ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ25 сентября
Православные праздники 24 сентября (11 сентября по старому стилю)
В конце XVII века жил благочестивый священник о. Иоанн Ильич Уманов.
Служил в новоявленном селе Каплуновка на реке Хухре, в 20 верстах от города Ахтырки Харьковской губернии.
В 1689 году ему явился чудотворный образ Божией Матери.
8 сентября, в праздник Рождества Богородицы, он увидел во сне старца, который сказал ему, что через три дня к нему приедут трое иконописцев 70, 80 и 90 лет.
Старец велел отцу Иоанну взять стопку икон у старшего из трех, семь верхних вернуть иконописцу, а восьмую, которая должна была стать Казанской иконой, оставить себе.
Взамен он пообещал священнику милость и благодать от Божией Матери.
Увидев этот сон, о. Иоанн постился и ежедневно совершал Литургию.
На третий день он вернулся домой из церкви и увидел, что ему навстречу идут три пожилых иконописца.
Он пригласил их к себе и радушно принял.
Потом взял у старшего стопку икон.
Как и было предсказано во сне, восьмая из них оказалась Казанской иконой Божией Матери.
Иконописцы, в благодарность за хороший прием пожелали отдать икону бесплатно и едва согласились взять за нее 15 копеек.
После этого они продолжили свой путь.
Отец Иоанн Уманов поставил икону в своей комнате и днем и ночью держал перед ней зажженную свечу.
В ночь на третье воскресенье он увидел во сне Деву необыкновенной красоты, Которая коснулась его рукой и сказала ему:
– Священник Иоанн, не заставляй Меня быть в твоем доме, но возьми Меня в Мою церковь!
Когда Иоанн проснулся, его келья осветилась ярким светом.
Он ободрился благодатью, подошел к иконе и увидел, что из очей образа текут слезы.
Он тут же собрал людей, рассказавших им о происхождении иконы и событиях минувшей ночи.
После молебна икона была торжественно перенесена в храм, где прославилась чудотворениями.
По названию села в народе икону стали называть Каплуновской.
Долгое время после этих событий отец Иоанн служил в селе и радовался всевозрастающей славе иконы.
Радовало его и то национальное значение, которое икона получила во время войны между Карлом XII и Петром Великим.
Когда шведский король Карл XII со своими войсками вторгся в Малороссию, Петр искал Небесной помощи, так как шел на встречу с ним.
Он призвал отца Иоанна в Харьков с Каплуновской иконой и оставил последнюю при войске.
Тем временем Карл и Иван Мазепа дошли до Каплуновки и расположились там на отдых, занимая о. Дом Иоанна.
Несколько солдат Карла хотели поджечь церковь, но дрова, которые они подложили вокруг храма, не загорелись.
Карл увидел это из окна и попросил у Мазепы объяснений, почему люди не могут поджечь храм.
Мазепа говорил, что храм, вероятно, охраняла Богородица, так как здесь находилась Ее икона, признана чудотворной.
Шведский король приказал привести к нему одного из жителей Каплуновки.
В лесу нашли человека, и Карл стал расспрашивать его, где находится Петр и войска.
Мужчина ответил, что Петр в Харькове.
Тогда Карл спросил, где находится икона Божией Матери.
Услышав, что ее забрали в армию, он сказал Мазепе:
«Мы не смогли поджечь храм без иконы. Вероятно, нам будет очень плохо, там и где она будет присутствовать».
Перед началом Полтавской битвы Петр повелел нести Каплуновскую икону перед строем русского войска и со слезами молился перед ней.
Затем, после битвы, священник Иоанн с иконой был вызван в Москву, а оттуда отправлен домой вместе со святыней.
Петр сделал для иконы серебряный позолоченный оклад с драгоценными камнями и серебряную скинию.
На дарохранительнице была надпись: «В сем киоте император Петр I после окончания войны 1709 года под Полтавой с Карлом XII прислал чудотворный образ Божией Матери обратно в Каплуновку».
В 1744 году в Харькове было составлено повествование о Каплуновской иконе на основании сведений, полученных от священника отца Иоанна Уманова.
Позже к ней добавились свидетельства последующих знамений и исцелений, исходивших от иконы.
Празднование Каплуновской иконы совершается также 8 июля, в день памяти Казанской иконы.
Преподобный Сергий Валаамский вместе с преподобным Германом Валаамским основал Валаамский монастырь.
В предании говорится, что основатель, грек Сергий, прибыл из Византии на север от Ладожского озера.
Первоначально он остановился на острове Риеккала, недалеко от города Сортавала, откуда перебрался на остров Валаам.
Остров был старым языческим местом и домом для жертвоприношений, где жили многие мудрые старейшины и местные волшебники.
Сергий поселился в пещерах, и пещера под названием Вага стала главным жилищем святого на острове Валаам.
Оттуда он без оружия и среди буйных язычников проповедовал Евангелие и крестил жителей острова.
Постепенно на территории рос монастырь, а позже именно туда приехал карел по происхождению Герман и продолжил (не обязательно одновременно с Сергием ) дело Сергия.
Говорят, что Герман был родом из района, близкого к Сортавале.
В некоторых сведениях говорится, что монастырь первоначально назывался Свято-Троицким монастырем, в отличие от более позднего названия – Спасо-Преображенский монастырь.
Согласно преданию, монастырь был основан в 992 году, однако это спорная дата.
Основание могло быть в 1100-х годах или даже в 1300-х годах, согласно традиции.
Таким образом, какая-либо установленная дата основания недоступна.
Все даты в той или иной степени являются предположениями, о которых исследователи спорят до сих пор.
По преданию, мощи святых были перенесены в безопасное место с Валаама в Новгород в 1163 году, где они оставались до 1180 года.
Тогда они были перенесены праздничным крестным ходом обратно на Валаам, и эта дата 24/11 сентября до сих пор отмечается в православии.
Часовня Благовещения Пресвятой Богородицы позже была построена из камня на том месте, где мощи были возвращены на остров.
Святая Феодора Александрийская с мужем жили в Александрии.
В их семье царила любовь и согласие, и это было ненавистно Врагу спасения.
Понуждаемый диаволом, некий богач пленился юной красотой Феодоры и стал всеми силами вводить ее в прелюбодеяние, но безуспешно.
Тогда он подкупил женщину распутного нрава, которая ввела в заблуждение непритязательную Феодору, сказав, что тайный грех, которого не видит солнце, неведом и Богу.
Феодора изменила мужу, но вскоре пришла в себя и, поняв серьезность своего падения, пришла в ярость на себя, била себя по лицу и рвала на себе волосы.
Совесть не давала ей покоя, и Феодора пошла к известной игумении и рассказала ей о своем прегрешении.
Игумения, увидев покаяние молодой женщины, заговорила с ней о прощении Божием и напомнила ей о евангельской грешнице, омывшей своими слезами ноги Христовы и получившей от Него прощение своих грехов.
В надежде на милость Божию Феодора сказала: «Верую Богу моему, и отныне такого греха не совершу, и постараюсь искупить содеянное».
В это время святая Феодора решила уйти в монастырь, чтобы очиститься трудом и молитвой.
Она тайно покинула свой дом и, переодевшись в мужскую одежду, ушла в мужской монастырь, так как боялась, что муж застанет ее в женском монастыре.
Игумен монастыря, чтобы испытать решимость новенькой, даже не благословил ее войти во двор.
Святая Феодора ночевала у ворот.
Утром она пала на колени игумену и сказала, что ее зовут Феодор Александрийский, и умоляла его оставить ее в монастыре для покаяния и иноческих подвигов.
Видя искреннее намерение пришельца, игумен согласился.
Даже опытные иноки поражались всенощным молитвам Феодоры на коленях, ее смирению, терпению и самоотречению.
Святая подвизалась в монастыре восемь лет.
Ее тело, некогда оскверненное прелюбодеянием, стало сосудом благодати Божией и вместилищем Святого Духа.
Однажды святую отправили в Александрию за провизией.
Благословив ее на дорогу, игумен указал, что в случае задержки она должна остановиться в Енатском монастыре, который был по дороге.
Также в гостевом доме Енатского монастыря гостила дочь его игумена.
Она приехала в гости к отцу.
Привлеченная миловидностью молодого монаха, она пыталась соблазнить монаха Феодора на грех блуда, не зная, что перед ней стоит женщина.
Встретив отказ, она совершила грех с другим гостем и забеременела.
Между тем святая купила еды и вернулась в свою обитель.
Через некоторое время отец бессовестной девушки, поняв, что произошел проступок, стал расспрашивать дочь об отце ребенка.
Девушка указала, что это монах Феодор.
Отец тотчас сообщил об этом настоятелю монастыря, где подвизалась святая Феодора.
Игумен вызвал святую и повторил обвинение.
Святая твердо ответила: «Бог свидетель, я этого не делал». Игумен, зная о чистоте и святости жизни Феодора, не поверил обвинению.
Когда девочка родилась, энатские монахи принесли младенца в монастырь, где жила святая и стали упрекать его монахов в распутной жизни.
Но на этот раз даже игумен поверил клеветническому обвинению и разгневался на невиновную Феодору.
Младенца доверили святой и с позором выгнали из монастыря.
Святая смиренно покорилась этому новому испытанию, видя в нем искупление своего прежнего греха.
Она поселилась с ребенком недалеко от монастыря в шалаше.
Пастухи из жалости давали ей молоко для младенца, а сама святая питалась только дикорастущими овощами.
Претерпев свое несчастье, святая подвижница семь лет провела в ссылке.
Наконец, по просьбе монахов, игумен разрешил ей вернуться в монастырь с ребенком, и в уединении она провела два года, наставляя ребенка.
Игумен монастыря получил откровение от Бога о том, что грех преподобной Феодоры прощен.
Благодать Божия поселилась на преподобной Феодоре, и вскоре все монахи стали свидетельствовать о знамениях, совершавшихся по молитвам святителя.
Однажды во время засухи все колодцы пересохли.
Игумен сказал братии, что только Феодора сможет обратить беду.
Призвав святую, игумен велел ей принести воды, и вода в колодце после этого не пересыхала.
Смиренная Феодора говорила, что чудо совершилось по молитве и вере игумена.
Перед смертью святая Феодора затворилась в своей келье с младенцем и наставила его любить Бога превыше всего.
Она велела ему повиноваться игумену и братии, сохранять спокойствие, быть кротким и беззлобным, избегать непристойностей и глупостей, любить нестяжательство и не пренебрегать их совместной молитвой.
После этого она помолилась и в последний раз попросила Господа простить ей грехи.
Вместе с ней молился и ребенок. Вскоре слова молитвы стерлись с уст подвижницы, и она мирно отошла в лучший мир.
Господь открыл игумену духовные достижения святой, а также ее тайну.
Игумен, чтобы снять с усопшей всякое бесчестие, в присутствии игумена и братии Енатского монастыря рассказал о своем видении и в доказательство открыл лоно святой.
Игумен Эната и его братья в ужасе отшатнулись от своего великого проступка.
Припав к телу святой, они со слезами просили прощения у святой Феодоры.
Весть о святой Феодоре дошла до ее бывшего мужа.
Он принял монашеский постриг в том же монастыре, где была его жена.
И ребенок, воспитанный монахиней, тоже пошел по стопам приемной матери.
Впоследствии он стал игуменом этого же монастыря.
Христианские праздники 23 сентября
Христианские праздники 25 сентября
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.