ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ31 октября

Христианские праздники 21 октября. Преподобная Пелагея Тарсийская…

Православные праздники 21 октября (8 октября по старому стилю) 

  • День памяти преподобной Пелагии 
  • Преподобный Трифон, архимандрит Вятский, чудотворец

 

Святая Пелагея Тарсийская


Святая Пелагея Тарсийская

Святая Пелагея Тарсийская

 

С именем Пелагея связано несколько легенд. Различные легенды рассказывают историю бывшей танцовщицы, которая со временем стала отшельником в Иерусалиме, переодевшись монахом, чтобы избежать нежелательного брака.

Историческая Пелагея была молодой христианкой из Антиохии, которая теперь прославляется как дева и мученица.

И св. Иоанн Златоуст, и св. Амвросий ссылаются на нее в своих проповедях как на пример христианской верности.

В них рассказывается история Пелагеи, которой было всего пятнадцать лет, прыгнувшей с крыши здания вместо того, чтобы принести жертву языческим богам во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане.

Однако со временем верную Пелагию, деву и мученицу, стали путать с этой первой Пелагеей, также известной как «Пелагия Кающаяся», которая на короткое время была самой заметной актрисой Антиохии.

Театр в Антиохии, как постоянно отмечает Иоанн Златоуст в своих проповедях, не был ни воссозданием классических греческих трагедий, ни вдумчивым изложением повествования, а скорее пародийным представлением, полным дразнящих зрелищ для праздных горожан.

Таким образом, репутация Пелагеи как известной актрисы наверняка сложилась за выступления, которые оценивались по критериям, отличным от художественных достоинств.

Пелагея была известна своим богатством, своим окружением и тщательной заботой о своем теле даже в разгар своего гедонистического образа жизни.

После того, как антиоценовый священник по имени Нонн осудил себя и своих братьев во Христе за то, что они пялились на Пелагею, Пелагея появилась в церкви Нонна в следующее воскресенье.

После того, как Нонн произнес сильную проповедь, Пелагея сразу же захотела стать христианкой.

Она простиралась перед Нонном, прося крестильную одежду, пока он не согласился позволить ей креститься.

По прошествии трех дней легенда о Пелагее утверждает, что, раздав все свое имущество, она бежала в Иерусалим и жила в крайней нищете в пещере на Елеонской горе, в конце концов скончавшись в результате своего сурового, покаянного образа жизни.

Эта путаница между двумя историями оставила святой Пелагее титул покровительницы актрис.

Хотя путаница их легенд ответственна за их покровительство, прыжок верной Пелагеи с крыши здания, чтобы предотвратить насильственное богохульство, безусловно, является театральным жестом святости и, возможно, сам по себе заслужит ее покровительство театру.

Мощи исторической св. Пелагии, девы и мученицы, покоятся в часовне-реликварии базилики, и ее изображение здесь использовано с разрешения католицизма.

 

Преподобный Трифон Вятский


Преподобный Трифон Вятский

Преподобный Трифон Вятский

 

В селе Малая Немнюшка Пинежского уезда (Архангельская губерния), на крайнем севере, в Мезени, жил благочестивый крестьянин по имени Димитрий.

И он, и его жена Пелагея твердо соблюдали заповеди Божии, часто посещали церковь и раздавали милостыню бедным.

Они были зажиточны, имели несколько сыновей, и младший из всех был Трофим.

На этом юноше почила благодать Божия: он всегда слушался родителей; с малых лет соблюдал строгий пост, был тих нравом, кроток, ко всем приветлив.

Отец Трофима Дмитрий вскоре умер. После его смерти блаженный юноша жил с матерью и братьями, во всем слушаясь их. Когда он достиг совершеннолетия, родственники захотели, чтобы Трофим женился.

Но в этом блаженный не хотел повиноваться воле старших, хотел остаться в девстве, оставаться свободным от мирских связей.

Желая расположить Трофима к свадьбе, братья прибегли к такому средству: заставили свою служанку одеться в лучшую одежду и, спрятав ее в одном месте, отправили туда Трофима.

Служанка принялась соблазнять юношу ласками и словами, но ее усилия были напрасны.

Блаженный даже не хотел слушать ее речей и стала громко восклицать: «Горе мне, горе! Какое несчастье случилось со мной? Почему они хотят отделить меня от Господа Бога моего и низвергнуть меня на вечную погибель?».

Услышав это, братья подивились его целомудрию и воздержанию и с тех пор перестали даже напоминать ему о женитьбе.

Однажды благочестивый юноша был в церкви. По окончании утрени священник, поучая народ, сказал: «Содержите тело и дух в чистоте. Ибо кто сохранит чистоту и примет ангельский, монашеский образ, того Господь Бог приобщит к Своим избранникам».

Святитель твердо помнил эти слова пастыря Христова и молил Господа, чтобы Он помог ему сохранить чистоту и стать достойным воспринять ангельский образ.

С тех пор мысль посвятить себя служению Господу не оставляла блаженного.

Он стал думать, как бы ему втайне от матери и братьев покинуть родной дом и поселиться там, где укажет ему Господь, и молился Господу, чтобы указал ему путь спасения.

Выпросив у матери какое-то дело, блаженный Трофим навсегда покинул родной дом, оставил и своих родственников, и свое имение.

Он миновал бескрайние пустыни севера, встречал на своем пути множество деревень и городов, терпел голод, холод и нищету.

Достигнув Великого Устюга, блаженный нашел в этом городе себе наставника – священника Иоанна.

Блаженный избрал Иоанна своим духовным отцом, исповедовался перед ним и получил указание хранить телесную и душевную чистоту.

По благословению духовника Трофим уезжает из Устюга в соседнюю волость Шомоксу.

Преподобный ел труды своих рук, поэтому взялся за работу.

Жители волости полюбили блаженного, хотели оставить его дома, а для этого уговаривали его и даже принуждали жениться.

Но святитель, помня свой обет, особенно наставление своего духовника, тайно оставил Шомоки и пришел сначала в Пермь, а затем в основанный Строгановыми город Орлов.

Здесь он прожил целый год на церковной паперти. Он легко переносил суровые зимние холода, несмотря на то, что он носил ветхую одежду паломника, прикрывавшую лишь наготу тела.

Однажды зимой блаженный шел по высокому крутому берегу Камы.

Проходили люди Строгановых. Увидев бедного странника, они схватили его и сбросили с высоты вниз к реке, а внизу были глубокие сугробы.

Когда блаженный упал в снег, от вершины крутой горы сорвался нависший сугроб и накрыл блаженного, так что долго его не было видно.

Но шутники раскаялись и сжалились над блаженным. Они спустились вниз, вынесли святого и сняли с него сапоги, чтобы стряхнуть накопившийся снег.

При этом сами сильно страдали от лютого мороза и дивились тому, что преподобный был весел лицом, а вокруг него, как бы излучал тепло.

Они попросили прощения у монаха и тут же его получили. Придя домой, они рассказали о случившемся своему хозяину Якову Строганову.

На следующий день блаженный, по обыкновению своему, был с утра в церкви и усердно молился.

Строганов тоже пришел в церковь. По окончании богослужения Строганов подошел к преподобному и сказал: «Воистину ты Божий избранник, во всем подобный древним святителям. Прошу тебя ради Господа, помоги мне. Сначала у меня было много детей, но по воле Божией все они умерли. Был только один сын, Максим, который тоже заболел. Прошу тебя: помолись о нем Господу. По твоим святым молитвам Господь дарует ему здоровье. Я помогу тебе во всем».

Блаженный ответил: «То, о чем ты просишь, не наше дело, а Бога. Я грешен и недостоин взяться за такую великую работу. Но велика милость Божия».

После этого преподобный помолился о выздоровлении юноши, и Господь исцелил его.

После этого блаженный удалился из города Орлова в село Никольское на реке Виляди и по-прежнему вел жизнь нищего скитальца.

В селе Никольском жил начальствующий человек по имени Максим Федоров. Его сын, двухлетний малыш Тимофей, сильно заболел и уже умирал.

Когда Максима не было дома и с больным ребенком оставалась его жена Иулиания, богобоязненная и малолюбивая женщина, святой Трофим посетил дом Максима.

Иулиания очень обрадовалась и попросила монаха помолиться за ее больного сына. Блаженный утешил ее.

Он молился всю ночь, а наутро младенец получил исцеление, стал весело играть, как будто и не болел. Юлиана со слезами благодарила целителя, предлагала ему от своего имения, просила не покидать их дом.

Но блаженный ответил ей: «Не ради меня, грешного, сей юноша получил исцеление».

Блаженный давно хотел постигнуть ангельский образ; живя в миру, из младенца он вел подвижническую жизнь.

Теперь же, сотворив чудо, избежав славы людской, святитель ушел в Пыскорский монастырь и поселился там.

Вскоре он пришел к настоятелю монастыря иеромонаху Варлааму и попросил принять его в число братии.

Игумен постриг монаха в монашество и назвал его Трифоном. В то время ему было 22 года.

Со дня пострига блаженный еще умножал свои подвиги; он служил братии, трудами своими смирял плоть, бодрствовал и молился по ночам.

Все дивились его делам и великому смирению. Вскоре святого Трифона сделали пономарём.

В то же время он проходил и другие монашеские послушания: пек просфоры, скручивал свечи, готовил пищу для братии, пек хлеб, носил дрова из леса, кроме того, игумен давал ему послушание ходить за больной братией – кормить и поить их.

Все эти дела преподобный исполнял безропотно, с великой радостью.

Однако и таких подвигов преподобному Трифону было мало.

Летними ночами он выходил из своей кельи и, раздетый до пояса, отдавал свое тело на съедение комарам и слепням. И неподвижно, как столп, стоял в молитве до утра.

Подвижник первым приходил на церковные службы. Из церкви он уходил в свою келью, ни с кем не разговаривая и не слушая праздных разговоров.

Святитель твердо исполнял свое келейное правило, ел только хлеб и воду, и то умеренно, в определенные дни.

У него не было постели, он долго не засыпал на земле. Вероятно, от таких непрекращающихся трудов и великих подвигов святой Трифон тяжело заболел: не ел, не спал, наконец, не мог двигаться, поэтому другие иноки перевернули его.

Он болел более сорока дней, плакал и каялся в своих грехах.

Однажды, когда больной был в забвении, явился Ангел Господень в светлых одеждах и сказал: «Я твой Хранитель, посланный от Бога. Мне приказано забрать твою душу».

Монах вообразил, что у него выросли крылья. Он встал, как будто никогда и не болел, посмотрел на свою постель, и постель показалась ему землею.

Ангел взлетел в воздух, Преподобный, казалось, следовал за ним. Он не видел ни неба, ни земли, он видел только чудный свет.

Великий голос сказал Ангелу: «Ты поспешил взять его сюда, вернуть его туда, где он был».

Ангел Божий поместил преподобного в келью, где он лежал, и стал невидимым.

В это время игумена и братии не было в монастыре: они работали в поле.

Но если бы кто-нибудь увидел тогда монаха, то подумал бы, что перед ним лежит бездыханное тело.

Проснувшись от видения, подвижник смотрел на иконы и горячо молился о своем спасении.

Внезапно он замечает старика в легкой одежде, стоящего у его кровати.

Это был святой Николай Чудотворец. В руках святого был крест.

Он сказал монаху: «Раб Божий Трифон, ты болен?» «Да – ответил больной, – я очень устал». «Встань и иди». – Но я не могу. Тогда светлый муж взял больную под руки. Он поднял его со словами: «Встань и ходи». И благословил святого Трифона своим крестом.

Больной чувствовал себя совершенно здоровым. С этого времени святой Трифон стал еще упорнее возноситься.

И Господь прославил раба Своего даром чудес. Преподобный исцелил девицу, одержимую злым духом, и больного двухлетнего ребенка.

Весть о чудесах распространилась по окрестностям обители, и многие стали приходить к святому.

За духовной помощью к Трифону приводили больных детей, приводили бесноватых.

Тогда некоторые из монахов позавидовали монаху и стали проклинать и поносить его.

Много зла ему причинили писарь монастыря Василий и некоторые из братии: поносили святого, как самого последнего инока, клеветали на него.

Но Господь защитил своего верного раба. Через некоторое время Василий заболел и долго болел, пока не получил исцеление от святого Трифона.

Блаженная не желала человеческой славы и не желала раздора между братией. И потому, помолившись, он оставил Пыскорский монастырь и искал себе уединения.

На берегу Камы он нашел маленькую лодку, сел в нее и поплыл по реке. Он уже удалился из монастыря за 150 полей и дошел до Нижней реки Муллы.

Чудесный голос трижды указал монаху на это место для пребывания. Тотчас же волны направили лодку к берегу, к устью реки Мулянки; затем лодка прошла по этой реке против течения пять ходов.

На берегу Мулянки, при впадении в нее другой реки, преподобный нашел укромную, красивую поляну, окруженную лесом.

Здесь он остановился и сделал себе небольшую хижину. На этом месте была остяцкая молельня: здесь остяки приносили жертвы своим идолам.

На новом месте преподобный стал подниматься с новыми силами: он непрестанно молился, ел траву, называемую шараной, сам копал землю и сажал овощи, чтобы прокормиться.

Монах давно научился читать и понимать Божественные Писания; теперь же он горячо просил Господа осенить его благодатью, открыть его задушевные глаза к пониманию Писания, и Господь услышал молитву.

С этого времени святой Трифон начал читать Божественные книги, понимать их и молиться по ним.

Тем временем остяки, жившие поблизости, узнали, что неподалеку поселился отшельник. Их старший Зевендук собрал до 70 остяков; все вооружились и подошли к монаху.

В это время он копал землю, в одной руке держал лопату, в другой железный крюк. Когда остяки увидели подвижника, им показалось, что они держат в руках его меч и железную палицу.

Зевендук спросил монаха: «Кто ты, как тебя зовут, зачем ты пришел и поселился здесь? Что делаешь? Часто я видел поднимающийся с этого места к небу столб огня, а иногда дым или пар».

«Меня зовут Трифон, – ответил монах, – я раб Господа моего Иисуса Христа».

– «Но кто твой Бог?» – спросил остяк.

Тогда преподобный передал им всю историю Божественного домостроительства и сделал вывод, что идолы, которым они поклоняются, не боги, а таинственные явления, происходящие с ними, – наваждение врага.

Остяки внимательно слушали проповедь отшельника. После этого они пошли к своему князю Умбалу и рассказали ему о монахе и его учении.

«Никогда, – говорили они, – такого учения не слышали ни мы, ни отцы наши».

Амбал спросил их о монахе и сказал, что тоже хочет видеть святого человека. Рядом с местом, где поселился монах, росла огромная ель.

К ней для жертвоприношений съезжались остяки с рек Печеры, Сильвы, Обвы, Тульвы, приезжал остяцкий князь Амбал, вогул Бебяк со своими соплеменниками-вогулами.

Чудесные, пугающие явления происходили у этого дерева. Если кто-нибудь христианин, не твердый в вере, засмеялся под деревом, сломал у него ветку или взял что-нибудь из приношений, с тем случалось несчастье, вплоть до смерти.

В то время купец Федор Сухоятин, который торговал с остяками, дал монаху топор из хорошего железа.

При этом купец рассказал, как один христианин из города Чердыни, посмеявшись над почитаемым деревом, внезапно заболел и умер.

Услышав об этом, святой Трифон решился на подвиг – истребить языческое молитвенное место. Молитвой и постом он готовился к подвигу четыре недели.

Затем, взяв святую икону, он пошел к тому месту, где стояла ель.

Это было огромное и необычайно широкое дерево, две с половиной сажени в окружности; ветви его были четырех саженей длины и даже больше.

Помолившись перед иконой, преподобный возложил ее на себя и с молитвой стал рубить дерево топором. С божьей помощью он вскоре срубил его.

Там висело много предметов, которые язычники приносили в жертву своим богам – золото, серебро, шелк, полотенца и шкуры животных.

Святой сжег все приношения вместе с деревом. Услышав об этом, остяцкий князь Амбал со множеством остяков пришел к преподобному.

Увидев, что их священное дерево повержено на землю и сожжено, остяки недоумевали, как мог святой сделать это без всякого вреда для себя.

Умбал без упрека тихо сказал святому: «Интересно, старец, как ты мог это сделать. Наши отцы и мы почитали это дерево как бога; никто не мог даже подумать о том, чтобы раздавить его. Даже люди вашей веры не осмелились прикоснуться к нему. Или ты сильнее наших богов?».

Отвечал монах: «Бог, Которого я тебе проповедовал, Он помог мне в этом удивительном для тебя деле, помог для твоего спасения».

Остяки громко восклицали: «Велик христианский Бог!»

Но, пожалев о своей молитве, пошли они в город на реке Сылве и пожаловались подьячему Иоанну на монаха – ему рассказали, как подвижник срубил и сжег святое дерево, и просили: «Он проповедует нам Христа Бога и приказывает нам креститься, мы не знаем, что делать с этим человеком?».

В городе тогда же оказался другой подьячий Строгановых, Третьяк Моисеев, знавший монаха.

Услышав слова остяков, Третьяк сказал им: «Я знаю этого человека, о котором вы говорите. Он святой человек. Делай все, что он тебе сказал: его учение ведет к бессмертной жизни».

Видя, что они замышляют зло, Иоанн и Третьяк сказали им: «Что вы на него сердитесь? И мы ищем его, чтобы получить благословение. Покажи нам, где он поселился».

Между тем вскоре распространился слух, что черемисы идут войной на Пермь, грабят корабли по реке Каме, убивают купцов и других людей и собираются идти на остяков.

Тогда остяки решили убить монаха, так как боялись, что он, схваченный черемисами, покажет им жилища остяков.

В то время у вождя остяков Зевендука было несколько русских людей, бежавших из плена у черемиса; когда остяки с Зевендуком пошли убивать святого, эти русские люди последовали за ними.

Придя к месту, где жил преподобный, остяки долго искали, но не могли найти его кельи, ибо по воле Божией она оставалась для них невидимой.

Святитель в это время стоял в молитве в своей келье. С этого времени они стали почитать блаженного Трифона и обратились в христианство.

Вскоре крестились дочь остяцкого князя Амбала и дочь вогульского князя Бебяка, и вместе с ними многие другие обратились в христианскую веру. Крестившиеся остяки принесли святому воск, мед и все необходимое.

Чтобы не огорчать их, святитель принимал приношения и молился за новообращенных христиан.

Но недолго пришлось святому Трифону жить у остяков. Вскоре он оставил свое уединение и снова поселился в Пыскорском монастыре.

Это случилось так. Братия стала жалеть ушедшего от них подвижника. Ходили слухи о его подвигах и чудесах в пустыне.

В это время соляной раствор в монастырских соляных шахтах иссяк. Работа знающих людей не помогла.

Тогда игумен и братия решили обратиться к преподобному с просьбой вернуться в монастырь. Для этого был другой импульс.

При преподобном многие посещали монастырь, прося его молитв или исцеления от болезни; теперь монастырь обеднел.

Строитель и братия обратились к Третьяку, вышеупомянутому дьяку Строгановых, чтобы уговорить преподобного вернуться в монастырь.

Третьяк послал своих людей следовать за монахом по реке Каме.

Они уговорили подвижника вернуться в монастырь и привезли его на плуге.

Когда плуг приблизился к монастырю, строитель и иноки вышли навстречу преподобному; как только он вышел на берег, они пали на землю и просили у подвижника прощения за прежнюю обиду и благословения.

И преподобный поклонился монахам, прося их молитв и благословения. С такой честью приняли преподобного Трифона Пыскорские монахи и с радостью отвели его в монастырь.

Вскоре братия попросила святителя поддерживать течением соляной раствор, который, по-видимому, совсем высох.

Напоминая им слова Писания: Он сотворит волю боящихся Его и услышит молитву их, и спасу (Пс. 144, 18, 19), монах приглашал братию на молитву и сам молился с ними.

Тогда он приказал прочистить трубы в соляных ямах, и соляной раствор появился снова и гораздо более обильно, чем прежде.

Живя в монастыре, подвижник безнадежно сидел в своей келье и постоянно молился Господу.

Дьяк Василий, прежде враждебно относившийся к преподобному, узнав о чуде, раскаялся в своем грехе и попросил через другого святого посетить его келью, где он лежал расслабленно.

Когда просьба была передана святому Трифону, он пришел к больному, благословил и простил его.

После этого по молитве святого Василий получил исцеление.

У одного человека по имени Петр был сын четырех лет, тоже Петр, немой от рождения.

Имея великую веру в святого, Петр однажды пришел в монастырь с сыном и попросил преподобного помолиться за мальчика. Святитель помолился, и отрок начал говорить.

Через некоторое время Петр принял монашеский постриг в Пыскорском монастыре с именем Пимен.

Ходила в народе молва о чудесах преподобного. Но святитель не мог терпеть человеческой славы и хотел снова уйти на покой.

Покинув монастырь, он отправился к братьям Строгановым – Иакову и Григорию – и испросил у них позволения поселиться в их владениях.

Они охотно пригласили его отправиться на реку Чусовую и выбрать себе место в их владениях, какое ему заблагорассудится.

Преподобный отправился на Чусовую, обошел много мест, наконец выбрал одну гору для отшельничества, где устроил себе хижину.

Местные жители вскоре узнали об отшельнике и стали ходить к нему, прося молитв и благословения.

Для этих посетителей преподобный построил часовню и украсил ее святыми иконами.

Их особенно привлекали в преподобном чудеса, которые он творил над больными. Он исцелил бесноватую Иулианию и бесноватого Игнатия.

Очень поучительно было исцеление крестьянина Григория от глазной болезни. Страдая глазным заболеванием, Григорий много лет ничего не видел.

Услышав о чудесах святого, он сказал себе: «Пойду и я к преподобному, помолюсь образу святой Софии, Премудрости Божией, чтобы и мне Господь даровал исцеление».

Образ Святой Софии находился в устроенной монахом часовне и больше других почитался паломниками. Придя к подвижнику, Григорий со слезами просил его молитв.

Видя твердую веру больного, преподобный помолился о его исцелении, окропил глаза святой водой, и он прозрел.

Но через некоторое время, по внушению диавольскому, Григорий усомнился в чуде, что он сподобился, и подумал так: «Не Премудрость Божия помилула меня, не ради молитвы Трифона я получил исцеление. Болезнь прошла сама собой, и я прозрел.

За такое неверие Григорий снова ослеп. Потом, сознав свой грех, он стал каяться и плакать: «Увы мне, увы! За неверие мое я ослеп».

Он снова попросил отвести его к монаху. Он раскаялся и снова, по молитве святителя, получил прозрение.

Монах, однако, наставлял его: «Чадо, ты видишь, что милость Божия проницательна для тебя, верь этому. Ведь ничего не бывает без воли Божией, а все от Бога, по нашей вере и добрым делам. Не будь маловерным и не греши, чтобы не случилось с тобой худшего».

Труды рук его ел преподобный Трифон: сам сеял хлеб. И тут с ним случилось происшествие, заставившее его покинуть имение Строгановых, с реки Чусовой.

Монах расчистил место для посева. Он вырубил лес и начал жечь поваленные деревья.

Внезапно поднялась сильная буря; соседний лес загорелся; затем огонь перешел на дрова, заготовленные сельчанами для соляных копей Строгановых, и дрова прогорели до 3000 саженей.

Крестьяне негодовали на монаха. Забыв все его благословения, они собрались и пошли на гору, где жил подвижник, схватили его и сбросили с высокой горы на острые камни.

Думали, что святой насмерть ушибется. Но милостью Божией преподобный встал и стал тихонько двигаться к реке Чусовой, желая избежать своих преследователей и дать им время опомниться.

Крестьяне, увидев, что святой встал и пошел, бросились догонять его.

Преподобный, насколько мог, поспешил к реке Чусовой, думая, как бы ему перейти реку и спастись от врагов своих.

И вот он увидел у берега корабль, с трудом вошел в него, отчалил от берега и поплыл по реке, не имея ни весел, ни чего другого.

В это время Господь поспешил на помощь Своему святому. Корабль понес его и остановился у противоположного берега.

Преподобный прославлял Бога за его чудесную помощь и молился за своих врагов. Преследовавшие его увидели чудо, ужаснулись, и быстро отправились к своему господину Григорию Строганову, чтобы рассказать обо всем случившемся, обвинив монаха в сжигании дров.

Строганов разгневался на преподобного Трифона, приказал найти его и привести к нему. Когда монаха привели, Строганов долго ругал и поносил его, потом велел заковать в железные цепи.

Но святитель пророчествовал Григорию Строганову: «Скоро и ты сам потерпишь то же самое!»

Действительно, на четвертый день из Москвы пришли царские гонцы, взяли Григория и сковали его.

Тогда Григорий вспомнил о пророчестве святого; приказал снять с него оковы и, припав к ногам подвижника, просил прощения и просил его помолиться об прекращении царского гнева.

Святитель помолился об этом и дал ему наставление. Поблагодарив святого, Строганов все же попросил его покинуть свои владения.

Там преподобный прожил 9 лет (до 1579 г.). Многие стали скорбеть о чудотворце, вспоминая многочисленные исцеления, которые он совершал.

Святитель утешал их тем, что на его место оставил своего ученика Иоанна.

Войдя в свою часовню, где впоследствии был воздвигнут храм в честь Успения Пресвятой Богородицы, святитель долго молился и, благословляя народ, И Бог вложил в сердце святому Трифону идти в Вятскую землю.

Он стал размышлять об этом: «Я слышал от многих, что нет ни одного монашеского монастыря в Вятской земле».

Он пришел в город Чердынь, в монастырь святого евангелиста Иоанна Богослова, к своему духовнику, иеромонаху Варлааму, и, поведав обо всех своих злоключениях, открыл ему свое намерение идти на Вятку.

«У меня есть сильное желание достичь этой земли. Прошу вашего совета и благословения».

Варлаам сказал преподобному, что Сам Господь побудил его пойти на Вятку и благословил.

Когда преподобный достиг Кай-града, что в верховьях Камы, он встретил здесь вятчанина из города Слободского Иоанна Витезова.

Иоанн рассказал преподобному, что вятчане давно хотели иметь себе монастырь, и искали человека, который мог бы его устроить, но не находили.

«А коли ты, святой отче, задумал быть на Вятке, – сказал ему Иоанн, – то жители той страны с радостью примут тебя и повинуются тебе».

Обрадовался монах и, ободренный, отправился туда. Добравшись до реки Вятки, уставший от трудного пути, он захотел немного передохнуть и напиться воды из названной реки.

С молитвой он стал пить воду, и вода показалась ему сладкой, как мед.

Поблагодарив Бога, подвижник снова отправился в путь. Но не дойдя до Вятской земли, преподобный удостоился видения.

Видел он в Вятской земле одно место высокое, красивое, поросшее красивыми деревьями; среди них один был выше и красивее других.

Преподобный взобрался на это дерево и возрадовался духом, в то время как все другие деревья склонились перед ним.

18 января 1580 года святитель Трифон пришел в город Слободской. А оттуда направился вскоре в город Хлынов, или Вятку.

Здесь святитель обходил городские храмы и горячо молился Господу. Никто в Хлынове не знал угодника Божия; он ходил по городу как бедный странник.

Особенно часто преподобный приходил в церковь великого чудотворца Николая Мирликийского, к чудотворному образу святителя, называемого Великорецким.

Вспоминая явление ему святителя Николая в Пыскарском монастыре, преподобный часто молился перед его образом.

Тут на благочестивого странника обратил внимание диакон той церкви Максим Мальцов. Максим понял, что это человек Божий, и с любовью принял святого в свой дом.

Тогда многие вятчане узнали о преподобном, стали его почитать, позвали его к себе домой и помирились.

Видя любовь христолюбцев к себе, подвижник молился о них. Вскоре в него влюбились многие хлыновцы.

Гуляя по городу, святой Трифон заглядывал туда-сюда и пытался найти место, подходящее для строительства монастыря.

Тогда он пришел к сходу вятчан и стал просить их построить монастырь.

Наконец, я обратился к ним с посланием, в котором, между прочим, писал:

«Я слышал о вашей вере, знаю о вашем желании построить монастырь. И если хочешь исполнить желание твое, Господь зовет меня, грешного, к этому делу, и я готов трудиться для Бога и трудиться, насколько поможет мне Господь. Удобное для монастыря место находится за рекой Засорой, где стоят две маленькие и ветхие церкви: одна во имя Пресвятой Богородицы, а другая во имя Афанасия и Кирилла, чудотворцев Александрийских. Передайте, пожалуйста, это дело мне и священнику монаху Онисиму, который обещает работать со мной и совершать службы в этом месте».

В тех храмах жители Вятки хоронили усопших и в иные дни совершали здесь богослужения священники, приехавшие из городов; монахов с ними не было.

Обрадовались вятчане и, написав прошение, отправили святителя Трифона в Москву к царю и митрополиту просить позволения открыть монастырь.

Вскоре разрешение было получено. Митрополит назначил преподобного строителем вновь построенного монастыря и рукоположил его в сан священника.

Это было 24 марта 1580 года. 12 июня царь Иоанн Васильевич дал грамоту на строительство монастыря и пожертвовал монастырю землю.

Кроме того, царь подарил колокола и богослужебные книги для нового монастыря.

Получив царские грамоты, 24 июня преподобный выехал из Москвы, 20 июля прибыл в Вятку и был встречен с великой радостью.
Он начал строить монастырь – сначала поставил кельи для братии.

Однако обе церкви сильно обветшали, и монах задумался о том, чтобы построить новую.

Здесь он столкнулся с препятствиями. Жители Вятки, начавшие с такой радостью, вскоре потеряли интерес к строительству монастыря.

Некоторые еще мало знали преподобного, а некоторые даже относились к нему с недоверием, как к чужому.

Преподобный услышал, что недалеко от города Слободского стоит недостроенная деревянная церковь на месте предполагаемого монастыря.

Преподобный попросил ее у жителей Слободской, и они дали ему недостроенную церковь.

Преподобный послал своих учеников Дионисия и Гурия разобрать храм и перевезти его рекой в Хлынов, на место новой обители.

С Божией помощью однажды храм был разобран до основания и приведен в порядок. Бревна отнесли к реке.

Их погрузили на плоты и поплыли по Вятке. Когда они подошли к месту нового монастыря, поднялась сильная буря, плоты занесло песком, и они стали неподвижны.

Но после усердной молитвы монахов ветер поднял волны, которые смыли весь песок, и плоты благополучно пристали к берегу.

В том же году пролился сильный дождь со дня Успения Пресвятой Богородицы до дня Ее Рождества, в наказание вятчанам, которые, положив начало добру, по нерадению своему не захотели продолжать его.

8 сентября, в день Рождества Пресвятой Богородицы, благочестивому сельчанину Никите Кучкову, проживавшему от Хлынова в пяти полях, сподобилось увидеть видение.

Во сне ему представилось, что он находится в городе Хлынове и вдруг видит Царицу Небесную с Силами Небесными и святого Иоанна Крестителя.

Пресвятая Богородица сказала собравшемуся здесь множеству людей: «Вы обещали построить монастырь во имя Мое, почему теперь забыли о своем обещании? У вас также есть строитель, данный вам Богом. Он скорбит и в своих молитвах постоянно просит об этом Господа. Вы презираете его, не подчиняетесь его приказам. Если и теперь не исполнишь Моего повеления, то постигнет тебя гнев Божий: огонь, голод и мор. После этого Богородица в сопровождении народа пошла на место монастыря и, показывая рукой, сказала: «Здесь ты воздвигнешь Мой храм!» Предтеча сказал людям: «Вот, христиане, Пресвятая Богородица гневается на вас за то, что вы не позаботились о строительстве монастыря. Если хотите избежать гнева Божия, то позавидуй строению той обители».

Никита проснулся ото сна в страхе. Он немедленно пошел к Хлынову и рассказал народному собранию о своем видении.

Весь народ прославил Господа и в тот же день, 8 сентября, был заложен храм во имя честного и славного Благовещения Пресвятой Богородицы.

С тех пор дождь прекратился, вскоре церковь была построена и освящена. С великой радостью преподобный Трифон продолжал строительство монастыря.

Он устраивал новые кельи, принимал монахов, учил их словом и примером. Слава подвижника распространилась далеко; многие стали приходить в его монастырь из Вятской земли и других и постригаться в нем.

Преподобный принял их с радостью, и они послушались его, как отца. Братия уже собрала 40 человек. Вскоре в монастырской церкви стало тесно.

В то время царь послал на Вятку воевода Василий Овцын, благочестивый и богобоязненный, милостивый к нищим, почитавший духовно-монашеский чин.

Видя подвиги святого Трифона, воевода полюбил его как святого и часто беседовал с ним.

Во время одной беседы преподобный попросил Василия Овцына помочь ему в строительстве нового храма в честь Успения Пресвятой Богородицы.

И губернатор помог ему. В самый праздник Пасхи, в первый день, воевода устроил в своем доме большой пир и созвал всех знатных жителей Вятки.

Он также пригласил преподобного Трифона. Когда все подкрепились пищей, воевода Василий сказал: «Православные христиане! Я давно слышал, что вы хотите основать монастырь. Господь послал вам строителя – отца и наставника для спасения (в это время как правитель указал на преподобного Трифона). Господь хочет через этого служителя собрать множество монахов. Но его монастырь скудный и церковь маленькая. Ведь если он ходатайствует перед Богом об отпущении наших грехов, то мы должны помочь ему в строительстве монастыря. Позвольте нам помочь сейчас, насколько это возможно; преподнеси в дар Богу свое имущество».

Гости согласились со словами губернатора. Тут же стали записывать, кто сколько хочет пожертвовать на строительство храма, и благочестивый воевода подписался первым. Всего было пожертвовано более 600 рублей, которые вскоре были собраны.

Тогда преподобный вместе с воеводой принялся строить новую деревянную церковь: приготовили бревна, посоветовались с плотниками и заложили обширную церковь в честь Успения Божией Матери.

Вскоре преподобный снова отправился в Москву. Он просил пожертвований у царя Иоанна Васильевича, а затем у его сына Феодора Иоанновича.

Цари дарили деревни, озера и другие земли; вручили грамоты. В Москве преподобный был удостоен чести за свои подвиги и был охотно принят многими знатными людьми.

<span styl

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх