ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ16 ноября
Православные праздники 19 ноября (6 ноября по старому стилю)
Святитель Павел Исповедник, архиепископ Константинопольский, был избран на патриарший престол после смерти патриарха Александра († 340), когда вновь вспыхнула арианская ересь.
Многие ариане присутствовали на Соборе, избравшем нового Константинопольского архиепископа.
Они восстали против избрания святителя Павла, но православные на Соборе были в большинстве.
Император Констанций, правивший восточной половиной Римской империи, был арианином.
Его не было в Константинополе на выборах архиепископа, так что это произошло без его согласия.
По возвращении он созвал собор, который незаконно низложил святого Павла, и император изгнал его из столицы.
На место святого возвели Евсевия Никомидийского, нечестивого еретика.
Архиепископ Павел удалился в Рим, куда Евсевий изгнал и других православных епископов.
Евсевий недолго правил Константинопольской церковью. По кончине святой Павел вернулся в Константинополь и был встречен паствой с любовью.
Но Констанций вторично сослал святого, и он вернулся в Рим.
Западный император Констант написал своему восточному соправителю резкое письмо, которое тот отправил в Константинополь вместе со святым ссыльным архипастырем.
Угрозы подействовали, и святой Павел был восстановлен на архиепископском престоле.
Но вскоре благочестивый император Констант, защитник православных, был вероломно убит во время дворцового переворота.
Святителя Павла снова изгнали из Константинополя и на этот раз отправили в ссылку в Армению, в город Кукус, где он принял мученическую кончину.
Когда архиепископ совершал Божественную литургию, ариане набросились на него с силой и задушили его собственным омофором.
Это произошло в 350 году. В 381 году святой император Феодосий Великий торжественно перенес мощи святого Павла Исповедника из Кукуса в Константинополь.
В 1326 году мощи святого Павла были перенесены в Венецию.
Св. Афанасий Великий, современник святого Павла, кратко пишет о его изгнании: «Святой Павел первый раз был послан Константином в Понт, второй раз окован цепями Констанцием, а потом заключен в Месопотамскую Сингару. а оттуда переселился в Эмес, а в четвертый раз в Каппадокийский Кукус в Таврической пустыне».
Часть черепа святого находится в Святом монастыре Симонопетра на Афоне.
Нетленные мощи святого находятся в римско-католической церкви Святого Георгия Великой Венеции.
Варлаам родился в Новгороде в богатой семье.
В миру он носил имя Алексей Михалевич.
По местному новгородскому преданию, родители святителя жили на Софийской стороне города, на Неревском конце. Впоследствии место, где провел свою юность будущий великий подвижник, было отмечено крестом, а затем часовней.
После смерти родителей Алексей решил покинуть мир и поселиться в безлюдном месте на берегу реки Волхов.
Это место называлось Хутын. (По легенде, Хутынь означало: дурное место; когда-то здесь как будто жила нечистая сила.)
Подвижник пришел сюда не для подвижнической жизни.
Вместе с ним были и другие новгородцы, также происходившие из знатного и богатого рода, – Порфирий (Прокша) Малышевич и его брат Федор.
Позже Алексей принял постриг от некоего иеромонаха.
Он вырубил себе маленькую келью и жил отшельником; монастырь на этом месте был основан позже, уже незадолго до кончины святителя.
Насколько суровой была отшельническая жизнь святого, можно судить по его узам и власянице, которые впоследствии хранились в Хутынском монастыре.
Вериги, которые святой Варлаам носил на теле, состояли из железных звеньев в виде четырехугольника с большими железными крестами на груди и спине.
Молва о подвижнике распространилась по округе, и многие стали приходить к нему, чтобы получить благословение и выслушать его наставления.
Среди них были и князья, и бояре, и простолюдины.
Житие приводит слова, с которыми преподобный Варлаам обращался к приходившим к нему.
«Мои дети! Остерегайтесь различных пороков: зависти, злословия, гнева, лжи, любостяжания, пристрастного осуждения; оставляй ложные клятвы, воздерживайся от блуда, особенно имей кротость и любовь – мать всех благ. Делайте это, чтобы не лишиться вечных благ, которые Господь обещал всем праведникам».
Еще при жизни преподобный прославился даром чудотворения и прозорливости.
Житие рассказывает о нескольких случаях, когда этот дар ярко проявлялся у всех.
Однажды к Варлааму на беседу приехал новгородский князь Ярослав Владимирович, правнук Владимира Мономаха (в конце XII века он несколько раз княжил в Новгороде; дело имело место около 1190 года).
«Будь здоров, добрый князь, и с сыном твоим», – сказал ему монах при встрече.
Князь очень удивился, что у него не было сына; но когда он пришел домой, он узнал, что во время его отсутствия у него родился сын.
По просьбе князя Ярослава Варлаам крестил новорожденного.
Другой случай может показаться еще более удивительным, но он свидетельствует о том, что святой смотрел на мир иначе, чем обычные люди, и видел то, что было скрыто от других.
Однажды на Новгородском мосту преподобный встретил толпу людей, которые собирались бросить в реку некоего человека, осужденного за преступление.
Взглянув на осужденного, преподобный Варлаам попросил народ выдать ему преступника: «В Хутыни он загладит свою вину».
Из уважения к отшельнику люди отдали ему смертника. Варлаам отправил его в монастырь и назначил на работу. Впоследствии этот человек стал монахом Хутынского монастыря.
В другой раз преподобный снова прошел через мост и снова увидел, что новгородцы хотят бросить приговоренного в реку.
Родственники осужденного стали просить святого спасти несчастного от смерти.
Но на этот раз Варлаам проехал молча.
Когда недоумевающие ученики спросили его, почему он спас одного, но не проявил такой же милости к другому, преподобный ответил: «Я видел очами сердцами, что первый осужденный, которого я просил у народа, был осквернен многими грехами и был справедливо осужден; но когда судья осудил его, он раскаялся. Я видел, что он верил в спасение, и выпросил у него залог и устроил его так, как угодно было Господу. Второй был осужден несправедливо и вопреки закону; он был невиновен. Я видел, что он умирает мученической смертью и уготован ему венец от Христа; ему не нужна моя молитва ко Христу».
Вот еще один случай, о котором рассказывает Лайф. Однажды монах послал рыбаков из монастыря ловить рыбу.
Улов был очень хорош, среди другой рыбы был пойман огромный осетр, но рыбаки решили его спрятать и привезли в монастырь только мелкую рыбешку.
Разбирая рыбу своим посохом, Варлаам спросил: «Ты привел детей, а куда делась твоя мать?»
Пристыженные рыбаки раскаялись и вернули спрятанную рыбу.
Один случай прозорливости святого был впоследствии увековечен в истории Новгорода.
Однажды, накануне Петрова поста (в июне), Варлаам пришел к владыке Гавриилу (Григорию), брату святителя Иоанна Новгородского.
Отпустив его от себя, святитель попросил, чтобы старец посетил его через неделю.
«Если Господу будет угодно, – ответил монах, – в пятницу первой седмицы поста я приеду к тебе на санях». Архиепископ удивился, что старец обещал летом приехать к нему на санях, но ничего не сказал.
Через неделю действительно выпал глубокий снег и ударил мороз.
Когда старец приехал к владыке, святитель стал горевать о том, что мороз побьет рожь.
Утешая его, преподобный сказал: «Не печалься, а лучше возблагодари Господа нашего за то, что Он ниспослал на нас Свою милость. Если бы Он не послал снег и мороз, то черви, которых в изобилии на ржаном корне, погубили бы весь урожай. Снег будет лежать только один день, а потом наступит теплая погода, и вместо дождя снег будет орошать землю и умножать плоды земли. Действительно, на следующий день стало тепло, снег растаял, и черви умершие от мороза нашли у корней ржи. И был в то лето такой урожай, какого давно не знавали в Новгороде».
В память об этом событии в пятницу, в первую неделю Петрова поста, в Новгороде совершался ежегодный крестный ход из Софийского собора в Хутынский монастырь
В конце жизни Варлаам решил основать на Хутыни монастырь и заложил каменный храм в честь Преображения Господня.
Храм был освящен архиепископом Гавриилом (Григорием) 6 августа 1192 года. Тогда же архиепископ открыл монастырь.
Преподобный Варлаам всячески старался обеспечить свою обитель средствами к существованию.
Он пожертвовал монастырю пойменный луг, рыбную ловлю, деревню, земли – сенокосы и поля, а также скот и прислугу.
До наших дней сохранилась дарственная грамота игумена Варлаама в основанный им монастырь.
О времени кончины преподобного Варлаама существуют разные мнения, основанные на имеющихся в источниках противоречиях.
Летописи XV века называют точную дату кончины святителя: 6 ноября 1193 года.
В «Промежуточном житии святителя» говорится, что незадолго до имя Антоний) вернулся в Новгород из Константинополя, именно ему Варлаам якобы поручил свой монастырь.
Однако из древнейшей новгородской летописи достоверно известно, что Добрыня вернулся в Новгород только в 1211 г. (или, может быть, в 1210 г.); тогда же он принял постриг в Хутынском монастыре, а затем был избран архиепископом Новгородским.
Следовательно, исследователи делают вывод, что либо Варлаам умер после 1210/1211 г..
Местное празднование преподобного Варлаама в Новгороде началось во второй половине XIV века.
В XV веке при архиепископе Новгородском Евфимии Вяжищском были обретены мощи святого.
Последующие посмертные чудеса святителя прославили его на всю Россию как великого чудотворца.
Особенно известно чудо, происшедшее над Григорием Тумганом, ложем великого князя Василия Васильевича Темного.
В 1460 году, во время пребывания Василия Темного в Новгороде, Григорий тяжело заболел, так что был близок к смерти.
Поверив в чудотворную силу преподобного Варлаама Хутынского, он приказал отвести его в Хутынский монастырь.
Во сне ему явился монах и пообещал исцеление. Обрадованный юноша говаривал своим спутникам: «Даже если смерть застанет меня на пути, все равно – и везите меня мертвым к святому».
И действительно, по дороге он умер. Умершего отвезли в монастырь.
И вот недалеко от монастыря покойник вдруг ожил, придя в монастырь, он поклонился преподобному и совершенно исцелился.
Это дивное чудо на могиле преподобного Варлаама послужило поводом для учреждения церковного празднования в честь Хутынского чудотворца в Москве, а затем и по всей России.
В это же время в Москве был построен первый храм во имя преподобного Варлаама.
В заключение приведем еще одно известное чудо, совершенное, по преданию, монахами.
В 1471 году в Новгород прибыл великий князь Иван III, разгромивший перед этим на поле боя новгородцев, разоривший всю Новгородскую область и желавший окончательно завоевать великий город.
(Через несколько лет Иван действительно присоединит Новгород к Москве.)
Затем он остановился в Хутыни, чтобы приложиться к мощам преподобного, и потребовал от монастырских властей вскрыть гробницу святого.
Хотя настоятель монастыря ответил, что уже давно никто не решался увидеть мощи чудотворца, великий князь настоял на своем.
И вот по его повелению стали вскрывать каменную доску и копать землю, как вдруг из гроба чудотворца вырвался дым, а затем пламя, опалившее стены храма.
Великий князь в ужасе выбежал из храма. Легенда гласит, что при этом он уронил свой великокняжеский посох, на который опирался при ходьбе.
Впоследствии этот жезл хранился в Хутынском монастыре.
Житие святого повествует и о других чудесах, совершенных преподобным после смерти.
Эти чудеса сделали его одним из самых почитаемых русских святых.
Церковь празднует память преподобного Варлаама Хутынского 6 (19) ноября.
Святитель Герман, архиепископ Казанский, жил в XVI веке. Он родился в городе Старице и происходил из старинного боярско-дворянского рода Полеви.
В юношеские годы Григорий (так звали его в миру) принял постриг в Иосифо-Волоколамском монастыре у игумена Гурия, ставшего впоследствии также святителем-архиепископом Казанским (+ 1563, память 5 декабря). (Святой Гурий был настоятелем монастыря с 1542 по 1551 год).
В монастыре преподобный Герман занимался переписыванием книг и был близок с преподобным Максимом Греком, жившим там в заточении.
В 1551 году братия Старицкого Успенского монастыря, узнав о благочестии родного сына, избрала его своим архимандритом.
Вступив в руководство этой обителью, преподобный Герман с пастырским усердием заботился о ее устройстве, как внешнем, так и внутреннем, – ибо сам преподобный был образцом смирения и кротости.
Он увещевал всех строго соблюдать монашеские обязанности и для руководства ввел в своей обители устав преподобного Иосифа Волоцкого (+ 1515, память 18 окт.).
Но через два с половиной года архимандрит Герман оставил Старицкий монастырь, передав его руководство иеромонаху Иову, который впоследствии должен был стать первым Патриархом Московским, был подвижником и страдальцем за Русскую Землю.
Любовь преподобного Германа к уединению привела его к возвращению в родной Волоколамский монастырь, где он стремился к своему спасению простым монахом.
Когда же явился в Москве новый еретик Матфей Башкин, отказавшийся признать Святые Таинства и отрекшийся от веры в Святую Троицу, святитель Герман вместе с родным отцом (который сам принял постриг в Волоколамском монастыре с именем Филофей) был созван на Московский собор 1553 г.
В 1555 году, после взятия Казани, там была учреждена архиерейская кафедра, на которой был поставлен архиепископом бывший игумен Волоколамского монастыря святитель Гурий.
Ему было поручено построить для миссионерских целей Успенский монастырь в городе Свияжске.
По указу святителя Гурия настоятелем этого нового монастыря Успения Пресвятой Богородицы в Свияжске был назначен святой Герман.
Был построен каменный собор с колокольней и кельями.
Да и сам настоятель монастыря жил очень скромно, в тесной келье под соборной колокольней.
И святой Герман особенно заботился о собирании монастырской библиотеки.
Вскоре его монастырь прославился своим благотворением и стал центром просвещения Казанского края.
12 марта 1564 года, по кончине святителя Гурия, святитель Герман был хиротонисан во епископа Казанского.
Кратковременность его руководства собором была тем не менее отмечена заботой о строительстве церквей и просвещении края.
В 1566 году Иван Грозный вызвал святителя Германа в Москву и повелел избрать его там на митрополичью кафедру.
Святой Герман сначала отказался от возложенной на него ноши.
Царь не терпел никаких возражений, и святой был вынужден поселиться в митрополичьих покоях до своего возведения в сан митрополита.
И видя несправедливости со стороны царского окружения, святитель Герман, верный своему пастырскому долгу, пытался образумить царя своими увещеваниями. – «Ты еще не возведен в митрополиты».
Похоронили его в храме Святителя Николая Гостеприимного.
А позднее по просьбе жителей Свияжска мощи святого в 1592 году были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь.
Святитель Ермоген, в то время митрополит Казанский, посетил его могилу.
Похоронили его в храме Святителя Николая Гостеприимного.
А позднее по просьбе жителей Свияжска мощи святого в 1592 году были перенесены из Москвы в Свияжский Успенский монастырь.
Святитель Ермоген, в то время митрополит Казанский, посетил его могилу.
Христианские праздники 18 ноября
Христианские праздники 20 ноября
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.