ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ16 декабря

Христианские праздники 17 декабря. Великомученица Варвара…

Православные праздники 17 декабря (4 декабря по старому стилю)

  • Великомученица Варвара и мученица Иулиания 
  • Преподобный Иоанн Дамаскин 
  • Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский

 

Великомученица Варвара и мученица Иулиания в Илиополе в Сирии


Великомученица Варвара

Великомученица Варвара

 

Святая великомученица Варвара жила и пострадала при императоре Максимиане (305-311).

Ее отец, язычник Диоскор, был богатым и знатным человеком в сирийском городе Гелиополе.

После смерти жены он посвятил себя единственной дочери.

Увидев необыкновенную красоту Варвары, Диоскор решил скрыть ее от посторонних глаз.

Поэтому он построил для Варвары башню, куда дозволялось видеть ее только учителям-язычникам.

С башни открывался вид на уходящие вдаль холмы.

Днем она могла любоваться лесистыми холмами, быстрыми реками и лугами, покрытыми пестрым покрывалом цветов; ночью стройный и величественный свод небес мерцал и представлял собой зрелище невыразимой красоты.

Вскоре дева стала задавать себе вопросы о Первопричине и Творце столь гармоничного и прекрасного мира.

Постепенно она убедилась, что бездушные идолы были всего лишь делом рук человеческих.

Хотя ее отец и учителя предлагали им поклонение, она понимала, что идолы не могли сотворить окружающий мир.

Желание познать истинного Бога так поглотило ее душу, что Варвара решила посвятить этой цели всю свою жизнь, и провести ее в девстве.

Слава о ее красоте разнеслась по всему городу, и многие искали ее руки и сердца.

Но, несмотря на уговоры отца, она всем им отказывала.

Барбара предупредила отца, что его настойчивость может закончиться трагически и разлучить их навсегда.

Диоскор решил, что на темперамент его дочери повлияла ее уединенная жизнь.

Поэтому он разрешил ей покинуть башню и предоставил ей полную свободу в выборе друзей и знакомых.

Так Варвара встретила в городе юных христианских девиц, и они рассказали ей о Творце мира, о Троице и о Божественном Логосе.

Промыслом Божиим в Гелиополь из Александрии прибыл священник под видом купца.

Наставив ее в таинствах христианской веры, он крестил Варвару, а затем вернулся в свою страну.

В это время в доме Диоскора строилась роскошная купальня.

По его приказу рабочие подготовили два окна на южную сторону.

Но Варвара, воспользовавшись отсутствием отца, попросила сделать третье окно, образовав тем самым Троицу света.

На одной из стен бани Барбара провела пальцем по кресту.

Крест был глубоко врезан в мрамор, словно железным инструментом.

Позже ее следы отпечатались на каменных ступенях бани.

Вода бани обладала огромной целебной силой.

Святой Симеон Метафраст (память 9 ноября) сравнил баню с потоком Иорданом и Силоамской купальней, потому что силою Божией в ней совершались многие чудеса.

Когда Диоскор вернулся и выразил недовольство изменением своих строительных планов, дочь рассказала ему о том, как она познала Триединого Бога, о спасительной силе Сына Божия и о тщетности поклонения идолам.

Диоскор пришел в ярость, схватил меч и хотел ударить ее им.

Святая дева бежала от отца, а он бросился за нею в погоню.

Путь ему преградил холм, который открылся и скрыл святого в расщелине.

С другой стороны расщелины был вход, ведущий наверх.

Святая Варвара успела тогда скрыться в пещере на противоположном склоне холма.

После долгих и безрезультатных поисков дочери Диоскор увидел на холме двух пастухов.

Один из них показал ему пещеру, где скрывался святой.
Диоскор жестоко избил свою дочь, а затем поставил ее под охрану и пытался уморить голодом.

Наконец он передал ее префекту города по имени Марциан.

Святую Варвару жестоко били: били ее сыромятной кожей, а власяницей растирали раны, чтобы усилить ее боль.

Ночью святая Варвара усердно молилась своему Небесному Жениху, и явился Сам Спаситель и исцелил ее раны.

Тогда святителя подвергли новым, еще более страшным мучениям.

В толпе, где истязали мученицу, находилась добродетельная христианка Иулиания, жительница Илиополя.

Сердце ее наполнилось сочувствием к добровольному мученичеству прекрасной и прославленной девы.

Иулиана тоже хотела пострадать за Христа. Она стала громким голосом обличать мучителей, и они схватили ее.

Оба мученика долго истязались. Их тела были изранены и изранены крюками, а затем их голыми повели по городу среди насмешек и насмешек.

По молитвам святой Варвары Господь послал ангела, который покрыл наготу святых мучениц прекрасным одеянием.

Затем были обезглавлены стойкие исповедницы Христовы святые Варвара и Иулиания.

Сам Диоскор казнил святую Варвару. Гнев Божий не замедлил наказать обоих мучителей, Марциана и Диоскора, они были убиты после удара молнии.

В VI веке мощи святой великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь.

Через шестьсот лет они были перенесены в Киев (память 11 июля) Варварой, дочерью византийского императора Алексея Комнина, женой русского князя Михаила Изяславича.

Они и сейчас покоятся в киевском Владимирском соборе, где каждый вторник служится акафист святому.

Многие благочестивые православные христиане имеют обыкновение каждый день петь тропарь святой Варваре, вспоминая обещание Спасителя ей, что те, кто помнит ее и ее страдания.

 

Мученик Иоанн Дамаскин


Мученик Иоанн Дамаскин

Мученик Иоанн Дамаскин

 

Святой Иоанн Дамаскин родился около 680 года в Дамаске, Сирия, в христианской семье.

Его отец, Сергий Мансур, был казначеем при дворе халифа. Был у Иоанна и молочный брат, осиротевший отрок Косма (память 14 октября), которого Сергий взял в свой дом.

Когда дети подросли, Сергий увидел, что они получили хорошее образование.

На дамасском невольничьем рынке он выкупил из плена ученого монаха Косму Калабрийского и поручил ему обучение своих детей.

Мальчики проявляли незаурядные способности и с готовностью осваивали курсы светских и духовных наук.

После смерти отца Иоанн занял министерские посты при дворе и стал городским префектом.

В Константинополе в это время возникла и быстро распространилась ересь иконоборчества, поддержанная императором Львом III Исавром (717-741).

Поднявшись на защиту православного иконопочитания, святитель Иоанн написал три трактата под названием «Против злословящих святые иконы».

Мудрые и боговдохновенные писания святителя Иоанна привели императора в ярость.

Но поскольку автор не был византийским подданным, император не мог ни заключить его в тюрьму, ни казнить.

Тогда император прибегнул к клевете.

Было предъявлено поддельное письмо императору якобы от Иоанна, в котором чиновник Дамаска якобы предлагал свою помощь Льву в завоевании сирийской столицы.

Это письмо и еще одна лицемерно-лестная записка были отправлены сарацинскому халифу Львом Исавром.

Халиф немедленно приказал снять святого Иоанна с поста, отсечь ему правую руку и провести через город в цепях.

В тот же вечер отрубленную руку вернули святому Иоанну.

Святитель приложил его к запястью и молил Пресвятой Богородице исцелить его, чтобы он смог защитить Православную Веру и еще раз написать во славу Пречистой Девы и Ее Сына.

Через некоторое время он заснул пред иконой Божией Матери.

Он слышал Ее голос, говорящий ему, что он исцелен, и повелевающий ему непрестанно трудиться своей восстановленной рукой.

Проснувшись, он обнаружил, что его рука снова была восстановлена.

В знак чуда осталась только маленькая красная отметина вокруг его запястья.

Позже, в благодарность за исцеление, святитель Иоанн приложил к иконе серебряную модель своей руки, которая стала называться «Троеручица».

Некоторые необразованные художники вместо серебряной модели руки святого Иоанна дали Богородице три руки.

Память иконы «Троеручица» совершается 28 июня и 12 июля.

Узнав о чуде, доказавшем невиновность Иоанна, халиф попросил у него прощения и хотел восстановить его на прежней должности, но святой отказался.

Он раздал свое богатство бедным и отправился в Иерусалим со своим сводным братом и однокурсником Космой.

Там он поступил в монастырь преподобного Саввы Освященного простым послушником.

Ему было нелегко найти духовного наставника, потому что все монахи были устрашены его большой ученостью и прежним чином.

Только один очень опытный старец, имевший умение воспитать в ученике дух послушания и смирения, согласился бы на это.

Старец запретил Иоанну вообще что-либо делать по своей воле.

Он также повелел ему принести Богу все свои труды и моления в совершенную жертву и пролить слезы, которые смывают грехи его прежней жизни.

Однажды он отправил послушника в Дамаск продавать корзины, сделанные в монастыре, и велел ему продавать их по определенной завышенной цене, намного превышающей их действительную стоимость.

Он предпринял долгое путешествие под палящим солнцем, одетый в лохмотья.

Никто в городе не узнал бывшего чиновника Дамаска, ибо его облик изменился от продолжительных постов и подвигов.

Однако святого Иоанна узнал бывший его домоправитель, который купил все корзины по запрашиваемой цене, проявив сострадание к нему за его явную бедность.

Случилось так, что один из монахов умер, и его брат просил святого Иоанна сочинить что-нибудь утешительное для отпевания.

Святитель Иоанн долго отказывался, но из сострадания уступил прошению скорбящего инока и написал свои знаменитые надгробные тропари («Какая земная радость», «Всякая суета человеческая» и др.).

За это непослушание старец изгнал его из кельи. Иоанн пал к его ногам и просил прощения, но старец оставался непреклонен.

Все монахи стали умолять его позволить Иоанну вернуться, но он отказался.

Тогда один из монахов попросил старца наложить на Иоанна епитимью и простить его, если он ее исполнит.

Старец сказал: «Если Иоанн хочет получить прощение, пусть вымоет все ночные горшки в лавре и голыми руками вычистит монастырские уборные».

Иоанн обрадовался и поспешил исполнить свое постыдное дело.

Через некоторое время старец получил в видении от Пречистой и Пресвятой Богородицы повеление позволить святому Иоанну снова писать.

Когда Иерусалимский Патриарх услышал о святителе Иоанне, он рукоположил его в священники и сделал проповедником в своем соборе.

Но святитель Иоанн вскоре вернулся в Лавру святого Саввы, где и провел остаток своей жизни, сочиняя духовные книги и церковные песнопения.

Он покинул монастырь только для того, чтобы обличать иконоборцев на Константинопольском соборе 754 года.
Они подвергли его заточению и истязаниям, но он все вынес и по милости Божией остался жив.

Он умер примерно в 780 году, в возрасте более 100 лет.

Святитель Иоанн Дамаскин был богословом и ревностным защитником Православия.

Самая важная его книга – «Источник знаний».

Третий раздел этого труда «О православной вере» представляет собой краткое изложение православного учения и опровержение ересей.

Так как он был известен как гимнограф, мы молим святителя Иоанна о помощи в изучении церковного пения.

 

Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский


Свт. Геннадий, архиеп. Новгородский. Собор Новгородских святых. Икона. 60-е гг. XX в. (ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде). Фрагмент

Свт. Геннадий, архиеп. Новгородский. Собор Новгородских святых. Икона. 60-е гг. XX в. (ц. ап. Филиппа в Вел. Новгороде). Фрагмент

 

Святитель Геннадий, архиепископ Новгородский, происходил из рода Гонзовых и был, по свидетельству современников, «знатным, умным, добродетельным и сведущим в Священном Писании».

Был пострижен в монахи в Валаамском монастыре под духовным руководством преподобного Савватия Соловецкого (память 27 сентября).

С 1472 года архимандрит Чудова (Чудо-Архангельского Михаила) монастыря в Москве. Ревнуя о совершении богослужений по Типикону, он и Вассиан, архиепископ Ростовский, а затем его преемник Иоасаф, бесстрашно вставали на защиту древнего Устава во время спора при освящении Успенского собора в Москве в 1479-1479 годах. 

В 1483 году святитель Геннадий начал строительство каменного храма в Чудовом монастыре в честь святителя Алексия, митрополита Московского (память 12 февраля), основателя монастыря. 12 декабря 1484 года святитель Геннадий был хиротонисан во архиепископа Новгородского.

Уже в Новгороде, но еще почитая память святителя Алексия, Геннадий не переставал заботиться о постройке храма, даже пожертвовав серебро на завершение этого храма.

Время святителя владыки Геннадия в Новгороде совпало со страшным периодом в истории Русской Церкви.

В 1470 г. жидовствующие проповедники, приехавшие в Новгород под видом купцов, уже начали сеять среди православных сорняки ереси и отступничества.

Первые вести о ереси дошли до святителя Геннадия в 1487 году.

Четыре члена тайного общества в состоянии опьянения открылись и рассказали православным о существовании нечестивой ереси.

Как только это стало ему известно, ревностный архипастырь немедленно начал расследование и с глубокой скорбью убедился, что опасность грозит не только местному новгородскому благочестию, но и самой Москве, самой столице православия, где иудействующие путешествовали в 1480 году.

В сентябре 1487 г. он отправил митрополиту Геронтию в Москву все материалы расследования вместе со списком обнаруженных им отступников и их сочинениями.

Борьба с жидовствующими стала главным направлением архипастырской деятельности святителя Геннадия.

По словам святителя Иосифа Волоколамского (память 9 сентября), «сей архиепископ, прогневавшись на злонравных еретиков, набросился на них, как лев, из чащи Священного Писания и прекрасных высот пророческих и апостольских учений».

Двенадцать лет святые Геннадий и святитель Иосиф боролись против мощнейших попыток противников Православия изменить ход истории Русской Церкви и Российского государства.

Их усилиями православные одержали победу.

Этой победе способствовали труды Геннадия в изучении Библии.

Еретики в своей нечестивой хитрости пользовались текстами из Ветхого Завета, но отличными от текстов, принятых православными.

Архиепископ Геннадий взял на себя огромную задачу: собрать правильные списки Священного Писания в единый кодекс.

До сих пор в России переписывались библейские книги, по примеру Византии, не целиком, а отдельными частями – Пятикнижие (первые пять книг) или Октикнижие (первые восемь книг), Царств, Притчи, Псалтырь, Пророки, Евангелия.

В частности, священные книги Ветхого Завета часто подвергались как случайным, так и преднамеренным ошибкам.

Святитель Геннадий со скорбью писал об этом в письме к архиепископу Иоасафу: «Иудействующее еретическое предание прилепляется к псалмам Давидовым, или пророчествам, ими измененными».

Собрав вокруг себя ученых и трудолюбивых библеистов, святитель собрал все книги Священного Писания в единый кодекс и благословил на то, чтобы Священные книги, не встречавшиеся в рукописях традиционной славянской Библии, были переведены с латинского языка.

В 1499 году в России был издан первый полный свод Священного Писания на славянском языке («Геннадьевская Библия», как называли ее по имени составителя).

Это произведение стало неотъемлемым звеном в череде славянских переводов Слова Божия.

Вместе с подготовкой Библии кружок церковных ученых при архиепископе Геннадии предпринял и большое литературное дело: составление «Четвертой Новгородской летописи».

Многочисленные рукописные книги были переведены, исправлены и переписаны, доведя летопись до 1496 года.

Досифей, игумен Соловецкого монастыря, находившийся в Новгороде по монастырским делам, несколько лет работал со святителем Геннадием над составлением библиотеки для Соловецкого монастыря.

Именно по просьбе святителя Геннадия Досифей написал жития святых Зосимы (память 17 апреля) и Савватия (память 27 сентября).

Большинство книг, переписанных по благословению новгородского святителя (более 20), сохранились в собрании Соловецких рукописей.

Будучи ревностным поборником духовного просвещения, святитель Геннадий основал в Новгороде школу для подготовки достойных клириков.

Память о святителе Геннадии сохраняется и в его трудах на благо Православной Церкви.

В конце XV века многих россиян беспокоил грядущий конец света, который, как они полагали, произойдет в конце седьмого тысячелетия от сотворения мира (в 1492 году нашей эры).

Поэтому в 1408 г. было решено не исчислять пасхальные даты дальше 1491 года.

Однако в сентябре 1491 г. Архиерейский Собор Русской Церкви в Москве с участием святителя Геннадия постановил, что Пасхалии восьмого тысячелетие можно вычислить.

Митрополит Зосима в Москве 27 ноября 1492 года «поставил соборную пасхалию на двадцать лет» и просил епископа Пермского Филофея и архиепископа Новгородского Геннадия составить каждому свою пасхалию для соборного рассмотрения и утверждения 21 декабря 1492 года.

Святитель Геннадий исчислил свою пасхалию, которая, в отличие от митрополичьей, растянулась на семьдесят лет.

Он был распространен по епархиям с одобрения Собора как принятая Пасхалия на следующие двадцать лет.

К Пасхалии прилагался собственный комментарий к ней святителя Геннадия в энциклике под названием «Источник Пасхалии, перенесенной на восьмитысячник».

В своем богословском толковании Пасхалии, основанном на Слове Божием и святых Отцах, святитель писал: «Не бояться конца мира надлежит, а ежеминутно ожидать пришествия Христова. Ибо так же, как Бог мог соизволить покончить с миром, так же мог Он соизволить продлить течение времени».

Никто не знает, когда прекратится сотворенный Богом мир, «даже ангелы небесные, ни Сын, а только Отец» (Мф. 24:36).

Поэтому святые отцы, вдохновленные Святым Духом, объясняли круговорот лет от сотворения мира именно циклом.

«Это происходит в круговом движении, не имеющем конца».

Святитель противопоставляет еретические методы исчисления времен пути, освященному Церковью, постоянному духовному трезвению.

Святитель Геннадий изложил богословские основы Пасхалии.

Он объяснил, что на основе цикла лет от сотворения мира можно определить пасхалию на будущее, если это потребуется.

Пасхалии святителя Геннадия, по его собственному свидетельству, не были чем-то новым, им созданным, а основывались на прежнем предании.

В 1539 году при архиепископе Новгородском Макарии была составлена Пасхалия на восьмое тысячелетие, основанная на принципах Пасхалии преподобного Геннадия.

Молитва Пресвятой Богородице, которую он сочинил в 1497 году, также свидетельствует о его глубокой духовной жизни и молитвенном вдохновении.

Кроме своих писем к митрополитам Зосиме и Симону, архиепископу Иоасафу, епископам Нифонту и Прохору и грамоте к Собору 1490 года, архиепископ Геннадий написал также церковное «Малое правило» и «Предание для монахов», живущих по к монашескому Уставу скитской жизни.

Оставив архипастырское служение в 1504 году, святитель жил на уединении в Чудовом монастыре, где мирно преставился ко Господу 4 декабря 1505 года.

В книге Степана-Ранкса читаем: «Архиепископ Геннадий служил архиепископом девятнадцать лет, благоустройство церквей, улучшение поведения духовенства и провозглашение православной веры среди еретиков.

Потом жил в Москве полтора года в Чудовом монастыре, посвященном Чуду архистратига Михаила и святителя Алексия, митрополита и чудотворца, где был архимандритом, а потом преставился ко Господу».

Святые мощи святителя Геннадия были положены в храм Чуда архистратига Михаила в Хонах (память 6 сентября), в особо почитаемом им месте, где покоились мощи святителя Алексия, митрополита Московского.

Память святителя Геннадия совершается также в Неделю третью по Пятидесятнице, когда Церковь вспоминает всех святых, просиявших в Новгороде.

Христианские праздники 16 декабря

Христианские праздники 18 декабря

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх