ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ20 июля

Христианские праздники 21 июля. Явление Казанской иконы Божией Матери...

21 июля (8 июля по старому стилю)

 

Явление Казанской иконы Пресвятой Богородицы

 

Казанская икона Божией Матери

Казанская икона Божией Матери

 

День явления Казанской иконы — 8 июля 1579 года — ныне ежегодный общецерковный праздник в Русской Церкви. На месте явления иконы по указу Ивана IV (Грозного) был построен Богородицкий девичий монастырь, первой монахиней которого стала Матрона, принявшая имя Мавры.

Дата празднования: 8 (21) июля (явление) и ...

Дата появления: 1579 год

Считается, что образ Казанской иконы Божией Матери попал в Россию из Константинополя в XIII веке.

После осады Казани татарами и превращения ее в столицу своего ханства в 1438 году икона исчезла и не упоминается до XVI века, через несколько лет после освобождения Казани Иваном Грозным в 1552 году.

После пожара, уничтожившего Казань в 1579 году, Богородица явилась в пророческом сне 10-летней девочке по имени Матрона и подсказала ей, где снова найти драгоценный образ.

Как было велено, Матрона рассказала архиепископу о своем сне, но он не воспринял ее всерьез.

После еще двух таких снов, 8 июля 1579 года, девушка и ее мать сами откопали образ, закопанный под пеплом дома, где он был спрятан задолго до того, чтобы спасти его от татар.

Найденная икона выглядела яркой и красивой, как новая.

Архиепископ раскаялся в своем неверии и отнес икону в Никольскую церковь, где в тот же день был исцелен слепой.

Гермоген, священник этой церкви, впоследствии стал митрополитом Казани.

Он принес икону в Казанский Благовещенский собор и установил 8 июля праздником в честь Казанской Богородицы.
Из летописи Гермогена, написанной по просьбе царя в 1595 г., мы знаем об этих событиях.

К 1612 году, когда Москва была занята польскими захватчиками, Гермоген стал патриархом Московским и всея Руси.

Из острога он призвал к трехдневному посту и велел принести икону Казанской Божией Матери князьям Минину и Пожарскому, возглавлявшим сопротивление оккупации.

Эту икону — возможно, оригинал, но, скорее, копию — несли перед их полками, когда они сражались за отвоевание столицы у поляков.

Когда 22 октября 1612 года польское войско было окончательно изгнано из Москвы, победа была приписана заступничеству Божией Матери, а Казанская икона стала средоточием русских национальных чувств.

Позднее в том же году, когда царь Михаил Феодорович вступил на престол, он назначил и 8 июля, и 22 октября как праздники в честь Казанской иконы Божией Матери.

Князь-победитель Дмитрий Пожарский финансировал строительство небольшой деревянной церкви в честь Казанской Богородицы в Московском Кремле.

Икона хранилась там до тех пор, пока небольшая церковь не сгорела в 1632 году.

На ее месте царь приказал построить большой каменный собор.

После ее завершения в 1638 году икона почти два столетия оставалась в Московском Казанском соборе.

Ее регулярно несли в торжественных богослужебных процессиях вдоль городских стен как покровительницу Москвы.

Заступничество Казанской иконы Божией Матери было успешно использовано против шведского вторжения в 1709 году и снова, когда Наполеон вторгся в Россию в 1812 году.

В ознаменование этой последней победы Казанская икона была перенесена в новый Казанский собор в Санкт-Петербурге в 1821 году.

К этому времени Казанская икона приобрела огромную популярность, и по стране было девять или десять отдельных чудотворных списков с иконы.

Существуют значительные разногласия по поводу того, какой из них был оригиналом, если таковой имелся.

Одни утверждают, что оригинал остался в Казани, другие считают, что оригинал был перевезен из Москвы в Санкт-Петербург.

Однако многие эксперты считают, что оригинал был утерян, и обе почитаемые Казанские иконы были ранними копиями.

В любом случае обе иконы исчезли в начале 20 века.

Та, что в Казани, была украдена в 1904 году и, вероятно, уничтожена ворами, которых больше интересовало ее золотое покрытие с драгоценными камнями.

Та, что в Санкт-Петербурге, исчезла после Октябрьской революции 1917 года.

Одни говорят, что ее вывезли контрабандой из страны, чтобы защитить от большевиков, другие предполагают, что ее спрятали сами коммунисты, а затем продали за границу.

Но во время Великой Отечественной войны икона Казанской Богородицы всплыла в Ленинграде, чтобы возглавить крестный ход вокруг укреплений осажденного фашистами города.

Чудотворные иконы Божией Матери Ситкинская и Божья Матерь Суфанийская относятся к Казанскому типу.


Святой великомученик Прокопий

 

Святой великомученик Прокопий

Святой великомученик Прокопий

 

Святой великомученик Прокопий, в миру Неаний, родом из Иерусалима, жил и пострадал при императоре Диоклитиане (284-305).

Его отец, видный римлянин по имени Христофор, был христианином, но мать святого, Феодосия, оставалась язычницей.

Он рано лишился отца, и маленького ребенка воспитывала мать.

Получив прекрасное светское образование, он был представлен Диоклетиану в первый же год восшествия императора на престол и быстро продвинулся по государственной службе.

К 303 году, когда начались открытые гонения на христиан, Неаний был послан проконсулом в Александрию с приказанием беспощадно преследовать Церковь Божию.

По пути в Египет, близ сирийского города Апамеи, Неанию было видение Господа Иисуса, подобное видению Савла по дороге в Дамаск.

Божественный голос воскликнул: «Неаний, почему ты гонишь Меня?»

Неаний спросил: «Кто Ты, Господи?»

«Я есмь распятый Иисус, Сын Божий».

В этот момент в воздухе появился сияющий Крест.

Неаний почувствовал в сердце неизреченную радость и духовное счастье и из гонителя преобразился в ревностного последователя Христа.

С этого времени Неаний стал благосклонно относиться к христианам и победоносно сражался с варварами.

Для святого сбылись слова Спасителя: «Враги человеку домашние его» (Мф. 10:36).
Его мать, сама язычница, пошла к императору с жалобой на то, что ее сын не поклоняется богам предков.

Неания вызвали к прокуратору Иудею Юсту, где ему торжественно вручили указ Диоклетиана.

Прочитав кощунственную директиву, Неаний тихо разорвал ее на глазах у всех.

Это было преступление, которое римляне считали «оскорблением власти».

Неания взяли под стражу и в цепях отправили в Кесарию Палестинскую, где когда-то томился апостол Павел.
После страшных мучений святого бросили в темную темницу.

В ту ночь в темнице воссиял свет, и Сам Господь Иисус Христос крестил страждущего исповедника и дал ему имя Прокопий.

Святителя Прокопия неоднократно приводили в зал суда, требуя от него отречения от Христа, и подвергали его новым истязаниям.

Непоколебимость мученика и его пламенная вера обрушили обилие благодати Божией на свидетелей казни.

Вдохновленные примером Прокопия, многие бывшие гвардейцы святого мученика и римские воины пошли под меч палача вместе со своими трибунами Никостратом и Антиохом.

Двенадцать христианок получили мученические венцы, подойдя к воротам Кесарийского претория.

Пораженная великой верой и мужеством христиан и видя стойкость своего сына в перенесении страшных страданий, Феодосия раскаялась, встала в ряды исповедников и была казнена.
Наконец новый прокуратор Флавиан, убедившись в тщетности истязаний, приговорил святого великомученика Прокопия к усекновению головы мечом.

Ночью христиане подобрали его истерзанное тело и со слезами и молитвами предали его земле. Это было первое мученичество в Кесарии (303 г.).



Святитель Прокопий, юродивый, Устюжский чудотворец

 

Прокопий Устюжский Икона нач. XVI в.

Прокопий Устюжский Икона нач. XVI в.

 

Проко́пий У́стюжский (Прокопий Лю́бекский, нем. Prokopius von Ustjug und Lübeck) (?), Любек (?) — 8 июля 1303, Великий Устюг) — блаженный (юродивый во Христе) чудотворец, святой Русской православной церкви. Был любекским ганзейским купцом знатного прусского рода.

Родился XIII век
Любек (?)
Умер 8 июля 1303
Великий Устюг, Ростовское княжество, Великое княжество Владимирское
Почитается в Русской православной церкви
В лике блаженных

Святой Прокопий был немцем римо-католического исповедания, иностранным купцом, торговавшим в Новгороде.

Плененный красотой православного богослужения, он принял православие, раздал свое богатство нуждающимся и поступил в монахи в монастырь преподобного Варлаама Хутинского под Новгородом.

Через некоторое время, спасаясь от дурной славы, он удалился в город Устюг.

Здесь он избрал трудную аскезу юродства Христа ради, то есть притворился безумным, чтобы приобрести совершенное смирение.

Таким образом, он стал первым юродивым на Руси.

Ему пришлось претерпеть много скорбей в своем нелегком подвижничестве.

С тремя деревянными посохами в руках он ходил без обуви и в плохой одежде и летом, и зимой.

Принимая милостыню от сострадательных.

Однажды, во время лютого мороза, когда птицы замерзали в полете, блаженный искал убежища, люди не приняли его в свои дома, даже собаки, возле которых он хотел погреться, убегали от него.

Прокопий начал замерзать, внезапно повеяло неземным теплом, и ангел коснулся его лица.

От этого блаженный согрелся и набрался сил, он рассказал Симеону, клирику соборного храма, об этом чуде и просил не разглашать до его кончины.

За свои подвиги блаженный удостоился дара прозорливости.

Однажды он поклонился трехлетней девочке и сказал ее родителям: «Вот мать великого святого», она стала матерью святителя Стефана Пермского.

В 1290 году блаженный в течение недели ходил по городу, призывая жителей к покаянию и молитве, чтобы Господь избавил город от участи Содома и Гоморры (Бытие, глава 19).

Ему никто не поверил.

Внезапно на небе появилось зловещее облако.

Оно росло и росло, так что день превратился в ночь.

Сверкали молнии и гремел гром, сотрясая стены зданий, так что не было слышно человеческих голосов.

Появилось предчувствие гибели.

Жители бросились к соборной церкви, где блаженный уже молился перед иконой Благовещения Богородицы.

На глазах у всех произошло чудо: икона стала мироточить, в знак творимого над городом милосердия Божией Матери.

Благоухание наполнило церковь.

Миро от чудотворной иконы истекло до такой степени, что им наполнились церковные сосуды.

Помазанные ею получали исцеление от различных болезней.

После этого душный воздух стал свежим и выглянуло солнце.

В 20-ти верстах от Устюга, на котовальском долу, прорвались тучи с градом и молнией.

Град разорвал вековой лес на куски, не причинив, однако, вреда ни человеку, ни зверю.

В память об избавлении города от разрушения установлено празднование Устюжской иконы Божией Матери.

В разговоре с благочестивыми людьми каждое его слово и действие были наставлением и предостережением.

Скончался праведный Прокопий в глубокой старости в 1303 году у ворот Архангельского монастыря.

Много чудес было совершено над его могилой. 


Якобштадтская икона Божией Матери

 

Якобштадтская икона Божией Матери

Якобштадтская икона Божией Матери


Якобштадтская икона Божией Матери до начала 20 века была единственной чудотворной святыней в Латвии.

Святой образ был приобретен во время русско-шведской войны 1654-1667 годов.

При переправе через Западную Двину солдат шведской армии Яков Гудынский пронзил копьем плывущую по реке деревянную доску.

Выйдя на берег, он с ужасом обнаружил, что кровь течет по древку копья, идущего от доски, когда на потемневшем дереве появился лик Богоматери с Младенцем на руках.

Шведский солдат принес икону в близлежащий православный храм св. Георгия.

Храм с небольшой монашеской общиной располагался в поселке Хольмхоф (с 1670 г. город Якобштадт; ныне Екабпилс (Латвия). 

Передав образ монастырской братии, воин принял православие.

Вскоре он принял монашеский постриг и остался в монастыре на всю оставшуюся жизнь.

В 1675 году чудотворная икона Божией Матери была перенесена в новый храм Святого Духа, построенный на пожертвования православного купца Якова Раткевича.

Более трех столетий Якобштадтская икона оставалась единственной чудотворной иконой в Латвии.

По молитвам многих паломников перед святым образом были засвидетельствованы многочисленные чудеса.

Икона не раз спасала Якобштадт от пожаров, например, в 1878 году процессия, проносившая икону вокруг монастыря, остановила быстро распространяющийся огонь.

С 1901 по 1914 годы почитание чудотворного Якобштадтского образа Пресвятой Богородицы было поистине всенародным.

Икона ежегодно привозится для поклонения из Якобштадта в Ригу, Митаву (Елгаву) и Спасо-Преображенскую пустынь.

Однако во время Первой мировой войны чудотворная икона была утеряна.

В 2008 году по благословению Святейшего Патриарха Алексия II московские иконописцы создали новый список чудотворной иконы по сохранившимся описаниям.

До перенесения в Ригу и Екабпилс новая икона хранилась в Покровском храме Московского Кремля, где была освящена в праздник Положения честной Ризы Пресвятой Богородицы во Влахернах.

19 июля Якобштадтскую икону торжественно встретили в Риге, а 25 июля святыня вернулась в Свято-Духов монастырь.

31 июля 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия II празднование Якобштадтской иконы Божией Матери было включено в календарь Православной Церкви.

Христианские праздники  20 июля

Христианские праздники  22 июля

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх