ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ02 января

Христианские праздники 1 января. Илия Муромец…

Православные праздники 1 января (19 декабря по старому стилю) 

  • Неделя 29-я по Пятидесятнице, пред Рождеством Христовым, святых отец 
  • Преподобный Илия Муромец, Печерский, в Ближних пещерах 
  • Святитель Вонифатий Милостивый, епископ Ферентийский 
  • Мученик Вонифатий Тарсийский и праведная Аглаида Римская

 

Преподобный Илия Муромец


Преподобный Илия Муромец

Преподобный Илия Муромец

 

1 января память святого русского преподобного Ильи, чудотворца Муромского.

Он был воином и монахом, служил Отечеству во времена правления Владимира Мономаха.

Принято считать, что прототипом Муромца был преподобный Илья Печерский, инок православной церкви, причисленный к лику святых в 1643 году.

Илья Печерский – монах Киево-Печерского монастыря. Святая Русская Православная Церковь, почитаемая под ликом святых, поминает 28 сентября (11 октября), в Киево-Печерском соборе преподобных отцов и 19 декабря (1 января).

Некоторые исследователи и русское православие считают прототипом былинного персонажа исторического силача по прозвищу «Чоботок», уроженца села Карачарова под Муромом.

Некоторые историки девятнадцатого века также предполагали, что Карачев и Моровск могли быть его родиной.

Чоботок принял монашество в Киево-Печерской Лавре под именем Илья и был канонизирован как «преподобный Илия Муромец» (канонизирован в 1643 г.).

Умер Илья Муромец около 1188 года.

Память по церковному календарю – 19 декабря (1 января).

Первые письменные сведения о нем относятся к 1630-м годам.

Ранняя традиция датирует жизнь Ильи XII веком. Исследователи датируют XI–XII вв. В 1594 году посол римского (германского) императора Эрих Лассо сообщал в своих записках об Илье Муромце и Чоботке как о разных людях: скорее всего, видя в пещере разрушенную гробницу и реликвии, он не предполагал, что они могли принадлежать одному и тому же человеку.

Ему сказали, что Чоботок был героем и носил его прозвище с тех пор, как когда-то отбивался от врагов чоботом – то есть сапогом.

В Муроме существует множество легенд об Илье.

Его потомками считаются муромиты Гущины, наследственно обладавшие большой силой (например, одному из Гущин, жившему в конце XIX века, было даже запрещено участвовать в кулачных боях).

Изба Ильи, как полагают, стояла на том месте в селе Карачарове (ныне часть Мурома), где сейчас стоит дом одного из Гущиных.

Рядом находится Троицкая церковь, которую Илья, по преданию, собственноручно сложил, возя с реки стволы дуба-дрова.

Местное почитание преподобного Ильи началось в конце XVII века, когда Печерский архимандрит Варлаам (Ясинский) установил празднование Собора преподобных отцов Ближних пещер.

Всеобщее почитание храма началось после разрешения Святейшего Синода во второй половине XVIII века включить в слова общецерковного месячника имена ряда киевских святых.

В настоящее время мощи Ильи Муромца покоятся в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Часть мощей Ильи – средний палец левой руки – находится в Спасо-Преображенском монастыре города Мурома.

В 1988 году Межведомственная комиссия Министерства здравоохранения УССР провела экспертизу мощей преподобного Ильи Муромца.

Исследования мощей показали, что преподобный был крупным мужчиной и имел рост около 180 см (высокий рост для Средневековья).

У него нашли признаки заболевания позвоночника (быленный Илья с рождения до 33 лет был парализован).

Причиной смерти, вероятно, стал удар острым предметом (копьем или мечом) в грудь через прикрывающую грудь левую руку.

Смерть наступила в возрасте примерно 40–55 лет.

Считается, что он погиб при взятии Киева князем Рюриком Ростиславичем 2 января 1203 года, сопровождавшемся разгромом Печерской Лавры союзными Рюрику половцами.
В таком случае он должен был родиться между 1150 и 1165 годами.

В самой Киево-Печерской лавре верят, что после тяжелого ранения Илья решает окончить свои дни в монашестве и постригся в Феодосиев монастырь (ныне Киево-Печерская Лавра).

Отсутствие в Киево-Печерском патерике упоминания о житии преподобного Ильи косвенно указывает на то, что святой воин успел провести в иноческих подвигах не так много времени.

 

Святой Вонифаций Милостивый, епископ Ферентинский


Святой Вонифаций Милостивый, епископ Ферентинский

Святой Вонифаций Милостивый, епископ Ферентинский

 

Святой Вонифаций с самого детства отличался нестяжательством и любовью к бедным.

Увидев на улице нищего, он взял свою одежду и раздал ее нуждающимся, к огорчению своей овдовевшей матери.

Однажды он отдал годовой запас зерна, но Господь по его молитве сотворил чудо, и семейная житница снова наполнилась.

Святой Вонифаций стал епископом города Ферентино (Флоренция), к северу от Рима (в Тоскане).

Даже в своем высоком сане епископа он оставался совершенно нестяжательным и милостивым к людям и мудро направлял свою паству, увещевая ее внимать даже малейшим из ближних.

 

Мученик Вонифатий в Тарсе Киликийском и праведная Аглава Римская


Мученик Вонифатий в Тарсе Киликийском и праведная Аглава Римская

Мученик Вонифатий в Тарсе Киликийском и праведная Аглава Римская

 

Святой мученик Вонифатий был рабом молодой богатой римлянки по имени Аглава и жил с ней в беззаконном сожительстве.

Оба, однако, чувствовали угрызения совести и хотели как-то очиститься от своего греха.

Господь даровал им возможность смыть грех своей кровью и окончить жизнь в покаянии.

Аглава узнала, что кто хранит в своем доме мощи святых мучеников и почитает их, тот получает великую помощь в обретении спасения.

Благодаря их влиянию грех уменьшается, а добродетель преобладает.

Она уговорила Вонифация отправиться на Восток, где были свирепые гонения на христиан, и попросила его привезти мощи некоего мученика, который станет их проводником и защитником.

Уходя, Вонифаций засмеялся и спросил: «Госпожа, если я не найду никаких мощей и если сам буду страдать за Христа, примете ли вы мои мощи с благоговением?»

Аглава отругала его, сказав, что он отправляется на священную миссию, но не воспринимает ее всерьез. Вонифаций обдумывал ее слова и во время всего пути думал, что недостоин прикоснуться к мощам мучеников.

Прибыв в Тарс в Киликии, Вонифаций оставил своих спутников в гостинице и проследовал на городскую площадь, где они истязали христиан.

Пораженный страшными муками и видя лица святых мучеников, сияющие благодатью Господней, Вонифаций дивился их мужеству.

Он обнимал их и целовал им ноги, прося их молиться о том, чтобы он был достоин пострадать вместе с ними.

Судья спросил Вонифация, кто он такой, он ответил: «Я христианин», и отказался принести жертву идолам.

Они раздели его и подвесили вниз головой, избивая так сильно, что плоть отвалилась от его тела, обнажая кости.

Ему вонзали иголки под ногти, а в конце концов влили ему в горло расплавленное олово, но силою Господней он остался невредим.

Люди, видевшие это чудо, восклицали: «Велик Бог христиан!»

Тогда они стали бросать в судью камни, а затем направились к языческому капищу, чтобы свергнуть идолов.

На следующее утро, когда дело несколько утихло, судья распорядился бросить мученика в котел с кипящей смолой, но и это не причинило страдальцу никакого вреда.

Ангел спустился с небес и омыл его, когда он вошел в котел. Смола переполнила котел, разбрызгивая и сжигая мучителей.

Затем святой Вонифаций был приговорен к обезглавливанию мечом.

Кровь и молочная жидкость текла из его ран, увидев такое чудо, во Христа уверовали около 550 человек.

Спутники святого Вонифация два дня ждали его на постоялом дворе, но тщетно, и стали его искать, думая, что он где-то напился.

Сначала их поиски были безуспешны, но, наконец, они встретили человека, который был очевидцем смерти мученика.

Мужчина также привел их к месту, где лежало обезглавленное тело.

Сподвижники святого Вонифация плакали и просили у него прощения за свои неблаговидные мысли о нем.

Выкупив его мощи, они вернули их в Рим.

Накануне их приезда Аглаве во сне явился Ангел и велел ей приготовиться к приему своего бывшего раба, ныне брата и сподвижника Ангелов.

Аглава созвала духовенство и с великим благоговением приняла святые мощи.

Затем она построила на месте его могилы церковь и посвятила ее святому мученику.

Там она поместила его мощи, прославившиеся многочисленными чудесами.

Раздав все свое богатство бедным, Аглава удалилась в монастырь, где провела в покаянии пятнадцать лет, после чего почила в Господе, похоронена рядом со святым Вонифацием.

Грехи одной были смыты его кровью, а другая очищена ее слезами и подвижничеством.

Оба удостоились явиться незапятнанными пред Господом нашим Иисусом Христом, Который не хочет смерти грешника, но чтобы он обратился от нечестия своего и остался жив (Иезекииль 33:11).

Молим святого Вонифация об избавлении от пьянства.


Христианские праздники 31 декабря

Христианские праздники 2 января

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх