ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ05 октября
Православные праздники 29 сентября (16 сентября по старому стилю)
Впервые в истории записи об иконе Божией Матери «Призри на смирение» (что значит – посмотри, как мы смиренны пред Тобою) встречаются в летописях 15 века.
Откуда оно взялось в Псковской области неизвестно. Известно только, что он появился во время эпидемии, поразившей людей, живущих на этой земле.
Совершая службы в храме, духовенство заметило, что икона начала мироточить.
Священники увидели в этом знамение свыше, перевезли в Псков, стали усердно поклоняться этой иконе и совершать с ней различные богослужения.
После этого эпидемия в Псковской области постепенно пошла на убыль и икона Божией Матери «Ищите смирения» была объявлена чудотворной.
Вот так икона Божией Матери «Призри Смирение» помогла всей области.
Еще один случай. У беременной развилась желтуха.
Врачи были того же мнения – ребенок либо родится с отклонениями, либо не выживет.
Но будущая мать не теряла надежды и три дня молилась перед иконой Божией Матери.
Через некоторое время после повторного тестирования выяснилось, что болезнь внезапно стала прекращаться.
Женщина родила абсолютно здоровую девочку.
К сожалению, первоначальный образ Божией Матери «Ищите смирения» не сохранился до наших дней, так как в 19 веке на Псковщине часто бушевали пожары, и икона исчезла.
Однако сохранилось несколько списков (копий, написанных от руки по памяти).
Один из них находится на территории Свято-Введенского монастыря в Украине.
На иконе изображена Богородица с царским венцом на голове.
В одной руке она держит либо свиток, либо королевский скипетр.
Другой рукой она поддерживает младенца, у которого в одной руке сила, а другой рукой он нежно касается щеки Богородицы.
Поскольку единого стиля написания этой иконы не существует, Младенец Божий может находиться как с левой стороны на коленях Богородицы, так и с правой.
Значение иконы Божией Матери «Призри на смирение»: прими смиренных рабов Твоих, Господи, молитвенно просящих Твоего заступления.
Среди множества икон Пресвятой Богородицы есть одна, история которой необычна тем, что содержит два Ее чудотворных явления.
Они отделены друг от друга почти шестью веками, но сопровождались чудесами, свидетельствующими о Ее готовности помочь каждому, кто обращается к Ней с верой и любовью.
Впервые этот чудотворный образ был обретен в 1420 году.
Обстоятельства случившегося сокрыты от нас, но сохранилось летописное свидетельство тех лет, повествующее о том, как во времена благочестивого князя Московского Василия I происходили неисчислимые бедствия пал на Псковскую землю.
За грехи псковичей Господь попустил случиться на их территории, что ежедневно уносило десятки жизней.
И в довершение всего на их земли вторгся литовский князь Витовт со своей дружиной.
Именно в это тяжелое время псковичи приобрели икону «Имико Смирения».
Летописец говорит, что она явилась людям недалеко от Пскова, на берегу Каменного озера.
Нашедших ее поразило то, что капли крови текли из правого глаза Богородицы на всем пути до города, куда икона была перенесена с большими почестями.
Чудотворный образ был помещен в Троицкой церкви.
День обретения иконы – 29 сентября – стал отмечаться как праздник, напоминающий о таком важном событии.
Кровавые слезы Царицы Небесной истолковывались как указание на то, что Богородица всецело сочувствует псковичам, попавшим в беду, и готова прийти им на помощь.
Икона «Ищите смирения» стала предметом всеобщего почитания, и вскоре Божия Матерь явила через нее Свою милость, благополучно избавив город от моровой язвы и от нашествия иноплеменников.
Троицкий собор, куда был помещен чудотворный образ, пережил в своей истории немало несчастий, нанесших вред его убранству и хранящимся в нем святыням.
Это и стихийные бедствия, и пожары, и злая воля людей.
Многое из наследия прошлых веков до нас не дошло. Утеряна и икона Божией Матери «Призри Смирение» – та самая, что явилась псковичам в XV веке.
Последнее упоминание о нем относится к 18 веку, и с тех пор его след утерян.
Известно, что икона «Ищите смирения» встречается довольно редко.
Один из списков, сделанный в конце XVII века, хранится в церкви Флоровского монастыря в Киеве, а другой находится там же, но в Свято-Введенском монастыре.
Стена собора, где он расположен, украшена аналогичным изображением, выполненным в мозаичной технике.
С хранящейся в монастыре иконой связано чудо, которое сопровождало ее приобретение в наши дни.
Известно, что этот список составлен со старинного оригинала некой княгиней, принявшей монашество под именем Марии.
Эта благочестивая женщина была наделена свыше художественным даром.
Есть сведения, что она написала рассматриваемый образ не обычной кистью, как это делают все живописцы, а особой, сделанной из святых мощей.
Краски для своей работы она смешивала на святой воде, а в период написания постоянно совершала Иисусову молитву.
В результате созданная ею икона наполнилась Благодатью Божией и приобрела способность творить чудеса.
Когда произошел большевистский переворот, а затем последовали десятилетия гонений на церковь, чудотворная икона «Ищите Смирения» из Свято-Введенского монастыря долгие годы хранилась в доме инокини Феодоры.
Когда наступили времена демократических перемен, и государственный атеизм ушел в прошлое, благочестивая монахиня вернула образ на прежнее место.
Как и любому другому образу Пречистой Богородицы, этой иконе можно доверить все свои сокровенные мысли и переживания.
Царица Небесная щедра на милость и неизменно приходит на помощь каждому, кто с истинной верой обращается к Ее чудотворному образу.
Для Нее, как и для Ее Вечного Сына, нет ничего невозможного, поэтому любая просьба будет исполнена, лишь бы во благо просящего, а не во вред другим людям.
В этом его великое значение для всех, кто исповедует христианскую веру.
Но, кроме этого, есть еще одна важная особенность, которую имеет икона «Ищите смирения».
О том, как она помогает живым людям, уже было сказано, но дело в том, что молитвы, возносимые перед ней, несут помощь и умершим, не пожелавшим, покинув этот мир, покаяться в своих грехах.
Считается, что просьбы о даровании им прощения и Вечной жизни необычайно милостивы и действенны.
Святая великомученица Евфимия (Ευφημία) была дочерью родителей-христиан, сенатора Филофрона и его жены Феодосии.
Пострадала за Христа в 304 году в городе Халкидоне, что на Босфоре против Константинополя, Царица Городов.
Приск, проконсул Халкидона, издал указ, согласно которому все жители Халкидона и его окрестностей должны были присутствовать на языческом празднике, чтобы поклоняться идолу Ареса и приносить жертвы.
Он пригрозил серьезными муками тому, кто не явится.
Во время этого нечестивого праздника 49 христиан были сокрыты в одном доме, где тайно поклонялись истинному Богу.
Среди молившихся там была юная дева Евфимия.
Вскоре их тайник был обнаружен, и они предстали перед Приском, чтобы ответить на обвинения против них.
В течение девятнадцати дней мученики подвергались различным мукам, но ни один из них не поколебался в своей вере и не согласился принести жертву идолу.
Правитель, вне себя от ярости и не зная другого способа заставить христиан отказаться от своей веры, отправил их на суд к императору Диоклетиану.
Он оставил младшую, девственницу Евфимию, надеясь, что она не выдержит, если останется совсем одна.
Разлученная со своими единоверцами, святая Евфимия горячо молилась, чтобы Господь Иисус Христос укрепил ее для предстоящего испытания.
Приск уговаривал святую принести жертву идолу, обещая ей множество наград.
Когда она отказалась, он приказал подвергнуть ее пыткам.
Мученицу привязали к колесу с прикрепленными к нему острыми ножами, которые изрезали ее тело.
Святая громко помолилась, и чудесным образом колесо остановилось само собой и не двигалось, несмотря на все усилия палачей.
Ангел Господень сошел с неба, снял Евфимию с колеса и исцелил ее от ран, а святая возблагодарила Бога.
Приск не заметил совершившегося чуда, поэтому приказал воинам Виктору и Сосфену отнести святую в раскаленную печь.
Но воины, увидев среди пламени двух Ангелов, отказались выполнить приказ проконсула и заявили, что верят в Бога, Которому поклонялась Евфимия.
Смело заявляя, что они христиане, Виктор и Сосфен ждали наказания.
Их приговорили к растерзанию дикими зверями.
На арене они умоляли Бога простить совершенные ими грехи, прося Господа принять их в Царствие Небесное.
Раздался Божественный голос, и два воина вошли в вечную жизнь.
Однако звери не причинили вреда их телам.
Святая Евфимия, брошенная в огонь другими воинами, не пострадала.
С Божией помощью она вышла невредимой после многих других мучений.
Приписав это колдовству, Приск приказал вырыть яму. Набив его ножами, он засыпал его землей и травой, чтобы мученица не заметил этой ловушки.
И снова святая Евфимия осталась цела, перейдя через яму.
Наконец, она была приговорена к растерзанию дикими зверями на арене.
Перед казнью святая молилась, чтобы Господь удостоил ее мученической кончины.
Но ни медведи, ни львы не нападали на нее, а только лизали ей ноги.
Наконец одна медведица ранила ее в ногу, которая немного кровоточила, и святая великомученица Евфимия тотчас скончалась.
Когда ее душа ушла, произошло землетрясение.
Город затрясся, стены рухнули, языческие капища рухнули.
Когда святая Евфимия лежала мертвая в песке, стражники и зрители в ужасе разбежались, чтобы родители святой смогли взять ее тело и похоронить близ Халкидона.
Позднее над могилой великомученицы Евфимии был построен величественный храм.
В 451 году здесь проходили заседания Четвертого Вселенского Собора.
Тогда святая великомученица Евфимия чудесным образом подтвердила православное исповедание веры, разоблачив монофизитскую ересь.
Память этого чуда отмечается 11 июля.
Когда персы взяли Халкидон в 617 году, мощи святой великомученицы Евфимии были перенесены в Константинополь (около 620 года).
Во время иконоборческой ереси ковчег с мощами святой Евфимии, по-видимому, был выброшен в море, но благочестивые моряки вытащили их.
Их привезли на остров Лемнос, а в 796 году вернули в Константинополь.
Нетленное тело святой Евфимии находится в Патриаршем храме святого Георгия на Фанаре в Константинополе.
Частицы ее мощей находятся в Киккском монастыре на Кипре и в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.
Святой Киприан был сербом, родившимся около 1330 года в городе Тырново, столице Второго Болгарского царства.
Год пострижения Киприана неизвестен.
Считается, что он начал свой монашеский путь в Килифаревском монастыре.
Судя по всему, Киприан довольно рано покинул Болгарию и отправился сначала в Константинополь, а затем на Афон, где подвизался в одном из афонских монастырей.
В русле ее объединительной политики император Иоанн Кантакузин и Константинопольский патриарх Филофей стремились сохранить единую русскую митрополию.
Главной опасностью, угрожавшей единству метрополии, было соперничество двух русских государств, Литвы и Москвы, за право объединить под своим верховенством все русские земли, часть которых принадлежала также Польше, Венгрии и Молдавии.
Это противостояние напрямую отразилось на состоянии огромной Киевской митрополии, которая оказалась практически разделенной по границе этих государств.
Положение усугублялось тем, что митрополит всея Руси Алексий фактически был главой Московского государства.
В результате он лишился возможности посещать свои западные епархии, а великий князь литовский Ольгерд потребовал поместить Алексея в титульный город Киевской митрополии, находившийся под управлением Ольгерда.
Другим приемлемым для Литвы вариантом было создание отдельной литовской митрополии.
В Москве тоже подумали о «своем» мегаполисе. Константинополь поначалу последовательно проводил промосковскую политику, но это привело к недовольству Ольгерда, который писал жалобы на митрополита и угрожал переходом в латинскую церковь при папе римском.
Эту идею поддержали союзники Ольгерда, тверские князья.
На этом пути было очень трудно сохранить единство русской митрополии и всего русского православного мира.
Требовалась коррекция промосковской политики.
И для начала Патриарх Филофей прислал в Литву доверенное лицо, которое могло бы примирить Ольгерда и митрополита Алексия.
Киприан стал этим лицом и был назначен патриаршим послом.
Около 1373 года Киприан был послан в Литву и Россию для примирения литовских, смоленских и тверских князей с митрополитом всея Руси Алексеем.
Во время путешествия по литовским землям он встретился с князьями литовской Руси и нашел у них поддержку.
В дальнейшем его будут обвинять в Москве именно за «литовщину», но задачи Киприана были явно шире, чем подыгрывание одной из противоборствующих сторон.
Во время поездки с митрополитом Алексием в Переславль-Залесский Киприан встретил преподобного Сергия Радонежского.
Познакомился он и с близким ему по духу и политическим взглядам северно-русским монашеством.
Из Московского княжества вернулся в Литву.
Он способствовал развитию почитания виленских мучеников в Литве и доставке частиц их мощей в Константинополь.
По мере усложнения ситуации в Литве и Москве, в рамках «крайней экономии» Патриарх Филофей рукоположил Киприана в митрополиты Киевские и Литовские в 1375 г., а Патриарший Синод решил, что после смерти митрополита Алексия Киприан должен быть «единым митрополитом всех Россия».
9 июня 1376 года Киприан прибыл в Киев, находившийся под властью литовского князя Владимира Ольгердовича.
Однако попытки через послов добиться признания своих авторитет у новгородцев и московского князя не увенчались успехом.
Его также не ждали в Москве.
И генуэзцы, и Золотая Орда, и влиятельная московская знать, поддерживаемая молодым великим князем, выступали против объединительной политики Константинополя, проводимой патриархом Филофеем.
В это же время в самом Константинополе произошел переворот (в 1376 г.), и к власти при поддержке генуэзцев пришел император Андроник IV.
Патриарх Филофей был низложен, а патриарх Макарий поставлен на его место по воле нового императора.
В 1376–1377 годах Киприан занимался делами «своей» части митрополии, совершенно заброшенной в годы конфликта.
В частности, он успешно добивался возвращения церковных имений, разграбленных боярами.
12 февраля 1378 года митрополит Алексий скончался, и власть Киприана распространилась на всю митрополию. Киприан отправился в Константинополь и 6 сентября 1379 года был признан Святейшим Константинопольским Синодом митрополитом всея Руси, хотя великий князь Димитрий еще не приветствовал его в Москве.
По этой причине сначала он жил либо в Литве, либо в Константинополе.
Только в 1390 году, при великом князе Василии Дмитриевиче, он был принят в московские предстоятели.
В 1385 году митрополит Киприан был вызван Патриархом в Константинополь для канонического расследования его деятельности.
В Константинополе митрополит поселился в Студийском монастыре, известном своей библиотекой, и занимался переводами текстов с греческого на славянский.
В частности, он перевел произведения Дионисия Ареопагита. Киприан составил Евхологион, который впоследствии привел к реформе богослужебной практики Русской Церкви.
Сохранились рукописи с автографами некоторых славянских переводов святителя, свидетельствует о его великой научной работе.
И своими пастырскими посланиями он ободрял веру Церкви.
Широко известна его деятельность по переводу богослужебной литературы.
27 апреля он закончил «Лестницу Божественного восхождения» святителя Иоанна Синаита.
За это время Киприан неоднократно участвовал в качестве русского митрополита в заседаниях Священного Синода.
1 сентября 1389 года Киприан выехал из Константинополя в качестве митрополита Киевского и всея Руси и через Киев 6 марта 1390 года прибыл в Москву.
Единство митрополии было окончательно восстановлено.
В течение многих лет после этого митрополит Киприан заботился о сохранении единства Русской Церкви среди многих угроз, не только внутренних и со стороны Орды, но и со стороны Латинской Церкви и османов.
Тем временем он продолжал свою писательскую деятельность.
За четыре дня до смерти Киприан продиктовал духовную грамоту, которую велел прочитать при своем погребении.
Умер 16 сентября 1406 года. Тело его было перенесено из Голенищева в Москву и погребено в Успенском соборе Кремля.
Святитель Киприан способствовал распространению исихастской традиции в России, провел богослужебную реформу, ввел Иерусалимский устав.
В это время влияние студитского монашества уступало место влиянию афонского монашества, особенно усилившемуся в связи с исихастским движением.
Однако реформа шла медленно, постепенно вытесняя старое правило студитов.
Именно Киприан ввел чтение в первую неделю Великого поста Синодик Православия, в котором прославляется богословие святителя Григория Паламы.
Он занимался переводами с греческого и переписыванием славянских книг, и при нем начала быстро расти русская книжность.
Была также реформа русского церковного пения и нотной грамоты при Киприане, и монастырской усилилось заселение северных пределов России, церковное строительство и украшение церквей.
Киприан настойчиво добивался введения поминовения имени римского императора в литургии.
Он же основал Спасо-Андроников монастырь, ставший духовным центром.
А с литургической реформой Киприана считается, что икона Святой Троицы, изображенная Андреем Рублевым, находилась под влиянием реформы Киприана как происшедшая от преобладающего в это время влияния Афонской горы.
Христианские праздники 28 сентября
Христианские праздники 30 сентября
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.