ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ16 июля

Христианские праздники 18 июля. Обретение мощей преподобного Сергия игумена Радонежского…

18 июля (5 июля по старому стилю)


Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского

 

Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского

Обретение мощей преподобного Сергия Радонежского

 

Мощи преподобного Сергия (память 25 сентября) были обретены 5 июля 1422 года, когда преподобный Никон (память 17 ноября) был игуменом.

В 1408 году, когда Москва и ее окрестности были захвачены татарской ордой Едигея, Троицкий монастырь был разорен и сожжен, а иноки во главе со святителем Никоном укрылись в лесах.

Спасли иконы, священные сосуды, книги и другие святыни, связанные с памятью преподобного Сергия.

В видении накануне татарского нашествия преподобный Сергий известил своего ученика и преемника о грядущих скорбях.

Он также сказал, что осада не продлится долго, но что монастырь, возникший из пепла, будет процветать и расти еще больше.

Об этом писал митрополит Филарет в «Житии преподобного Сергия»: «Как надлежало Христу пострадать, и крестом и смертью войти в славу Воскресения, так надлежит и всякому, кто будет благословлен Христом от долготы дни в славе, чтобы быть испытанными своим крестом и смертью».

Пройдя свое огненное очищение, обитель Живоначальной Троицы воскресла на долгие дни, и сам преподобный Сергий воскрес, дабы святые мощи его пребывали в ней во веки веков.

Перед началом строительства нового храма Живоначальной Троицы на месте прежнего деревянного (освященного 25 сентября 1412 г.) преподобный Сергий явился одному благочестивому мирянину и велел известить игумена и братия: «Что же вы так долго оставляете меня во гробе, засыпанного землей и в воде, тесня мое тело?»

При строительстве собора, когда рыли рвы под фундамент, были обнаружены и подняты нетленные мощи преподобного Сергия.

Все были поражены тем, что не только его тело, но и одежда остались целыми, хотя вокруг могилы была вода.

Среди большого множества богомольцев и духовенства, в присутствии сына Димитрия Донского, князя звенигородского Юрия Димитриевича († 1425), святые мощи были извлечены из земли и временно помещены в деревянную Троицкую церковь (на этом месте сейчас стоит церковь Сошествия Святого Духа).

При освящении каменного Троицкого собора в 1426 году мощи были перенесены в него, где и остаются.

Все нити духовной жизни Русской Церкви сходятся к великому угоднику и чудотворцу Радонежскому, и по всей Православной Руси расходятся благодатные, животворящие токи вовне от основанной им Троицкой обители.

Наречение храма Святой Троицы в земле русской началось со святой равноапостольной Ольги (память 11 июля), построившей первый Троицкий храм в Пскове.
Впоследствии подобные храмы были построены в Великом Новгороде и других городах.

Духовный вклад преподобного Сергия в преподавание богословия Святой Троицы весьма значителен.

Преподобный имел глубокое проникновение в сокровенные тайны богословия «духовными очами» подвижника, в молитвенном восхождении к Триипостасному.

«Сонаследниками совершенного света и созерцания Пресвятой и Вседержавной Троицы, — объяснял святой Григорий Богослов, — являются те, которые совершенно соединяются в совершенстве Духа».

Преподобный Сергий на личном опыте познал тайну Живоначальной Троицы, так как в своей жизни он соединился с Богом, стал причастником самой жизни Божественной Троицы, т. е. достиг всего, что возможно на земле.

«Если человек любит Меня, — говорит Господь, — он будет соблюдать Мои слова; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим» (Иоанна 14:23).

Авва Сергий, во всем соблюдая заповеди Христовы, принадлежит к чину святых, в душах которых «поселилась» Святая Троица.

Он сотворил из себя «обитель Святой Троицы», а всех, с кем общался преподобный Сергий, возвысил и привел в общение со Святой Троицей.

Радонежский подвижник со своими учениками и сподвижниками обогатил Русскую и Вселенскую Церковь новым знанием и видением Животворящей Троицы, Начала и Источника жизни, явившейся миру и человечеству в «Соборности».

Церкви, с братским единством и жертвенной искупительной любовью ее пастырей и чад.

В духовно-символическом собирании Руси в единстве и любви историческим усилием народа стал храм Живоначальной Троицы, построенный преподобным Сергием, «чтобы непрестанным вниманием к Ней побеждает страх ненавистной разлад в этом мире».

У преподобного Сергия в Живоначальной Троице положено не только святое совершенство вечной жизни, но и образец человеческой жизни, духовный идеал, к которому человечество должно стремиться, ибо в Троице как «Нераздельной» ( греческое «Адиайретос»), осуждается раздор и благословляется «Соборность», а в Троице как «Неразлучной» («Ахористос» — по IV Вселенскому Собору в Халкидоне в 451 году) осуждается принуждение и благословенная свобода.

В учении преподобного Сергия о Пресвятой Троице русский народ глубоко ощутил свое кафолическое и вселенское призвание, и, поняв всеобщее значение праздника, народ украсил его всем разнообразием и богатством древнего народного обычая и народного стиха.

Весь духовный опыт и духовные искания Русской Церкви воплотились в богослужебном творчестве Праздника Святой Троицы, тринитарных церковных обрядах, иконах Святой Троицы, храмах и монастырях этого имени.

Богословское прозрение преподобного Сергия в преображении выразилось в чудотворной иконе Живоначальной Троицы, написанной святителем Андреем Радонежским, прозванным Рублевым (память 4 июля), монахом-иконописцем, проживавшим в Троице-Сергиевом монастыре и расписанным благословение преподобного Никона в похвальную память святому авве Сергию.

(На Стоглавом соборе 1551 года эта икона была утверждена как надлежащий образец для всех последующих церковных иконографических изображений Пресвятой Троицы).

«Ненавистная рознь», ссоры и смуты мирской жизни преодолевались иноческим общежительным житием, насажденным преподобным Сергием по всей Руси.

Не было бы у людей разделений, ссор и войн, если бы человеческая природа, созданная Троицей по образу Божественного Триединства, не была искажена и повреждена первородным грехом.

Преодолевая своим сораспятием со Спасителем грех частности и разделения, отвергая «свое» и «себя», и, согласно учению святителя Василия Великого, общежительные иноки восстанавливают Первосотворенное единство и святость человеческой природы.

Монастырь преподобного Сергия стал для Русской Церкви образцом обновления и возрождения.

В нем сформировались святые монахи, несущие в себе черты истинного пути Христова в отдаленные края.

Во всех своих делах и поступках преподобный Сергий и его ученики придавали жизни церковный характер, подавая людям живой пример ее возможности.

Не для отречения от земли, а для преображения ее возвещали они восхождение и сами возносились к Небесному.

Среди учеников преподобного Сергия были его земляки из Радонежа диакон Онисим и сын его Елисей.

Когда собрались двенадцать иноков и устроенные кельи были огорожены высокой оградой, авва назначил привратником диакона Онисима, так как его келья находилась дальше всего от входа в обитель.

Под покровительственной тенью Свято-Троицкого монастыря провел свои последние годы игумен Митрофан.

Именно он постриг преподобного Сергия в ангельскую схиму и руководил им в иноческих подвигах.

Могила блаженного старца Митрофана стала первой на монастырском кладбище.

В 1357 году в монастырь из Смоленска прибыл архимандрит Симон.

Он оставил свое почтенное положение настоятеля одного из смоленских монастырей, чтобы стать простым послушником богоносного Радонежского игумена.

В награду за его великое смирение Господь даровал ему приобщиться к чудесному видению преподобного Сергия о будущем умножении его монашеской паствы.

По благословению аввы блаженный старец Исаак Молчаливый принял на себя подвиг молитвенного безмолвия; его молчание было поучительнее любых слов для монахов и тех, кто находился снаружи.

Только один раз после годичного молчания преподобный Исаак отверз уста свои, чтобы засвидетельствовать, как он видел, как Ангел Божий служил вместе с преподобным Сергием в алтаре во время Божественной литургии.

Очевидцем благодати Святого Духа, содействовавшей преподобному Сергию, был и экклезиарх Симон, видевший однажды, как небесный огонь нисходил на Святые Тайны и что угодник Божий «причащался огню, не будучи сгорел».
Старец Епифаний (+ 1420) был несколько позже, при игумене Никоне, священником Сергиевской паствы.

Церковь называет его Епифанием Мудрым за глубокую ученость и большие духовные таланты.

Он известен как составитель Жития преподобного Сергия и сподвижника его преподобного Стефана Пермского в панегирике им; он написал также «Слово о жизни и преставлении великого князя Димитрия Донского».

Житие преподобного Сергия, составленное Епифанием через 26 лет после кончины преподобного, т. е. в 1418 г.

К преподобному Сергию, как к неиссякаемому источнику духовной молитвы и благодати Господней, во все времена приходили с поклонением тысячи людей — для назидания и для молитв, для помощи и для исцеления.

И каждого из прибегающих с верой к его чудотворным мощам исцеляет и обновляет, наполняет силой и верой, преображает и направляет вверх своей светоносной духовностью.

Но это были не только духовные дары и благодатные исцеления, подаваемые всем, с верою приближающимся к мощам преподобного Сергия; Бог также дал ему благодать защищать Русскую землю от врагов.

Преподобный по молитвам своим был с войском Димитрия Донского в битве на Куликовом поле, — благословил даже своих иноков, Александра Пересвета и Андрея Осляба, на службу в войске.

Он подсказал Ивану Грозному, где строить крепость Свияжск, и помог в победе над Казанью.

К периоду Смуты и польского нашествия относится героическое «Троицкое сидение», когда многие иноки по благословению игумена святителя Дионисия повторили ратный подвиг Сергиевских учеников Пересвета и Осляба. Полтора года, с 23 сентября 1608 г. по 12 января 1610 г., поляки осаждали монастырь Живоначальной Троицы, надеясь разграбить и разрушить этот священный оплот Православия.

Но по заступничеству Пресвятой Богородицы и по молитвам преподобного Сергия «с великим посрамлением» бежали они наконец от стен обители, преследуемые гневом Божиим, и вскоре даже их предводитель Лисовский погиб на в самый день памяти преподобного Сергия, 25 сентября 1617 года.
В 1618 году сын польского короля Владислав, подошел вплотную к стенам Свято-Троицкого монастыря.

Но будучи бессильным против благодати Господа, охранявшей монастырь, он вынужден был заключить мир с Россией в монастырском селе Деулино.

После этого была построена церковь во имя преподобного Сергия.

В 1619 году Патриарх Иерусалимский Феофан посетил Лавру во время своего путешествия в Россию.

Особенно желал он видеть тех иноков, которые во время военной опасности осмеливались надевать кольчугу поверх своей монашеской одежды и с оружием в руках подниматься на стены святой обители, отгоняя врага.

Святой Дионисий игумен (память 12 мая), говоря о защите, представил патриарху более двадцати монахов.

Первым из них был Афанасий (Ощерин), с пожелтевшей сединой старца. Патриарх спросил его: «Ты ходил на войну и руководил солдатами?»
Старец ответил: «Да, святой Владыка, кровавые слезы заставили».

«Что приличнее монаху, молитвенное уединение или воинские подвиги перед народом?»

Низко поклонившись, святой Афанасий ответил: «Всему делу и всякому делу свое время. Вот у меня на голове латинская подпись, от оружия. В моем теле еще шесть мемориалов свинца. Сидя в келье на молитве, мог ли я найти такие побуждения к стенаниям и воздыханиям? Все это я делал не в свое удовольствие, а ради благословения посланного нам служения Божия».

Тронутый мудрым ответом смиренного монаха, Патриарх благословил и обнял его.

Он благословил и других воинов-монахов и выразил свое восхищение всей братии Сергиевой Лавры.

Дело монастыря в это тяжкое для всего народа Смутное время записано экономом Авраамом (Палицыным) в «Сводке о событиях Смутного времени», а также стольником Симоном Азарьиным в два житийных сборника: «Книга чудес преподобного Сергия» и «Житие преподобного Дионисия Радонежского».

В 1650 году Симеон Шаховский написал акафист преподобному Сергию, как «доблестному воеводе» Русской земли, в память избавления Троицкого монастыря от вражеской осады.

Есть еще один акафист преподобному Сергию, составленный в XVIII веке, автором которого считается митрополит Московский Платон (Левшин), преставившийся в 1812 году.

В более поздние времена монастырь продолжал оставаться неугасимым светочем духовной жизни и церковного просвещения.

Из ее братии один за другим избирались для служения многие прославленные иерархи Русской Церкви.

В 1744 году за заслуги перед Отечеством и Верой монастырь был назначен Лаврой. В 1742 г. в его ограде была устроена духовная семинария, а в 1814 г. туда была переведена Московская духовная академия.

И в настоящее время Домициль Живоначальной Троицы служит одним из основных центров благодати Русской Православной Церкви.

Здесь по побуждению Святого Духа проходят Поместные Соборы Русской Церкви. При монастыре находится резиденция Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, несущего на него особое благословение преподобного Сергия, в установленной форме «архимандрит Троице-Сергиевой Лавры».

 

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Экономисса» или «Домостроительница»

 

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Экономисса» или «Домостроительница»

Икона Пресвятой Богородицы, именуемая «Экономисса» или «Домостроительница»

 

Божия Матерь «Экономисса» — редкая икона Афонской горы, спасительница православных от банкротства.

Икона «Экономисса» ведет свою историю с 10 века, уникальность этого образа в том, что он никогда не покидал Святой Горы Афон, он постоянно находился там.

Кажется, что хранительница афонской неугасимой лампады ни на минуту не покидает свой пост.

Последний экономический кризис привлек тысячи паломников, желающих поклониться и помолиться с молитвой образу Пресвятой Богородицы.

Несмотря на многочисленные просьбы верующих о том, чтобы икона временно покинула Афонский монастырь и тем самым предоставила возможность поклоняться ей всем желающим, в том числе и женщинам, «Икономика» продолжает оставаться на своем месте.

И чудеса творят из этого чудотворного образа списки, помогающие от душевных и телесных затруднений.

Легенда об афонском хранителе

У иконы Богородицы «Экономисса» интересная и необычная, немного мистическая история.

Согласно легенде, история началась, когда на Афоне разразился страшный голод.

Иноки ушли из монастыря, старец Афанасий последним решил уйти из монастыря.

По дороге он встретил женщину, которая спросила его, куда он направляется.

Удивленный появлением на этой земле женщины, Афанасий, в свою очередь, расспросил о ней странницу.

На что женщина ответила, что знает гору Афанасия и может ему помочь.

А на вопрос о себе она ответила, что она та, чье имя он назвал своей Обителью.

Неверующий Афанасий попросил доказательств, на что получил ответ: «Ударь жезлом в этот камень и все поймешь».

В месте удара появилась вода, открылся святой источник, и Божия Матерь заметила, что теперь она постоянно будет домоправительницей (хозяйством) монастыря и Афонской горы.

По велению Святейшего и Старца Афанасия, с тех пор в монастыре на Афоне нет эконома, есть только помощник экономиста.

В память о чудесном явлении написана икона «Икономисса».

Второй чудесный феномен

Вторая легенда гласит, что еще при жизни Афанасия произошло еще одно чудесное явление Пресвятой Богородицы.

Второй раз Пречистую Деву видел преподобный Матфей, известный среди братии в монастыре своим усердием и благочестием.

Во время службы он вдруг увидел образ Богородицы в сопровождении двух ангелов.

Она подходила к каждому монаху и вручала монеты в зависимости от степени усердия в молитве. Несколько монет досталось Мэтью.

Так управительница Святой Горы еще раз продемонстрировала свое покровительство и заботу о святой обители.

С этого времени одной из самых почитаемых святынь Святой Горы Афон стала «Экономика» — икона Божией Матери. 

По нашим молитвам дано будет нам...

Как и любой другой святой образ, «Экономисса» прославилась своими чудесами и исполнением молитв молящихся на нее.

Этому неповторимому образу молятся: «…Сладчайшая Мати наша игуменья! Собери, рассеянное Христово стадо во едино и спаси всех православных христиан, даруя небесную жизнь ангелам и всем святым в Царствии Христа Бога нашего, Ему честь и слава со Своим первородным Отцом и с Благословенным и Милостивым и Животворящим Духом во веки веков. Аминь».

Молитва иконы «Экономисса» наполнена просьбами о прошении о грешном мире и предстательстве перед Господом за грешных людей, о единении и мире между людьми, что особенно важно в нынешнее время смут и войн.

Сама икона и слова молитвы к ней как бы напоминают людям о бренности всего земного, о том, что Господь помилует нас по нашим просьбам и разрешит проблемы мира сего.

Паломники 

Афонский образ игуменьи Афонской стал особенно популярен в период экономического кризиса, копии и списки с чудотворного образа стали распространяться по миру.

Представителей всех религиозных конфессий привлекала на Афонский полуостров икона «Иконоисповедание».

О чем молятся сильные святому образу мира сего, догадаться нетрудно.

Этот образ Господь послал монаху во время голода и лишений, поэтому и надо молиться от избавления от бедности и разрухи.

Несмотря на то, что в Библии сказано, что «легче каравану верблюдов пройти в игольное ушко, чем богатому попасть в рай», эта икона действительно помогает миллионерам и богачам мира сего.

Это потому, что бедняки страдают в первую очередь от бедняков, так как с остановкой работы заводов, предприятий люди остаются без работы, без средств к существованию.

Премудрость Господня безгранична, чудеса, происходящие по просьбе верующих, произносимые в таком образе, как икона «Икономисса», тому другое свидетельство.

Икона экономисса, молящаяся о чем-то

Из кризисных стран приезжают паломники, чтобы приложиться к чудотворному образу.

При этом совершенно не важно, какую веру исповедует новоприбывший, икона «Домостроительница» помогает всем искренними молитвами и просьбами.

Единственным исключением является то, что женщины не могут попасть к иконе, ибо им категорически запрещено посещать Афон, дабы не нарушать покой и покой проживающих там монахов.

Так повелела Богородица много веков назад, когда избрала Себе Святую Гору, и этот запрет соблюдается уже много лет.

Женщины имеют возможность поклоняться копиям изображения или спискам с него, которые также не лишены чудодейственной силы.

Экономисса икона Божией Матери от чего помогает

Чудеса веры по молитвам православных от иконы «Воображение» известны во всем мире.

В XIX веке на поклонение Афону отправились несколько глубоко верующих крестьян из Смоленской губернии.

Проведя несколько дней на Святой Горе, помолившись многим афонским святыням, ночью легли спать.

Одному из паломников приснилось, что в их доме большая беда, но заступница с небес послала помощь и люди были спасены.

Рассказав свой сон настоятелю монастыря, крестьяне были отправлены в Великую Лавру к образу «Домостроительника».

Помолившись три дня у образа, крестьяне получили знак, что их молитвы услышаны.

Вернувшись домой, паломники узнали, что по их молитвам от родных мест отведена страшная беда: голод и нищета, смерть всего живого, были предотвращены.

Икона «Экономисса» услышала молитвы.

О чем молятся Ей православные, от чего удерживает род человеческий по их молитвам, Афонская игумения?

Ответом на эти вопросы являются многочисленные чудеса, созданные таким образом.

Сила молитвы в вере

Молитвенное обращение к Великой Заступнице оформлено искренним посланием, как говорят святые отцы, «от сердца».

Известны случаи, когда Домостроительница на Афоне не только спасала от нужды и лишений, но и исцеляла от недугов и болезней.

Так, еще в 18 веке благочестивая и трудолюбивая женщина и ее маленькая дочь исцелились от болезней, голода и нужды.

Больная и нуждающаяся женщина постоянно молилась чудотворному образу и целовала его, чудо свершилось, жизнь семьи наладилась.

Так молитвенная владычица земли русской еще раз явила миру чудеса своего милосердия и любви к роду человеческому.

Молитва иконе «Экономисса» не только помогала нуждающимся и просила о помощи.

Главное условие — оформить свое молитвенное послание искренне и с любовью.

Святой хранитель от голода и нужды

Несмотря на то, что икона «Экономисса» никогда не покидала своего места жительства и не ездила по миру, чудесные копии с этого образа помогли всему миру, так как списки с этой иконы несут в себе элементы чистоты и святости.

Есть свидетельства верующих, что в атеистические военные времена в блокадном Ленинграде люди спасались от голодной смерти, молясь на образ «Экономики».

Несмотря на то, что кругом царили голод, болезни и смерть, те, кто искренне верил в чудотворных Святых, были спасены, защищены, что и определила «Экономисса» — икона Божией Матери.

Что помогает больше Уникальная святыня?

Она спасает от смерти и болезней, вызванных нищетой и голодом.

Значение образа для православного христианина

На протяжении многих веков эта реликвия хранит православный мир от бедствий, вызванных нищетой и голодом.

Современный мир не является исключением, так как финансовые проблемы в эпоху экономического кризиса несут угрозу нищеты и разорения максимально приближенной практически к каждой семье.

Некоторые священники, усердные к своему служению, раздали малый список чудотворных образов каждому верующему в доме, теперь они помогают многим семьям.

Финансовый кризис затрагивает каждую семью, как богатых, так и не очень обеспеченных людей, как владельцев бизнеса и предприятий, так и их сотрудников.

Тем важнее для современного христианина икона «Иконостроительство», значение которой для православного человека невозможно переоценить.
Святая постоянно встает на защиту своих земных чад, становится нерушимой стеной между бедами и людьми, особенно там, где возносятся искренние молитвы о помощи.

Не так важно, куда человек обращается к этому чудотворному образу: на Афоне или в небольшой деревенской церкви, в тишине монастыря или в городской квартире, искренние молитвы и призывы будут услышаны.

 

Преподобный Афанасий, основатель Великой Лавры

 

Преподобный Афанасий, основатель Великой Лавры

Преподобный Афанасий, основатель Великой Лавры

Святой Афанасий Афонский, в святом Крещении Авраам, родился в городе Трапезунде.

Он рано осиротел и, будучи воспитан одной доброй и благочестивой монахиней, подражал приемной матери в привычках монашеской жизни, в посте и в молитве.

Делать уроки давалось легко, и вскоре он опередил своих сверстников в учебе.

После смерти приемной матери Авраама отвезли в Константинополь ко двору византийского императора Романа Старшего и зачислили в ученики к известному ритору Афанасию.

Вскоре ученик овладел мастерством своего учителя и сам стал наставником юношей.

Почитая за истинную жизнь пост и бдение, Авраам вел строгую и воздержанную жизнь, мало спал и то только сидел на табуретке, а ячменный хлеб и вода были его пищей.

Когда его учитель Афанасий по человеческой слабости стал завидовать своему ученику, блаженный Авраам оставил свое учительское место и ушел.

В эти дни в Константинополь прибыл святитель Михаил Малеин (память 12 июля), игумен Киминского монастыря.

Авраам рассказал игумену о своей жизни и открыл ему свое тайное желание стать монахом.

Святой старец, видя в Аврааме избранный сосуд Святого Духа, полюбил его и многому научил в вопросах спасения.

Однажды во время духовных бесед святого Михаила посетил его племянник Никефор Фока, военачальник и будущий император.
Высокий дух и глубокий ум Авраама поразили Никефора, и всю жизнь он относился к святому с благоговейным уважением и любовью.

Авраам был поглощен своей ревностью к монашеской жизни.

Оставив все, он пошел в Киминскую обитель и, припав к ногам святого игумена, просил принять его в иноческое житие.

Долгими постами, бдениями, коленопреклонениями, трудами ночными и дневными Афанасий вскоре достиг такого совершенства, что святой игумен благословил его на подвиг безмолвия в уединенном месте недалеко от монастыря.

Позже, покинув Кимину, он обошел многие пустынные и уединенные места и, ведомый Богом, пришел в место, называемое Меланос, на самом краю Афона, поселившись вдали от других монастырских жилищ.

Здесь преподобный устроил себе келью и стал вести подвижническую жизнь в трудах и молитвах, идя от подвига к подвигу к высшему монашескому постижению.

Враг человечества пытался возбудить в святом Афанасии ненависть к избранному им месту и нападал на него постоянными мысленными внушениями.

Подвижник решил год потерпеть, а потом, куда направит его Господь, пойдет.

В последний день этого года, когда святой Афанасий приступил к молитве, вдруг воссиял на него небесный свет, исполнив его неописуемой радостью, все помыслы рассеялись, а из глаз его брызнули благодатные слезы.

С этого момента святой Афанасий получил дар умиления и полюбил место своего уединения так же сильно, как прежде ненавидел его.

В это время Никефор Фока, насытившись воинскими подвигами, вспомнил о своем обете постригаться в монахи и на свои средства просил святого Афанасия построить монастырь, т. мог причащаться Божественных Таин Христовых по воскресеньям.

Удалившись от забот и забот, святой Афанасий сначала не согласился принять ненавистное золото, но, видя усердное желание и благое намерение Никифора и узрев в этом волю Божию, приступил к строительству обители.

Он построил большую церковь в честь святого Пророка и Предтечи Христовой Иоанна Крестителя и другую церковь у подножия горы, во имя Пресвятой Богородицы.

Вокруг храма были кельи, а на Святой Горе возник дивный монастырь.

В нем находились трапеза (столовая), богадельня для больных и для приема странников и другие необходимые сооружения.

В монастырь стекалась отовсюду, не только из Греции, но и из других стран, братия, простой народ и знатные сановники, пустынники, долгие годы подвизавшиеся в пустыне, игумены из многих монастырей и святители, желавшие стать простыми монахами. в Афонской лавре святого Афанасия.

Святитель установил в монастыре общежительный монашеский устав по образцу древних палестинских монастырей.

Богослужения совершались со всей строгостью, и никто не осмелился ни говорить во время службы, ни опоздать, ни выйти из храма без надобности.

Небесная Покровительница Афона, Сама Пречистая Богородица, была благосклонна к святому.
Много раз он имел честь видеть Ее своими глазами.

По промыслу Божию однажды случился такой голод, что иноки один за другим покинули Лавру.

Святой остался совсем один и в минуту слабости тоже подумывал уйти.

Внезапно он увидел Женщину под эфирной завесой, идущую ему навстречу.

— Кто ты и куда идешь? — тихо спросила она.

Святой Афанасий из врожденного почтения остановился.

«Я здешний монах», — ответил святой Афанасий и рассказал о себе и своих заботах.

«Оставили бы вы монастырь, предназначенный для славы из рода в род, ради куска сухого хлеба? Где твоя вера? Повернись, и я помогу тебе».

«Кто ты?» — спросил Афанасий.

«Я — Матерь Господа», — ответила Она и велела Афанасию ударить посохом о камень.

Из трещины начал бить родник, существующий и по сей день, в память об этом чудесном посещении.

Братия росла, а строительство Лавры продолжалось.

Святой Афанасий, предвидя время своего отшествия ко Господу, пророчествовал о скорой кончине своей и просил братию не смущаться о том, что он предвидит.

«Ибо Мудрость распоряжается не так, как судят люди».

Братия недоумевала и размышляла над словами святителя.

Дав братии последнее руководство и утешив всех, святой Афанасий вошел в свою келию, надел мантию и святой кукол, который носил только в великие праздники, и вышел после продолжительной молитвы.

Встревоженный и радостный, святой игумен поднялся с шестью братиями на верх храма, чтобы осмотреть сооружение.

Внезапно, по незаметной воле Божией, верхушка церкви рухнула.

Пятеро братьев немедленно отдали свои души Богу.
Святитель Афанасий и зодчий Даниил, брошенные на камни, остались живы.

Все слышали, как святой воззвал к Господу: «Слава Тебе, Боже! Господи, Иисусе Христе, помоги мне!»

Братия с великим плачем стала выкапывать отца из-под завалов, но нашли его уже мертвым.

Христианские праздники 17 июля

Христианские праздники 19 июля

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх