ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ31 октября
Православные праздники 23 октября (10 октября по старому стилю)
Александр Михайлович Гренков родился 23 ноября 1812 года в российской Тамбовской губернии.
Родители воспитывали его строго и с пламенным благочестием.
Так как он происходил из семьи священника, неудивительно, что он поступил в Тамбовскую духовную семинарию в 1830 году.
Он хорошо учился и был причислен к лучшим ученикам.
Примерно за год до выпуска Александр серьезно заболел.
Он пообещал, что если Бог исцелит его, он станет монахом. Хотя его молитва была услышана, Александр, казалось, забыл о своем обещании.
После окончания семинарии он устроился воспитателем детей к одному помещику и оставался в этой семье полтора года.
После этого он стал учителем в местной церковно-приходской школе.
Однажды в 1839 году Александр с другом посетили знаменитого отшельника отца Илариона, чтобы спросить его, что им делать со своей жизнью.
Александр удивился, когда ему сказали идти в монастырь Оптиной Пустыни, где в нем очень нуждались.
Однако в сентябре того же года он, казалось, был готов продолжить свою педагогическую деятельность.
Однажды ночью его пригласили провести приятный вечер с друзьями.
Его беседа была остроумна и блестяща, и все его шутки и каламбуры были на высоте.
Хотя его хозяева были удивлены и впечатлены им, Александру было противно его собственное легкомыслие.
Возможно, на его совести тяготило невыполненное обещание стать монахом.
На следующее утро он уволился с работы и в октябре 1839 года прибыл в Оптину.
После испытательного срока он решил остаться в монастыре и посвятить свою жизнь Богу.
В 1842 году принял монашеский постриг с именем Амвросий в честь святого Амвросия Медиоланского (память 7 декабря).
Амвросий знал известных духовных наставников старца Леонида и старца Макария.
Он был келейником старца Макария, что, несомненно, повлияло на духовное развитие молодого монаха.
Посвященный в сан священника в 1845 году, отец Амвросий благоговейно и благочестиво совершал богослужения, и другие монахи заметили его.
Вскоре после этого его здоровье начало ухудшаться, и ему пришлось просить об освобождении его от всех обязанностей.
В 1846 году он был настолько болен, что ему было совершено Таинство Елеосвящения.
Он перенес свою болезнь без жалоб и медленно восстановил свои силы. К 1848 году он уже мог ходить с тростью.
Отец Амвросий стал помогать старцу Макарию в его переписке и в подготовке русского издания ЛЕСТНИЦЫ БОЖЕСТВЕННОГО ВОСХОЖДЕНИЯ святителя Иоанна Лествичника, которое издавал монастырь.
Когда отцу Макарию в 1852 году нужно было ехать в Москву, он назначил отца Амвросия замещать его до своего возвращения.
Отец Амвросий никогда не высказывал своего личного мнения, когда к нему обращались за советом, но всегда отсылал людей к писаниям отцов.
Если кто-то не понимал текст, который ему давали читать, отец Амвросий объяснял простыми словами.
Отец Макарий скончался в 1860 году, так и не назвав никого на место старца.
По божественному промыслу все остальные возможные кандидаты либо умерли, либо были назначены настоятелями других монастырей.
Это оставило отца Амвросия бесспорным духовником монастыря.
В качестве старца отец Амвросий ежедневно должен был принимать множество людей, чтобы исповедоваться и давать советы.
Он говорил: «Господь устроил так, что мне всю жизнь придется разговаривать с людьми. Сейчас я бы и рад промолчать, но не могу».
Обычный день в жизни святого Амвросия начинался в 4 часа утра, когда к нему в келью входил келейник, чтобы прочитать ему утреннее молитвенное правило.
После этого он умывался и пил чай, потом диктовал ответы на многочисленные письма, которые получал каждый день.
Посетители выстраивались в очередь, даже когда он завтракал. Иногда он делал перерыв после двух часов, но чаще продолжал встречаться с людьми до полудня, когда обедал.
После обеда он выходил в соседнюю комнату и встречал новых посетителей.
Люди задавали вопросы, и он давал соответствующие ответы. Он немного отдыхал в 3 часа дня, а потом до вечера разговаривал с людьми.
В 8 часов вечера он обедал, потом до 23 часов принимал новых посетителей.
В этот час читалось вечернее правило молитвы, и отец Амвросий просил прощения у братии, которую он мог обидеть мыслью, словом или делом.
После трех-четырех часов сна, все начиналось сначала. Такая рутина утомила бы сильного мужчину. Примечательно, что преподобный Амвросий, часто болевший, смог сохранить его на протяжении стольких лет.
Со всей России к преподобному старцу стекались люди. Писатель Толстой посещал его не менее трех раз и уходил под впечатлением мудрости святого монаха.
Федор Достоевский приехал в Оптину в 1878 году после смерти сына Алеши и был глубоко потрясен встречей со святителем Амвросием. Отец Амвросий был прообразом старца Зосимы в «Братьях Карамазовых».
Святитель основал Шамординский женский монастырь в 1884 году.
Этот монастырь, находившийся под Оптиной, открывал свои двери для бедных, больных и даже слепых женщин.
Большинство монастырей были очень бедными, и им приходилось полагаться на доходы женщин, имевших определенное личное состояние, чтобы оставаться открытыми.
Святой Амвросий дал возможность любой женщине, желающей стать монахиней, пройти этот путь спасения.
Шамордино стало приходить в упадок после смерти первой настоятельницы, матушки Софьи.
Преподобный Амвросий отправился туда в июне 1890 года, чтобы навести порядок в монастыре.
Он не смог вернуться в Оптину из-за болезни, затем зима сделала невозможным его путешествие.
Отец Амвросий продолжал принимать посетителей в Шамордино, хотя его здоровье в 1891 году продолжало ухудшаться.
К сентябрю стало ясно, что жить ему осталось недолго. Уснул он во Господе в 11 часов 30 минут утра 10 октября 1891 года. На его отпевание, а также на погребение в Оптиной пришли толпы народа.
Отцы Иосиф, Антоний, Бенедикт и Анатоль следовали за ним как за старцем, пока монастырь не был закрыт после русской революции.
Святитель Амвросий был прославлен в 1988 году Московской Патриархией в рамках празднования тысячелетия Крещения Руси.
В этот день мы вспоминаем Собор святых Волынских – одного из древнейших владений христианской Руси, а ныне части западной Украины.
Волынь когда-то была той, что русские летописи называют «Червонной Русью», что буквально означает «Красная Русь», обращенной в православную христианскую веру во времена великого князя Владимира.
Разоренная монгольскими ордами, оккупированная Польшей-Литвой, вошедшая в состав Российской империи при Екатерине Великой, Волынь ненадолго вернулась в состав Польши после Первой мировой войны, а затем вошла в состав Советского Союза после Второй мировой войны.
Несмотря на свою бурную историю, сегодня Волынь в основном православная.
В православном сердце области находится один из самых почитаемых монастырей русского и украинского православия – Свято-Успенская Почаевская Лавра.
С Волыни пришли многие святые и праведники, но поименно поминаемые в праздник Собора:
Святой Луи Амфилохий, епископ Владимиро-Волынский
Святитель Иов Почаевский
Святая Иулиания Ольшанская
Святитель Макарий Каневский
Святитель Стефан, епископ Владимирский на Волыни
Святитель Феодор (Феодосий, в монашестве)
Святитель Ярополк, князь Владимирский, Волынский
Христианская Волынь началась во Владимирской епархии, названной в честь просветителя Руси великого князя Владимира, а одним из первых ее святых был епископ Амфилохий.
С него мы и начнем Жития волынских святых.
Святитель Амфилохий, епископ Владимиро-Волынский, был третьим епископом одной из древнейших русских епархий Владимиро-Волынской, основанной при святом Владимире.
Первым Владимиро-Волынским епископом был Стефан, избранный при самом святом Владимире; следующим по преемству был игумен Стефан Киево-Печерский (память 27 апреля), ставший игуменом после святого Феодосия (память 3 мая).
Святой Амфилохий был рукоположен во епископа 27 августа 1105 года митрополитом Киевским Никефором (1103-1121).
Семнадцать лет епископ Амфилохий руководил Владимиро-Волынской паствой.
Всего пара поколений отделяет его время от времени Крещения Киевской Руси, и святитель неустанно трудился над обращением язычников ко Христу.
Он также работал над искоренением языческих суеверий среди новокрещенных, усмиряя раздоры между князьями региона.
Отрекшись от иерарха, продолжил свое служение Богу в Киево-Печерском монастыре, где и скончался в 1122 году. Празднование его памяти 10 октября, вместе с другими святителями Волынского края, установлено в 1831 году, после восстановления православия Почаевской Лавры на Волыни.
Память также 28 августа/10 сентября, 28 октября/10 ноября.
Святитель Иов, игумен и чудотворец Почаевский (в миру Иван Железо), родился около 1551 года в Покутье в Галиции.
В десять лет он пришел в Спасо-Преображенский Угорницкий монастырь, а в двенадцать лет принял монашеский постриг с именем Иов.
Преподобный Иов с юности своей был известен большим благочестием и строгой подвижнической жизнью и удостоился священнического сана.
Около 1580 года по ходатайству известного поборника православия князя Константина Острожского святитель Иов был поставлен настоятелем Крестовоздвиженского монастыря близ города Дубно и более двадцати лет управлял монастырем.
В начале XVII века святой Иов удалился на Почаевскую гору и поселился в пещере недалеко от древнего Успенского монастыря, прославившегося чудотворной Почаевской иконой Божией Матери (память 23 июля). Святой отшельник, любимый братией обители, был избран их настоятелем.
Преподобный Иов ревностно исполнял свой долг настоятеля обители; добр и кроток с братией, большую часть работы он сделал сам, посадив деревья в саду и укрепив водопровод в монастыре.
Святитель Иов был горячим защитником православной веры от гонений со стороны католиков.
После Брестской унии (1596 г.) многие православные, проживающие в Польше, были лишены прав, и их пытались заставить перейти в католицизм.
Многие православные иерархи отступили от униатства, но святитель Иов и другие защищали Православие, переписывая и распространяя православные книги.
Князь Острожский также был ответственным за первое печатное издание православной Библии (1581 г.).
Активно участвуя в защите православия и русского народа, святитель Иов присутствовал на Киевском соборе 1628 года, созванном против унии. После 1642 года принял великую схиму с именем Иоанн.
Иногда он полностью уединялся в пещере на три дня или даже на целую неделю.
Иисусова молитва была непрестанной молитвой в его кротком сердце.
По свидетельству его ученика Досифея, автора жития преподобного Иова, однажды во время молитвы в своей пещере святой озарил небесный свет.
Преставился преподобный Иов в 1651 году. Ему было более 100 лет, и он руководил Почаевской обителью более пятидесяти лет.
Обретение мощей преподобного Иова состоялось 28 августа 1659 года. Второе обретение мощей произошло 27-28 августа 1833 года.
Также отмечается 6/19 июля.
Святая Иулиана жила в первой четверти шестнадцатого века. Ее отец, князь Юрий Дубровицкий-Ольшанский, был одним из благотворителей Киево-Печерской Лавры.
Богоугодная дева скончалась в возрасте шестнадцати лет. Ее тело, погребенное в Киево-Печерской Лавре у великого храма, было найдено нетленным при архимандрите Елисее Плетенце (1599-1624).
Святые мощи сгорели в великом храме в 1718 году и были положены в ковчег и положены в храме Ближних пещер.
Святая Иулиания явилась во сне архимандриту Петру Могиле (впоследствии митрополиту Киевскому), упрекая его в небрежении и непочтении к ее мощам.
Он приказал сделать новый реликварий, для которого благочестивые монахини сделали подходящее покрытие.
На реликварии была надпись: «Волею Творца неба и земли Иулиания, покровительница и великая заступница Неба, почивает здесь на все времена. Вот кости... исцеляющие от всех страстей... Ты украшаешь рай, Иулиания, как прекрасный цветок...»
Много чудес совершила святая Иулиания, и она помогает тем, кто с благочестием и верой почитает ее святые мощи.
Память также 13/20 мая, 7/26 сентября.
Священномученик Макарий Каневский жил в XVII веке. Это было самое страшное время для православных христиан Западной Руси.
Постоянные подвиги священномученика были попыткой отстоять Православную Веру в трудных условиях, когда можно было только отстоять будущее Русской Православной Церкви, сохранившееся от резкого прохождения урагана Унии, перенесенного вместе с Татарскими набегами.
Святой священномученик Макарий родился в 1605 году в городе Овруче на Волыни в знатной семье Токаревских, известных православных.
В 1614-1620 годах святитель учился в Овручском Успенском монастыре, а по смерти родителей принял монашество в этом монастыре, начав свое служение послушником.
В 1625 году преподобный Макарий по благословению архимандрита оставил Успенский монастырь и был направлен к Пинскому епископу Аврамию, который определил его в Пинский Купятичский монастырь.
В 1630 г. рукоположен во иеродиакона, а в 1632 г. во иеромонаха.
Слава о превосходстве монашеской жизни иеромонаха Макария распространилась за пределы Купятичского монастыря, и в 1637 году братия Брецкого Симонова монастыря обратилась с просьбой к игумену Купятичского монастыря Илариону (Денисевичу) прислать им Святой Макарий должен быть их главой.
Но купятичскому игумену был нужен и иеромонах Макарий.
В 1637 году настоятель Купятичского монастыря послал его к митрополиту Киевскому Петру Могиле для передачи денег, собранных братией на восстановление киевского храма Святой Премудрости, и для истребования помощи на постройку и ремонт поврежденных монастырских церквей.
Увидев в иеромонахе Макарии талантливого сына Церкви Божией, митрополит выдал ему грамоту на сбор приношений, а в 1638 году назначил настоятелем Каменецкого Воскресенского монастыря (в Гродненском уезде).
До разграбления и захвата монастыря униатами в 1642 году преподобный Макарий руководил братией Воскресенского монастыря.
В эти суровые времена братия Купятичского монастыря избрала преподобного Макария игуменом, и он руководил монастырем до 1656 года.
С 1656 по 1659 год преподобный Макарий возглавлял Пинский монастырь, а с 1660 года архимандрит Макарий руководил братией своего родного Овруча.
Более десяти лет прошло в постоянной борьбе с латинскими поляками в Овруче.
Ничто не могло заставить братию покинуть монастырь, ни захват доминиканцами принадлежащих монастырю земель, ни разбойничье грабежи движимого имущества, ни побои.
Только в 1671 году, после разорения Овруча татарами, святой архимандрит Макарий оставил монастырь, в котором не осталось ни одного монаха, и отправился в Киево-Печерскую Лавру.
Но защитники Православия, подобные святому Макарию, были нужны не только в Киеве, но тем более за пределами Киева. Митрополит Иосиф (Нелюбович-Тукальский) поставил архимандрита Макария настоятелем Каневского монастыря.
Таким образом, после тридцатилетней борьбы с униатами святитель Макарий снова оказался на передовой борьбы за православную веру.
В 1672 году Юрий, сын Богдана Хмельницкого, нашел приют в Каневском монастыре.
Гетман Дорошенко ходатайствовал перед митрополитом Иосифом о назначении святителя Макария и неоднократно посещал Канев монастырь.
В 1675 г. Дорошенко после отречения от верности туркам перешел на сторону России – очевидно, не без совета преподобного Макария.
В ответ турецкие державы отправили армию в Украину. 4 сентября 1678 г. захватчики ворвались в монастырь. Святитель Макарий встретил врага с крестом в руке у входа в храм.
Турки потребовали от монаха передать им монастырскую казну. Услышав ответ преподобного, что его сокровище на небесах, разъяренные разбойники повесили святого по рукам и ногам между двумя столбами.
Через два дня, 7 сентября 1678 года, священномученику усекли голову.
Свидетели мученической кончины архимандрита Макария отнесли его тело в монастырский храм, в котором для сохранности спрятали.
Но вернувшиеся турки разложили вокруг церкви дрова и сожгли в храме все.
Когда оставшиеся в живых жители Канева начали выносить тела погибших, только одно тело было найдено целым.
Это было тело священномученика Макария, облаченное во власяницу, с крестом на груди и другим крестом в руке. Святое тело было погребено в этой церкви под престолом 8 сентября 1678 года.
Святой священномученик Макарий был муж высокоправедной и духовной жизни, прославленный еще при жизни чудесами и даром прозорливости. В Каневе он исцелял слепых и умирающих.
В 1688 году при обновлении храма была вскрыта могила священномученика и найдено нетленное тело святителя.
В связи с опасностью нашествия для Каневского монастыря 13 мая 1688 года святые мощи были торжественно перенесены в Переяславскую полковую Воскресенскую церковь вместе с любимой книгой священномученика «Слово святителя Иоанна Златоуста о четырнадцати посланиях св. Апостол Павел (Киевское издание 1621-23 гг.) с его подписью на одной из страниц. При епископе Захарии (Корнеловиче) в 1713 году мощи были перенесены во вновь построенный храм Переяславского Михайловского монастыря, а после его закрытия мощи почили в Переяславском Воскресенском монастыре с 4 августа 1786 года.
В 1942 году мощи были перенесены в Троицкий храм города Черкассы, а с 1965 года находятся в храме Рождества Пресвятой Богородицы того же города.
Священномученик Макарий отдельно поминается дважды: 7/20 сентября, в день его преставления, и 13/26 мая, в день перенесения его святых мощей.
Также отмечается 27 апреля/10 мая.
Святитель Стефан, игумен Киево-Печерский, епископ Владимирский на Волыни, подвизался в Киево-Печерском монастыре под руководством святителя Феодосия (память 3 мая).
Святитель Феодосий иногда поручал ему увещевать братию назидательными словами.
Перед кончиной святого Феодосия монахи просили его назначить игуменом святого Стефана, который был доместиком (главным аранжировщиком хора).
«Он вырос под вашим руководством, – говорили они, – и служил вам. Отдайте его нам». Так святой Феодосий передал руководство монастырем святому Стефану.
За время своего настоятельства он заложил фундамент просторного храма в честь Успения Пресвятой Богородицы, начатого при святом Феодосии.
Келии братии были перенесены к новому храму. В передней части было несколько келий для монахов, которым было поручено хоронить умерших.
Каждый день служили Божественную литургию, а также поминали усопших.
В 1078 году святой Стефан был отстранен от должности и изгнан из монастыря по злому умыслу злого монаха.
Он терпел это кротко и без горечи и продолжал молиться за тех, кто отвернулся от него.
Святой Стефан узнал, что мастера-строители прибыли из Греции с иконой Богородицы, и они рассказали ему о явлении Царицы Небесной во Влахернах.
По этой причине св. Стефан построил в Клово и церковь в честь Богородицы (в память Положения Ее Ризы во Влахернах).
Монастырь был основан в благодарность за попечение Пресвятой Богородицы о Печерской обители.
В 1091 году святитель Стефан был поставлен епископом Владимирским на Волыни и участвовал в перенесении мощей преподобного Феодосия из пещеры в монастырь.
Он также работал над обращением жителей Волыни в христианство.
Святой Стефан скончался 27 апреля 1094 года в шестом часу ночи.
Также отмечается 11 августа.
Святитель Феодор, князь Острожский, прославился строительством храмов и защитой православия на Волыни от посягательств папизма.
Происходил от св. Владимира (память 15/28 июля) через правнука Святополка-Михаила, князя туровского (1080-1093), а впоследствии великого князя киевского (+1113).
Впервые имя святого князя Феодора упоминается в 1386 году, когда польский король Ягайло и литовский князь Витовт утвердили за ним наследственное владение Острожским уездом и пополнили Заславское и Корецкое окрестности.
В 1410 году святой Феодор участвовал в разгроме тевтонских рыцарей католического ордена в битве при Грюнвальде. В 1422 году святой князь из-за сочувствия к православным в Богемии поддержал гуситов в их борьбе с германским императором Сигизмундом.
Феодор ввел гуситское формирование (т.е. таборитское, принятое украинскими казаками) в русскую военную стратегию.
В 1432 г., одержав ряд побед над польскими войсками, святой Феодор заставил князя Ягайло гарантировать свободу православия на Волыни по закону.
Князь Свидригайло, опасаясь усиления своего союзника, заключил святого Феодора в темницу, но народ, любивший святого, восстал, и он был освобожден.
Святитель Феодор примирился с обидчиком и пошел к нему за помощью в борьбе с литовцами и поляками.
В 1438 году святой князь участвовал в битве с татарами.
В 1440 г., с восшествием на польский престол Казимира, младшего сына князя Ягайло, святой Феодор получил права управления городами Владимиром, Дубно, Острогом, ему были пожалованы обширные владения в лучших областях Подолии и Волынь.
Св. Феодор оставил все это вместе с княжеской властью и славой.
После 1441 года он поступил в Киево-Печерский монастырь, где принял монашеский постриг с именем Феодосий, и подвизался там за спасение своей души до времени своей блаженной кончины.
Год кончины святителя Феодора неизвестен, но вероятно, что он скончался во второй половине XV века в глубокой старости.
Погребен святитель в Дальних пещерах преподобного Феодосия (память его также на Собор преподобных Дальних пещер 28 августа/10 сентября).
Его прославление, по-видимому, произошло в конце XVI века, так как в 1638 году иеромонах Афанасий Кальнофисский свидетельствовал, что «св. Феодор покоится в Феодосиевой пещере, где его тело было обнаружено нетленным».
Святой князь Ярополк Изяславич, в Святом Крещении Петр, был внуком Ярослава Мудрого и правнуком святого Владимира.
Он разделил печальную судьбу своего отца, великого киевского князя Изяслава, изгнанного братьями из Киева.
Ярополк ездил с разными поручениями отца к польскому королю, германскому императору и епископу Римскому св. Григорию VII (1073-1085).
По смерти великого князя Святослава в 1078 году князь Изяслав был восстановлен в своем княжестве, а Ярополк получил Выжгород.
После смерти отца ему был дан в удел город Владимир-Волынский, из которого Ростиславичи пытались его вытеснить.
На пути из Владимира в Звенигород-Галицк Ярополк был вероломно убит Нерядцем, одним из его приближенных (+1086). Убийца был подкуплен Ростиславичами.
Тело Ярополка было перевезено в Киев и 5 декабря погребено в Дмитриевском монастыре в церкви св. Петра, которую он сам начал строить.
Многие церковные памятники, начиная с летописи святого Нестора, свидетельствуют о том, что убиенный князь Ярополк должен почитаться в чине святых угодников Божиих.
Блаженный Андрей Тотемский родился в 1638 году в селе Усть-Тотемском и уже в детстве оставил мир.
По благословению Стефана, игумена Воскресенского монастыря в Галиче, Андрей принял на себя тяжкий подвиг юродства.
Поселился в городе Тотьме на берегу реки Сухоны при церкви Воскресения Христова.
Он ходил босиком и зимой и летом, в лохмотьях, ел только хлеб и воду, да и то в таком малом количестве, чтобы не умереть с голоду, и молился и днем, и ночью.
Если кто-нибудь давал ему что-то, он все раздавал бедным. За свои труды блаженный Андрей удостоился дара чудотворения.
Однажды зимой к дураку пришел слепой, по имени Ажибокай, предлагая ему большую сумму денег, умоляя об исцелении, но дурак убежал.
Тогда Ажибокай омыл глаза снегом с того места, где стоял святой, и при этом прозрел. Блаженному Андрею было открыто время его кончины.
Он исповедовался, причащался Святых Тайн и мирно отошел к Богу. Над его могилой была воздвигнута колокольня святого мученика Андрея Стратилата (память 19 августа), имя которого он носил. На могиле блаженного Андрея были свидетелями многих чудес.
Христианские праздники 22 октября
Христианские праздники 24 октября
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.