ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ21 ноября

Христианские праздники 21 ноября. Собор Архангела Михаила...

 

Православные праздники 21 ноября (8 ноября по старому стилю)

  • Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных 
  • Святой мученик и исповедник Михаил и его советник Феодор, Черниговские чудотворцы

 

Собор Архангела Михаила и других бестелесных сил


Собор Архангела Михаила и других бестелесных сил

Собор Архангела Михаила и других бестелесных сил

 

Собор Главы Небесных Сонмов, Архангела Михаила и других Небесных Бесплотных Сил: Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила был установлен в начале четвертого века на Лаодикийском Соборе, который за несколько лет до Первого Вселенского Собора.

35-й канон Лаодикийского собора осудил и объявил как еретическое поклонение ангелам как богам и правителям мира, но подтвердил их надлежащее почитание.

Праздник был установлен в ноябре, в девятом месяце после марта (с которого в древности начинался год), так как существует Девять Чин Ангелов.

Восьмой день месяца избран для Собора всех Бесплотных Сил Неба, ибо День Страшного Страшного Суда именуется святыми Отцами Восьмым Днем.

После окончания этого века (характеризуемого его семью днями Творения) наступит День Восьмой, и тогда «придёт Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним» (Мф. 25:31).

Ангельские чины делятся на три Иерархии: высшую, среднюю и низшую.

В Высшую Иерархию входят: Серафимы, Херувимы и Престолы.

Шестикрылый СЕРАФИМ (Пламенеющий, Огненный) (Ис 6:2) ближе всех стоит к Пресвятой Троице.

Они пылают любовью к Богу и зажигают такую любовь в других.

Многоокие ХЕРУВИМЫ (излияние премудрости, просвещения) (Быт. 3:24) стоят перед Господом после Серафимов.

Они сияют светом богопознания и познания тайн Божиих. Через них изливается мудрость, и умы людей просвещаются, чтобы они могли познать Бога и созерцать славу Его.

ПРЕСТОЛЫ (Кол. 1:16) стоят после Херувимов, таинственно и непостижимо несущих Бога по благодати, данной им на служение.

Они служители Божьей справедливости, дающие трибуналам, царям и т. д. способность выносить праведный суд.

Срединная Ангельская Иерархия состоит из трех Чинов: Господств, Сил и Властей:

ГОСУДАРСТВА (Кол. 1:16) владычествуют над подчиненными им ангелами.

Они наставляют земные власти, установленные Богом, править мудро и хорошо управлять своими землями. Доминионы учат нас подавлять греховные порывы, подчинять плоть духу, владеть своей волей и побеждать искушения.

СИЛЫ (1 Пет. 3:22) без колебаний исполняют волю Божию. Они творят великие чудеса и даруют благодать чудотворения и прозорливости святым, угодным Богу.

Силы помогают людям в выполнении послушаний. Они также поощряют их к терпению и придают им духовную силу и стойкость.

ВЛАСТИ (1 Пет. 3:22, Кол. 1:16) имеют власть над дьяволом. Они защищают людей от бесовских искушений и не дают демонам вредить людям так, как они того пожелают.

Также они поддерживают подвижников и оберегают их, помогая людям в борьбе со злыми помыслами.

Низшая Иерархия включает в себя три чина: Начала, Архангелы и Ангелы:

НАЧАЛА (Кол. 1:16) командуют низшими ангелами, наставляя их в исполнении Божьих заповедей.

Они наблюдают за миром и защищают земли, нации и народы.

Начала учат людей оказывать должное почтение тем, кто находится у власти, в соответствии с их положением.

Они учат власть имущих использовать свое положение не для личной славы и выгоды, а для прославления Бога и распространения информации о Нем на благо подчиненных.

АРХАНГЕЛЫ (1 Фес. 4:16) – вестники великих и дивных вестей. Они открывают пророчества и тайны веры.

Они просвещают людей к познанию и пониманию воли Божией, распространяют среди людей веру в Бога, просвещая умы их светом Святого Евангелия.

АНГЕЛЫ (1 Пет. 3:22) находятся в низшем чине небесной иерархии и ближе всего к людям.

Они открывают малые тайны Бога и Его намерения, направляя людей к добродетельной и святой жизни.

Они поддерживают тех, кто остается стойким, и поднимают павших.

Они никогда не бросают нас и всегда готовы помочь нам, если мы того пожелаем.

Все Чины Небесных Сил называются ангельскими, хотя каждый имеет свое имя и положение в силу своего служения.

Господь открывает Свою волю высшим чинам ангелов, а они, в свою очередь, сообщают другим.

Над всеми Девятью чинами Господь поставил Главнокомандующим Святого Архистратига Михаила (имя его на иврите означает «подобный Богу»), верного служителя Божия, Главнокомандующим.

Он низверг с неба надменно-гордого Люцифера и других падших духов, когда они восстали против Бога.

Михаил созвал чины ангелов и воскликнул: «Пойдем! Станем прямо перед Творцом нашим и не помышляем о том, что Богу неугодно!»

По Церковному Преданию и в церковных службах Архангелу Михаилу он участвовал и во многих других ветхозаветных событиях.

Во время исхода израильтян из Египта он шел перед ними в виде столпа облачного днем и столпа огненного ночью. Через него проявилась сила Господа, уничтожившая египтян и фараона, преследовавших израильтян.

Архангел Михаил защищал Израиль во всех его бедах.

Он явился Иисусу Навину, сыну Нави, и открыл волю Господа при взятии Иерихона (Нав. 5:13-16).

Сила великого главнокомандующего Бога проявилась в уничтожении 185 000 воинов ассирийского императора Сеннахирима (4/2 Царств 19:35); также в поражении нечестивого вождя Илиодора (2 Макк. 3:24-26); и в защиту трех святых отроков: Анании, Азарии и Мисаила, брошенных в раскаленную печь за отказ поклониться идолу (Дан. 3:22-25).

По воле Божией главнокомандующий Михаил перенес пророка Аввакума (2 декабря) из Иудеи в Вавилон, чтобы накормить Даниила во рву со львами (Дан. 14:33-37).

Архангел Михаил спорил с диаволом о теле святого пророка Моисея (Иуды 1:9).

Святой Архангел Михаил показал свою силу, когда чудесным образом спас юношу, брошенного разбойниками в море с камнем на шее на берегу Афона.

Этот рассказ встречается в Афонском Патерике и в Житии преподобного Неофита Дохиарийского (память 9 ноября).

Архангел Михаил издревле славился своими чудесами на Руси.

В Волоколамском патерике есть рассказ святителя Пафнутия Боровского с рассказом татарских мытарей о чудесном спасении Новгорода Великого: Безбожный агаринский царь Батый пожрал и поджег землю русскую и пришел к Новгороду, и Бог и Пресвятая Богородица защитили его явлением Архангела Михаила, запретившего ему входить в нее.

Он [Батый] пришел в литовский город и подошел к Киеву и увидел каменную церковь, над дверями которой великий архангел Михаил написал и сказал князю сужденную ему судьбу: «Сим запретили мы тебе вход в Великую Новгород».

Заступничество Пресвятой Царицы Небесной за грады русские всегда сопровождалось Ее явлениями с Небесными Силами под предводительством Архангела Михаила. Благодарная Русь превозносила в церковных песнопениях Пречистую Богородицу и Архангела Михаила.

Многие монастыри, соборы, придворные и купеческие церкви посвящены главнокомандующему Михаилу.

В старом Киеве ко времени принятия христианства был построен Архангельский собор, а также назван в его честь монастырь.

Архангельские соборы находятся в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, на Великом Устюге (начало XIII в.), собор в Свияжске.

На Руси не было города, где бы не было храма или часовни, посвященных Архангелу Михаилу.

Ему посвящен один из главных храмов города Москвы – усыпальница в Кремле.

Многочисленны и прекрасны иконы Главнокомандующего Небесными Силами и в его соборе.

Одна из них, икона «Блаженный воин», была написана в Успенском соборе Московского Кремля.

Святые воины, русские князья, изображены под предводительством архангела Михаила.

Мы призываем святого Михаила для защиты от нашествия врагов и от междоусобной войны, а также для поражения противников на поле битвы. Он побеждает всех духовных врагов.

Священное Писание и Предание дают нам имена Архангелов:

Гавриил: сила (мощь) Божья, глашатай и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8:16, Лк. 1:26). Он возвещает тайны Божии.

Рафаил: исцеление Божие, врачеватель человеческих недугов (Товит 3:16, 12:15)

Уриил: огонь или свет Божий, просветитель (2 Ездры 5:20). Мы молимся, чтобы он просветил тех, у кого омраченный разум.

Селафиил: молитва Божия, побуждающая к молитве (2 Ездры 5:15). Он молится Богу о человечестве.

Иегудиил: прославление Бога, поощрение усилий во славу Господа и ходатайство о вознаграждении за усилия.

Варахиил: раздатчик благословений Божиих на добрые дела, выпрашивает у Бога милости к людям.

Иеремиил: вознесение к Богу (2 Ездры 4:36)

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с характером их служения:

Михаил попирает дьявола ногами, а в левой руке держит зеленую финиковую ветку, а в правой копье с белым знаменем, на котором начертан червленый крест, а иногда и огненный меч.

Гавриила с райской ветвью, подаренной им Пресвятой Деве, или с сияющим фонарем в правой руке и с зеркалом из яшмы в левой.

Рафаил держит в левой руке сосуд с целебными лекарствами, а правой рукой ведет Товию, несущего рыбу для исцеления (Товит 5-8).

Уриэль в поднятой правой руке держит обнаженный меч на уровне груди, а в опущенной левой руке «огненное пламя».

Селафиил в молитвенной позе, смотрящий вниз, сложив руки на груди.

Иегудиил держит в правой руке золотую корону, в левой – плетку из трех красных (или черных) ремней.

Барахиил изображен с белой розой на груди.

Джеремиэль держит в руке весы.

У каждого человека есть ангел-хранитель (Мф. 18:10), и каждый народ также получает своего ангела-хранителя от Бога (Дан. 10:13).

Когда церковь освящается, она также получает ангела-хранителя (Палладий, Диал. Гл. 10).

 

Святой мученик и исповедник Михаил и его советник Феодор, Черниговские чудотворцы


Святой мученик и исповедник Михаил и его советник Феодор, Черниговские чудотворцы

Святой мученик и исповедник Михаил и его советник Феодор, Черниговские чудотворцы

 

Святой князь Михаил Черниговский, сын Всеволода Ольговича Чернокрасного (+ 1212), с детства отличался благочестием и кротостью.

Здоровье его было очень слабым, но в 1186 году, уповая на милость Божию, молодой князь испросил святых молитв преподобного Никиты Столпника Переяславского (память 24 мая), который в эти годы прославился своим молитвенным предстательством перед Господом.

Получив от святого подвижника деревянный посох, князь тотчас исцелился.

В 1223 г. князь Михаил принял участие в совете русских князей в Киеве, обсуждая, помогать ли половцам против приближающихся монголо-татарских полчищ.

Со смертью своего дяди Мстислава Черниговского в битве на реке Калке в 1223 году святой Михаил стал князем Черниговским.

В 1225 г. он был приглашен князем новгородского народа. Своим чувством справедливости, состраданием и твердостью он снискал любовь и уважение Старого Новгорода.

Это было особенно важно для новгородцев, так как воцарение Михаила князем означало примирение Новгорода с городом Владимирским святого великого князя Георгия Всеволодовича (память 4 марта), супругой которого была святая княгиня Агафа, сестра князя Михаила.

Но святой Михаил недолго оставался князем в Новгороде. Вскоре он вернулся в родной Чернигов.

На оговорки и просьбы новгородцев остаться князем он отвечал, что Чернигов и Новгород должны стать родственными землями, а их жители – братьями, и он скрепит узы дружбы этих городов.

Благородный князь усердно занимался строительством своего удельного царства. Но ему было трудно в эти смутные времена.

Его деятельность вызвала беспокойство курского князя Олега, и в 1227 г. едва не вспыхнула междоусобица, но митрополит Киевский Кирилл их примирил.

И в этом же году князь Михаил мирно разрешил спор между киевским великим князем Владимиром Рюриковичем и галичским князем.

В 1235 году князь Михаил занял киевский престол.

Наступили смутные времена. В 1238 году татары (монголы) опустошили Рязань, Суздаль и Владимир.

В 1239 году они двинулись на Южную Русь и разорили левобережье Днепра, земли Чернигова и Переяславля.

К осени 1240 г. монголы подошли к Киеву.

Послы хана предложили Киеву сдаться добровольно, но князь не пошел с ними на переговоры.

Князь Михаил срочно поскакал в Венгрию, чтобы убедить венгерского короля Белу организовать союзные силы для сопротивления общему врагу.

Святой Михаил стал вовлекать в борьбу с монголами и Польшу, и германского императора, но момент для совместного сопротивления был упущен.

Русь была опустошена, а позже Венгрия и Польша.

Без иностранной поддержки князь Михаил вернулся в развалины Киева и некоторое время жил недалеко от города на острове, а затем поселился в Чернигове.

Князь не оставлял надежды на возможность единой христианской Европы против азиатских кочевников.

В 1245 году на Лионском соборе во Франции его сподвижник митрополит Петр (Акерович) был послан посланником святого Михаила с призывом к крестовому походу против языческой Орды.

Католическая Европа в лице своих главных духовных вождей, римского папы и германского императора, предала интересы христианства.

Папа был вовлечен в войну с германским императором, и немцы воспользовались монгольским нашествием, чтобы сами напасть на Русь.

В этих обстоятельствах, влияющих на христианство в целом, всемирное значение имеет исповеднический подвиг мученика православного князя Михаила Черниговского среди языческой Орды.

На Руси вскоре появились посланцы хана, чтобы произвести перепись населения России и обложить его налогами.

Князю было приказано полностью покориться татарскому хану, а на его княжеское царство хан даровал особую грамоту.

Послы сообщили князю Михаилу, что ему необходимо отправиться в Орду для утверждения прав на управление княжеством по ханской грамоте.

Видя бедственное положение Руси, князь Михаил сознавал необходимость повиноваться хану, но как ревностный христианин знал, что не отречется от своей веры перед язычниками.

От своего духовного отца, епископа Иоанна, он получил благословение отправиться в Орду и быть истинным исповедником Имени Христова.

Со святым князем Михаилом в путь в Орду отправился его верный друг и сподвижник благоверный Феодор.

В Орде знали о попытках князя Михаила организовать восстание против татар совместно с Венгрией и другими европейскими державами.

Его враги давно искали возможность уничтожить его.

В 1246 году, когда князь Михаил и боярин Феодор прибыли в Орду, им было дано указание, как идти к хану: проходить через огонь, чтобы очиститься от злых намерений, и поклоняться первоэлементам, которые монголы считали богами: солнце и огонь.

В ответ жрецам, повелевшим им совершать языческие обряды, святой князь ответил: «Христианин поклоняется только Богу, Творцу мира, а не тварям».

Доложили хану о твердости русского князя.

Слуга Батыя Эльдег поставил условия: либо выполнить требования языческих жрецов, либо умереть в муках.

Но и на это последовал решительный ответ святого князя Михаила: «Я готов подчиниться императору, так как ему Бог доверил судьбы земных царств, но я, как христианин, не могу поклоняться идолам».

Судьба храбрых христиан была решена.

Ободрившись словами Господними: «Кто душу свою сбережет, тот погубит ее, а кто погубит душу свою ради Меня, тот спасет ее» (Мф. 16:25), святой князь и его преданный боярин приготовились к мученическую кончину и приняли Святые Таинства, которые дал им их духовный Отец, предвидя такую возможность.

Татарские палачи схватили князя и долго жестоко били его, пока земля не стала багровой от крови.

Наконец, Доман, отступник от веры во Христа, отсек голову святому мученику.

Татары обманчиво обещали святому Феодору большие почести и княжеский сан его господина, если он совершит языческий обряд.

Но святого Феодора это не поколебало, и он пошел по пути своего князя.

После довольно жестоких мучений его обезглавили.

Тела святых страстотерпцев были брошены на съедение собакам, но Господь чудесным образом хранил их несколько дней, пока верные христиане не смогли тайно с благоговением похоронить их.

Позднее мощи святых мучеников были перенесены в Чернигов.

Исповеднический поступок святого Феодора поразил даже его палачей.

Убедившись в непоколебимой верности русского народа Православной Вере и его готовности с радостью умереть за Христа, татарские ханы решили не испытывать, как прежде, терпения Божия и перестали требовать от русских в Орде совершения каких-либо языческих обрядов.

Но борьба русского народа и Русской Церкви против монгольского ига продолжалась еще долго.

Православная Церковь украсилась в этой борьбе новомучениками и исповедниками.

Мучениками были также преподобный Роман Рязанский (+ 1270), святой Михаил Тверской (+ 1318), его сыновья Димитрий (+ 1325) и Александр (+ 1339).

Все это ободрялось примером и святыми молитвами Русского Первомученика Ордынского, святителя Михаила Черниговского.

14 февраля 1572 года по воле царя Ивана Васильевича Грозного и по благословению митрополита Антония мощи святых мучеников были перенесены в Москву, в посвященный им храм.

Оттуда в 1770 г. они были перенесены в Посещенский собор, а 21 ноября 1774 г. в Архангельский собор Московского Кремля.

Жития и службы святым Михаилу и Феодору были составлены в середине XVI века известным церковным писателем святителем Зиновием Отонским.

«Род правых благословится», – говорит святой псалмопевец Давид (Пс. 111/112:2).

Это произошло в полной мере для святого Михаила. Он стоит во главе многих знаменитых фамилий в русской истории.

Его дети и внуки продолжили святое христианское служение святителю Михаилу.

Церковь также причисляет к лику святых его дочь преподобную Евфросинью Суздальскую (память 25 сентября) и внука преподобного Олега Брянского (память 20 сентября).

Христианские праздники 20 ноября

Христианские праздники 22 ноября

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх