ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ22 июня

Христианские праздники 24 июня – Преподобного Варлаама Хутынского…

 

Преподобный Варлаам Хутынский 

 

Преподобный Варлаам Хутынский 

Преподобный Варлаам Хутынский 

 

Варлаа́м Ху́тынский (в миру Алекса Михайлович (Михалевич) –  XII век, Великий Новгород — 6 [13] ноября 1192) — основатель и игумен Спасо-Преображенского Хутынского монастыря. Причислен православной церковью к лику святых.

Преподобный Варлаам Хутынский — русский святой, живший в начале XII века, великий молитвенник и чудотворец, основатель одного из первых северных монастырей на Руси. За свою добродетельную жизнь святой Варлаам еще при жизни был прославлен от Господа даром прозорливости и чудотворения. Не оставляет святой своей помощью и ныне, помогает всем, кто с живой верой и теплой молитвой обращается к нему.

Варлаам родился в Новгороде в богатой семье, в миру он носил имя Алексей Михалевич.

По местному новгородскому преданию, родители святителя жили на Софийской стороне города, на Неревском конце.

Впоследствии место, где провел свою юность будущий великий подвижник, было отмечено крестом, а затем часовней.

После смерти родителей Алексей решил покинуть мир и поселиться в безлюдном месте на берегу реки Волхов, это место называлось Хутын (по легенде, Хутынь означало: дурное место; когда-то здесь как будто жила нечистая сила.)

Вместе с ним были и другие новгородцы, также происходившие из знатного и богатого рода, — Порфирий (Прокша) Малышевич и его брат Федор. 

Позже Алексей принял постриг от некоего иеромонаха, он вырубил себе маленькую келью и жил отшельником. Монастырь на этом месте был основан позже, уже незадолго до кончины святителя.

Насколько суровой была отшельническая жизнь святого, можно судить по его узам и власянице, которые впоследствии хранились в Хутынском монастыре.

Вериги, которые святой Варлаам носил на теле, состояли из железных звеньев в виде четырехугольника с большими железными крестами на груди и спине.

Молва о подвижнике распространилась по округе, и многие стали приходить к нему, чтобы получить благословение и выслушать его наставления.

Среди них были и князья, и бояре, и простолюдины. 

Житие приводит слова, с которыми преподобный Варлаам обращался к приходившим к нему. 

«Мои дети! Остерегайтесь различных пороков: зависти, злословия, гнева, лжи, сребролюбия, лицемерия; оставляй ложные клятвы, воздерживайся от блуда, особенно имей кротость и любовь. Делайте это, чтобы не лишиться вечных благ, которые Господь обещал всем праведникам».

Еще при жизни преподобный прославился даром чудотворения и прозорливости.

Житие рассказывает о нескольких случаях, когда этот дар ярко проявлялся у всех.

Однажды к Варлааму для беседы приехал новгородский князь Ярослав Владимирович, правнук Владимира Мономаха (в конце XII века он несколько раз княжил в Новгороде; дело имело место около 1190 года).

«Будь здоров, добрый князь, и с сыном твоим»,— сказал ему монах при встрече.

Князь очень удивился, потому что у него не было сына; но когда он пришел домой, он узнал, что во время его отсутствия у него родился сын.

По просьбе князя Ярослава Варлаам крестил новорожденного.

Другой случай может показаться еще более удивительным, но он свидетельствует о том, что святой смотрел на мир иначе, чем обычные люди, и видел то, что было скрыто от других.

Однажды на Новгородском мосту преподобный встретил толпу людей, которые собирались бросить в реку некоего осужденного за преступление человека. 

Взглянув на осужденного, преподобный Варлаам попросил народ выдать ему преступника: «В Хутыни он загладит свою вину».

Из уважения к отшельнику люди отдали ему смертника.

Варлаам отправил его в монастырь и назначил на работу, впоследствии этот человек стал монахом Хутынского монастыря. 

В другой раз преподобный снова прошел через мост и снова увидел, что новгородцы хотят бросить приговоренного в реку.

Родственники осужденного стали просить святого спасти несчастного от смерти.

Но на этот раз Варлаам проехал молча, когда недоумевающие ученики спросили его, почему он спас одного, но не проявил такой же милости к другому, преподобный ответил:

«Я видел очами сердцами, что первый осужденный, которого я просил у народа, был осквернен многими грехами и был справедливо осужден; но когда судья осудил его, он раскаялся. Я видел, что он верил в спасение, и выпросил у него залог и устроил его так, как угодно было Господу. Второй был осужден несправедливо и вопреки закону; он был невиновен. Я видел, что он умирает мученической смертью и уготован ему венец от Христа; ему не нужна моя молитва ко Христу».

Вот еще один случай, о котором рассказывает Житие.

Однажды монах послал рыбаков из монастыря ловить рыбу. 

Улов был очень хорош, среди другой рыбы был пойман огромный осетр, но рыбаки решили его спрятать и привезли в монастырь только мелкую рыбешку.

Разбирая рыбу своим посохом, Варлаам спросил: «Ты привел детей, а куда делась мать?»

Пристыженные рыбаки раскаялись и вернули спрятанную рыбу.

Один случай прозорливости святого был впоследствии увековечен в истории Новгорода.

Однажды, накануне Петрова поста (в июне), Варлаам пришел к владыке Гавриилу (Григорию), брату святителя Иоанна Новгородского.
Отпустив его от себя, святитель попросил, чтобы старец посетил его через неделю.

«Если Господу будет угодно, — ответил монах, — в пятницу первой седмицы поста я приеду к тебе на санях».

Архиепископ удивился, что старец обещал летом приехать к нему на санях, но ничего не сказал.

Через неделю действительно выпал глубокий снег и ударил мороз.

Когда старец приехал к владыке, святитель стал горевать о том, что мороз побьет рожь.

Утешая его, преподобный сказал: «Не печалься, а лучше возблагодари Господа нашего за то, что Он ниспослал на нас Свою милость.

Если бы Он не послал снег и мороз, то черви, которых в изобилии на ржаном корне, погубили бы весь урожай.

Снег будет лежать всего один день, а потом наступит теплая погода, и вместо дождя снег будет орошать землю и умножать плоды земли.

Действительно, на следующий день стало тепло, снег растаял, и черви умершие от мороза нашли у корней ржи.

И был в то лето такой урожай, какого давно не знавали в Новгороде.

В память об этом событии в пятницу, в первую неделю Петрова поста, в Новгороде совершался ежегодный крестный ход от Софийского собора в Хутынский монастырь. 

В конце жизни Варлаам решил основать на Хутыни монастырь и заложил каменный храм в честь Преображения Господня.

Храм был освящен архиепископом Гавриилом (Григорием) 6 августа 1192 год, тогда же архиепископ открыл монастырь.

Преподобный Варлаам всячески старался обеспечить свою обитель средствами к существованию. 

Он пожертвовал монастырю пойменный луг, рыбную ловлю, деревню, земли – сенокосы и поля, а также скот и прислугу.

Исследователи считают, что Варлаам умер после 1210/1211 г.

Празднование преподобного Варлаама в Новгороде началось во второй половине XIV века. В XV веке при архиепископе Новгородском Евфимии Вяжищском были обретены мощи святого. 

Последующие посмертные чудеса святителя прославили его на всю Россию как великого чудотворца.

Особенно известно чудо, происшедшее над Григорием Тумганом, ложем великого князя Василия Васильевича Темного.

В 1460 году, во время пребывания Василия Темного в Новгороде, Григорий тяжело заболел, так что был близок к смерти.

Поверив в чудотворную силу преподобного Варлаама Хутынского, он приказал отвести его в Хутынский монастырь. Во сне ему явился монах и пообещал исцеление.

Обрадованный юноша говаривал своим спутникам: «Даже если смерть застанет меня на пути, все равно — и ведите меня мертвым к святому».

И действительно, по дороге он умер, умершего отвезли в монастырь.

И вот недалеко от монастыря покойник вдруг ожил, придя в монастырь, он поклонился преподобному и совершенно исцелился.

Это дивное чудо на могиле преподобного Варлаама послужило поводом для учреждения церковного празднования в честь Хутынского чудотворца в Москве, а затем и по всей России.

В это же время в Москве был построен первый храм во имя преподобного Варлаама.

В заключение приведем еще одно известное чудо, совершенное, по преданию, монахами.

В 1471 году в Новгород прибыл великий князь Иван III, разгромивший перед этим новгородцев на поле боя, разоривший всю Новгородскую область и желавший окончательно завоевать великий город (через несколько лет Иван действительно присоединит Новгород к Москве.)

Затем он остановился в Хутыни, чтобы приложиться к мощам преподобного, и потребовал от монастырских властей вскрыть гробницу святого.

Хотя настоятель монастыря ответил, что уже давно никто не решался увидеть мощи чудотворца, великий князь настоял на своем.

И вот по его повелению стали вскрывать каменную доску и копать землю, как вдруг из гроба чудотворца вырвался дым, а затем пламя, опалившее стены храма, великий князь в ужасе выбежал из храма.

Легенда гласит, что при этом он уронил свой великокняжеский посох, на который опирался при ходьбе, впоследствии этот жезл хранился в Хутынском монастыре.

 

Курская-Коренная икона Божией Матери

 

Курская-Коренная икона Божией Матери

Курская-Коренная икона Божией Матери

 

Курская Коренная икона Божией Матери «Знамение» — одна из древнейших икон Русской Церкви. В XIII веке, во время татарского нашествия, когда все русское царство подверглось крайней скорби, город Курск, разоренный ордой Батыя, пришел в запустение.

Однажды в окрестностях города охотник заметил древнюю икону, лежавшую на корню лицом вниз к земле.

Охотник поднял ее и увидел, что изображение на иконе похоже на новгородскую «Знаменную».

С появлением этой иконы сразу же явилось ее первое чудо.

Как только охотник поднял святую икону с земли, тут же на том месте, где лежала икона, сильно забил источник чистой воды, это произошло 8 сентября 1259 года.

Охотник решил не оставлять икону в лесу и поселился в качестве места упокоения в старинной небольшой часовне, в которую поставил новоявленный образ Богородицы.

Вскоре об этом услышали жители города Рылы и, находясь в расположении недалеко, стали посещать место явления для поклонения новому святому образу.

Икону перенесли в Рылы и поставили в новом храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Но икона оставалась там недолго, она исчезла и вернулась на прежнее место появления.

Жители Рылы неоднократно брали ее и несли в город, но икона непостижимым образом возвращалась на прежнее место.

Все тогда поняли, что Богородица предпочла место явления Своей иконы.

Особая помощь Божией Матери через эту икону связана с важными событиями русской истории: с освободительной войной русского народа во время польско-литовского нашествия в 1612 году, с Отечественной войной 1812 года. 

С иконы было сделано несколько списков, которые также были прославлены.

 

Икона Божией матери «Достойно есть» («Милующая»)

 

Икона Божией матери «Достойно есть» («Милующая»)

Икона Божией матери «Достойно есть» («Милующая»)

 

Эта икона находится на головном месте алтаря Успенского соборного храма города Каре, столицы Афонского монашеского государства.
Дата явления — 982 год, а 1864 год — прославления.

Знаменитая и особо почитаемая икона Божией Матери «Достойная» («Милостивая») была изготовлена по следующему случаю.

История иконы

В районе Каре в Х веке в одной из пещер жили православный старец и послушник.

В 982 году в ночь на воскресенье 11 июня иеромонах отправился в монастырь на всенощное бдение.

Пономарь остался один, ночью в дверь его камеры постучал незнакомец.

Неизвестный монах не удивил послушника — братья часто навещали друг друга.

Послушник поклонился и вежливо предложил воды.

Пришло время всенощного бдения, они вместе пели псалмы, стоя на коленях.

Настал час петь «Честнейших Херувимов», таинственный странник сказал, что в их краях поют иначе.

Перед словами «Честная» добавляют «Достойно есть…», имея в виду икону Божией Матери.

Выслушав гостя, они стали вместе исполнять предложенный вариант молитвы.

В это время икона Божией Матери Милостивой воссияла великолепным божественным светом. 

Ученик старца плакал от радости, после этого он стал упрашивать гостя записать эти замечательные слова.

Неизвестный взял камень, который под его пальцами стал мягким, как восковая свеча, и начертал рукой молитву.

Гость представился скромным Габриэлем и исчез.

Табличка с чудесно написанными словами молитвы была перевезена в Константинополь, чтобы засвидетельствовать божественное чудо.

Сама икона «Достойно есть» Милосердная с великими почестями была перенесена в соборный храм Каре, где и находится по сей день.

В православных храмах России находится большое количество списков с иконы «Достойно есть», ценность которой высоко ценится в православном мире.

В знак уважения в Галерной гавани (Петербург) был воздвигнут величественный храм.

Здесь была установлена чудотворная икона «Милостивая», присланная с Афона.

В настоящее время список иконы находится в Санкт-Петербурге в Смоленской церкви.

Уже около двух тысяч лет чудотворный лик Милосердной Богородицы освещает весь православный мир и пользуется большим уважением.

Чудотворная икона имеет великую силу.

Обращение к ней способно простить даже самые тяжкие смертные грехи, но только при одном условии — молящийся осознает свою вину и покается.

Поэтому, что молиться иконе Божией Матери «Достойно есть» каждый выбирает сам, исходя из потребности.

Часто гордость становится причиной больших проблем, очень сложно принять и осознать равенство всех людей.

Если вы замечаете, что презираете других, считаете себя лучше или выше их, то вам нужно просить прощения, так как тщеславие и гордыня входят в семь смертных грехов.

Икона «Достойно есть» с изображением Божией Матери избавит душу от греховных заблуждений, очистит разум от неверных верований.

Зависть — это чувство, разрушающее душу, оно может привести к большим неприятностям.

Избавиться от негативных мыслей — вот что помогает икона Божией Матери «Достойно есть».

Он поможет вам относиться к счастливым людям по-доброму, не желать им зла, не завидовать чужим успехам.

Чревоугодие опасно для тела и души, тем, кто потерял чувство меры, следует молиться у иконы «Достойно есть».

Это поможет чувствовать радость даже от простых вещей, не стремясь к богатству и роскоши как к единственной цели в жизни.

 

Святые апостолы Варфоломей и Варнава

 

 

Варфоломей был одним из Двенадцати великих апостолов.

Он был сподвижником апостола Филиппа и сестры Филиппа, девы Мариамны, а также некоторое время сподвижником св. Иоанна Богослова.

Варфоломей проповедовал Евангелие сначала по всей Азии, затем в Индии и, наконец, в Армении, где и умер мученической смертью.

В Иераполе эти святые апостолы своей молитвой убили большого змея, которого язычники держали в своем храме и которому поклонялись.

В этом же городе и по молитве прозрели Стахию, который был слеп сорок лет. 

Именно здесь против них восстала толпа, и они распяли Филиппа и Варфоломея (Варфоломей был распят вниз головой).

На данный момент, произошло землетрясение, в котором погибли злые судьи.

Чувствуя, что это наказание от Бога, многие побежали снимать апостолов с крестов, но Филипп был уже мертв, а Варфоломей был еще жив.

После этого Варфоломей отправился в Индию, где проповедовал и перевел на индийский язык Евангелие от Матфея.

После этого он прибыл в Армению, где вылечил дочь царя от безумия.

Но завистливый брат царя Астиага схватил апостола божьего, распял его на кресте, содрал с него кожу и обезглавил в Армянском Албанополисе [Дербенде].

Христиане с честью похоронили его тело в свинцовом саркофаге. 

Поскольку над его мощами произошло много чудес, язычники взяли саркофаг и бросили его в море.

Но вода отнесла саркофаг на остров Липара, где епископ Агафон, по откровению во сне, встретил и закопал его в храме.

Святитель Варфоломей, облаченный в белое одеяние, явился в храм преподобному Иосифу, Песнописцу, благословил его Евангелием, чтобы он мог петь духовные гимны, говоря: «Да потекут небесные воды премудрости с языка твоего!»

Он также явился императору Анастасию (491-518 гг. н.э.) и сказал ему, что будет защищать недавно основанный город Дара.

Позже мощи этого великого апостола были перенесены в Беневенто, а затем в Рим. 

Святой Варнава

Варнава был одним из семидесяти апостолов.

Он родился на Кипре от богатых родителей из колена Левия и учился вместе с Саулом у Гамалиила.

Сначала его звали Иосифом, но апостолы потом назвали его Варнавой, Сыном Утешения, потому что он был исключительно способен утешать души людей.

После обращения Савла, Варнава первым представил Савла апостолам, а затем вместе с Павлом [Савлом] и Марком проповедовал Евангелие в Антиохии и в других местах.

По всей вероятности, он был первым, кто проповедовал в Риме и Милане.

Он пострадал на острове Кипр от рук иудеев и был похоронен Марком за западными воротами города Саламина с Евангелием от Матфея на груди, которое собственноручно переписал.

Его могила оставалась неизвестной несколько сотен лет, а так как на этом месте многие получали исцеление от болезней, то это место называлось: «место здоровья». 

Во времена императора Зенона и Халкидонского Собора [451 г. н.э.] апостол являлся во сне архиепископу Анфимию Кипрскому три ночи подряд во сне и открывал ему местонахождение могилы Варнавы. 

Это явление апостола произошло как раз в то время, когда Петр, властолюбивый Антиохийский Патриарх, добивался, чтобы Церковь на Кипре находилась под юрисдикцией Антиохийского престола. 

После явления и обретения чудотворных мощей святого апостола Варнавы было установлено, что церковь на Кипре, как Апостольская Церковь, всегда должна быть самостоятельной. Таким образом, была установлена автокефалия Церкви на Кипре.

Преподобный Варнава Ветлужский

Преподобный Варнава родился в последней четверти XIV века в городе Великом Устюге.

По одной из версий, преподобный Варнава происходил из известного новгородского рода Борецких, родился в Новгороде в 1391 году и приходился братом Исааку Борецкому — мужу Марфы Борецкой, известной как Марфа Посадница.

Святитель Варнава рассказывает, что был священником в одном из храмов Устюга (ныне Великий Устюг ), в XIII-XVI веках находившегося на границе русских земель, часто подвергавшегося нападениям со стороны племен, живших близ Ветлужских черемис (предки современных марийцев).

Одним из самых опустошительных был набег 1417 г.; считается, что именно после него принял монашеский постриг Варнава Ветлужский... 

Во время пострига был призван святой Варнава («сын утешения»), в честь святого апостола Варнавы...

Около 1417 г. монах отправился, как и другие миссионеры того времени, на реку Ветлугу (в описи жития начала 18 века сказано, что Варнава был иеромонахом пришедшим на реку Ветлугу»). 

Не вызывает сомнения миссионерский характер отъезда инока Варнавы в район расселения племен черемисов, исповедовавших язычество (Великий Устюг был в то время главным миссионерским центром).

В низовьях Ветлуги, на холме по правому берегу реки, поселился монах Варнава, впоследствии это место стало называться «Красная гора».

Согласно житию, Варнава Ветлужский прожил на Ветлуге 28 лет, погребенный на вершине Красной горы.

Житие ничего не сообщает о времени смерти монаха. Большинство биографов XIX-XX веков придерживались мнения, что Варнава Ветлужский умер в 1445 году в чрезвычайно преклонном возрасте.

После смерти Варнавы Ветлужского, скорее всего уже во 2-й половине 15 века, на Красной горе был основан Троицкий монастырь (Варнава Пустынь), первое достоверно подтвержденное упоминание о пустыни можно найти в грамоте царя Иоанна IV Васильевича 26 июля 1551 года строителю монастыря Савватию.

Над могилой преподобного насельники монастыря воздвигли Никольскую церковь.

В 1639 году патриарх Иоасаф I послал в Ветлужский монастырь Макарьева Желтоводского монастыря игумена Пафнутия, которому монахи Варнаво-Пустыни рассказали «множество рассказов» о случаях чудес и представили «прошлые исцеления писаний», которые Пафнутий отнес в Москву. 

В том же году Варнава Ветлужский был причислен к общецерковному почитанию.

В 1666 году была построена Никольская церковь, в которой находилась могила святого Варнавы Ветлужского.

В 1764 году Троицкий Варнавин монастырь был упразднен и превращен в приходскую церковь, бывшая монастырская слобода стала деревней Варнавина Пустынь.

С образованием города Никольская и Троицкая церкви бывшего монастыря стали соборными церквями Варнавина, деревянный Никольский (летний) храм, в котором были захоронены мощи преподобного, использовался с особым благоговением.

В 18 — начале 20 века Варнава Ветлужский почитался как покровитель Поветлужья.

11 июня в день памяти преподобного, именуемый Ветлужским «Варнавским годом», к Варнавину стекались паломники со всего Ветлужского края — из Костромской, Вологодской, Вятской и Нижегородской губерний.

Весной 1912 года Ветлуга размыл крутой берег Красной горы, в результате чего образовался крупный оползень, почти разрушивший Никольский храм на скале...

По приказу архиепископа Костромского и Галичского, который по этому поводу прибыл в Варнавин Тихон (Василевский)  22 мая 1912 года мощи преподобного были изъяты из-под укрытия и перенесены в каменную Троицкую церковь (заложена в 1836 году), где положены под пол часовни во имя Варнавы Ветлужского.

Жители Варнавина обратились в Святейший Синод с просьбой о помещении мощей преподобного в особую раку, о чем Синод издал соответствующий приказ в марте 1914 г. ... торжества многих паломников в Варнаве, во время которых мощи святого Варнавы были перенесены в серебряную святыню, установленную в Троицком соборе.

При массовом вскрытии мощей святых в 1919-1920 годах мощи Варнавы Ветлужского не были осквернены, но в ходе кампании по изъятию церковных ценностей в 1922 году советские власти столкнулись с необходимостью изъятия мощей.

Варнавинская уездная комиссия не решилась действовать в одиночку и запросила указания у Костромского губкома РКП(б), который направил цифровую телеграмму в ЦК РКП(б) с просьбой разрешить вскрытие мощей.

«Весть Костромы о мощах Варнавы» прозвучало на собрании Политбюро ЦК РКП(б) 4 мая 1922 г. Политбюро под председательством Ленина санкционировало вскрытие мощей и конфискацию святыни (оказывается, Варнава Ветлужский — единственный русский святой чьи реликвии на таком высоком уровне были разрешены).

В середине мая 1922 года мощи преподобного были вскрыты в Варнабине и на несколько дней выставлены на всеобщее обозрение, святыня отправлена в Кострому, мощи остались в Троицкой церкви.

В начале 1930-х годов храм был преобразован в клуб, мощи преподобного Варнавы были перенесены в последний действующий храм Варнавы — деревянный кладбищенский храм Архангела Михаила. 

По легенде, бывшей среди ветеранов-варнавинцев, летом 1937 года священник Архангельской церкви Петр Мегалинский предчувствовал скорое закрытие и новое надругательство над мощами святого, при этом несколько прихожан захоронили тайну в земле на кладбище где-то возле церкви. 

В 1937 году отец Петр был арестован и вскоре расстрелян.

С конца 80-х годов ХХ века в Поветлужье началось восстановление почитания Варнавы Ветлужского.

Осенью 1991 года на Варнавине была освящена первая церковь, посвященная преподобному.

В 1996 году в центре Костромского Поветлужья, в поселке Шарье (Костромская область) освящен еще один храм во имя Варнавы Ветлужского.

24 июня 1999 года в Варнавине на месте разрушенных храмов бывшего Троицкого монастыря митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов) заложил деревянную церковь во имя Варнавы Ветлужской, храм был освящен в 24 июня следующего года...

В этот же день на месте старой Никольской церкви, некогда воздвигнутой над местом погребения преподобного Варнавы, был установлен памятный крест.

Ежегодно 24 июня – в день памяти Варнавы Ветлужской в селе Варнавино отмечается день района и главный местный праздник – «Варнавинская Година».

В последнюю неделю июня проходит возрожденный крестный ход по маршруту Варнавино — Макарий — Глухое — Лапшанга — Варнавино.

24 июня 2014 года на Варнавине был открыт памятник преподобному Варнаве Ветлужскому.

24 июня 2017 года исполнилось 600 лет со дня прибытия святителя Варнавы на Красную Гору.

Христианские праздники 23 июня

Христианские праздники 25 июня

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх