ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ26 августа

Христианские праздники 27 августа. Пророка Михея…

Православные праздники 27 августа (14 августа по старому стилю) 

  • Предпразднство Успения Пресвятой Богородицы
  • Пророка Михея (из 12-ти пророков) 
  • Перенесение мощей преподобного Феодосия Печерского 
  • Иконы Божией Матери, именуемой "Беседная"

 

Пророк Михей

 

Пророк Михей

Пророк Михей

О личной жизни пророка Михея известно немного.

Он происходил из города под названием Морешет, и поэтому его звали Морашти.

Он жил во время правления Иоафама, царя Иудейского, и последующих царей, примерно за 150 лет до разрушения Иерусалима вавилонскими войсками.

В это время, как часто до него и после него, народы Иудеи и Северного царства оставили пути Бога.

Иерусалим и Самария, столицы двух еврейских царств, были центрами идолопоклонства и дурной жизни.

Богатые угнетали бедных, и законы Торы были отвергнуты.

Бесстрашно, поскольку на нем лежало пророчество Бога, Михей вышел, чтобы обличить зло, заполнившее его любимую землю.

Он предупредил, что Самария и Иерусалим будут разрушены.

Пророчество о Самарии исполнилось лишь вскоре, менее чем через четверть века; он был разрушен Салманасаром, царем Ассирии, в 3205 году (после Творения). Иерусалим просуществовал еще 133 года и был разрушен в 3338 году.

Таким образом, подобно Исайе, великому пророку, жившему примерно в то же время, Михей увещевал свой народ вернуться к Богу.

Особенно горько он относился к правящим классам, которые использовали свое положение у власти для обогащения за счет бедных.

Таковы были слова пророка о них:

«Горе тем, которые замышляют зло и решаются на зло, лежа на постелях своих, и при первом свете утра совершают его, ибо это в их власти. прочь... Поэтому так сказал Бог: «Вот, Я замыслю против этих семейств зло, от которого вы не свернете шеи вашей».

Михей описывает грехи людей, особенно их вождей и судей, «которые все прямое делают кривым».

У него есть резкие слова для судей, которых можно подкупить, и священников, которых можно нанять, говоря самим себе: «Зло не может постичь нас».

Если они продолжат свой злой путь, предупреждал пророк, «Сион будет распахан, как поле, и Иерусалим превратится в груды развалин, и гора Бет-Хамикдош покроется лесом!» 

Наставления Михея

Пророк вступает в спор со своим народом, в котором он описывает великие дела Бога для Израиля, но пренебрежение Израиля к Нему.

Это слова Бога, исходящие из его уст:

«Народ Мой, что Я сделал тебе? Свидетельствуй против Меня! Не Я ли вывел тебя из земли Египетской и искупил тебя из дома рабства! И послал Моисея, Аарона и Мариам, чтобы вести тебя. Народ Мой, только помни, что решил Валак, царь Моавитский, и что ответил ему Валаам, сын Веоров, и что случилось от Ситтима до Галгала, чтобы ты познал праведность Бога!»

Чего ожидает Бог от Израиля? Требования Бога ясны и просты: «Он сказал тебе, человек, что хорошо и что Бог требует от тебя: только поступать справедливо, и любить доброту, и смиренно ходить с твоим Богом».

Вы можете увидеть связь между этим пророчеством, которое является темой Хафторы, и Сидрами Чуккат-Балак, к которым прилагается Хафтора.

Подобно Исаии, Михей также провозглашает окончательную победу Израиля среди народов мира, когда придет Мессия, чтобы освободить наш народ и восстановить Бет-Хамикдош.

«Тогда каждый человек будет сидеть под своей виноградной лозой и под своей смоковницей, и никто не будет устрашать их, ибо уста Господа Саваофа изрекли. Хотя все народы ходят каждый во имя своего бога, мы будем ходить во имя Бога, Бога нашего, во веки веков».

 

Перенесение мощей преподобного отца нашего Феодосия Киево-Печерского

 

Перенесение мощей преподобного отца нашего Феодосия Киево-Печерского

Перенесение мощей преподобного отца нашего Феодосия Киево-Печерского

 

Святитель Феодосий Киево-Печерской Лавры скончался в 1074 году после непродолжительной болезни.

Перед смертью он попросил похоронить его ночью в пещере, где совершал затвор во время Великого поста.

Его просьба была выполнена восемнадцать лет спустя.

В 1091 году игумен Иоанн и братия Лавры решили, что тело Феодосия должно быть перенесено в Успенскую церковь, которую он построил перед смертью и которая была освящена только в 1089 году.

За три дня до праздника Успения, монахи стали раскапывать могилу, и были найдены нетленные мощи Феодосия.

Торжественное перенесение мощей святителя в храм произошло в праздник Успения Пресвятой Богородицы, при стечении многих архиереев и игуменов киевских монастырей.

Во время монгольского нашествия мощи Феодосия были положены под укрытие у западных дверей храма, где и находятся по сей день.

Ниже приводится Слово 9 из Киево-Печерского Патерика Нестора Летописца, который был иноком Киево-Печерским и очевидцем этих событий:

Люди радуются [отмечать] память святых мужей панегириками, говорит мудрейший Соломон.

Ибо принято во время божественного празднования праздника испытывать духовную радость при мысли о благочестивых людях.

По изречению мудрейшего Соломона: «Праведник, хотя и умирает, но живет, и души праведников в руках Божиих».

Ибо чтящих Его чтит Господь, и благоугодно было Ему явить угодным пред очами Своими сего блаженного и доблестного человека, человека высокой жизни, дивных добродетелей и выдающихся чудес, блаженного Феодосия.

И действительно так поступил Бог через восемнадцать лет после кончины преподобного.

В 1091 году множество подвизавшихся в Свято-Печерской лавре собрались вместе с учителем и настоятелем и единодушно решили перенести мощи преподобного Феодосия.

Поэтому справедливо взывать к вам: воистину блаженны вы, отцы, и хорош ваш совет. О божественно назначенное собрание! О могучие постники! О почетнейший хозяин! О благословенное собрание!

Ибо в вас исполнился псалом Давида: «Смотри! Что хорошего и приятного в том, чтобы братья жили вместе?»

Совет ваш был действительно хорош, прославленные отцы, и слова вашего согласия звучат, как трубы.

Желая своего истинного пастыря, они не сказали: «Мы лишены отца и учителя», но все, как в один голос, сказали: «Возьмем честные мощи возлюбленного отца нашего Феодосия. Ибо не подобает нам лишаться пастыря нашего, и не подобает пастырю оставлять вверенных ему Богом овец, чтобы не пришел зверь и не рассеял Христово стадо разумных овец. Но пусть пастырь войдет во двор свой и сыграет на своей духовной свирели, чтобы пастушеская трость отвратила нападение лукавого зверя».

Тогда они воззвали к нашему Хранителю и к своим ангелам хранителям и сказали друг другу, говоря в один голос:

«Прилично, братия, чтобы мы всегда имели перед глазами гроб отца нашего Феодосия и чтобы мы всегда оказывали ему должное почтение, как нашему истинному отцу и учителю. Нехорошо, чтобы преподобный отец наш Феодосий остался вне своего монастыря и церкви, ибо он основал ее и собрал монахов».

Приняв решение, они тотчас приказали приготовить место для хранения мощей святой и поставили каменный гроб.

Приближался праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, и за три дня до этого праздника настоятель повелел [некоторым из братии] пойти в пещеру и отметить место, где находятся мощи святого отца нашего.

Феодосий лежал.

По его повелению я, грешный Нестор, удостоился этой должности, и я первый узрел его святые мощи, по повелению настоятеля.

Итак, я рассказываю вам все именно так, как это было, так как я не слышал этого от других, а сам руководил этим делом.

Игумен подошел ко мне и сказал: «Пойдем в пещеру, сын мой, к преподобному отцу нашему Феодосию».

Мы пришли в пещеру, никого не предупредив.

Настоятель огляделся, чтобы посмотреть, где копать, указал на место за пределами устья [пещеры], а затем сказал мне:

В течение семи дней я приготовил лопаты, чтобы копать.

Был тогда вторник, и поздно вечером я взял с собой еще одного монаха, человека замечательных добродетелей; никто другой не знал.

Придя в пещеру, мы читали молитвы и падали ниц, пели положенные псалмы, а затем приступили к работе.
Я начал копать и много работал, а потом уступил другому брату.

Мы копали до полуночи, но не смогли найти мощи святого.

Мы стали чувствовать себя очень несчастными, и наши глаза начали наполняться слезами.

Я подумал, что, может быть, святой не хотел открываться.

Потом мне пришла еще одна мысль, что, может быть, нам стоит копать в другую сторону.

Я взял лопату и стал усердно копать.

Монах, который был со мной, стоял перед пещерой, и когда он услышал, как бьют в церковную доску для утрени, он окликнул меня, что били в доску, а я прокопал чуть выше мощей святой.

И когда он сказал мне, что в доску ударили, я ответил: «Брат, я до них докопался!»

Но когда я сделал это, великий страх объял меня, и я стал вопить: «Господи, помилуй меня ради преподобного Феодосия!»

Было тогда два монаха, карауливших в монастыре, пока игумен, утаившийся с некоторыми [монахами], тайно не вынесет мощи преподобного; они внимательно следили в направлении пещеры.

И когда ударили в церковную доску к утрене, то увидели три столба, как бы огненные дуги, которые остановились на храме Пресвятой Богородицы, где погребен преподобный Феодосий.

Все монахи видели это, когда шли к утрене.

Так поступили и многие благочестивые люди в городе, ибо они были заранее извещены о перенесении мощей святой.

Они сказали: «Смотрите! Выносят из пещеры мощи преподобного Феодосия».

Когда же настало утро и рассвело, стало известно всему городу.

Честный и прославленный Стефан, прежде упомянутый в житии блаженного и сменивший его как настоятель, но затем оставивший монастырь и основавший свой монастырь в Клове, впоследствии милостью Божией стал епископом Владимирским.

В это время он находился в своем монастыре и ночью увидел над полем большой свет над пещерой.

Считая, что выносят честные мощи святого Феодосия, – ибо он был извещен [об этом] раньше, накануне, – он чрезвычайно огорчился, что мощи переносят без него.

В тот же миг он сел на коня и быстро поскакал к пещере, взяв с собой Климента, которого он назначил начальником на свое место.

По пути они увидели большой свет над пещерой, но подойдя к нему, они ничего не увидели и поняли, что это был ангельский свет.

Когда подошли ко входу в пещеру, мы сидели у мощей святого.

Когда я прокопал [к ним], я послал к игумену и сказал: «Приходи, отче, вынесем мощи преподобного», и пришел игумен с двумя братиями.

Когда я копнул глубоко, они пали ниц, и мы увидели его останки, лежащие там в порядке, подобающем его святости: все его члены были целы и не повреждены; волосы на голове остались сухими; лик преподобного был сияющим; его глаза были закрыты, и его добродетельные губы сомкнулись.

Таким образом, мы положили его честные и святые мощи на носилки и вынесли их перед пещерой.

На другой день, по воле Божией, собрались и пришли к пещере все епископы: Ефрем Переяславский, Стефан Владимирский, Иоанн Цемиховский, Марин Юрьевский и Антоний Пороский; приехали все настоятели со всех монастырей со многими своими монахами, пришли и благочестивые люди.

Вынесли из пещеры святые мощи святого Феодосия со многими свечами и с ладаном; как уже было сказано, из города шли встречать святителя со свечами в руках.

Внесли его во святейшую богоустроенную церковь, и святейшая церковь возрадовалась принять своего служителя.

Что за зрелище можно было увидеть в церкви! Дневной свет, скрытый светом свечей; епископы, прикасаясь друг к другу, целовали мощи святителя; священники падают ниц и нежно целуют их; иноки бегут вперед и касаются одежд святого, вознося к Богу духовные песни, несущие хвалу и благодарение святому!

Потом положили его в родном храме Божией Матери, на правой стороне, в четверг, 14 августа, в первом часу дня, и так в тот день торжественно отпраздновали праздник.

В 1108 году игумен Феоктист стал упрашивать и упрашивать благочестивого князя Святополка, чтобы имя святого и преподобного отца Феодосия было упомянуто в синодике, так как на то была воля Божия.

Святополк обрадовался и обещал это сделать, ибо знал о его житии, и Святополк стал всем рассказывать о житии преподобного Феодосия.

Митрополит сделал так, как он просил, и повелел вписать имя Феодосия в синодик, а также приказал сделать это всем епископам.

Все архиереи охотно вписали имя святого и преподобного отца нашего Феодосия, и он поминается во всех богослужениях и по сей день.

Обойти молчанием [то, что я собираюсь сказать] было бы неправильно, но я расскажу вам вкратце, как исполнилось пророчество святого отца нашего Феодосия.

Еще при жизни великий Феодосий, служа настоятелем и управляя вверенной ему Богом паствой, проявлял заботу не только о своих иноках, но и о людях в мире, о спасении их душ.

Он проявлял особую заботу о своих духовных сыновьях, утешал и наставлял всех приходящих к нему; иногда он приходил к ним домой и давал им свое благословение.

Был некий благочестивый магнат, духовный сын святого, по имени Ян.

Однажды Феодосий пришел навестить Яна и его жену Марию в их дом.

Оба они были благочестивыми людьми, жившими в целомудрии по [наставлению] благочестивого Павла, хранившими свой брак в чистоте.

Блаженный Феодосий любил их за это, так как они жили по законам Божиим и пребывали в любви друг к другу.

Как только он пришел к ним, он поучал их о подаче милостыни бедным, о царстве небесном, которое получат праведники, а муки будут участи нечестивых, и о часе смерти.

Он все еще говорил об этом и о многих других священных писаниях, пока к нему не пришли соответствующие слова, и он не сказал им об их телах, положенных в их гробницу.

Благочестивая жена, жена Яна, вдруг перебила преподобного и сказала: «Досточтимый отец Феодосий, кто знает, где будет положено тело мое?»

Богодухновенный Феодосий, исполненный дара пророчества, сказал ей: «Истинно говорю тебе, где будет положено тело мое, там и ты покоишься, по прошествии некоторого времени».

Спустя восемнадцать лет после ухода блаженного это случилось.

Ибо преподобный Феодосий отошел за восемнадцать лет до перенесения тела его, и когда перенесли мощи святителя, в том же году и месяце скончалась жена Яна Мария, 16 августа.

Ее похоронили в храме святой Богородицы в Печерском монастыре, против гроба Феодосия, на левой стороне.

Вы только посмотрите на этого замечательного человека!

Ибо это пророчество преподобного Феодосия действительно сбылось.
Он был добрым пастырем, верно пасшим своих разумных овец, заботливо и кротко охраняя их, присматривая за ними и молясь за вверенное ему стадо, и за всех православных христиан, и за землю Русскую.

Со времени своего ухода из этой жизни он молится за верных людей и за своих учеников, которые, взирая на его честный гроб, вспоминают его учение и его самоотречение и славят Бога.

И я, грешный и недостойный его слуга и ученик Нестор, не знаю, как похвалить его благое житие и самоотречение, но скажу сии немногие слова: Радуйся, отче и учитель, мирской суматоху презревший и безмолвие возлюбивший!

Радуйся, ты, послушавшийся Богу в тишине монашеской жизни и принесший себе все дары Божии!

Радуйся, отче, яко отличился еси в посте и возненавидел похоти плоти, и красоту и желанья мира сего отверг.

Радуйся, яко по стопам благородным шел, отцам подражая, молчанием себя возвышая, смирением себя украшая, и книжными словами угождаяся.

Радуйся, надеждою вечных благ укрепившаяся, воистину стяжавшая.

Радуйся, плотские похоти умертвила, беззаконие обличила, мятеж подавила, преподобная.

Радуйся, яко от диавольских козней убежала. Радуйся, отче, что упокоился ты с праведниками, получив награду трудов своих!

Радуйся, яко наследница отцов, последовавшая их учению, их образу жизни, их самоотречению, их благочестивому стоянию в молитве; и особенно подражая великому Феодосию, подражая его  привычкам и образу жизни, следуя его путям, переходя от дел к лучшим трудам и вознося обычные молитвы Богу в благоухающем благоухании, неся кадильницу молитвенную с ее благоуханием фимиама!

Радуйся, плотские желания победивший и мироправитель и князь века сего;

Радуйся, врага твоего диавола исправившая и козни его победившая, стрелы его противящаяся и с неуклонным намерением против него ставшая;

Радуйся, яко крестными доспехами, непобедимою верою и Божией помощью укрепилась.
Следовательно, Честный пастырь Христова стада, премудрый Феодосий, молись о нас, и о мне, рабе твоем Несторе, да избавимся мы от сетей диавольских, и защити нас твоими молитвами от врага и недруга нашего, через Иисуса Христа нашего Господи, Которому слава, честь и благоговение вместе с Его вечным Отцом и Его Пресвятым,

Благословенным и Животворящим Духом, ныне и во веки веков. Аминь

 

Икона Божией Матери, именуемой «Беседная» (1383)

 

Икона Божией Матери, именуемой «Беседная» (1383)

Икона Божией Матери, именуемой «Беседная» (1383)

Происхождение сюжета этой иконы связано с житием великой чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.

По окончании строительства храма на месте его появления его пономарь по имени Георгий (Юрий) был разослан по окрестным селам для объявления дня его освящения.

Прогуливаясь по лесу недалеко от церкви, он увидел Божию Матерь, купающуюся в небесном свете.

Она сидела на сосновом бревне, держа в руке посох, а перед Ней стоял человек в архиерейском облачении, очень похожий на святителя Николая Чудотворца.

После того, как Георгий рассказал народу об этом чудесном видении, была написана икона, которая стала местно чтимой.

Иконы с этим сюжетом существуют с давних времен, но ее списки стали известны позже, начиная с середины 19 века.

Ее праздник, установленный в 1383 году, отмечается 14/27 августа.

 

Икона Божией Матери Нарвская

 

Икона Божией Матери Нарвская

Икона Божией Матери Нарвская

Нарвская икона Божией Матери прославилась в 1558 году, когда русское войско напало на город Нарву.

В одном из домов, где когда-то жили русские купцы, пьяные немцы схватили оставленную икону Божией Матери.

Поругавшись над святыней, они бросили ее в огонь под котел, в котором варили пиво.

Пламя вырвалось из чайника и охватило крышу дома.

В этот самый момент разразилась буря, и огонь распространился по всему городу.

Воспользовавшись неразберихой, русская армия продвинулась вперед и взяла город.

Чудотворная икона Пресвятой Богородицы и икона святителя Николая были найдены в пепле целыми и невредимыми.

 

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх