ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ01 ноября

Христианские праздники 28 октября. Преподобный Евфимий Солунский…

Православные праздники 28 октября (15 октября по старому стилю)

  • Икона Божией Матери «Спорительница хлебов» 
  • Собор 23-х новомученников белорусских 
  • Преподобный Евфимий Новый, Солунский, в миру Никита

 

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»


Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»

Икона Божией Матери «Спорительница хлебов»


Икона, на которой изображена Богородица «Спорительница хлебов», написана по благословению иеросхимонаха Амвросия, старца Введенской пустыни Оптиной.

Это был величайший русский подвижник девятнадцатого века, пылающий детской верой в Богородицу.

Отец Амвросий чтил праздники Богородицы, отмечая их непрестанной молитвой.

Возле Оптиной пустыни он основал Шамординский монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери и благословил ее иконой Хлебной Победоносицы.
На этом шедевре изображена Богоматерь, возлежащая на белоснежных облаках.

Ее протянутые руки благословляют мир. В нижней части картины изображено сжатое поле, на котором среди трав и цветов расположены снопы ржи.

Старец Амвросий лично определил дату празднования иконы – 15 октября – и дал ей имя «Хлебная Победительница».

Тем самым он указал, что Божия Матерь является «помощницей людям в их усилиях по добыче хлеба насущного».

Предвидя свою блаженную кончину, отец Амвросий приказал напечатать колоссальное количество фотографий этого образа.

Он разослал их и раздал своим духовным чадам.

Интересно, что перед святой иконой часто исполняется акафист. «Хлебный завоеватель» очень симпатизирует такого рода гимнам.

Перед этим старец Амвросий чудесным образом сочинил особый припев для пения акафиста: «Радуйся, Блаженнейшая! Господь с тобой! Даруй нам, недостойным, росу Твоей благодати и яви Свою милость!»

День отпевания старца Амвросия в Шамордском монастыре был назначен на 15 октября – день праздника иконы.

Кстати, первое чудо святая икона «Хлебная Победительница» совершила в 1891 году.

Именно тогда по всей России люди голодали из-за неурожая, и на полях Шамордского монастыря, и по всей Калужской области хлеб был рожденный в изобилии.

Далее, в 1892 году, икона «Хлебная Победительница» послужила образцом для росписи, созданной послушником старца Амвросия Иваном Федоровичем Черепановым.

В то время старца Амвросия уже не было в живых, к сожалению.

Список со святого образа был отправлен в Пятницкий женский монастырь Воронежской области.

В тех местах из-за засухи жителям грозил голод, но икона Божией Матери «Победительница хлебов» снова спасла людей: перед ней был отслужен молебен, пошел дождь, и засуха отступил.

Заступнице рода христианского, Пресвятой Богородице, молимся в скорбях и радостях, с упованием и любовью. А вообще ее чудотворных икон на Руси великое множество – как звезд на небе.

Среди них икона Божией Матери «Победительница хлебов» – ее благословляет старец Амвросий, и в Оптиной пустыни ей уделяется особое внимание.

Именно отец Амвросий, как было сказано выше, дал имя этому образу и назначил дату его празднования – после завершения жатвы. Через определенный промежуток времени в этот праздник тело старца хоронили.

Перед иконой «Победительница хлебов» читается молитва о умножении плодов небесных и земных, многие прихожане просят благословения на труд.

Образ имеет очень необычную иконографию и наполнен глубоким духовным содержанием.

Кстати, идея изображения возникла у тяжелобольного старика в последние годы его жизни.

Затем он долгое время пробыл в Шамордском монастыре и очень беспокоился о ее судьбе: усердно молился Богородице о заступничестве и покровительстве.

Согласитесь, ведь преподобный сотворил завораживающее зрелище: Богородица «Хлебная Победительница» благословляет величественную красоту Русской земли.

Образ в кратчайшие сроки получил необычайное почитание верующих: этому способствовали его чудеса, о которых упоминается в автобиографии старца.

На следующее лето, после кончины инока Амвросия, монах Оптиной Пустыни Иван Федорович, выходец из дворянства, собственноручно написал икону «Покоритель хлебов».

Ее в то время получил Пятницкий женский монастырь в Воронежской области – его насельницы совершили перед ней молебен и, как сообщалось выше, спаслись от голода.

 

Собор 23-х новомученников белорусских


Собор 23-х новомученников белорусских

Собор 23-х новомученников белорусских


Память Собора белорусских святых Собор белорусских святых – праздник, отмечаемый в 3-ю неделю по Пятидесятнице.

Праздник установлен 3 апреля 1984 года по инициативе митрополита Минского и Белорусского Филарета (Вахромеева) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена.

В то время на всей белорусской земле насчитывалось не более трех с половиной сотен православных приходов и был только один Свято-Успенский Жировичский монастырь.

Время перемен еще не пришло, и единственной надеждой и радостью церковных людей было предстоящее празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году.

Именно этот великий праздник стал для Матери-Церкви началом возрождение веры, новый этап организации Православной Церкви в Беларуси.

Все святые, которых Церковь призывала в молитвах, незримо вставали ежедневно и ежечасно на помощь христианскому роду.

Наиболее древними в Беларуси являются Полоцкая и Туровская епархии, поэтому первыми известными белорусскими святыми были Полоцкие и Туровские правящие архиереи.

Святители Мина, Дионисий и Симеон, епископы Полоцкие, святители Кирилл и Лаврентий, епископы Туровские.

Они почитаются как первые архипастыри, которые своей жизнью и служением способствовали благодатному распространению веры Христовой в первые века после Крещения белорусской земли.

Их святая деятельность происходила в XII и XIII веках. В этот же период монашеский подвиг совершили преподобные Мартин Туровский, Евфросиния Полоцкая и Елисей Лавришевский.

В XII веке существовала еще одна древняя епархия, в которую входили белорусские земли – Смоленская.

Здесь прославился своей добродетелью и праведностью верный Ростислав, князь киевский и смоленский.

Он построил на белорусских землях множество церквей и монастырей, жизнь его была личным примером благочестия и добродетели.

В XIII-XIV веках христианская вера распространилась на северо-западные земли Великого княжества Литовского.

Именно здесь совершили мученическую кончину святые Антоний, Иоанн и Евстафий Виленские, первые мученики в Беларуси за Христа.

И, видимо, не случайно после их исповеднического подвига на землях Великого княжества Литовского установился почти 200-летний период укрепления Православной Церкви и расцвета просвещения и просвещения.

В этот период Господь прославил праведную деву Иулианию Ольшанскую, о земной жизни которой сведений почти нет.

Но ее образ олицетворяет память о многих белорусских христианках, праведно и благочестиво совершавших и совершающих сейчас свой христианский подвиг.

Тяжелым испытанием для православия стал период унии.

Своей стойкостью и преданностью православной вере в это время прославили праведную Софью Слуцкую, святых мучеников Афанасия Брестского и Макария Пинского.

Как небесный покровитель христианских детей младенец Гавриил Белостокский почитается как мученик.

В период унии на территории Великого княжества Литовского, входившего в состав Речи Посполитой, существовала только одна православная епархия с центром в Могилеве.

Во главе этой епархии стоял святой Георгий (Конис).

Активно занимался образованием. Архиепископ Георгий своим служением подготовил благодатную почву для дальнейшего возвращения духовенства и народа из Союза в Православие.

В истории Церкви Христовой периоды мирного творчества чередуются с периодами испытаний и гонений.

Соответственно, в мирное время наиболее проявляется подвиг праведности и добродетели, а во времена гонений совершаются подвиги мученичества и исповеди.

Таким образом, с преставлением в 1917 году праведного Иоанна Кормянского связывают окончание мирного периода в истории Церкви в Беларуси.

После этого начинается период гонений, когда тысячи людей приняли мученическую смерть за Христа.

Среди них Господь явил судьбу 23 новомучеников и исповедников Минской епархии, прославленных Белорусской Православной Церковью в 1999 году, а также Новомучеников Витебской епархии, прославленных в 2007 году.

В последние годы в состав Собора Святой Земли Белоруссии вошли святые мученики Павлин, епископ Могилевский, прославленный в 2000 г., а также Макарий, митрополит Киевский и всея Руси (убит татарами в 1497 г. под Мозырем); Митрофан, архиепископ Астраханский; Гавриил, архиепископ Рязанский; Иоанн, архиепископ Рижский, прославлен в 2002 году.

Актом Синода Белорусской Православной Церкви в 2002 году в состав Собора белорусских святых был включен священномученик архиепископ Никифор (Кантакузин), являвшийся официальным представителем Константинопольского Патриарха в Великом княжестве Литовском и проявивший мужество в защите православия на Брестском церковном соборе 1596 г.

Его твердая личная позиция вызвала многочисленные гонения со стороны католических властей, закончившиеся мученической кончиной архидиакона.

Также в 2002 году в состав Собора белорусских святых вошли святые, подвизавшиеся в более древние времена.

Верный Борис, князь Туровский, был сыном великого князя Юрия Долгорукого, внуком Владимира Мономаха.

В 1155 году он стал князем Туровским и Пинским.

Он скончался в 1158 году и был похоронен в церкви Святых мучеников на Нерли в Кидекшах, построенной его отцом Юрием.

Помещенное в камень тело рака более пяти веков покоилось в одной монастырской церкви.

В 1675 году случайно через отверстие в гробнице была засвидетельствована его нетленность.

Княгиня Евпраксия Псковская происходила из Полоцка, получила образование в Полоцком Спасском монастыре.

Она была убита в 1243 году в Пскове своим пасынком. Преподобный Геннадий Могилевский родился в Могилеве.

Он постригся в монахи и жил в костромских лесах. Умер в 1565 году.
Нетленные мощи святителя Геннадия покоятся в Костроме.

Преподобный Феодор Острожский происходил из рода князей Турово-Пинских.

Как князь защищал православие в Великом княжестве Литовском.

В 1441 году принял монашество в Киево-Печерском монастыре, где и скончался в 1483 году.

Нетленные мощи святого Феодора находятся в Дальних пещерах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры.

Преподобная Харитина, княгиня Литовская, происходила из рода литовских князей.

Из-за междоусобиц переселился в Новгород, а затем принял постриг в Петро-Павловском женском монастыре под Новгородом.

Умер в 1492 г. Нетленные мощи святой Харитины находятся в Новгородской церкви Петра и Павла.

В последние годы, благодаря архивным поискам, собор Новомучеников и Исповедников Православной Веры пополняется.

К числу белорусских святых причислен святитель Иоасаф (Жевахов), который в 1934 г. возглавлял Могилевскую епархию, а в 1937 г. был осужден и расстрелян.

В 2004 году в храме Святителя Николая города Петрикова состоялось церковное прославление священномученика Иоанна (Пашина), уроженца тех мест, служившего в сане викарного епископа в Гомельской области и принявшего мученическую кончину за веру в 1930-е гг.

6 февраля 2006 года состоялось прославление в лике святых блаженного Валентина Минского, который в самые тяжелые времена всеобщего неверия сохранил в душах людей сокровище веры.

11 августа 2007 года прославилась преподобная Манефа Гомельская, которая, несмотря на телесную немощь и трагические жизненные обстоятельства, сохранила и пронесла через всю жизнь дар глубокой веры, молитвенного и милосердия, за что получила от Господа способность исцелять больных молитвой и укреплять немощных.

15 декабря 2009 года на заседании Священного Синода Белорусской Православной Церкви было принято решение о внесении в состав Собора белорусских святых 14 святых, канонизированных другими епархиями Русской Православной Церкви, но родившихся, живших, служивших в Беларуси.

На заседании Синода Белорусского Экзархата 12 января 2012 г. в состав Собора белорусских святых вошли имена двух прославленных Божиих угодников: святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского (1784-1840), ректора Могилевской духовной семинарии и настоятель Кутеинского Богоявленского мужского монастыря святого мученика Николая Гаварина, пресвитер (1870-1938), клирик Софийского собора, Собор Всех Святых Белоруссии насчитывает более 80 имен. Собор святых, сияющих на белорусской земле, продолжает расти.

 

Преподобный Евфимий Новый Солунский и преподобный Афонский


Преподобный Евфимий Новый Солунский и преподобный Афонский

Преподобный Евфимий Новый Солунский и преподобный Афонский


Святой Евфимий Новый Солунский и Афонский, в миру Никита, был родом из города Анкиры в Галатии.

Его родители, Епифаний и Анна, вели добродетельную христианскую жизнь, и с детства их сын был кротким, благочестивым и послушным.

В семь лет он остался без отца и вскоре стал единственной опорой матери во всех делах.

Поступив на военную службу, Никита женился по настоянию матери.

После рождения дочери он тайно ушел из дома, чтобы уйти в монастырь.

Пятнадцать лет подвизался преподобный Евфимий на горе Олимп, где обучался иноческому подвигу у старцев.

Преподобный отправился переселяться на Афон. По дороге он узнал, что его мать и жена здоровы.

Он сообщил им, что стал монахом, и послал им крест, призвав последовать его примеру.
На Афоне он был пострижен в схиму и три года жил в пещере в полной тишине, борясь с искушениями.

Святитель Евфимий также долгое время жил столпником недалеко от Фессалоники, наставляя приходящих к нему за советом и исцеляя больных.

Преподобный очистил свой разум и сердце до такой степени, что ему были дарованы божественные видения и откровения.

По повелению Господа святой Евфимий основал в 863 году на горе Перистерос, недалеко от Фессалоники, два монастыря, которыми руководил 14 лет в сане диакона.

В одном из них его жена и мать приняли монашеский постриг.

Перед смертью он поселился на Иере, острове Афонской горы, где и преставился в 898 году.

Его мощи были перенесены в Фессалонику. Святой Евфимий назван «Новым» в отличие от святого Евфимия Великого (память 20 января).

 

Мученик Лукиан Антиохийский пресвитер


Мученик Лукиан Антиохийский пресвитер

Мученик Лукиан Антиохийский пресвитер


Священномученик Лукиан, пресвитер Антиохийский, родился в сирийском городе Самосата.

В двенадцать лет он остался сиротой. Лукиан раздал имение свое бедным и отправился в город Едессу к духовнику Макарию, под руководством которого усердно читал Священное Писание и учился подвижнической жизни.

За благочестивое и ревностное распространение христианства среди иудеев и язычников Лукиан был поставлен пресвитером.

В Антиохии святой Лукиан открыл школу, в которой собиралось много учеников.

Он учил их, как понимать Священное Писание и как вести добродетельную жизнь.

Святой Лукиан занялся учением и исправил греческий текст Септуагинты, который во многих местах был искажен переписчиками и еретиками, умышленно извратившими его, чтобы поддержать свое ложное учение.

Весь исправленный им греческий текст Библии был спрятан в стене во время его исповедания Христа и найден при жизни святого Константина Великого.

Во время гонения Диоклитиана святитель Лукиан был схвачен и сослан в темницу в Никомидию, где в течение девяти лет увещевал вместе с ним других христиан оставаться стойкими в своем исповедании Христа, убеждая их не бояться ни мучений, ни смерти.

Святой Лукиан скончался в темнице от многих страшных мучений и от голода.

Перед смертью он пожелал причаститься Святых Христовых Таин в праздник Богоявления.

Некоторые христиане, посещавшие его, приносили хлеб и вино для Евхаристии.

Священномученик, скованный цепями и лежащий на ложе из острых черепков, вынужден был принести на грудь Бескровную Жертву, и все христиане, находившиеся в темнице, причастились.

На следующий день император послал людей посмотреть, жив ли еще святой.

Святой Лукиан трижды сказал: «Я христианин», после чего предал свою душу Богу.

Тело святой мученицы было брошено в море, но через тридцать дней дельфины вынесли его на берег.

Верующие с честью похоронили тело многострадального святителя Лукиана.

Первоначально память святого Лукиана отмечалась 7 января, в день его смерти.

Позже, когда на этот день было назначено празднование Собора святого Иоанна Крестителя, праздник святого Лукиана был перенесен на 15 октября.

Октябрьская дата может быть связана с освящением церкви, построенной в Антиохии святой Еленой (21 мая) над святыми мощами святого Лукиана.

Хотя он был только священником, иногда святой Лукиан изображается в облачении епископа.

Строгановское руководство для иконописцев было издано в России в 1869 году по рукописи 1606 года.

Там святой Лукиан изображен в фелони и с Евангелием в руках. Однако он не носит архиерейского омофора.

В другом справочнике, Лицевом Подлиннике, говорится, что святой Лукиан должен изображаться с омофором.

Христианские праздники 27 октября

Христианские праздники 29 октября

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх