ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ15 апреля
Православные праздники 27 марта (14 марта по старому стилю)
5-я седмица Великого поста
Феодоро-Костромская икона Божией Матери написана евангелистом Лукой и напоминает Владимирскую икону Божией Матери.
Свое название икона получила от великого князя Ярослава Всеволодовича (+ 1246), отца святого Александра Невского, в святом Крещении нареченного Феодором в честь святого Феодора Стратилата (память 8 февраля).
По Преданию, икона была найдена его старшим братом святителем Георгием (память 4 февраля) в старой деревянной часовне близ города Городца.
Позже на этом месте был построен Городецкий Феодоров монастырь.
Князь Ярослав-Феодор стал великим князем Владимирским после того, как его брат святой Георгий погиб в битве с монголами на реке Сите.
В 1239 году он торжественно перенес мощи брата из Ростова во Владимирский Успенский собор.
Икону, унаследованную от брата, он передал своему сыну, святому Александру Невскому.
Ярослав-Феодор известен в русской истории. Он продолжил славные традиции своего дяди святого Андрея Боголюбского (память 4 июля) и своего отца Всеволода III Большое Гнездо, с ним были связаны почти все значимые события в истории Руси первой половины XIII в. век.
Русь была сожжена и растерзана монголами в 1237-1238 гг. Он воздвиг его из пепла, отстроил и украсил города, святые монастыри и церкви.
Он восстановил опустошенные врагом города Поволжья: Кашин, Углич, Ярославль, Кострому, Городец.
Он основал церковь Феодора Стратилата в Костроме и Феодоровский монастырь близ Городца в честь своего покровителя.
В течение восьми лет он правил как великий князь, но ему предстояло провести страну по необычайно трудному пути, сохраняя военно-политический баланс с Золотой Ордой на востоке и активно противодействуя католической Европе на западе.
Его ближайшим сподвижником был сын, святой Александр Невский, который также продолжил его политику.
Чудотворная Феодоровская икона Божией Матери постоянно находилась при святом Александре, и он молился перед ней.
После кончины святого Александра Невского 14 ноября 1263 года в монастыре, основанном его отцом, икона была взята его младшим братом Василием.
Василий Ярославич был младшим (восьмым) сыном Ярослава Всеволодовича.
В 1246 году после смерти отца (князь Ярослав был отравлен в столице Монголии Каракоруме, когда ему было всего пять лет) Василий стал князем Костромского удельного владения, наименее важного из владений его отца.
В 1272 году он стал великим князем Владимирским.
Четыре года его великокняжества (1272-1276) были наполнены братоубийственными княжескими распрями. Несколько лет он вел войну против Новгорода с непокорным племянником Деметрием.
Однако, став великим князем, Василий не отправился во Владимир, а остался под защитой чудотворной иконы в Костроме, считая это место более безопасным на случай новых вспышек усобиц.
Довелось ему и защищать Русь от внешних врагов. В 1272 году, во время татарского нашествия, из Костромы выступило русское войско, чтобы сразиться с ними.
По примеру своего деда, святого Андрея Боголюбского (возившего с собой в военные походы чудотворную Владимирскую икону Божией Матери), князь Василий отправился в бой с чудотворной иконой Феодора.
И шел ослепительный свет от святого образа, и татары разошлись и бежали из Русской земли.
Летописи говорят, что великий князь Василий питал особую любовь к Церкви и духовенству.
После мученической кончины епископа Владимирского Митрофана при штурме Владимира татарами 4 февраля 1238 года Владимирская епархия долгие годы оставалась вдовой.
Это огорчило великого князя Василия. С его помощью во Владимире в 1274 г. был построен большой собор. Очевидно, это было в связи с хиротонией преподобного Серапиона (память 12 июля) во епископа Владимирского. Он был игуменом Печерского монастыря.
Митрополит Кирилл III (+ 1282) председательствовал на соборе русских иерархов.
Это был первый Собор в Русской Церкви со времен монгольского нашествия.
Много проблем и неурядиц возникло в церковной жизни, но Русская Церковь только начинала оправляться от постигшего ее бедствия.
Одной из главных его задач было восстановление русской церковной грамотности и восстановление традиции древнерусского «княжеского строя».
Без книг спасительная деятельность Церкви была бы почти невозможна.
Книги нужны были и для церковных служб, и для проповеди, и для келейного устава, и для чтения верующим дома.
Усилиями митрополита Кирилла, русских архиереев и ученых-монахов это важное дело было начато.
Собор утвердил новые издания важнейших книг, составивших каноническую основу православной церковной жизни.
В 1276 году князь Василий завершил свой жизненный путь.
Большинство важных событий в его жизни произошло по благословению Феодоровской иконы Божией Матери.
Он умер в Костроме, там же и нашел свое последнее пристанище.
С этого времени святая икона находится в костромском соборе святого Феодора Стратилата.
Возобновление интереса к Феодоровской иконе Божией Матери и распространение ее почитания по всей России связано с событиями начала XVII века, конца Смутного времени.
В 1613 году чудотворная Феодоровская икона из Костромского собора была использована при провозглашении Михаила Романова новым царем.
В память об этом историческом событии 14 марта было назначено празднование Феодоровской иконы Божией Матери.
С костромской Феодоровской иконы были сделаны многочисленные копии, и одна из первых была заказана и привезена в Москву матерью царя Михаила, инокиней Марфой.
Со второй половины XVII века различные списки Феодоровской иконы дополнялись сценами, изображающими события из истории чудотворной иконы.
В 1670 году иеродиакон Лонгин из костромского Ипатьевского монастыря написал «Слово о явлениях и чудесах Феодоровской иконы Божией Матери в Костроме».
Не все вещи, содержащиеся в нем, согласуются с ранее изложенными вещами.
Икона Феодора двусторонняя. На оборотной стороне изображение святой великомученицы Параскевы, изображенной в пышном одеянии княгини.
Считается, что образ Параскевы на обороте иконы связан с женой святого Александра Невского.
Память иконы Пресвятой Богородицы святого Феодора также совершается 16 августа.
Святой Ростислав-Михаил, великий князь Киевский, был сыном великого князя Киевского святого Мстислава Великого (память 14 июня) и братом святого князя Всеволода-Гавриила (память 11 февраля, 22 апреля и 27 ноября).
Он был одним из великих гражданских и церковных деятелей середины двенадцатого века.
С его именем связано укрепление и возвышение Смоленска, как Смоленского княжества, так и Смоленской епархии.
Вплоть до XII века Смоленская земля входила в состав Киевского царства.
Начало ее политического обособления приходится на 1125 год, когда святой князь Мстислав Великий передал Смоленск своему сыну Ростиславу (в крещении Михаилу) в удел от своего отца, великого киевского князя Владимира Мономаха.
Благодаря трудам и стараниям святителя Ростислава Смоленское княжество, которым он правил более сорока лет, расширилось и застроилось городами и селами, украсилось церквями и монастырями и стало влиятельным в русских делах.
Святитель Ростислав основал города Ростиславль, Мстиславль, Кричев, Пропойск, Васильев и другие.
Он был родоначальником Смоленской княжеской династии.
В 1136 году святому Ростиславу удалось учредить отдельную Смоленскую епархию.
Ее первым епископом был Мануил, поставленный в марте-мае 1136 года митрополитом Киевским Михаилом.
Князь Ростислав издал указ в городе Смоленске, уверяя епископа Мануила, что обеспечит его всем необходимым.
30 сентября 1150 года святитель Ростислав также уступил Смоленской епархии Соборную гору на Смоленске, где стоял Успенский собор и другие епархиальные постройки.
Современники высоко оценили церковное строительство князя Ростислава.
Даже источники, склонные больше ничего о нем не сообщать, отмечают, что «этот князь построил церковь Богородицы на Смоленске».
Успенский собор, первоначально построенный его дедом, Владимиром Мономахом, в 1101 году был перестроен и расширен при князе Ростиславе.
Восстановленный собор был освящен епископом Мануилом в праздник Успения Пресвятой Богородицы 15 августа 1150 года.
Князь Ростислав был «церковным строителем» в гораздо более широком смысле: он наделил Смоленскую Успенскую церковь Божией Матери и преобразовал из городского собора в церковный центр обширной Смоленской епархии.
Святой князь Ростислав был строителем Смоленского кремля и Спасского собора Смядынского Борисо-Глебского монастыря, основанного на месте убиения святого князя Глеба (память 5 сентября).
Позже его сын Давид, возможно, исполняя волю отца, перенес старые деревянные гробы святых Бориса и Глеба из киевского Вышгорода в Смядынь.
В пятидесятые годы XII века святитель Ростислав был втянут в длительную борьбу за Киев, в которой участвовали представители двух сильнейших княжеских родов: Ольговичей и Мономаховичей.
Со стороны Мономаховичей главным претендентом на великокняжеский титул был дядя Ростислава, Юрий Долгорукий.
Ростислав, как князь Смоленский, был одним из самых могущественных правителей Русской земли и имел решающий голос в военных и дипломатических переговорах.
Для всех участников спора Ростислав был и опасным противником, и желанным союзником, и он был в центре событий.
Это имело провиденциальное значение, так как святитель Ростислав отличался мудростью в гражданской сфере, строгим чувством справедливости и безоговорочным послушанием старцам, глубоким уважением к Церкви и ее иерархии.
В течение нескольких поколений он был носителем «Русской правды» («Русской правды») и русского приличия.
После смерти брата Изяслава (13 ноября 1154 г.) святой Ростислав стал великим князем киевским, но правил Киевом одновременно со своим дядей Вячеславом Владимировичем.
После смерти последнего Ростислав вернулся в Смоленск, уступив Киевское княжество другому своему дяде, Юрию Долгорукому, и сам удалился от кровопролития княжеских споров.
Вторично он занял Киев 12 апреля 1159 г. и оставался великим князем до самой смерти (+ 1167 г.).
Не раз ему приходилось с мечом в руке защищать отцовское наследство.
Годы правления святителя Ростислава пришлись на один из самых сложных периодов в истории Русской Церкви.
Старший брат Ростислава, Изяслав Мстиславич, сторонник автокефалии Русской Церкви, благоволил к митрополиту ученого русского монаха Климента Смолятича и хотел, чтобы он был поставлен митрополитом собором русских епископов, не ища обычного одобрения со стороны Патриарх Константинопольский. Это произошло в 1147 году.
Русская иерархия в основном поддерживала митрополита Климента и князя Изяслава в их борьбе за церковную независимость от Константинополя, но несколько архиереев во главе со святителем Нифонтом Новгородским (память 8 апреля) не признали автокефалии Русской митрополии и избегали общения с ней, превратив свои епархии в самостоятельные церковные округа до решения этого вопроса.
Такого же курса придерживался и епископ Смоленский Мануил.
Святитель Ростислав понимал опасность, которая скрывалась за идеей русской автокефалии для этих времен, грозивших распадом Руси.
Постоянная борьба за Киев между князьями могла также привести к такой же борьбе за Киевский престол между многочисленными претендентами, выдвинутыми той или иной княжеской группировкой.
Предчувствия святителя Ростислава полностью оправдались.
Юрий Долгорукий, оставшийся верным Константинополю, занял Киев в 1154 году.
Он немедленно изгнал митрополита Климента и ходатайствовал перед Константинополем о новом митрополите.
Это должен был быть святой Константин (память 5 июня), но он прибыл на Русь только в 1156 году, за полгода до смерти Юрия Долгорукого (+ 15 мая 1157).
Через полгода, когда 22 декабря 1157 года в город вошел племянник святого Ростислава Мстислав Изяславич, святой Константин был вынужден бежать из Киева, а митрополитом вернулся низложенный Климент Смолятич. Потом на Руси началось время беспорядка, ибо было два митрополита.
Под интердикт попала вся иерархия и духовенство: греческий митрополит отстранил русских сторонников Климента, а Климент отстранил всех сторонников Константина.
Чтобы прекратить скандал, святители Ростислав и Мстислав решили сместить обоих митрополитов и ходатайствовать перед Константинопольским Патриархом о назначении нового архипастыря на Русскую митрополичью кафедру.
Но на этом компромиссе дело не закончилось. Прибыв в Киев осенью 1161 года, митрополит Феодор скончался весной следующего года.
По примеру святителя Андрея Боголюбского (память 4 июля), поддержавшего на митрополит своего собрата-подвижника епископа Феодора, святитель Ростислав выдвинул своего кандидата, которым оказался многострадальный Климент Смолятич.
То, что великий князь изменил свое отношение к митрополиту Клименту, свидетельствует о влиянии Киево-Печерского монастыря и, в частности, архимандрита Поликарпа.
Архимандрит Поликарп, продолжавший Печерские традиции (в 1165 году он стал настоятелем монастыря), был лично очень близок со святителем Ростиславом.
Святой Ростислав имел благочестивый обычай приглашать игумена и двенадцать монахов к своему столу в субботы и воскресенья Великого поста и сам служил им.
Князь не раз изъявлял желание постричься в монахи в монастыре святых Антония и Феодосия и даже велел построить для него келью.
Иноки Печерские, имевшие огромное духовное влияние в Древней Руси, побуждали князя задуматься о самостоятельности Русской Церкви.
Более того, в те годы на Руси возникло подозрение в православии епископов, происходивших из среды греков, из-за пресловутого «спора о постах» («леонтийской ереси»). Благочестивое намерение святителя Ростислава получить благословение Константинопольского Патриарха для митрополита Климента не увенчалось успехом.
Греки считали назначение митрополита на Киевскую кафедру одной из важнейших своих прерогатив.
Это служило не только церковным, но и политическим интересам Византийской империи.
В 1165 году в Киев прибыл новый греческий митрополит Иоанн IV, и святой Ростислав принял его из смирения и церковного послушания.
Новый митрополит, как и его предшественник, управлял Русской Церковью менее года (+ 1166).
Киевский престол снова остался вакантным, а великий князь лишился отеческого совета и духовной мудрости митрополита.
Единственным его духовным утешением были игумен Поликарп и святые старцы Киево-Печерского монастыря и основанного при его отце Феодоровского монастыря в Киеве.
Возвращаясь из похода на Новгород весной 1167 года, святой Ростислав заболел.
Когда он добрался до Смоленска, где князем был его сын Роман, родственники уговорили его остаться в Смоленске. Но великий князь приказал взять его в Киев.
«Если я умру в пути, – заявил он, – положи меня в отцовский монастырь святого Феодора. Если Бог исцелит меня, то молитвами Пречистой Матери и святого Феодосия постригусь в Печерской обители».
Бог не исполнил последнего желания святого Ростислава окончить жизнь монахом святой обители.
Святой князь скончался по дороге в Киев 14 марта 1167 года. (В других исторических источниках год указан как 1168).
Его тело, согласно его последней воле, было доставлено в Киевский Феодосиев монастырь.
Святой Бенедикт, основатель западного монашества, родился в итальянском городе Нурсия в 480 году.
Когда ему было четырнадцать лет, родители отправили его учиться в Рим.
Обеспокоенный безнравственностью вокруг него, он решил посвятить себя другой жизни.
Сначала святой Венедикт поселился близ храма святого апостола Петра в селе Еффедуме, но известие о его подвижнической жизни побудило его уйти дальше в горы.
Там он встретил отшельника Романа, который постриг его в монашество и направил жить в отдаленную пещеру в Субиако. Время от времени отшельник приносил ему еду.
В течение трех лет святитель вел суровую борьбу с искушениями и побеждал их.
Вскоре к нему стали собираться люди, жаждущие жить под его руководством.
Число учеников настолько возросло, что святитель разделил их на двенадцать общин.
Каждая община состояла из двенадцати монахов и представляла собой отдельный скит.
В каждый скит святитель дал игумена из числа своих опытных учеников, а для наставления у святого Венедикта остались только послушники.
Строгий монашеский устав, установленный святым Венедиктом для монахов, не всеми был принят, и не раз подвергался критике и оскорблениям со стороны раскольников.
В конце концов он поселился в Кампанье и на горе Кассино основал монастырь Монте-Кассино, который долгое время был центром богословского образования Западной церкви. В монастыре была замечательная библиотека.
Святой Венедикт написал свое Правило, исходя из опыта жизни восточных пустынников и заветов святого Иоанна Кассиана Римлянина (память 29 февраля).
Правило святого Бенедикта доминировало в западном монашестве на протяжении столетий (к 1595 году оно появилось более чем в 100 изданиях).
Правило предписывало отказ от личных владений, а также безусловное повиновение и постоянную работу.
Обязанностью старших монахов считалось учить младших и копировать древние рукописи.
Это помогло сохранить многие памятные письмена первых веков христианства.
Каждый новый монах должен был год пожить послушником, изучить монашеский устав и приспособиться к монашеской жизни.
Каждое дело требовало благословения. Настоятелем этого общежительного монастыря является игумен.
Он различает, учит и объясняет.
Игумен спрашивает совета у старшей, опытной братии, но окончательное решение принимает он.
Соблюдение монашеского устава было строго обязательным для всех и рассматривалось как важный шаг на пути к совершенству.
Святой Венедикт получил от Господа дар прозорливости и чудотворения.
Он исцелил многих по своим молитвам. Преподобный предсказал день своей кончины в 547 году.
Главным источником его Жития является второе «Диалог» святителя Григория.
Сестра святого Бенедикта, святая Схоластика (память 10 февраля), также прославилась своей строгой подвижнической жизнью и была причислена к лику святых.
Святой Феогност Грек сменил святого Петра (память 25 августа и 21 декабря) на посту митрополита Московского и всея Руси, занимая эту должность с 1327 по 1353 год.
Именно под его влиянием великий князь Симеон послал деньги византийскому императору Иоанну Кантакузину на ремонт Великой церкви Святой Софии.
Христианские праздники 26 марта
Христианские праздники 28 марта
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.