ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ19 декабря
Православные праздники 19 декабря (6 декабря по старому стилю)
Святитель Николай Чудотворец, архиепископ Мир Ликийских, прославился как великий угодник Божий.
Он родился в городе Патара в области Ликии (на южном берегу полуострова Малая Азия) и был единственным сыном благочестивых родителей Феофана и Нонны, давших обет посвятить его Богу.
Как плод молитвы своих бездетных родителей, младенец Николай с самого дня своего рождения явил людям свет своей будущей славы чудотворца.
Мать его, Нонна, после родов сразу же исцелилась от болезни.
Новорожденный младенец, еще находясь в купели, простоял на ногах три часа, без чьей-либо поддержки, тем самым почтив Пресвятую Троицу.
Святитель Николай с младенчества начал постную жизнь, а по средам и пятницам не принимал молока от матери до окончания вечерней молитвы родителей.
Николай с детства увлекался изучением Божественного Писания; днем он не отходил от церкви, а ночью молился и читал книги, устраивая себе достойное жилище для Святого Духа.
Епископ Патарский Николай радовался духовным успехам и глубокому благочестию своего племянника.
Он рукоположил его в чтецы, а затем возвел Николая в сан священника, сделав его своим помощником и поручив ему наставлять паству.
В служении Господу юноша был пламенен духом, а в знании вопросов веры уподоблялся старцу, вызывавшему удивление и глубокое уважение верующих.
Непрестанно трудясь и бодрячась, в непрестанной молитве священник Николай проявлял великое милосердие к пастве и к страждущим, пришедшим к нему за помощью, и все свое наследство раздал нищим.
Был некогда богатый житель Патары, которого святой Николай спас от великого греха.
У мужчины было три взрослых дочери, и в отчаянии он планировал продать их тела, чтобы у них были деньги на еду.
Святой, узнав о бедности этого человека и о его злом умысле, тайно посетил его однажды ночью и бросил в окно мешок с золотом.
На эти деньги мужчина устроил дочери почетный брак.
Святитель Николай снабжал золотом и других дочерей, тем самым спасая семью от духовной гибели.
Раздавая милостыню, святитель Николай всегда старался делать это тайно и скрывать свои добрые дела.
Епископ Патарский решил отправиться в паломничество по святым местам Иерусалима и доверил руководство своей паствой святителю Николаю, который тщательно и с любовью исполнил это послушание.
Когда епископ вернулся, Николай попросил у него благословения на паломничество в Святую Землю.
В пути святой предсказал, что поднимется буря, угрожающая кораблю.
Святой Николай видел, как дьявол проник на корабль, намереваясь потопить его и убить всех пассажиров.
По мольбе отчаявшихся паломников он успокаивал своими молитвами морские волны.
По его молитве выздоровел и некий матрос корабля, упавший с мачты и смертельно раненный.
Достигнув древнего города Иерусалима и придя на Голгофу, святитель Николай возблагодарил Спасителя.
Он ходил по всем святым местам, поклоняясь каждому.
Однажды ночью на горе Сион закрытые двери церкви сами собой открылись для великого паломника.
Обходя святые места, связанные с земным служением Сыну Божию, святитель Николай решил удалиться в пустыню, но был остановлен божественным гласом, призывавшим его вернуться в родную страну.
Он вернулся в Ликию и, желая безмятежной жизни, вступил в братство монастыря с именем Святой Сион, основанного его дядей.
Но Господь снова указал ему другой путь: «Николай, это не тот виноградник, где ты будешь Мне плодоносить. Вернись в мир и прославь там Имя Мое.
По смерти архиепископа Иоанна Николай был избран епископом Мирликийским после того, как один из архиереев Собора сказал, что новый архиепископ должен быть явлен Богом, а не избран человеком.
Одному из старейших архиереев было видение светлого Мужа, Который сказал ему, что тот, кто в ту ночь придет в храм и войдет первым, должен быть поставлен архиепископом. Его назовут Николаем.
Епископ отправился ночью в церковь, чтобы дождаться Николая.
Святитель, всегда первый приходящий в храм, был остановлен епископом. – Как тебя зовут, дитя? он спросил. Богоизбранник ответил: «Меня зовут Николай, господин, и я твой слуга».
После своей архиерейской хиротонии святитель Николай оставался великим подвижником, являясь своей пастве образом кротости, доброты и человеколюбия.
Это было особенно ценно для Ликийской церкви во время гонений на христиан при императоре Диоклитиане (284–305).
Епископ Николай, заключенный в темницу вместе с другими христианами за отказ поклоняться идолам, поддерживал их и увещевал терпеть оковы, наказания и мучения.
Господь сохранил его невредимым.
По воцарении святителя Константина (память 21 мая) императором святитель Николай был возвращен в свою паству, которая с радостью приняла своего наставника и заступника.
Несмотря на большую кротость духа и чистоту сердца, святитель Николай был ревностным и ревностным подвижником Церкви Христовой.
Борясь со злыми духами, святитель обходил языческие капища и святилища города Миры и его окрестностей, сокрушая идолов и обращая храмы в прах.
В 325 году святитель Николай был участником Первого Вселенского Собора.
Этот Собор провозгласил Никейский Символ веры, и он выступил против еретика Ария со святителями Сильвестром, епископом Римским (память 2 января), Александром Александрийским (память 29 мая), Спиридоном Тримифонтским (память 12 декабря) и другими отцами.
Святитель Николай, воспылав ревностью о Господе, напал на еретика Ария своими словами, а также ударил его по лицу.
По этой причине он был лишен знаков епископского сана и помещен под стражу.
Но такое же видение было и у некоторых святых отцов, видевших Самого Господа и Богородицу, возвращающих ему Евангелие и омофор.
Отцы Собора согласились, что дерзость святого была угодна Богу, и восстановили святого в сане епископа.
Вернувшись в свою епархию, святитель принес ей мир и благословение, сея слово Истины, искореняя ересь, питая паству здравым учением, а также питая их тела.
Лик святителя Николая подобен лику ангела, сияющего божественной благодатью.
Яркий луч сиял от его лица, как тот, который сиял от лица Моисея (Исход 34:29), так что те, кто смотрел на него, изумлялись.
Кто угнетался каким-либо недугом или страстью душевной, стоило только увидеть святого, как тотчас облегчалась его печаль.
Что же касается тех, кто беседовал с ним, то они вскоре обнаруживали, что продвигаются по пути добродетели.
Сжалились не только верующие, но и неверующие, и устремили стопы свои на путь спасения, услышав его речь.
Еще при жизни святой совершил много чудес.
Одним из величайших было избавление от смерти трех человек, несправедливо осужденных подкупленным губернатором.
Святитель смело подошел к палачу и взял его меч, уже подвешенный над головами осужденных.
Губернатор, обличенный святителем Николаем в своих проступках, раскаялся и просил прощения.
Свидетелями этого знаменательного события были трое военачальников, посланных во Фригию императором Константином для подавления мятежа.
Они не подозревали, что скоро и им придется искать заступничества святителя Николая.
Злые люди оклеветали их перед императором, и офицеры были приговорены к смерти.
Явившись во сне святому Константину, святой Николай призвал его отменить несправедливый приговор военачальников.
Он сотворил много других чудес и долгие годы подвизался на своем труде.
По молитвам святителя город Миры был спасен от страшного голода.
Он явился к одному итальянскому купцу и оставил ему в залог три золотых монеты.
Он просил его плыть в Миры и доставить туда зерно.
Не раз святитель спасал тонущих в море, обеспечивал освобождение из плена и заточения.
Достигнув старости, святой Николай мирно почил в Господе.
Его честные мощи хранились нетленно в местном соборном храме и истекали целебным миром, от которого многие получали исцеление.
В 1087 году его мощи были перенесены в итальянский город Бари, где и почивают до сих пор (см. 9 мая).
Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николая, скорого помощника и просителя о всех к нему прибегающих, славится во всех уголках земли, во многих странах и у многих народов.
В России множество соборов, монастырей и церквей, освященных его именем.
Нет, пожалуй, ни одного города без храма, посвященного ему.
Первый русский христианский князь Аскольд (+ 882) был крещен в 866 году патриархом Фотием (память 6 февраля) с именем Николай.
Над могилой Аскольда святая Ольга (память 11 июля) построила первый храм святителя Николая в Русской церкви в Киеве.
Святителю Николаю были посвящены главные соборы в Изборске, Острове, Можайске и Зарайске.
В Великом Новгороде одна из главных церквей города, Николо-Дворищенская церковь, впоследствии стала собором.
Знаменитые и почитаемые церкви и монастыри, посвященные Святителю Николаю, находятся в Киеве, Смоленске, Пскове, Торопце, Галиче, Архангельске, Великом Устюге, Тобольске.
В Москве были десятки церквей, носивших имя святителя, а также три монастыря Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) в Китайской слободе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский.
Одна из главных башен Кремля была названа Никольской.
Многие храмы, посвященные святителю, были устроены на базарных площадях русскими купцами, мореплавателями и путниками, почитавшими чудотворца Николая как покровителя всех путешествующих по суше и по морю.
Они иногда получали в народе название «николаевских замоченных».
Многие сельские храмы на Руси были посвящены чудотворцу Николаю, почитаемому крестьянами как милостивому заступнику пред Господом за всех людей в своем труде.
И в Русской земле святитель Николай не прекращал своего заступничества.
Древний Киев хранит память о чудесном спасении святым тонущего младенца.
Великий чудотворец, услышав скорбные молитвы родителей о потере единственного ребенка, извлек младенца из вод, оживил его и поместил на клиросах храма Святой Премудрости (Святой Софии) перед смертью.
Утром младенца нашли в безопасности взволнованные родители, прославляющие святителя Николая Чудотворца.
Многие чудотворные иконы святителя Николая появились на Руси, а также пришли из других стран.
Есть древневизантийский вышитый образ святого, привезенный в Москву из Новгорода, и большая икона, написанная в XIII веке новгородским мастером.
Особенно многочисленны в Русской Церкви два изображения чудотворца: святителя Николая Зарайского, изображаемого в рост, с благословляюще воздетой правой рукой и с Евангелием (этот образ был привезен в Рязань в 1225 г. будущей женой князя Феодора, византийская принцесса Евпраксия, погибшая в 1237 году вместе с мужем и малолетним сыном во время нашествия Батыя); и святой Николай Можайский, тоже в полный рост, с мечом в правой руке и городом в левой.
Это напоминает о чудесном спасении города Можайска от нашествия врагов, по молитвам святителя.
Невозможно перечислить все благодатные иконы святителя Николая, как и перечислить все его чудеса.
Святой Николай является покровителем путников, и мы молим его об избавлении от наводнений, бедности и любых напастей.
Он пообещал помочь тем, кто помнит его родителей, Феофана и Нонну.
Память святителя Николая совершается также 9 мая (Перенесение мощей) и 29 июля (Рождество).
В Италии мощи святителя Николая находятся в римско-католической базилике святителя Николая в Бари; а его левая рука находится в Римско-католической церкви Святого Николая в Римини.
В России мощи святителя Николая находятся в Храме Христа Спасителя в Москве и в Александро-Невской лавре в Санкт-Петербурге.
Правая рука святителя Николая находится в церкви Святого Георгия Нового в Бухаресте, Румыния.
В Греции части мощей святого находятся в монастырях Святого Николая Апо Батия на Эвбее и Фанеромены в Саламиносе.
Часть левой руки святого находится в Митрополии Волоса.
Один из зубов святого находится в монастыре Калабрита на Пелопоннесе.
Отец наш в числе святых Максим Киевский и всея Руси был последним митрополитом Киевским и всея Руси, который проживал в городе Киеве после его разрушения татарами. Он перенес свою кафедру во Владимир-на-Клязьме в 1299 году. День его памяти 6 декабря.
Максим был греком по происхождению, назначенным митрополитом Киевским во времена, когда Русь страдала от татарского (монгольского) ига.
Он прибыл в Киев в 1283 году, чтобы возглавить церковь после того, как кафедра пустовала с 1281 года.
Когда начались военные действия между Тохтой Золотой Орды и ногайцами половцев, Максим перенес свою кафедру последовательно в Брянск, а затем в Суздаль.
Среди своих церковных поездок он посетил Рацкий монастырь на Волыни, где познакомился с игуменом Петром, который сменил его на посту митрополита.
В это смутное время престол великого князя русского был перенесен во Владимир, затем в Переславль и далее в Тверь.
В 1295 году митрополит Максим низложил епископа Иакова с его кафедры во Владимире и поставил епископа Саймон.
В 1299 году перенес кафедру во Владимир, сохранив за собой титул митрополита Киевского.
В 1300 году митрополит Максим поставил святителя Феоктиста епископом Новгородским.
В 1301 году он отправился в Константинополь на патриарший собор, где изложил нужды церкви в России, которые должны быть решены собором.
Обеспокоенный разделением между князьями Руси, Максим убеждал Юрия Даниловича Московского заключить мир с Михаилом Ярославичем Тверским.
Он также уговаривал Юрия посетить Золотую Орду для получения великокняжеских прав среди русских князей.
Однако Михаил первым добрался до Золотой Орды.
В 1304 году Максим поставил Михаила на владимирский княжеский престол.
Заботясь о духовной жизни и росте своей паствы, митр.
Максим давал указания и устанавливал правила поста во время пасхального и апостольского, успенского и рождественского постов.
Он также подчеркнул важность брака в Церкви.
Метрополит преставился Максим 6 декабря 1305 года. Погребен в Успенском соборе во Владимире.
Над могилой его была положена покрывало, на котором было написано: Максим Грек, рукоположенный в 6791 году в бытие мира и пришедший в Киев в 1283 году по Рождестве Христовом, из-за участия в татарском натиске он переселился из Киева в великорусский город Владимир: Максим пас Христову Церковь 23 года и преставился в 6813 году.
Христианские праздники 18 декабря
Христианские праздники 20 декабря
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.