ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ05 февраля

Христианские праздники 1 февраля. Феодор Новгородский…

Православные праздники 1 февраля (19 января по старому стилю)

  • Преподобный Макарий Великий Египетский
  • Блаженный Феодор Новгородский
  • Святой Марк Евгеник, архиепископ Ефесский

 

Преподобный Макарий Великий Египетский


Преподобный Макарий Великий, Египетский

Преподобный Макарий Великий, Египетский

 

Преподобный Макарий Великий Египетский родился в начале четвертого века в селении Птинапор в Египте.

По желанию родителей он вступил в брак, но вскоре овдовел.

Похоронив жену, Макарий сказал себе: «Внимай, Макарий, и береги душу свою. Это правильно, что ты оставляешь мирскую жизнь».

Господь наградил святого долголетием, но с этого времени память о смерти постоянно была с ним, побуждая его к подвигам молитвы и покаяния.

Он стал чаще бывать в храме Божием и глубже погружаться в Священное Писание, но своих престарелых родителей не оставлял, исполняя таким образом заповедь о почитании родителей.

Пока не умерли его родители, преподобный Макарий использовал оставшееся у него имущество, чтобы помочь им, и стал горячо молиться, чтобы Господь указал ему проводника на пути к спасению.

Господь послал ему опытного старца, который жил в пустыне недалеко от села.

Старец с любовью принял юношу, наставил его в духовной науке бодрствования, поста и молитвы, научил ремеслу плетения корзин.

Построив отдельную келью недалеко от своей, старец поселил в ней своего ученика.

Местный епископ прибыл однажды в Птинапор и, зная о добродетельной жизни святого, против его воли рукоположил во диакона.

Преподобный Макарий был поражен этим нарушением своего молчания и поэтому тайно удалился в другое место. Враг нашего спасения начал упорную борьбу с подвижником, стараясь устрашить его, сотрясая его келью и внушая греховные мысли.

Святой Макарий отражал атаки диавола, защищаясь молитвой и крестным знамением.

Злые люди оклеветали святого, обвиняя его в том, что он совратил женщину из близлежащего села, они вытащили его из кельи и издевались над ним.

Преподобный Макарий с великим смирением перенес издевательства.

Безропотно отослал вырученные за свои корзины деньги на содержание беременной женщины.

Невинность святого Макария проявилась, когда женщина, много дней терпящая мучения, не смогла родить.

Она призналась, что оклеветала отшельника, и раскрыла имя настоящего отца.

Когда ее родители узнали правду, они были поражены и намеревались пойти к святому просить прощения.

Хотя преподобный Макарий охотно принимал бесчестие, но избегал похвалы человеческой.

Ночью он бежал оттуда и поселился на горе Нитрия в пустыне Фаран.

Таким образом, человеческая нечестивость способствовала процветанию праведников.

Пробыв в пустыне три года, он пришел к святому Антонию Великому, отцу египетского монашества, ибо слышал, что тот еще жив в мире, и жаждал увидеть его.

Авва Антоний принял его с любовью, и Макарий стал его преданным учеником и последователем.

Преподобный Макарий жил с ним долгое время, а затем, по совету святого аввы, удалился в Скитский монастырь (в северо-западной части Египта).

Он так блистал в подвижничестве, что его стали называть «молодым старцем», потому что он проявил себя опытным и зрелым монахом, хотя ему и не было еще и тридцати лет.

Святой Макарий пережил множество бесовских нападений на него.

Однажды он нес пальмовые ветки для плетения корзин, и на пути ему встретился черт и хотел ударить его серпом, но он не смог этого сделать.

Он сказал: «Макарий, я терплю от тебя великую скорбь, потому что не могу победить тебя. Я делаю все, что ты делаешь. Ты постишься, а я вообще ничего не ем. Ты бодрствуешь, а я никогда не сплю. Ты превосходишь меня только в одном: в смирении».

Когда святой достиг сорокалетнего возраста, он был рукоположен в сан священника и поставлен главою иноков, живших в скитской пустыни.

В эти годы преподобный Макарий часто посещал преподобного Антония Великого, получая от него наставления в духовных беседах.

Авва Макарий сподобился присутствовать при кончине святого Антония и получил свой посох.

Он также получил двойную часть духовной силы Антония, как пророк Елисей когда-то получил двойную часть благодати пророка Илии вместе с мантией, которую он сбросил с огненной колесницы.

Святой Макарий совершил множество исцелений, люди стекались к нему из разных мест за помощью и советом, прося его святых молитв.

Все это нарушало покой святого, поэтому он выкопал глубокую пещеру под своей кельей и спрятался там для молитвы и размышления.

Святой Макарий достиг такого дерзновения пред Богом, что по его молитвам Господь воскресил мертвых.

Несмотря на достижение таких высот святости, он продолжал сохранять свое необыкновенное смирение. Однажды святой поймал вора, грузившего свои вещи на осла, стоявшего возле кельи.

Не показывая, что он владелец этих вещей, монах стал помогать связать ношу.

Удалившись от мира, монах сказал себе: «Мы вообще ничего не приносим в этот мир; ясно, что из него ничего нельзя вывести. Благословен Господь за все!»

Однажды преподобный Макарий шел и увидел лежащий на земле череп.

Он спросил: «Кто ты?» Череп ответил: «Я был первосвященником язычников. Когда ты молишься за находящихся в аду, мы получаем некоторое облегчение».

Монах спросил: «Что это за муки?» «Мы сидим в большом огне, – ответил череп, – и не видим друг друга. Когда ты молишься, мы начинаем как-то видеться, и это дает нам некоторое утешение».

Услышав такие слова, святитель заплакал и спросил: «Есть ли еще более лютые муки?»

Череп ответил: «Внизу под нами находятся те, кто знал Имя Бога, но презрел Его и не соблюдал Его заповедей. Они терпят еще более тяжкие муки».

Однажды во время молитвы преподобный Макарий услышал голос: «Макарий, ты еще не достиг такого совершенства в добродетели, как две женщины, живущие во граде».

Смиренный подвижник пошел в город, нашел дом, где жили женщины, и постучал.

Женщины встретили его с радостью, и он сказал: «Я пришел из пустыни, ищу тебя, чтобы узнать о твоих добрых делах. Расскажи мне о них и ничего не скрывайте».

Женщины с удивлением ответили: «Мы живем с нашими мужьями, и у нас нет таких добродетелей».

Но святой продолжал настаивать, и тогда женщины сказали ему: «Мы женились на двух братьях. Прожив вместе в одном доме пятнадцать лет, мы не произнесли ни одного злого или постыдного слова и никогда не ссоримся между собой. Мы просили мужей разрешить нам поступить в женский монастырь, но они не соглашались. Мы поклялись не произносить ни единого мирского слова до самой смерти».

Святой Макарий прославил Бога и сказал: «Воистину, Господь не ищет ни девиц, ни замужних женщин, ни монахов, ни мирян, но ценит свободное намерение человека, принимая его за самое дело. Он дарует каждому по свободной воле благодать Святого Духа, которая действует в человеке и направляет жизнь всех жаждущих спасения».

В годы правления арианского императора Валента (364-378) преподобный Макарий Великий и преподобный Макарий Александрийский подверглись гонениям со стороны последователей арианского епископа Луция.

Они схватили обоих Старцев и посадили на корабль, отправив на остров, где жили только язычники.

По молитвам святых дочь языческого жреца избавилась от злого духа.

После этого языческий жрец и все жители острова крестились.

Узнав о случившемся, арианский епископ испугался восстания и разрешил старцам вернуться в свои монастыри.

Кротость и смирение преподобного преображали человеческие души. «Вредное слово, – сказал святой Макарий, – хорошее делает худым, а доброе слово делает худое хорошим».

Когда монахи спросили его, как правильно молиться, он ответил: «Молитва не требует много слов. Нужно только сказать: «Господи, как хочешь и как знаешь, помилуй меня». Если нападет на тебя враг, то нужно только сказать: «Господи, помилуй!» Господь знает полезное для нас и дает нам милость».

На вопрос братии, как должен вести себя монах, святитель ответил: «Простите меня, я еще не монах, но видел монахов. Я спросил их, что я должен сделать, чтобы стать монахом. Они ответили: «Если человек не удаляется от всего, что есть в мире, невозможно быть монахом». Тогда я сказал: «Я слаб и не могу быть таким, как ты».

Монахи ответили: «Если ты не можешь отречься от мира, как мы, то иди в свою келью и оплакивай свои грехи».

Святой Макарий дал совет юноше, пожелавшему стать монахом: «Беги от людей и спасешься».

Тот спросил: «Что значит бежать от людей?»

Преподобный ответил: «Сиди в своей келье и покайся в своих грехах».

Святой Макарий послал его на кладбище для порицания, а затем для восхваления усопшего.

Затем он спросил его, что они сказали ему, юноша ответил: «Они молчали ни на похвалу, ни на упрек».

«Если хочешь спастись, будь как мертвый. Не гневайся, когда тебя оскорбляют, и не гордись, когда тебя хвалят».

И далее: «Если клевета для тебя будет как похвала, нищета – как богатство, недостаток – как изобилие, то ты не погибнешь».

Молитва преподобного Макария многих спасала в опасных жизненных обстоятельствах, сохраняла от бед и искушений.

Благоволение его было так велико, что о нем говорили: «Как Бог видит весь мир, а грешников не наказывает, так и святой Макарий покрывает немощи ближнего своего, которых он как бы видел, не видя, и слышал, не слыша».

Монах дожил до девяноста лет, незадолго до кончины ему явились святые Антоний и Пахомий, принесшие радостную весть о его уходе в вечную жизнь через девять дней.

Поручив своим ученикам хранить монашеский устав и традиции отцов, он благословил их и стал готовиться к смерти.

Святой Макарий отошел ко Господу со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

Шестьдесят лет провел святой Макарий в пустыне, будучи мертвым для мира.

Большую часть времени он проводил в беседах с Богом, часто в состоянии духовного восторга.

Но он не переставал плакать, каяться и работать.

Глубокие богословские сочинения святителя основаны на его личном опыте.

Пятьдесят духовных проповедей и семь аскетических трактатов сохранились как драгоценное наследие его духовной мудрости.

Некоторые молитвы, составленные святителем Макарием Великим, до сих пор используются Церковью в молитвах перед сном, а также в утренних молитвах.

Высшая цель и предназначение человека, соединение души с Богом, является первоосновой в творениях преподобного Макария.

Описывая методы достижения мистического общения, святитель опирается на опыт великих учителей египетского монашества и на собственный опыт.

Путь к Богу и опыт святых подвижников единения с Богом открывается сердцу каждого верующего.

Земная жизнь, по учению святителя Макария, имеет лишь относительное значение: уготовить душу, сделать ее способной к восприятию Царства Небесного и установить в душе родство с небесной родиной.

«Для истинно верующих во Христа необходимо изменить и преобразить душу из ее теперешней падшей природы в другую, божественную природу, и силою Святого Духа сформироваться заново».

Это возможно, если мы искренне веруем и искренне любим Бога и соблюдаем все Его святые заповеди.

Если же обрученный Христу при Крещении не ищет и не принимает Божественного света Святого Духа в настоящей жизни, «тогда, когда он выходит из тела, он отделяется в области тьмы на левой стороне, в Царство Небесное не входит, но конец ему в аду с диаволом и ангелами его» (Слово 30:6).

В учении святого Макария внутреннее действие христианина определяет меру его восприятия божественной истины и любви.

Каждый из нас обретает спасение благодатью и божественным даром Святого Духа, но достичь совершенной меры добродетели, необходимой для усвоения душой этого божественного дара, можно только «верою и любовью при укреплении свободной воли». Таким образом, христианин наследует вечную жизнь «как по благодати, так и по истине».

Спасение есть богочеловеческое действие, и полного духовного успеха мы достигаем «не только божественной силой и благодатью, но и совершением надлежащих трудов».

С другой стороны, не только в «мере свободы и чистоты» мы приходим к надлежащей заботливости, не без «содействия руки Божией свыше».

Участие человека определяет действительное состояние его души, тем самым склоняя его к добру или злу.

«Если душа еще в мире не имеет в себе святости Духа для великой веры и для молитвы и не стремится к единству божественного общения, то она непригодна для Царствия Небесного».

Чудеса и видения блаженного Макария описаны в книге пресвитера Руфина, а его житие составлено святителем Серапионом, епископом Тмунтисским (Нижний Египет), одним из видных церковных деятелей IV века.

Его святые мощи находятся в городе Амальфи, Италия.

 

Святой Марк, архиепископ Эфесский


Святой Марк, архиепископ Эфесский

Святой Марк, архиепископ Эфесский

 

Святитель Марк Евгеник, архиепископ Эфесский, был стойким защитником Православия на Флорентийском соборе.

Он не соглашался на союз с Римом, основанный на теологическом компромиссе и политической целесообразности (византийский император искал военной помощи у Запада против мусульман, все более приближавшихся к Константинополю).

Святитель Марк противостоял доводам своих противников, черпая из кладезя чистого богословия и учения святых отцов.

Когда члены его собственной делегации попытались заставить его принять унию, он ответил: «В вопросах православной веры не может быть компромиссов».

Хотя члены православной делегации подписали Томос о унии, святой Марк был единственным, кто отказался это сделать.

Вернувшись из Флоренции, святой Марк призвал жителей Константинополя отказаться от бесчестного акта унии.

Он умер в 1457 году в возрасте пятидесяти двух лет, всеми восхищаемый и почитаемый.

 

Праведный Феодор Новгородский Юродивый


Праведный Феодор Новгородский Юродивый

Праведный Феодор Новгородский Юродивый

 

Блаженный Феодор Новгородский был сыном благочестивых родителей, богатых новгородцев. Воспитанный в строгом христианском благочестии и достигнув совершеннолетия, он принял на себя подвиг юродства Христа ради.

Все свое имущество он раздал беднякам и жил в великой нищете до конца жизни, не имея ни крыши над головой, ни теплой одежды в холодные дни.

Обнаружив взаимную неприязнь между новгородцами Торговой слободы и жителями Софийской слободы, блаженный Феодор притворился враждующим с блаженным Николаем Кочановым (память 27 июля), подвизавшимся на противоположной от Софии стороне.

Когда блаженному Феодору случилось перейти по Волховскому мосту на сторону Софии, то блаженный Николай оттеснил его на торговую сторону.

То же самое сделал и Феодор, когда Николай наткнулся на торговую сторону.

Блаженные, духовно согласные друг с другом, своим необычным поведением напоминали новгородцам их собственные междоусобицы, которые часто заканчивались кровавыми стычками.

Блаженный обладал даром ясновидения, предупреждая людей позаботиться о своем хлебе, он на самом деле предсказывал надвигающийся голод.

В другой раз он сказал: «Это будет голо, сгодится для посева репы».

Это было его предсказание пожара, опустошившего улицы Торгового квартала.

Блаженный Феодор предвидел свой конец и сказал новгородцам: «Прощайте, я ухожу далеко».

При жизни новгородцы видели в нем святого, угодника Божия, и относились к нему с большим уважением.

После кончины в 1392 году юродивый был погребен, по его желанию, в Торговой слободе, на Лубянице, в церкви святого великомученика Георгия, у паперти, где святитель обыкновенно любил проводить время в непрестанной молитве.

Над его святыми мощами была построена часовня.

 

Обретение мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652)


Обретение мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652)

Обретение мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского (1652)

Святой Савва Звенигородский в ранней юности оставил мир, принял монашеский постриг от преподобного Сергия Радонежского (память 25 сентября и 5 июля), был его учеником и сподвижником.

Святой Савва любил уединение и избегал общения с людьми.

Он жил в постоянном труде, сокрушаясь о нищете своей души и трепеща перед судом Божиим.

Святой Савва был образцом простоты и смирения и достиг такой глубины духовной мудрости, что «в монастыре преподобного Сергия был отцом-исповедником всей братии, почтенным и ученейшим старцем».

Когда великий князь Димитрий Донской построил монастырь Успения Богородицы на реке Дубенке, в благодарность за победу над Мамаем Савва стал игуменом по благословению преподобного Сергия.

Поддерживая простой образ жизни аскезы, он питался растениями, носил грубую одежду и спал на земле.

Когда в 1392 году их игумен преподобный Никон (память 17 ноября) ушел в пустыню, братия Троице-Сергиевой Лавры попросила преподобного Савву стать игуменом обители.

Он пас вверенную ему паству хорошо, по мере своих сил, помогая молитвами своего духовника, преподобного Сергия.

Согласно Преданию, колодец за стенами Лавры был построен во время его игуменства.

Князь Юрий Звенигородский, крестник преподобного Сергия, относился к святому Савве с большой любовью и уважением.

Он избрал святого Савву своим духовным отцом и умолял его прийти и благословить весь свой дом.

Святитель надеялся вернуться в свой монастырь, но князь умолял его остаться и основать новый монастырь на его родине, близ Звенигорода, в месте, называемом Сторожевым.

Святой Савва удовлетворил просьбу князя Юрия и, со слезами молясь перед иконой Божией Матери, просил у Ней покровительства для этого места в пустыне.

В Сторожеве он построил небольшую деревянную церковь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а рядом маленькую келью для себя.

Здесь он основал монастырь в 1399 году и с отеческой любовью принимал всех, кто приходил искать жизни в тишине и уединении.

Святой Савва очень много потрудился, чтобы устроить монастырь.

Он выкопал у подножия холма колодец, из которого на своих плечах носил воду.

Он обнес монастырь деревянным частоколом, а в ложбине над ним выкопал келью, где мог жить в уединении.

В 1399 году святой Савва благословил своего духовного сына, князя Юрия, на поход, предсказав, что тот победит своего врага.

По молитвам святого старца войско князя одержало скорую победу.

Стараниями святого Саввы взамен старой деревянной была построена каменная церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

Назначив своим преемником своего ученика, которого также звали Савва, святой Савва отошел ко Господу в преклонном возрасте 3 декабря 1406 года.

Весть о кончине святого угодника Божия быстро разнеслась по окрестностям, и все христовоугодники любвеобильные звенигородцы, дворяне и простолюдины, собрались на погребение усопшего святого, приведя с собой немощных и больных.

После пения над усопшим его с честью похоронили в церкви Рождества Пресвятой Богородицы, которую он сам построил.

Почитание святого угодника местным населением началось сразу после его смерти.

Чудодейственная целебная сила, исходящая из могилы святого, и его многочисленные явления убеждали всех в том, что игумен Савва был святым.

В грамоте 1539 года преподобный Савва назван чудотворцем.

Царь Алексей Михайлович питал к нему особое почитание, часто посещая монастырь святого Саввы пешком.

Предание сохранило замечательный рассказ о спасении святого Саввы от свирепого медведя.

Житие преподобного Саввы, составленное в XVI веке, повествует, что в конце XV века (1480-1490) святой явился отцу Дионисию, четвертому игумену Саввинского монастыря, и сказал: «Дионисий! Проснись и нарисуй мою икону».

Когда отец Дионисий спросил, кто он такой, он ответил: «Я Савва, основатель этой обители».

Отец Дионисий лично не знал святого, поэтому призвал к себе старца Аввакума, знавшего святого Савву в юности, надеясь убедиться, что его сон не был иллюзией.

Он описал внешний вид святого, и отец Аввакум уверил его, что святой выглядел именно таким, каким игумен видел его во сне.

Тогда отец Дионисий послушался повеления святого Саввы и написал его икону.

Святой Савва был причислен к лику святых на Московском Соборе 1547 года.

Первое обретение мощей святителя произошло 19 января 1652 года; и второе 10 августа 1998 года.


Христианские праздники 31 января

Христианские праздники 2 февраля

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх