ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ26 июля

Христианские праздники 28 июля. Князя Владимира, в Крещении Василия...

28 июля (15 июля по старому стилю)


Равноапостольный великий князь Владимир, во Святом Крещении Василий

 

Равноапостольный великий князь Владимир, во Святом Крещении Василий

Равноапостольный великий князь Владимир, во Святом Крещении Василий

 

Немногие имена в летописи истории могут сравниться по значимости с именем святителя Владимира, Крестителя Руси.

Владимир был внуком святой Ольги и сыном Святослава († 972).

Его мать, Малуша († 1001 г.), была дочерью Малка Любечанина, которого историки отождествляют с Малом, князем древлян.

Подавив восстание древлян и завоевав их города, княгиня Ольга повелела казнить князя Мала за его попытку жениться на ней после того, как он убил ее мужа Игоря, и взяла себе детей Мала, Добрыню и Малушу.

Добрыня вырос доблестным храбрым воином, наделенным умом для государственных дел, «способная девица» Малуша стала христианкой (вместе с великой княгиней Ольгой в Константинополе), но сохранила в себе толику таинственного мрака языческих древлянских лесов.

Так она полюбила сурового воина Святослава, который против воли своей матери Ольги сделал ее своей женой.

Разгневанная Ольга, посчитав неблаговидным брак своей «экономки» и пленной служанки с сыном Святославом, наследником Великого Киевского княжества, отослала Малушу в родные края недалеко от Выбута.

И там около 960 года родился мальчик с русским языческим именем Володимир, что означает миролюбивый правитель, правящий с особым талантом к миру.

В 970 году Святослав отправился в поход, из которого ему не суждено было вернуться.

Он поделил русскую землю между своими тремя сыновьями.
В Киеве Ярополк был князем; в Овруче, центре древлянских земель, был Олег; в Новгороде был Владимир.

В первые годы его княжения мы видим Владимира свирепым язычником.

Он возглавил поход, в котором ему сочувствует вся языческая Русь, против Ярополка-христианина, или, во всяком случае, по свидетельству летописей, «дав христианам великую свободу», 11 июля 978 г. вступил в Киев, став «единоличным правителем» Киевского царства, «подчинив себе окрестные земли, одни мирным путем, а непокорные мечом».

Хотя Владимир предавался разгульной, чувственной жизни, он был далек от развратника, каким его иногда изображают.

Он «пас свою землю правдой, доблестью и разумом», как хороший и старательный хозяин, по необходимости расширил и защитил ее пределы силою оружия, а возвращаясь из военных походов, сделал для своих товарищей и для всего Киева либеральные и веселых застолий.

Но Господь подготовил его к другой задаче.

Где умножается грех, там, по слову апостола, умножается благодать (Рим. 5:20).

«И явилось на него посещение Всевышнего, и воззрело на него Всемилостивое око Благого Бога, и воссияло в сердце его помысл разумения суеты идольского заблуждения, и воззвания к Единому Богу, Творец всего видимого и невидимого».

Дело принятия Крещения облегчалось внешними обстоятельствами.

Византийская империя сотрясалась под ударами мятежных полков Варды Склира и Варды Фоки, каждый из которых стремился завоевать императорский престол.

В этих трудных обстоятельствах императоры, братья-соправители Василий Болгаробоец и Константин, обратились за помощью к Владимиру.

События развивались быстро.

В августе 987 года Варда Фока провозгласил себя императором и двинулся на Константинополь, а осенью того же года послы императора Василия были в Киеве.

«И, истощив свое (Василия) богатство, понудила его вступить в союз с императором русским.
Они были его врагами, но он просил у них помощи», — пишет одна из арабских хроник событий 80-х годов.

«И император русский согласился на это и сделал с ним общее дело».

В награду за свою военную помощь Владимир попросил руки сестры императоров Анны, что для византийцев было неслыханной дерзостью.

Принцессы императорского происхождения не выходили замуж за «варварских» правителей, даже если они были христианами.

В то же время император Оттон Великий добивался руки Анны для своего сына, и ему было отказано.

Однако в случае с Владимиром Константинополь был вынужден дать согласие.

Был заключен договор, по которому Владимир должен был послать императорам шесть тысяч варягов и принять святое Крещение.

В этих условиях он получит руку императорской дочери Анны.

Так в борьбе человеческих событий воля Божия направляла вхождение Руси в благодатное лоно Вселенской Церкви.

Великий князь Владимир принял Крещение и послал в Византию военную помощь.

С помощью русских мятежники были уничтожены, а Варда Фока убит.

Но греки, обрадованные своим неожиданным избавлением, не спешили выполнять свою часть сделки.

Досадуя на греческое двуличие, князь Владимир «поспешил собрать свои силы» и двинулся «на Корсунь, город греческий», древний Херсонес.

Пал «неприступный» вал византийского царства на Черном море.

Это был один из жизненно важных узлов экономических и торговых связей империи.

Этот удар был так ощутим, что его эхо разнеслось по всем районам Византии.

Владимир снова одержал верх.

Его эмиссары, полководцы Олег и Шберн, вскоре прибыли в Константинополь за царственной дочерью.

В приготовлении Анны прошло восемь дней, в течение которых братья утешали ее, подчеркивая значение предстоявшего ей случая: сделать возможным просвещение Русского царства и его земель и сделать их навеки друзьями Византийского царства.

В Таврии ее ждал святой Владимир, и к его титулам прибавился новый: Цезарь (Царь).

В этом должны были принять участие и надменные правители Константинополя, чтобы даровать своему новому зятю императорские знаки отличия.

У некоторых греческих историков святой Владимир именуется с этих времен «могучим царем-василеем».

Вместе с императрицей Анной на Российскую кафедру прибыл рукоположенный Святейшим Патриархом Николаем II Хризовергом митрополит Михаил.

Он пришел со своей свитой и духовенством, и многими святыми мощами и другими святынями.

В древнем Херсонесе, где каждый камень напоминает святого Андрея Первозванного, произошло венчание святого Владимира и блаженной Анны, напоминающее и также подтверждающее единство Евангелия Христова на Руси и в Византии.

Корсунь, «приданое императрицы», была возвращена Византии.

Весной 988 года великий князь с супругой выступил через Крым, Тамань и Приазовье, вошедшие в состав его обширного царства на обратном пути в Киев.

Во главе княжеского кортежа с частыми благодарственными службами и непрестанным священническим пением они несли кресты, иконы и святые мощи.

Казалось, что Вселенская Святая Церковь продвигалась в просторную русскую землю, и обновленная в купели Крещения, Святая Русь вышла навстречу Христу и Его Церкви.

Затем последовало незабываемое и совершенно уникальное событие в русской истории: утро Крещения киевлян в водах Днепра.

Накануне вечером святой Владимир объявил всему городу: «Кто завтра не войдет в реку, будь то богатый или бедный, нищий или раб, тот будет мне врагом».

Святое желание святого князя исполнилось безропотно: «Вся наша земля прославила Христа со Отцом и Святым Духом одновременно».

Глубокое духовное преображение русского народа по молитвам святого Владимира трудно переоценить во всех сторонах его жизни и мировоззрения.

В чистых киевских водах, как в «бане возрождения», совершилось сакраментальное преображение русской духовной стихии, духовное рождение нации, призванной Богом к непредвиденным подвигам христианского служения человечеству.

«Тогда начал отходить от нас мрак идолов, и явилась заря Православия, и Солнце Евангелия озарило нашу землю».

Животворящий Крест Господень, который Русь праздновала с Греческой Церковью, сочетался с праздником Всемилостивого Спаса и Пресвятой Богородицы (установлен св. Андреем Боголюбским в 1164 году).

Везде по Святой Руси, от древних городов до дальних застав, святой Владимир повелел разрушить языческие святилища, а на их месте расчистить землю в горных лесах для церквей.

Церкви Божии вырастали по лицу земли, на возвышенных местах и излучинах рек, по древней тропе «из варяг в греки», образно говоря, как дорожные знаки и светильники народной святости.

По поводу прославленной храмостроительной деятельности святого Владимира митрополит Киевский святитель Иларион (автор «Слова о законе и благодати») восклицал: «Разрушали языческие капища и строили церкви, разрушили идолов и произвели святые иконы, бесы убежали».

С первых веков христианства был обычай воздвигать храмы на развалинах языческих святилищ или на крови святых мучеников.

Следуя этому обычаю, святой Владимир построил церковь Василия Великого на холме, где находилось святилище Перуна, а на месте мученической кончины построил каменную церковь Успения Пресвятой Богородицы (Десятинную).

Великолепный храм должен был стать кафедральным собором митрополита Киевского и всея Руси, а значит, главным алтарем Русской Церкви.

Он был построен за пять лет и богато украшен фресками, крестами, иконами и священными сосудами, привезенными из Корсуни.

День освящения храма Пресвятой Богородицы, 12 мая (в некоторых рукописях 11 мая), было повелено святым Владимиром внести в церковный календарь как ежегодное торжество.

Это событие было связано с другими событиями, отмечаемыми 11 мая, и придавало новой Церкви двоякое ощущение преемственности.

Под этим днем в календаре отмечается церковное Основание Константинополя, «посвященный святым императором св. Константином как новая столица Римской империи, град Константина, посвященный Пресвятой Богородице (330 г.).

В этот же день 11 мая в Киеве был освящен храм Софии Премудрости Божией (в 960 году при святой Ольге).

Святитель Владимир, посвятив соборный храм Пресвятой Богородице, по примеру святителя Константина посвятил столицу Русской земли (Киев) Царице Небесной и это дало новой Церкви двоякое ощущение преемственности.

Под этим днем в календаре отмечается церковное Основание Константинополя, «посвященный святым императором св. Константином как новая столица Римской империи, град Константина, посвященный Пресвятой Богородице (330 г.).

В этот же день 11 мая в Киеве был освящен храм Софии Премудрости Божией (в 960 году при святой Ольге).

Святитель Владимир, посвятив соборный храм Пресвятой Богородице, по примеру святителя Константина посвятил столицу Русской земли (Киев) Царице Небесной. 

Затем десятина или десятая часть отдавалась церкви; а так как эта церковь стала центром всероссийского сбора церковных десятин, то и назвали ее Десятинной церковью.

Древнейший текст пожалования, или церковного устава святого князя Владимира, говорил так: «Ибо даю сему храму Святыя Богородицы десятую часть всего моего княжества, а также по всей Русской земле от всех княжеских юрисдикции десятину беличьих шкур, а с купца десятину недельную, а с дворов на каждый год десятую часть от всякого стада и всякого пропитания, чудной Богородице и чудному Спасителю».

Пожалование также определяло «церковных людей» как свободных от юрисдикционной власти князя и его «тиунов» (чиновников) и отдавало их в юрисдикцию митрополита.

В летописи сохранилась молитва святого Владимира, с которой он обратился ко Всевышнему при освящении Успенского Десятинного храма: «Господи Боже, призри с неба и се, и посети виноградник Твой, который насадила десница Твоя. И сделай так, чтобы этот новый народ, которого Ты обратил сердцем и разумом, познал Тебя, Истинного Бога. И воззри на сию церковь Твою, которую построил недостойный раб Твой во имя Родившей Тебя Матери, Приснодевы Богородицы. И кто молится в сем храме, да будет услышана молитва его, молитвами Пречистой Богородицы».

С Десятинной церковью и епископом Анастасием некоторые историки связывают начало русского летописания.

На ней были составлены Житие святой Ольги и летопись варяжских мучеников в их первоначальном виде, а также «Повесть о том, как при взятии Корсуни крестился Владимир».

Здесь же возникла и ранняя греческая редакция Житий святых мучеников Бориса и Глеба.

При святом Владимире Киевскую митрополичью кафедру занимали последовательно митрополит святитель Михаил (память 30 сентября), митрополит Феофилакт, перешедший в Киев с кафедры Армянской Севастии (991-997), митрополит Леонтий (997-1008) и митрополит Иоанн I (1008-1037).

Их усилиями были открыты первые епархии Русской Церкви: Новгородская (первым ее представителем был святитель Иоаким Корсунский († 1030), составитель Иоахимовской летописи), Владимиро-Волынская (открыта 11 мая 992 г.), Черниговская, Переславская, Белгород и Ростов.

«И так по всем городам и селам были поставлены церкви и монастыри, и умножилось духовенство, и вера Православная расцвела и просияла, как солнце».

Для распространения Веры среди новопросвещенных людей нужны были ученые люди и школы, помогающие их подготовить.

Поэтому святой Владимир и святой митрополит Михаил «повелели отцам и матерям брать малолетних детей и посылать их в школы для обучения чтению и письму».

Святитель Иоаким Корсунский устроил такую школу в Новгороде, то же сделали и в других городах.

«И было множество школ ученых, и из них было множество философов».

Твердой рукой святой Владимир сдерживал врагов на рубежах и строил города-крепости.

Он первым в русской истории установил «зубчатый рубеж», линию оборонительных пунктов от кочевых народов.

«Владимир начал ставить города по Десне, по Выстре, по Трубеже, по Суле и по Стугне. И поселил их с новгородцами, смолянами, чудями и вятичами. Он воевал с печенегами и победил их».

Но настоящей причиной его успеха была мирная христианская проповедь среди язычников степей.

В Никольской летописи под 990 годом написано: «И в том же году пришли к Владимиру в Киев четыре князя от булгар и просвещены были Божественным Крещением».

На следующий год «пришел печенежский князь Кучуг, и принял греческую веру, и крестился во Имя Отца и Сына и Святаго Духа, и служил Владимиру от чистого сердца».

Под влиянием святого князя крестились и несколько мнимых иностранцев.

Например, норвежский «кениг» (король) Олаф Труэггвасон († 1000 г.), проживший несколько лет в Киеве, а также знаменитый Торвальд Странник, основатель монастыря св. Иоанна Предтечи на Днепре под Полоцком и другие.

В далекой Исландии поэты-скальды называли Бога «Покровителем греков и русских».

Кроме христианской проповеди, были и знаменитые Владимирские праздники.

После литургии в воскресные и церковные праздники для киевлян накрывались обильные пиршественные столы, звонили в колокола, хоры пели хвалу, «переносимые немощные» пели былины-баллады и духовные стихи.

12 мая 996 года, например, по случаю освящения Десятинной церкви князь «устроил светлый пир».

Он раздавал добро «многим нищим, и обездоленным, и странникам, и через церкви и монастыри.

Больным и нищим разносил по улицам бочки и бочки с медом, и хлеб, и мясо, и рыбу, и сыр, желая, чтобы все пришли и ели, прославляя Бога».

Также устраивались пиры в честь побед киевских воинов.

В 1007 году святой Владимир перенес мощи святой Ольги в Десятинную церковь.

Четыре года спустя, в 1011 году, там же была похоронена его супруга и соратница во многих начинаниях, блаженная императрица Анна.

После ее смерти князь вступил в новый брак с юной дочерью немецкого графа Куно фон Эннингена, внучкой императора Оттона Великого.

Эпоха святого Владимира была переломным периодом в становлении православной Руси.

Объединение славянских земель и образование государственных границ под владениями Рюриковичей произошло в результате напряженной духовной и политической борьбы с соседними племенами и государствами.

Крещение Руси православной Византией было важнейшим шагом в ее самоопределении как государства.

Главным врагом Владимира стал Болеслав Храбрый, в планы которого входило обширное объединение западнославянских и восточнославянских племен под эгидой католической Польши.

Это соперничество возникло еще тогда, когда Владимир был еще язычником: «В году 6489 (981). Володимир пошел на лахов и взял их города, Перемышль, Червень и другие города, которые под Русью.

После непродолжительного затишья (первое десятилетие XI века) «великое противостояние» вступило в новую фазу: в 1013 году в Киеве был раскрыт заговор против святого Владимира.

Святополк Окаянный, женатый на дочери Болеслава, жаждал власти.

Зачинщиком заговора был клирик Болеслава, колобожегский католический епископ Рейберн.

Заговор Святополка и Рейберна представлял тотальную угрозу историческому существованию Русского государства и Русской Церкви.

Святой Владимир принял решительные меры. Все трое участников были арестованы, а Рейберн вскоре умер в тюрьме.

Святой Владимир не мстил тем, кто «противился и ненавидел» его.

Под предлогом притворного раскаяния Святополк был освобожден.

Новая беда разразилась на севере, в Новгороде.

Ярослав, еще не «Мудрый», как его впоследствии прозвали, в 1010 году, став правителем Новгорода, решил отступить от своего отца, великого князя Киевского.

Он сформировал свое отдельное войско, двинулось на Киев, чтобы потребовать обычную дань и десятину.

Единству Русской земли, за которое святой Владимир боролся всю свою жизнь, грозила гибель.

И в гневе, и в печали святой Владимир повелел «укрепить плотины и поставить мосты» и приготовиться к походу на Новгород.

Силы его были на исходе.

В приготовлениях к своему последнему походу, к счастью не состоявшемуся, Креститель Руси тяжело заболел и предал душу Господу в селе Спас-Берестове 15 июля 1015 года.

Готовясь к новой борьбе за власть и надеясь на помощь поляков и тяня время, Святополк попытался скрыть смерть отца.

Но патриотически настроенные киевские дворяне ночью тайно вынесли тело умершего государя с Берестовского двора, где его охраняли люди Святополка, и перевезли тело в Киев.

В Десятинной церкви гроб с мощами святого Владимира встретило киевское духовенство во главе крестного хода с митрополитом Иоанном.

Святые мощи были положены в мраморный склеп, поставленный в Климентовском приделе Успенского храма рядом с мраморным склепом императрицы Анны.

Имя и деяния святого равноапостольного Владимира, прозванного в народе Лучезарным Солнцем, переплелись со всей последовательной историей Русской Церкви.

«Через него и мы пришли поклониться и познать Христа, Истинную Жизнь», — свидетельствовал святитель Иларион.

Его дело продолжили сыновья, внуки и потомки, правители Русской земли почти шесть веков, от Ярослава Мудрого, сделавшего первые шаги к самостоятельному существованию Русской Церкви, до последних Рюриковичей, Царь Феодор Иоаннович, при котором (в 1589 г.) Русская Православная Церковь стала пятым самостоятельным Патриархатом в диптихах Православных Автокефальных Церквей.

Торжественное празднование святого равноапостольного Владимира установлено при святом Александре Невском, в память предстательства святого Владимира 15 мая 1240 года за его помощь в одержании славной победы Невского над шведскими крестоносцами.

Но первое почитание святого князя началось на Руси несколько раньше.

Митрополит Киевский святитель Иларион († 1053) в своем «Слове о законе и благодати», сказанном в день памяти святого Владимира у гроба святого в Десятинной церкви, называет его «апостольским государем», подобно святому Константину, а свою апостольскую евангелизацию Русской земли он сравнивает с евангелизацией святых апостолов.

 

Мученик Кирик (Квирик) и его мать Иулитта из Тарса

 

Мученики Кирик и Иулитта. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер Дионисий

Мученики Кирик и Иулитта. Роспись собора Рождества Пресв. Богородицы Ферапонтова мон-ря. 1502 г. Мастер Дионисий

 

Святые мученики Кирик и Иулита жили в городе Иконии в провинции Ликаония в Малой Азии.

Святая Иулита происходила из знатного рода и была христианкой.

Рано овдовев, она вырастила трехлетнего сына Кирика (Квирика).

Во время гонения на христиан императора Диоклитиана святая Иулита ушла из города с сыном и двумя верными слугами, оставив свой дом, имущество и слуг.

Скрывая свое знатное звание, она скрывалась сначала в Селевкии, а затем в Тарсе.

Там около 305 года ее узнали, арестовали и предали суду правителя Александра.

Укрепленная Господом, она бесстрашно отвечала на вопросы судьи и твердо исповедала свою веру во Христа.

Правитель приказал бить святую розгами.

Во время своих истязаний святая Иулита повторяла: «Я христианка и не приношу жертв бесам».

Маленький мальчик Кирик плакал, видя, как мучают его мать, и хотел пойти к ней.

Губернатор Александр попытался посадить его к себе на колени, но мальчик вырвался и закричал: «Отпусти меня к маме, я христианин».

Губернатор сбросил мальчика с высокого трибунала и ногой спустил его с каменных ступеней.

Мальчик ударился головой об острые края и умер.

Святая Иулита, увидев своего истерзанного сына, возблагодарила Бога за то, что Он допустил, чтобы дитя ее совершилось раньше нее и приняло неувядаемый мученический венец.

После многих жестоких пыток святая Иулита была усечена мечом.

Мощи святых Кирика и Иулиты были обретены в царствование святого Константина Великого (память 21 мая).

Под Константинополем был построен монастырь в честь этих святых мучеников, а недалеко от Иерусалима — храм.

Молимся святым Кирику и Иулите о семейном счастье, о выздоровлении больных детей.

 

Христианские праздники 27 июля

Христианские праздники 29 июля

 

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх