ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ29 января
Православные праздники 22 января (9 января по старому стилю)
Святитель Филипп, митрополит Московский, в миру Феодор, происходил из знатного дворянского рода Количев, занимавших видное место в Боярской думе при дворе московских государей.
Он родился в 1507 году, его отец, Стефан Иванович, «человек просвещенный и исполненный воинского духа», внимательно готовил сына к государственной службе.
Благочестивая мать Феодора Варвара, закончившая дни свои в монахини с именем Варсонофия, вселила в душу сына искреннюю веру и глубокое благочестие.
Молодой Феодор Количев усердно прикладывался к Священному Писанию и к писаниям святых отцов.
Московский великий князь Василий III, отец Ивана Грозного, привел юного Феодора ко двору, но его не привлекала придворная жизнь.
Сознавая свое тщеславие и греховность, Феодор все глубже погружался в чтение книг и посещение храмов Божиих.
Жизнь в Москве отталкивала молодого подвижника.
Искренняя преданность юного Ивана-царевича ему, сулившая ему большое будущее на государственной службе, не могла удержать его от поисков Небесного града.
В воскресенье, 5 июня 1537 года, в храме за Божественной литургией Феодор остро прочувствовал в душе слова Спасителя: «Никто не может служить двум господам» (Мф. 6:22), определившие его окончательную судьбу.
Усердно молясь московским чудотворцам и не простившись с родными, он в крестьянском одеянии тайно покинул Москву и на время спрятался вдали от мира в селе Хизна, близ Онежского озера, зарабатывая себе на жизнь. как пастух.
Жажда подвига привела его в знаменитый Соловецкий монастырь на Белом море.
Там он исполнял очень трудные послушания: рубил дрова, копал землю, работал на мельнице.
Через полтора года испытаний игумен Алексий постриг его, дав ему монашеское имя Филипп и вверив в послушание старцу Ионе Шамину, собеседнику преподобного Александра Свирского (память 30 августа).
Под руководством опытных старцев Филипп возрастал духовно, совершенствовался в посте и молитве.
Игумен Алексий направил его на работу в монастырскую кузницу, где святитель Филипп сочетал деятельность непрестанной молитвы с работой тяжелым молотом.
Он всегда первым входил в церковь на службы и последним уходил.
Подвизался он и в хлебопекарне, где смиренный подвижник утешился небесным знамением.
В монастыре впоследствии выставили «Хлебный» образ Божией Матери, через который Небесная Посредница благословила смиренного пекаря Филиппа.
По благословению игумена святой Филипп провел некоторое время в пустынном уединении, внимая себе и Богу.
В 1546 году в Великом Новгороде архиепископ Феодосий поставил Филиппа игуменом Соловецкого монастыря.
Новый игумен всеми силами стремился возвысить духовное значение монастыря и его основателей, святителей Савватия и Зосимы Соловецких (память 27 сентября, 17 апреля).
Он искал икону Божией Матери «Одегитрия», принесенную на остров первым главой Соловков, святителем Савватием.
Он нашел каменный крест, который когда-то стоял перед кельей святого.
Найдена и Псалтирь святителя Зосимы (+ 1478 г.), первого Соловецкого игумена.
Также была обнаружена его риза, в которую облачались игумены во время службы в дни памяти преподобного Зосимы.
Монастырь переживал духовное возрождение.
Был принят новый монашеский устав, регулирующий жизнь в монастыре.
Святитель Филипп построил величественные храмы: церковь Успения Божией Матери, освященную в 1557 году, и церковь Преображения Господня.
Сам игумен работал простым чернорабочим, помогая строить стены Спасо-Преображенского храма.
Под северным портиком он вырыл себе могилу рядом с могилой своего проводника, старца Ионы.
Духовная жизнь в эти годы в монастыре процветала: подвизались с братией с учениками игумена Филиппа святители Иоанн и Лонгин Яренгские (память 3 июля) и Вассиан и Иона Пертоминские (память 12 июля).
Святитель Филипп часто удалялся для тихой молитвы в пустынное пустынное место, в двух верстах от монастыря, который впоследствии стал называться Филипповской пустыней.
Но Господь готовил святого к другому делу.
В Москве царь Иван Грозный с любовью вспоминал соловецкого отшельника с детства.
Царь надеялся найти в святом Филиппе верного товарища, исповедника и советника, который в своей возвышенной монашеской жизни не имел ничего общего с дворянской мятежностью.
Митрополит Московский, по мнению Ивана, должен был иметь некоторую духовную кротость, чтобы укрощать коварство и злобу в боярской душе.
Выбор святителя Филиппа архипастырем Русской Церкви представлялся ему наиболее удачным.
Святитель долгое время отказывался принять на себя великое бремя первенства Русской Церкви. Духовного родства с Иваном он не чувствовал.
Он пытался заставить царя упразднить опричники [тайную полицию].
Иван Грозный пытался обосновать его гражданскую необходимость.
Наконец, грозный царь и святой митрополит пришли к соглашению: святой Филипп не будет вмешиваться в дела опричников и управление государством, он откажется от митрополита, если царь не сможет исполнить его волю, и что он будет опорой и советником царя, как бывшие митрополиты поддерживали московских государей.
25 июля 1566 года святитель Филипп был рукоположен в кафедру московских святителей-святителей, в число которых вскоре должен был вступить.
Иван Грозный, одна из величайших и самых противоречивых фигур русской истории, прожил очень насыщенную жизнь.
Он был талантливым писателем и библиофилом, занимался составлением Летописей (и сам вдруг оборвал нить московского летописания), вникал в хитросплетения монашеского устава, не раз помышлял об отречении от престола ради монашеская жизнь.
Каждую сторону государственной службы, все меры, предпринятые для переустройства гражданской и общественной жизни, Иван Грозный пытался осмыслить как проявление Божественного Промысла, как Божие действие в истории.
Его любимыми духовными героями были преподобный Михаил Черниговский (память 20 сентября) и преподобный Феодор Черный (память 19 сентября), воины-деятели со сложными противоречивыми судьбами, идущие к своей цели через любые препятствия, встречающиеся на пути, исполняющие свой долг перед народом.
Чем больше сгущалась тьма вокруг Ивана, тем решительнее он требовал очищения и искупления своей души.
Совершив паломничество в Кирилло-Белозерский монастырь, он заявил игумену и братии о своем желании принять монашество.
Надменный самодержец пал на колени перед игуменом, который благословил его замысел.
Иван писал: «Мне кажется, окаянной грешнице, что я уже облачен в черное».
Иван представлял себе опричнину в виде монашеской братии, служащей Богу оружием и воинскими подвигами.
Опричники были обязаны облачаться в монашеские одежды и посещать долгие и утомительные церковные службы, длившиеся с 4 до 10 часов утра.
«Братья», не явившиеся в церковь в 4 часа утра, получили от царя епитимью.
Иван и его сыновья горячо желали молиться и петь в церковном хоре.
Из церкви они пошли на трапезу, и пока опричники ели, царь стоял рядом с ними.
Опричники собирали остатки еды со стола и раздавали ее беднякам у входа в трапезную.
Иван, со слезами покаяния и желая быть почитателем святых подвижников, учителей покаяния, хотел омыть и сжечь грехи свои и сподвижников, лелея уверенность, что даже страшные жестокие поступки его окажутся на благо России и торжество Православия.
Наиболее ярко духовное деяние и монашеское трезвение Ивана Грозного раскрывается в его «Синодиконе».
Незадолго до смерти он приказал составить полные списки убитых им и его опричниками.
Затем их раздали по всем русским монастырям.
Иван сознавал все свои грехи перед народом и просил святых иноков молить Бога о прощении его истерзанной души.
Лжемонашество Ивана Грозного, темное тягчайшее угнетение России, мучило святого Филиппа, считавшего невозможным смешение земного и небесного, служение Кресту и служение мечу.
Святой Филипп видел, сколько нераскаянной злобы и зависти таилось под черными клобуками опричников.
Были среди них и откровенные убийцы, закоренелые в беззаконном кровопролитии, и спекулянты, ищущие наживы, укоренившиеся в грехе и беззакониях.
Попущением Божиим, история часто делается руками нечестивых, и Иван Грозный хотел отбелить свою черную братию перед Богом.
Кровь, пролитая его головорезами и фанатиками, взывала к Небесам.
Святой Филипп решил выступить против Ивана.
К этому подтолкнула новая волна казней в 1567-1568 годах.
Осенью 1567 года, когда царь собирался в поход на Ливонию, он узнал о боярском заговоре.
Заговорщики намеревались схватить царя и доставить его к польскому королю, который уже двинулся с войском на территорию России.
Иван жестоко расправился с заговорщиками и снова пролил много крови.
Горько было святому Филиппу, и совесть святителя понуждала его смело вступать в защиту казненных.
Окончательный раскол произошел весной 1568 года.
В Неделю Крестопоклонную, 2 марта 1568 года, когда царь со своими опричниками в монашеских одеждах, по их обычаю, вошел в Успенский собор, святитель Филипп отказался благословить его и начал открыто осуждать беззакония, совершенные опричниками.
Обвинения иерарха нарушили строй церковного богослужения.
В ярости Иван возразил: «Ты будешь нам против? Мы увидим вашу твердость! Я был слишком мягок с тобой».
Царь стал проявлять все большую жестокость в преследовании всех противившихся ему.
Казни следовали одна за другой, судьба святого исповедника была решена.
Но Иван хотел сохранить подобие канонической приличия.
Боярская дума послушно выполнила его решение о привлечении к суду Предстоятеля Русской Церкви.
Был устроен соборный суд над митрополитом Филиппом в присутствии уменьшившейся Боярской думы, нашлись лжесвидетели.
К глубокой скорби святителя, это были иноки Соловецкого монастыря, его бывшие ученики и послушники, которых он любил.
Святителя Филиппа обвинили во множестве прегрешений, в том числе и в колдовстве.
«Как и все мои предки, – заявил святой, – я пришел в этот мир готовым пострадать за правду».
Опровергнув все обвинения, святой страдалец попытался остановить суд, добровольно подав в отставку.
Однако его отставка не была принята, и мученика ждали новые поругания.
Даже после вынесения приговора к пожизненному заключению святого Филиппа заставили служить литургию в Успенском соборе.
Это было 8 ноября 1568 года, в середине службы в храм ворвались опричники, они публично зачитали приговор собора с осуждением, а затем оскорбили святого.
Сорвав с него ризы, они одели его в лохмотья, выволокли из церкви и повезли в Богоявленский монастырь на простых крестьянских санях.
Долгое время мученика держали в подвалах московских монастырей.
Его ноги вставили в колодки, заковали в цепи и накинули на шею тяжелую цепь.
Наконец, его увезли в тверской Отрочский монастырь.
И через год, 23 декабря 1569 года, святитель был предан смерти от руки Малюты Скуратова.
За три дня до этого святитель предвидел конец своей земной жизни и причащался Святых Таин.
Сначала его мощи были преданы земле там, в монастыре, за церковным алтарем.
Позднее они были перевезены в Соловецкий монастырь (11 августа 1591 г.) и оттуда в Москву (3 июля 1652 г.).
Святой Евстратий происходил из города Тарса.
В двадцатилетнем возрасте он тайно покинул родительский дом и поселился в монастыре Абгар (на Олимпосе в Малой Азии).
Там он вел строгую подвижническую жизнь, питаясь одним хлебом и водой, а ночи проводя в молитвах. Через некоторое время он был избран игуменом монастыря.
В царствование иконоборца Льва Армянина (813-820) святой Евстратий скрывался от погони, скитаясь по холмам и дебрям.
После смерти императора вернулся в монастырь. Молитва всегда была на его устах, и он постоянно повторял слова: «Господи, помилуй!»
Перед смертью он дал наставление монахам не увлекаться земными благами и постоянно думать о будущей жизни.
Осенив себя Крестным знамением, он сказал: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой» и скончался в мире в возрасте 95 лет.
Святитель Петр, епископ Севастийский, был братом святителей Василия Великого и святителя Григория Нисского (память 1 января и 10 января).
Его старшая сестра святая Макрина (род. 19 июля) сыграла большую роль в его воспитании.
Святитель Василий Великий рукоположил святого Петра во пресвитера, а позже он был поставлен епископом Севастийским (в Армении).
Христианские праздники 21 января
Христианские праздники 23 января
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.