Монахи сказали им, что в монастыре нет ничего, кроме скудного запаса еды и старой одежды.
Тогда сарацины начали стрелять в монахов стрелами.
Тринадцать человек были убиты и многие ранены, монастырские кельи подожжены.
Сарацины намеревались поджечь монастырскую церковь, но, увидев вдалеке толпу народа, приняли это за войско, посланное из Иерусалима.
Сарацинам удалось уйти, унося с собой то немногое, что удалось разграбить.
После бегства врага отец Фома, опытный врач, стал помогать оставшимся в живых.
В Великий Четверг, 20 марта, сарацины снова напали на Лавру с большим отрядом и начали избивать монахов. Оставшихся в живых загнали в церковь, где пытали, чтобы заставить показать, где могут быть спрятаны сокровища. Монастырь был окружен, поэтому никто не мог спастись бегством.
Варвары схватили святого Иоанна, молодого монаха, заботившегося о бродягах.
Они жестоко избили его, затем перерезали ему сухожилия рук и ног и за ноги волокли по камням, которые содрали кожу со спины мученика.
Хранитель церковных сосудов преподобный Сергий спрятал их и пытался бежать, но был схвачен и обезглавлен. Некоторым монахам все же удалось спрятаться за пределами монастыря в пещере, но их заметил часовой на холме и приказал всем выйти.
В пещере святой Патрикий шепнул находившейся с ним братии: «Не бойтесь, я пойду один и встречу свою смерть. А пока сядь и помолись».
Сарацины спросили, есть ли еще кто-нибудь в пещере, и Патрикий ответил, что он один.
Его привели в Лавру, где пленники ждали своей участи. Сарацины потребовали от них выкуп в 4000 золотых монет и священные сосуды.
Монахи не могли дать такой выкуп. Затем их повели в пещеру святого Саввы внутри монастырских стен.
Они разожгли костер, на который свалили навоз перед входом в пещеру, надеясь задушить монахов ядовитыми испарениями.
В пещере погибли восемнадцать человек, среди которых были святые Иоанн и Патрикий.
Сарацины продолжали пытать тех, кто был еще жив, но ничего от них не добились. Наконец они покинули монастырь.
Позже, в ночь на Великую Пятницу, спрятавшиеся в горах монахи вернулись в Лавру, отнесли тела убиенных отцов в храм и там погребли.
Варвары, разграбившие монастырь, были наказаны Богом. Их поразила внезапная болезнь, и все они погибли. Их тела были съедены дикими зверями.
Поминаемых сегодня святых не следует путать с другими мучениками Саввинской Лавры, пострадавшими в 610 году и поминаемыми 16 мая.
Две даты отражают отдельные нападения на монастырь в разное время.
История говорит нам, что варвары неоднократно совершали набеги на Свято-Саввинскую Лавру.
Святая мученица Фотиния была самаритянкой, с которой Спаситель беседовал у колодца Иакова (Ин. 4:5-42).
Во времена императора Нерона (54-68), проявившего чрезмерную жестокость по отношению к христианам, святая Фотиния жила в Карфагене со своим младшим сыном Иосифом и бесстрашно проповедовала там Евангелие.
Ее старший сын Виктор храбро сражался в составе римской армии против варваров и был назначен военачальником города Атталии (Малая Азия).
Позже Нерон призвал его в Италию арестовывать и наказывать христиан.
Себастьян, чиновник в Италии, сказал святому Виктору: «Я знаю, что ты, твоя мать и твой брат – последователи Христа. Как друг, я советую тебе подчиниться воле Императора. Если вы донесете на каких-либо христиан, вы получите их богатство. Я напишу твоей матери и брату, чтобы они не проповедовали Христа публично. Пусть тайно практикуют свою веру».
Святой Виктор ответил: «Я хочу быть проповедником христианства, как моя мать и брат».
Себастьян сказал: «О Виктор, мы все знаем, какие беды ждут тебя, твою мать и брата».
Тут Себастьян вдруг почувствовал острую боль в глазах. Он был ошеломлен, и лицо его было мрачным.
Три дня он лежал слепой, не говоря ни слова. На четвертый день он заявил: «Бог христиан – единственный истинный Бог».
Святой Виктор спросил, почему Себастьян вдруг передумал. Себастьян ответил: «Потому что Христос зовет меня». Вскоре он крестился, и тотчас же прозрел. Увидев чудо, крестились и служители святого Севастиана.
Весть об этом дошла до Нерона, и он приказал привести к нему в Рим христиан. Тогда Сам Господь явился исповедникам и сказал: «Не бойтесь, ибо Я с вами. Нерон и все, кто ему служит, будут побеждены».
Господь сказал святому Виктору: «Отныне и впредь твое имя будет Фотинос, потому что через тебя многие просветятся и уверуют в Меня».
Все это и даже будущие события были открыты святой Фотини, которая в сопровождении нескольких христиан покинула Карфаген и присоединилась к исповедникам в Риме.
В Риме император приказал привести к нему святых и спросил их, действительно ли они верят во Христа.
Все исповедники отказались отречься от Спасителя. Тогда Нерон приказал сломать суставы пальцев мучеников.
Во время мучений исповедники не чувствовали боли, и их руки оставались невредимыми.
Нерон приказал ослепить и заключить в темницу святых Севастиана, Фотина и Иосея, а святую Фотину и ее пятерых сестер Анатолию, Фото, Фотиду, Параскеву и Кириаку отправить на царский двор под надзор дочери Нерона Домнины.
Святой Фотинь обратил ко Христу и Домнину, и всех ее служителей. Она также обратила колдуна, принесшего ей отравленную еду.
Прошло три года, и Нерон отправил в темницу одного из своих слуг, который был заперт.
Посланники доложили ему, что святые Севастиан, Фотин и Иосий, которые были ослеплены, прозрели, и что люди посещают их, чтобы послушать их проповедь, и что вся темница превратилась в светлое и благоухающее место, где Бог был прославлен.
Затем Нерон приказал распять святых, а их обнаженные тела бить ремнями.
На четвертый день император послал слуг посмотреть, живы ли еще мученики.
Но, подойдя к месту пыток, слуги ослепли. Ангел Господень освободил мучеников от крестов и исцелил их.
Святые сжалились над ослепленными служителями и по молитвам ко Господу прозрели.
Исцелившиеся уверовали во Христа и вскоре крестились.
Разгневанный Нерон приказал содрать кожу с тела святой Фотини, а затем бросить ее в колодец.
Себастьяну, Фотину и Иосу ампутировали ноги и бросили собакам.
Потом с них содрали кожу, страшные муки претерпели и сестры святой Фотини.
Нерон приказал воинам отрезать им груди, а затем содрать с них кожу.
Знаток жестокости, император уготовил святой Фотиде мучительнейшую казнь.
Ее ноги были привязаны к верхушкам двух деревьев, пригнувшихся к земле.
Когда веревки были перерезаны, деревья подскочили вверх, разорвав мученика на части.
Император приказал обезглавить остальных. Святая Фотиния была извлечена из колодца и заключена в темницу на двадцать дней.
После этого Нерон привел ее к себе и спросил, смягчится ли она теперь и принесет ли она жертву идолам. Мужественная Фотиния плюнула императору в лицо. Насмехаясь над ним, она сказала: «О нечестивейший из слепых, ты распутный и глупый человек! Неужели вы думаете, что я настолько заблудилась, что согласилась бы отречься от моего Господа Христа и вместо этого принести жертву идолам, таким же слепым, как и вы?»
Услышав такие слова, Нерон приказал снова бросить мученицу в колодец. Там она предала свою душу Богу (+ ок. 66).
В греческом обиходе память святой Фотинии отмечается 26 февраля.
В Константинополе было два храма, посвященных святой Фотинии, в которых совершалось много чудес, особенно исцеление глазных болезней.
Голова святой Фотинии хранится в Григориевском монастыре на Афоне.
Святые девы мученицы Александра, Клавдия, Евфрасия, Матрона, Иулиания, Евфимия и Феодосия были арестованы в городе Амисе (на побережье Черного моря) во время гонения на христиан при императоре Максимиане Галерии (305-311).
На допросах они исповедовали свою веру и были за это подвергнуты жестоким пыткам.
Злоумышленники бичевали и били их розгами, отрезали груди.
После этого их подвешивали и рвали острыми крюками. Наконец, святые девы были заживо сожжены в раскаленной печи († 310).
Святой Никита Исповедник, архиепископ Аполлонийский в Вифинии, отличался глубоким знанием Священного Писания, был благочестивым и добрым человеком.
В царствование императора-иконоборца Льва Армянина (813-820) святитель отстаивал почитание святых икон, за что был сослан и скончался в темнице.
Святитель Кутберт, чудотворец Британии, родился в Нортумбрии около 634 года.
До нас дошло очень мало сведений о молодости Кутберта, но есть примечательная история о нем, когда ему было восемь лет.
В детстве Кутберт любил игры и игры с другими детьми. Он мог победить любого своего возраста и даже тех, кто был старше, в беге, прыжках, борьбе и других упражнениях. Однажды он и несколько других мальчиков развлекались тем, что стояли на голове с высоко поднятыми ногами. Маленький мальчик, которому было около трех лет, упрекнул Кутберта за его неподобающее поведение. «Будьте благоразумны, – сказал он, – и бросьте эти глупые шалости».
Кутберт и остальные проигнорировали его, но мальчик так жалобно заплакал, что его невозможно было успокоить. Когда его спросили, в чем дело, он закричал: «О святой епископ и священник Кутберт, эти непристойные трюки, чтобы показать свои спортивные способности, не идут ни тебе, ни достоинству твоей должности».
Кутберт немедленно прекратил то, что он делал, и попытался утешить мальчика.
По дороге домой он обдумывал значение этих странных слов.
С этого времени Кутберт стал более вдумчивым и серьезным. Этот случай раскрывает святого Кутберта как избранного Богом сосуда (2 Тим. 2:20-21), точно так же, как Самуила, Давида, Иеремию, Иоанна Крестителя и других, которые, начиная с раннего возраста, были предназначены служить Господу.
В другой раз он страдал от травмы колена. Оно было сильно распухшим, а мышцы были так напряжены, что он хромал и едва мог поставить ногу на землю.
Однажды красивый незнакомец благородной осанки, одетый в белое, подъехал верхом к тому месту, где возле дома сидел на солнце Кутберт.
Незнакомец учтиво спросил, примет ли мальчик его в качестве гостя.
Кутберт сказал, что если бы только ему не мешали его травмы, он не замедлил бы оказать гостеприимство своему гостю.
Мужчина слез с лошади и осмотрел колено Кутберта, посоветовав ему сварить немного пшеничной муки с молоком и намазать теплую пасту на больное колено.
Когда незнакомец ушел, ему пришло в голову, что этот человек на самом деле был ангелом, посланным Богом. Через несколько дней он был совершенно здоров.
С тех пор, как в последующие годы святой Кутберт рассказал нескольким доверенным друзьям, он всегда получал помощь от ангелов всякий раз, когда молился Богу в безвыходных ситуациях.
В своей прозе «Житие святого Кутберта» святой Беда из Ярроу (память 27 мая) напоминает скептикам, что нередко ангел появляется верхом на лошади, цитируя 2 Маккавеев 11: 6–10 и 4 Маккавеев 4:10.
Пока святой был еще молод, он пас овец своего хозяина на холмах Ламмермуир к югу от Эдинбурга, недалеко от реки Лидер.
Однажды ночью во время молитвы ему было видение ангелов, уносящих душу святого Айдана (память 31 августа) на небо в огненном шаре.
Кутберт разбудил других пастухов и рассказал им о том, что видел.
Он сказал, что это, должно быть, душа святого епископа или какого-то другого великого человека.
Через несколько дней они узнали, что епископ Эйдан из Линдисфарна скончался в тот самый час, когда Кутберту было видение.
Повзрослев, святой Кутберт решил отказаться от мирской жизни и пошел к лучшему.
Он поступил в монастырь Мелроуз в долине реки Твид, где был принят аббатом Святым Буазилем (память 23 февраля). Святой Катберт был принят в общину и посвятил себя служению Богу.
Его посты и бдения были настолько необычны, что другие монахи дивились ему.
Часто он проводил целые ночи в молитве и целыми днями ничего не ел.
Многое известно только Богу, ибо святой Кутберт трудился тайно, чтобы избежать похвалы людей.
Несколько лет спустя святая Эата (память 26 октября) выбрала нескольких монахов Мелроуза для проживания в новом монастыре в Рипоне.
Среди них был Святой Кутберт. И Эата, и Кутберт были изгнаны из Рипона и отправлены обратно в Мелроуз в 661 году, потому что они (и некоторые другие монахи) отказались следовать римским расчетам даты Пасхи. Кельтская церковь, следовавшая иному, более древнему исчислению, долгое время сопротивлялась римской практике.
Однако в 664 году Синод Уитби постановил, что римские обычаи выше обычаев кельтской церкви и должны быть приняты всеми.
Святой Кутберт был избран аббатом Мелроуза после смерти святого Буазила, руководя братией своими словами и своим примером.
Он путешествовал по окрестностям, ободряя христиан и проповедуя Евангелие тем, кто никогда его не слышал. Иногда он уезжал из монастыря на месяц, уча и проповедуя.
Он также творил много чудес, исцеляя больных и освобождая одержимых бесами.
В 664 году Кутберт отправился со святой Эатой в Линдисфарн и расширил свою территорию, включив в нее жителей Нортумберленда и Дарема.
Вскоре Сент-Эата назначил Кутберта приором Линдисфарна (Святой остров).
В то время оба монастыря находились в ведении святой Эаты.
Находясь в Линдисфарне, святой Катберт продолжал посещать простых людей, чтобы вдохновить их на поиски Царства Небесного.
Хотя некоторые монахи предпочитали нерадивый образ жизни монашескому правилу, святой Кутберт постепенно приводил их в лучшее душевное состояние.
Поначалу ему приходилось терпеть много доводов и оскорблений, но в конце концов своим терпением и мягким увещеванием он привел их к повиновению.
У него была великая жажда праведности, и поэтому он, не колеблясь, исправлял тех, кто поступал неправильно. Однако его кротость заставляла его быстро прощать тех, кто раскаялся.
Когда люди исповедовались перед ним, он часто плакал, сочувствуя их немощи.
Он также показал им, как искупить свои грехи, совершив самопокаяние.
Святой Катберт был верным отцом своим монахам, но его душа жаждала полного уединения, поэтому он отправился жить на небольшой остров (остров Святого Катберта), недалеко от Линдисфарна.
Одержав победу над бесами молитвой и постом, святой решил удалиться еще дальше от своих ближних.
В 676 году он удалился во Внутренний Фарн, еще более отдаленное место.
Святой Катберт построил маленькую келью, которую нельзя было увидеть с материка.
В нескольких ярдах от него он построил гостевой дом для посетителей из Линдисфарна. Здесь он оставался почти девять лет.
Синод в Твайфорде под председательством святого архиепископа Феодора (память 19 сентября) избрал Катберта епископом Хексемским в 684 году.
Ему были посланы письма и посланники, чтобы сообщить о решении синода, но он отказался покинуть свое уединение. Король Экгфрит и епископ Трамвайн (память 10 февраля) пришли к нему лично, умоляя его во имя Христа принять. Наконец вышел святой Кутберт и пошел с ними на синод.
С большой неохотой он подчинился воле синода и принял должность епископа.
Почти сразу же он обменялся престолами со святой Эатой и стал епископом Линдисфарна, в то время как святая Иата отправилась в Хексхэм.
Епископ Кутберт оставался таким же скромным, как и до своей хиротонии, избегая нарядов и одеваясь в простую одежду. Свою должность он исполнял с достоинством и грациозностью, продолжая жить монахом.
Его добродетель и святость жизни только укрепили авторитет его положения.
Его жизнь в качестве епископа Линдисфарна была очень похожа на ту, что была, когда он был настоятелем этого монастыря.
Он посвятил себя своей пастве, проповедуя и посещая людей по всей своей епархии, изгоняя бесов и исцеляя всевозможные болезни. Однако епископом он служил всего два года.
Однажды святой Кутберт был приглашен в Карлайл для рукоположения семи дьяконов в святое священство.
Святой священник Хереберт жил уединенно на острове поблизости.
Услышав, что его духовный друг Кутберт остановился в Карлайле, он отправился к нему, чтобы обсудить с ним духовные вопросы.
Святой Кутберт сказал ему, что он должен просить его обо всем, о чем ему нужно просить, потому что они больше не увидят друг друга в этой жизни.
Услышав, что святой Кутберт скоро умрет, Хереберт пал к его ногам и заплакал.
По Божьему устроению эти двое мужчин умрут в один и тот же день.
Хотя ему было всего чуть за пятьдесят, святой Кутберт чувствовал приближение времени своей кончины.
Он отложил свои архипастырские обязанности и удалился в уединение Внутреннего Фарна вскоре после праздника Рождества Господня в 686 году, чтобы подготовиться. Сначала он мог принимать посетителей из Линдисфарна, но постепенно ослабел и не смог спуститься на пристань, чтобы поприветствовать их.
Его последня
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.