ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ24 августа
Православные праздники 14 апреля (1 апреля по старому стилю)
В пятую субботу Великого поста, в субботу Акафиста, мы празднуем икону Пресвятой Богородицы «Похвалы Богородицы».
В 625 году, когда император Ираклий сражался с персами, хан послал войска для нападения на Константинополь с суши и с моря.
Патриарх Сергий призвал народ не унывать, а уповать на Бога.
По городу совершили крестный ход с Крестом Господним, ризой Богородицы, нерукотворной иконой Спаса и иконой Божией Матери «Одигитрия».
Патриарх окунул ризу Богородицы в море, и защитники города отбили морские силы хана.
Море стало очень неспокойным, и многие лодки пошли ко дну.
Захватчики отступили, а жители Константинополя возблагодарили Бога и Его Пречистую Матерь.
В двух других случаях, в 655 и 705 годах, Богородица защищала город от захватчиков-сарацинов.
В ознаменование этих побед был установлен праздник, посвященный Похвале Богородицы.
Акафист Богородице, как полагают, восходит к этому периоду, и его использование распространилось из Константинополя в другие православные земли.
Икона, перед которой был пропет акафист, была подарена Дионисийскому монастырю на Афоне императором Алексием Комнином.
Там она стала мироточить. До революции в России было не менее трех чудотворных списков с этой иконы.
На этой иконе изображена Богородица, восседающая на престоле, в окружении пророков со свитками.
Святой Зосима (память 4 апреля) был монахом в одном палестинском монастыре на окраине Кесарии.
Побывав в монастыре с детства, он подвизался там до пятидесяти трех лет.
Тогда его смутила мысль, что он достиг совершенства и не нуждается ни в ком наставлении.
«Есть ли где-нибудь монах, который мог бы показать мне какую-то форму аскетизма, которой я не достиг? Есть ли кто-нибудь, кто превзошел меня в духовном трезвении и делах?»
Внезапно явился ему Ангел Господень и сказал: «Зосима, ты подвизался доблестно, насколько это в силах человека. Однако нет праведного (Рим. 3:10). Чтобы ты знал, сколько других путей ведут ко спасению, оставь свою родину, как Авраам из дома отца своего (Быт 12:1), и иди в монастырь за Иорданом».
Авва Зосима тотчас оставил монастырь, а вслед за ангелом пошел в Иорданский монастырь и поселился в нем.
Здесь он встретил Старейшин, искусных в созерцании, а также в своей борьбе.
Никогда никто не произносил праздного слова. Вместо этого они постоянно пели и молились всю ночь напролет. Авва Зосима стал подражать духовной деятельности святых монахов.
Так прошло много времени, и приблизился священный Сорокадневный пост.
В монастыре существовал определенный обычай, поэтому Бог и привел туда преподобного Зосиму.
В первую неделю Великого поста игумен отслужил Божественную литургию, все приняли Пречистое Тело и Кровь Христовы.
После этого пошли на трапезу на небольшой трапезе, а потом еще раз собрались в церкви.
Монахи молились и кланялись, прося прощения друг у друга.
Затем они поклонились игумену и просили у него благословения на предстоявшую им борьбу.
Во время псалма «Господь – Свет мой и Спаситель мой, кого убоюсь? Господь защитник жизни моей, кого мне бояться?» (Пс 26/27:1), они отворили монастырские ворота и ушли в пустыню.
Каждый взял с собой столько еды, сколько ему было нужно, и ушел в пустыню.
Когда их пища закончилась, они ели корни и пустынные растения.
Иноки перешли Иордан и разошлись в разные стороны, чтобы никто не видел, как другие постятся и как проводят время.
Иноки вернулись в монастырь в Вербное воскресенье, каждый имея свою совесть как свидетеля своих подвигов. По монастырскому правилу никто не спрашивал, как кто-то еще трудился в пустыне.
Авва Зосима, по обычаю монастыря, ушел вглубь пустыни в надежде найти живущего там человека, который мог бы принести ему пользу.
Он ходил в пустыню в течение двадцати дней, а затем, когда он пел псалмы шестого часа и совершал обычные молитвы.
Внезапно справа от холма, на котором он стоял, он увидел человеческую фигуру.
Он испугался, думая, что это может быть демоническое видение.
Затем он обезопасил себя крестным знамением, которое сняло его страх.
Он повернулся направо и увидел фигуру, идущую на юг. Тело было черным от палящего солнца, а выцветшие короткие волосы были белыми, как руно овцы. Обрадовался авва Зосима, так как уже много дней не видел ничего живого.
Пустынник увидел приближающегося Зосиму и попытался бежать от него. Авва Зосима, забыв свой возраст и усталость, ускорил шаг.
Когда он был достаточно близко, чтобы быть услышанным, он крикнул: «Почему ты бежишь от меня, грешного старца? Жди меня, ради бога».
Незнакомец сказал ему: «Прости меня, авва Зосима, но я не могу повернуться и показать тебе свое лицо. Я женщина, и, как видите, я голая. Если ты удовлетворишь просьбу грешной женщины, брось мне свой плащ, чтобы я могла прикрыть свое тело, и тогда я смогу просить твоего благословения».
Тогда авва Зосима устрашился, поняв, что она не могла бы назвать его по имени, если бы не обладала духовной прозорливостью.
Прикрытый плащом, подвижник обратился к Зосиме: «Что ты хочешь говорить со мной, грешной женщиной? Чему ты хотел научиться у меня, ты, кто не уклонялся от таких великих трудов?»
Авва Зосима пал на землю и просил у нее благословения. Она тоже склонилась перед ним, и они долго оставались на земле, прося друг у друга благословения.
Наконец подвижница сказала: «Авва Зосима, ты должен благословлять и молиться, так как ты удостоился благодати священства. Ты много лет стоял перед святым жертвенником, принося Святые Дары Господу».
Эти слова еще больше испугали святого Зосиму. Со слезами он сказал ей: «О Мать! Понятно, что вы живете с Богом и мертвы для этого мира. Вы назвали меня по имени и признали во мне священника, хотя никогда прежде не видели меня. Благодать, дарованная тебе, очевидна, поэтому благослови меня ради Господа».
Уступая, наконец, его мольбам, она сказала: «Благословен Бог, заботящийся о спасении людей». Авва Зосима ответил: «Аминь».
Потом поднялись на ноги. Подвижница опять сказала старцу: «Зачем ты пришел, отче, ко мне, грешной, лишенной всякой добродетели? Видимо, благодать Святого Духа привела вас оказать мне услугу. Но скажи мне прежде, авва, как живут христиане, чем руководит Церковь?»
Авва Зосима ответил ей: «По твоим святым молитвам Бог даровал Церкви и всем нам вечный мир. Но исполни мою недостойную просьбу, Матушка, и помолись за весь мир и за меня грешного, чтобы мои скитания по пустыне не были напрасны».
Святой подвижник ответил: «Ты, авва Зосима, как священник, должен молиться за меня и за всех, ибо ты призван к этому. Однако, поскольку мы должны быть послушными, я сделаю так, как ты просишь».
Святая обратилась к востоку и, возведя очи к небу и простерши руки, стала шепотом молиться.
Она молилась так тихо, что авва Зосима не мог слышать ее слов.
Спустя долгое время Старейшина поднял голову и увидел, что она стоит в воздухе более чем в футе над землей. Увидев это, Зосима бросился на землю, плача и повторяя: «Господи, помилуй!»
Тогда его соблазнила мысль. Он задавался вопросом, может ли она быть духом, и может ли ее молитва быть неискренней.
В это время она обернулась, подняла его с земли и сказала: «Что смущают тебя мысли, авва Зосима? Я не призрак. Я женщина грешная и недостойная, хотя и охраняемая святым Крещением».
Затем она перекрестилась и сказала: «Да защитит нас Бог от лукавого и его козней, ибо жестока его борьба против нас». Увидев и услышав это, старец со слезами припал к ее ногам и сказал: «Умоляю тебя Христом Богом нашим, не скрывай от меня, кто ты и как пришел в эту пустыню. Расскажи мне все, чтобы явились чудные дела Божии».
Она ответила: «Мне неприятно, отче, говорить тебе о моей бесстыдной жизни. Когда вы услышите мой рассказ, вы можете убежать от меня, как от ядовитой змеи. Но я скажу тебе все, отец, ничего не скрывая. Однако умоляю вас, не переставайте молиться за меня, да обрету я милость в Судный день.
Я родилась в Египте, и когда мне было двенадцать лет, я оставила своих родителей и отправилась в Александрию. Там я потеряла целомудрие и отдалась безудержной и ненасытной чувственности.
Больше семнадцати лет я так жила и делала все это бесплатно. Не думайте, что я отказалась от денег, потому что была богата. Я жила в нищете и работала на льнопрядении. Для меня жизнь состояла в удовлетворении моей плотской похоти.
Однажды летом я увидела толпу людей из Ливии и Египта, направляющихся к морю.
Они направлялись в Иерусалим на праздник Воздвижения Креста Господня. Я тоже хотела плыть с ними. Поскольку у меня не было ни еды, ни денег, я предложил свое тело в качестве платы за проезд. И вот я села на корабль.
Теперь, отче, поверь мне, я очень дивлюсь, что море терпело мое распутство и блуд, что земля не разверзла уста свои и не повела меня живым в ад, потому что я уловила столько душ. Я думаю, что Бог искал моего покаяния. Он не желал смерти грешника, а ждал моего обращения.
Итак, я прибыла в Иерусалим и провела все дни до праздника, живя такой же жизнью, а может быть, и хуже.
Когда настал святой праздник Воздвижения Честного Креста Господня, я ходил по-прежнему, отыскивая юношей.
На рассвете я увидел, что все идут в церковь, и пошла вместе с остальными.
Когда приблизился час Вознесения Господня, я пыталась войти в храм со всем народом.
С большим усилием я подошла почти к дверям и попытался протиснуться внутрь.
Хотя я подошла к порогу, меня как будто удерживала какая-то сила, не давая войти. Меня оттолкнула толпа, и я оказался один на крыльце.
Я подумала, что, возможно, это произошло из-за моей женской слабости.
Я пробралась в толпу и снова попыталась расталкивать людей локтями.
Как я ни старалась, я не могла войти. Как только мои ноги коснулись порога церкви, меня остановили.
Другие вошли в церковь без труда, а меня одного не пустили.
Так было три или четыре раза. Наконец мои силы иссякли. Я вышла и остановилась в углу церковного портика.
Тогда я поняла, что это мои грехи помешали мне увидеть Животворящий Древесину.
Тогда благодать Господа коснулась моего сердца. Я плакала и причитала, и начала бить себя в грудь.
Вздохнув из глубины сердца, я увидела над собой икону Пресвятой Богородицы. Обратившись к Ней, я молилась: «О Владычице Дево, родившая во плоти Бога Слова! Я знаю, что я недостойна смотреть на твою икону. Я справедливо внушаю ненависть и отвращение к твоей чистоте, но знаю также, что Бог стал Человеком, чтобы призвать грешников к покаянию. Помоги мне, о Всечистый. Позвольте мне войти в церковь. Дай мне увидеть Древо, на котором Господь был распят во плоти, проливая Свою Кровь во искупление грешников, а также и за меня. Будь моим свидетелем перед Твоим Сыном, что я никогда больше не оскверню свое тело нечистотой блуда.
После того, как я сказала это, я почувствовала уверенность в сострадании Богородицы и ушел с того места, где я молилась.
Я присоединилась к тем, кто входил в церковь, и никто меня не отталкивал и не мешал войти. Я продолжала в страхе и трепете и вошла во святилище.
Так я видела и Тайны Божии, и то, как Бог принимает кающихся. Я упала на святую землю и поцеловала ее.
Тогда я снова поспешила встать перед иконой Божией Матери, где дала обет. Преклонив колени перед Богородицей, я молилась:
«О Госпожа, ты не отвергла мою молитву как недостойную. Слава Богу, принимающему покаяние грешников. Пришло время исполнить мой обет, свидетелем которого вы были. Поэтому, о Госпожа, направь меня на путь покаяния».
Тогда я услышала голос с высоты: «Если ты перейдешь Иордан, ты обретешь славный покой».
Я сразу поверила, что этот голос предназначался мне, и воззвал к Богородице: «О Владычица, не оставь меня!»
Потом я вышла из церковного портика и отправилась в путь. Один человек дал мне три монеты, когда я выходила из церкви. На них я купила три буханки хлеба и спросила у торговца хлебом дорогу к Иордану.
Было девять часов, когда я увидела Крест. На закате я добралась до церкви Святого Иоанна Крестителя на берегу Иордана.
Помолившись в церкви, я спустилась к Иордану и умыла лицо и руки его водой.
Потом в этом же храме святого Иоанна Предтечи я получила Животворящие Христовы Таинства.
Затем я съела половину одного из моих хлебов, выпила воды из святого Иордана и спала там в ту ночь на земле. Утром я нашла небольшую лодку и переправилась через реку на противоположный берег. Я снова молилась, чтобы Матерь Божия повела меня туда, куда Она пожелает. Потом я оказалась в этой пустыне.
Авва Зосима спросил ее: «Сколько лет прошло с тех пор, как ты стала жить в пустыне?»
«Я думаю, – ответила она, – что прошло сорок семь лет с тех пор, как я приехала из Священного города».
Авва Зосима опять спросил: «Какую пищу найдешь здесь, матушка?»
Она сказала: «У меня было с собой два с половиною хлеба, когда я переходила Иордан. Вскоре они высохли и затвердели. Кушая понемногу, я съела их через несколько лет».
Опять спросил авва Зосима: «Неужели ты прожил столько лет без болезней и ничем не пострадав от такой полной перемены?»
«Поверь мне, авва Зосима, – сказала женщина, – я провела семнадцать лет в этой пустыне [после того, как она провела семнадцать лет в блудодеянии], сражаясь с дикими зверями: безумными желаниями и страстями.
Когда я начала есть хлеб, я подумала о мясе и рыбе, которых было у меня в изобилии в Египте.
Я тоже скучала по вину, которое так любила, когда была на свете, а здесь у меня не было даже воды.
Я страдала от жажды и голода. У меня также было безумное желание непристойных песен.
Я как будто слышала их, тревожа мое сердце и мой слух. Плача и ударяя себя в грудь, я вспомнила обет, который дала.
Наконец я увидела сияющий Свет, сияющий на меня отовсюду. После сильной бури наступило продолжительное затишье.
Авва, как мне сказать тебе о помыслах, побудивших меня к блуду?
Во мне словно горел огонь, пробуждая во мне желание объятий.
Тогда я бросилась на землю и поливала ее своими слезами. Я как будто видела перед собой Пресвятую Деву, и Она как бы угрожала мне за то, что я не сдержал обет.
Я лежала лицом вниз день и ночь на земле и не вставала до тех пор, пока этот благословенный Свет не окружал меня, рассеивая злые мысли, смущавшие меня.
Так я жила в этой глуши первые семнадцать лет. Тьма за тьмой, беда за бедой стояли вокруг меня, грешника. Но с того времени и до сих пор Богородица помогает мне во всем.
Авва Зосима опять спросил: «Как это ты не нуждаешься ни в пище, ни в одежде?»
Она ответила: «После того, как я закончила свой хлеб, я питалась травами и вещами, которые можно найти в пустыне. Одежда, которая была у меня, когда я переходил Иордан, порвалась и развалилась. Я страдала и от летнего зноя, когда палящий зной обрушивался на меня, и от зимнего холода, когда я дрожал от мороза. Много раз я падала на землю, как мертвая. Я боролась с различными невзгодами и искушениями. Но с того времени и до сего дня сила Божия хранит мою грешную душу и смиренное тело. Питалась и одевалась всемогущим словом Божиим, ибо не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Втор 8:3, Мф 4:4, Луки 4:4) а те, кто отложил ветхого человека (Кол. 3:9), не имеют убежища, скрываясь в расселинах скал (Иов. 24:8, Евр. 11:38)».
Когда авва Зосима услышал, что святая подвижница цитирует по памяти Священное Писание, из книг Моисея и Иова и из псалмов Давидовых, то спросил женщину: «Мать, читала ли ты Псалтирь и другие книги?»
Услышав этот вопрос, она улыбнулась и ответила: «Поверь мне, я не видела лица человеческого, кроме твоего, с тех пор, как перешла Иордан. Я никогда не училась по книгам. Я никогда не слышала, чтобы кто-нибудь читал или пел их. Может быть, Слово Божие, живое и действующее, само по себе учит человека знанию (Кол. 3:16, 1 Фес. 2:13). Это конец моей истории. Как я просила, когда начала, умоляю тебя ради Воплотившегося Слова Божия, святой Авва, помолись за меня, грешную.
Кроме того, умоляю вас, ради Иисуса Христа, Господа нашего и Спасителя, никому не говорите о том, что вы слышали от меня, пока Бог не возьмет меня с этой земли.
В следующем году, во время Великого поста, не переходите Иордан, как это принято в вашем монастыре».
Опять дивился авва Зосима, что практика его монастыря была известна святой подвижнице, хотя он ничего ей об этом не сказал.
– Оставайтесь в монастыре, – продолжала женщина. – Даже если вы попытаетесь уйти из монастыря, у вас не получится это сделать. В Великий и Страстной Четверг, в день Тайной Вечери Господней, Животворящее Тело и Кровь Христа Бога нашего положи в святой сосуд и принеси мне. Жди меня по эту сторону Иордана, на краю пустыни, чтобы мне причаститься Святых Таин.
И скажи авве Иоанну, игумену общины твоей: «Посмотри на себя и на братьев своих» (1Тим.4:16), ибо многое нуждается в исправлении. Не говори ему это сейчас, но когда Господь укажет».
Попросив его молитв, женщина повернулась и исчезла в глубине пустыни.
Целый год старец Зосима молчал, не смея никому открыть увиденного, и молился о том, чтобы Господь даровал ему еще раз увидеть святого подвижника.
Когда снова наступила первая неделя Великого поста, святой Зосима был вынужден остаться в монастыре из-за болезни.
Тут он вспомнил пророческие слова женщины о том, что он не сможет покинуть монастырь.
По прошествии нескольких дней преподобный Зосима исцелился от недуга, но оставался в монастыре до Страстной седмицы.
В Великий Четверг авва Зосима сделал то, что ему было велено.
Он поместил немного Тела и Крови Христовых в чашу, а немного еды в маленькую корзину.
Затем он оставил монастырь и пошел к Иордану и стал ждать подвижника.
Святитель казался медлительным, и авва Зосима молился, чтобы Бог позволил ему увидеть святую женщину.
Наконец он увидел ее стоящей на дальнем берегу реки. Радуясь, святой Зосима встал и прославил Бога.
Потом он удивился, как она могла пересечь Иордан без лодки.
Она перекрестилась над водой, потом пошла по воде и перешла Иордан.
Авва Зосима увидел ее при лунном свете, идущую к нему. Когда старец хотел поклониться ей, она запретила ему, вскрикнув: «Что ты делаешь, авва? Ты священник и несешь Святые Тайны Божии».
Дойдя до берега, она сказала авве Зосиме: «Благослови меня, отче».
Он ответил ей с дрожью, пораженный тем, что он видел. «Воистину, Бог не лгал, когда обещал, что те, кто очистятся, будут подобны Ему. Слава Тебе, Христе Боже наш, что показал мне чрез святого раба Твоего, как я далек от совершенства».
Женщина попросила его прочитать Символ веры и «Отче наш».
По окончании молитв она причастилась Святых Христовых Таин.
Тогда она воздела руки свои к небу и сказала: «Господи, теперь отпусти раба Твою с миром, ибо видели очи мои спасение Твое».
Святитель обратился к старцу и сказал: «Пожалуйста, авва, исполни еще одну просьбу. Иди теперь в свой монастырь, а через год приходи в то место, где мы в первый раз говорили».
Он сказал: «Если бы я только мог следовать за тобой и всегда видеть твой святой лик!»
Она ответила: «Ради Господа помолись за меня и вспомни о моем убожестве».
Снова перекрестилась она через Иордан и, как прежде, прошла по воде и исчезла в пустыне.
Зосима вернулся в монастырь с радостью и ужасом, упрекая себя за то, что не спросил имени святого. Он надеялся сделать это в следующем году.
Прошел год, и авва Зосима ушел в пустыню. Он достиг того места, где впервые увидел святую подвижницу.
Она лежала мертвая, скрестив руки на груди, а лицо ее было обращено на восток.
Авва Зосима омыл ей ноги своими слезами и целовал их, не смея прикоснуться ни к чему другому.
Долго он плакал над нею и пел обычные псалмы, и читал заупокойные молитвы.
Он стал размышлять, захочет ли святая, чтобы он ее похоронил, или нет.
Едва он подумал об этом, как увидел что-то написанное на земле около ее головы: «Авва Зосима, погреби на этом месте тело смиренной Марии.
Вернись в прах, что есть прах. Помолись Господу за меня. Преставился я в первый день апреля, в самую ночь спасительных Страстей Христовых, после причащения Тайной Вечери».
Прочитав эту записку, авва Зосима обрадовался, узнав ее имя.
Затем он понял, что Святая Мария, приняв Святые Тайны из его руки, была мгновенно перенесена на место, где она умерла, хотя ему потребовалось двадцать дней, чтобы пройти это расстояние.
Прославляя Бога, авва Зосима сказал себе: «Пора сделать то, о чем она просит. Но как я могу вырыть могилу, не имея ничего в руках?»
Потом он увидел небольшой кусок дерева, оставленный каким-то путешественником.
Поднял и стал копать. Земля была твердая и сухая, и он не мог ее копать.
Подняв глаза, авва Зосима увидел огромного льва, стоящего у тела святой и лизавшего ей ноги.
Страх объял старца, но он оградил себя Крестным знамением, веря, что останется невредимым по молитвам святой подвижницы.
Тогда лев приблизился к Старцу, каждым движением показывая свое дружелюбие.
Авва Зосима приказал льву вырыть могилу, чтобы похоронить тело святой Марии.
По его словам, лев выкопал достаточно глубокую яму, чтобы похоронить тело. Дальше каждый пошел своей дорогой. Лев ушел в пустыню,
Придя в монастырь, авва Зосима рассказал инокам и игумену о том, что видел и слышал от святой Марии.
Все дивились, слыша о чудесах Божиих. Они всегда с верой и любовью вспоминали святую Марию в день ее кончины.
Авва Иоанн, игумен обители, внял словам преподобной Марии и с помощью Божией исправил неладное в обители.
Авва Зосима прожил в монастыре богоугодную жизнь, достигнув почти столетнего возраста. Там он закончил свою временную жизнь и перешел в жизнь вечную.
Святитель Евфимий Суздальский родился в 1316 году в Нижнем Новгороде.
С раннего детства он обучался грамоте и получил духовное воспитание.
Иноческий постриг принял в Нижегородско-Печерском монастыре при его основателе святителе Дионисии (впоследствии архиепископ Суздальский, память 26 июня и 15 октября).
Подвиги святого Евфимия были столь велики, что святой Дионисий советовал ему уменьшить их.
В 1352 году князь Борис Суздальский стремился основать в своем городе мужской монастырь и просил Нижегородско-Печерскую обитель прислать монаха для основания монастыря. Выбор святого игумена пал на преподобного Евфимия.
По прибытии святителя Евфимия в северную часть города за реку Каменку, святитель Иоанн Суздальский (память 15 октября) перед огромным стечением народа водрузил крест на месте будущего монастырского собора.
Князь сам начал копать землю под фундамент, а преподобный Евфимий сделал себе три надгробных камня, поклявшись оставаться в новой обители до конца жизни.
Так был основан Спасо-Евфимиев монастырь, где вскоре под руководством святителя собралось более трехсот монахов.
Монастырь принял общежительный устав. Святитель настоял на том, чтобы каждый из монахов был готов исполнить какое бы то ни было послушание, которое ему будет дано.
Святитель Евфимий часто ходил в Троице-Сергиеву обитель к преподобному Сергию Радонежскому (память 25 сентября и 5 июля).
Святой Евфимий был строгим подвижником и великим молитвенником. Он неустанно трудился на благо всей братии. Скончался святитель Евфимий 1 апреля 1404 года.
4 июля 1507 года, когда рыли ров для нового соборного храма, были обретены его нетленные мощи. Святитель был прославлен на Соборе в 1549 году.
Мученик Авраам Болгарский
Святой мученик Авраам Булгар, Владимир Чудотворец, жил в XIII веке, происходил из камских булгар и воспитывался как мусульманин.
Он был добр и добр к обездоленным, и когда Господь просветил его светом разума, он принял христианство.
В городе Болгаре, в низовьях Волги, святой Авраам начал проповедовать своим землякам об истинном Боге. Его схватили и пытались заставить отречься от Христа, но святой оставался тверд в своем исповедании.
Мученика жестоко и долго истязали, но он все переносил с непоколебимым терпением.
1 апреля 1229 года они четвертовали святого мученика Авраама, а затем отсекли его почтенную голову.
Проживавшие в городе русские христиане похоронили тело святого на христианском кладбище. 6 марта 1230 года мощи преподобного Авраама были перенесены великим князем Владимирским святителем Георгием Всеволодовичем (память 4 февраля) в Успенский собор Княгининой обители. С этого времени стала чтиться его память.
Преподобный Геронтий, канонарх Киево-Печерский
Святой Геронтий жил в четырнадцатом веке. Он был монахом Киево-Печерского монастыря и нес послушание канонарха (начальника церковного пения).
Всю свою жизнь он провел в монастыре, в подвигах воздержания, послушания и молитвы.
Святой Геронтий был погребен в Дальних пещерах. Память его празднуется также вместе с Собором Дальне-Печерских святых 28 августа.
Святой Макарий (в миру Христофор) родился в Константинополе в 785 году.
Еще ребенком он потерял обоих родителей, и благочестивый дядя взял на себя ответственность за его воспитание и образование, а также научил любить Бога.
В короткое время его знание Священного Писания возросло, и он понял, что есть вещи земные и тленные, а также вещи небесные, нетленные и вечные.
Так как его тянуло к монашеской жизни, он оставил мир и бежал в монастырь святого Иоанна Богослова, также называемого Пелекетом, в Триглии Прусской в Вифинии, где игуменом был прославленный подвижник преподобный Иларион (память 28 марта).
После принятия монашеского пострига ему было дано имя Макарий.
Молодой монах стал заниматься подвижничеством и молитвой.
Позднее, по воле Божией, преподобный Макарий был избран игуменом обители после кончины преподобного Илариона.
Святой Макарий стал духовным отцом для всех, не только для монахов, но и для верующих, которые стекались к нему за советом, молитвами и за исцелением души и тела, так как Бог дал ему необыкновенный дар (χάρισμα) творить чудеса.
Патриарх Тарасий (784 – 806) знал о репутации святого, поэтому послал его к патрицию Павлу, страдавшему неизлечимой болезнью.
Святой Макарий исцелил его, а позже исцелил жену Павла от той же болезни.
После этого Патриарх Тарасий отвез святителя в Константинополь и рукоположил в сан священника.
Святой старец подчинился воле Патриарха, потому что, как он сам говорил, «ненавижу непослушание и люблю послушание».
Ересь иконоборчества вспыхнула во времена правления византийских императоров Льва V Армянина (813–820) и Михаила II Заика (820–829).
Лев сослал святого патриарха Никифора, и многие монахи и священники были замучены, сосланы или брошены в темницы.
Преподобный Макарий также пострадал как духовник из-за своего почитания святых икон.
Поскольку его любили и уважали, его приговорили к тюрьме, где он оставался до самой смерти Лео.
Император Михаил Заика сменил Льва в 820 году и освободил Старца из темницы.
Однако он был бунтарем; поэтому он пытался льстить святителю, убеждая его осудить почитание икон, но тот оставался тверд в своей вере.
Видя, что пытки и угрозы не действуют, Михаил сослал святого на небольшой остров Афусия, что в Мраморном море, близ Алоны.
Там он прожил в лишениях и лишениях много лет, непрестанно благодаря Бога.
Святой Макарий отошел ко Господу около 830 года, а его преемником стал игумен преподобный Сергий Затворник, написавший свое житие.
Мученики Геронтия и Василида
Мученики Геронтий и Василид претерпели мученическую смерть за Христа в третьем веке. Они были обезглавлены мечом.
Великий грузинский гимнограф, философ и оратор святой Иоанн Шавтинский творил в XII-XIII веках, во время правления святой царицы Тамар.
Сохранилось немного подробностей его жизни, но известно, что он получил образование в академии Гелати, где изучал теологию, древнюю и арабскую историю, философию и литературу.
Позже он был пострижен в монахи и подвизался в монастыре Вардзия.
Когда грузинская армия под командованием мужа царицы Тамар, Давида Сослана, вступила в битву (Битва при Басиани (ок. 1203 г.)) с султаном Рукн ад-Дином, царица Тамар отправилась в монастырь Одзрхе, чтобы молиться о помощи.
Католикос Тевдор Картлийский и многие архиереи и монашествующие сопровождали ее туда.
Среди них выделялся святитель Иоанн Шавтинский как мудрый богослов и философ, блестящий гимнограф.
Во время Литургии в монастыре Одзрхе произошло чудо: наделенный Богом даром пророчества святой Евлогий Юродивый упал на колени, воздел руки к небу и воззвал: «Слава Богу! Вседержитель Христос!.. Не бойся персов, но иди с миром, ибо снизошла милость Божия на дом Фамарь!»
Слова Евлогия были явно божественным откровением. Святой Иоанн Шавтинский обратился к царице Тамар, радуясь: «Ваше Высочество! Всевышний возвестил нам о нашей победе в войне из уст юродивого!»
Евлогий поверил свою тайну святому Иоанну: под видом юродивого он скрывал свой богоданный дар.
Но теперь казалось, что дар станет очевиден для всех, поэтому Евлогий быстро скрылся из виду, чтобы избежать внимания народа.
Святой Иоанн Шавтинский сочинил свои «Песнопения Богородице Вардзианской» в благодарность за победу Грузии в битве при Басиани. Он также известен как автор знаменитой оды святой царице Тамар «Абдул-Мессия» (Абдул-Мессия: слуга Христа).
Святейший отец наш Иоанн Шавтинский дожил до преклонного возраста и вскоре после кончины был канонизирован.
Павел Иванович Плиханов родился в городе Самаре 5 июля 1845 года в семье Иоанна и Натальи Плихановых.
Его мать умерла при родах, а отец позже женился во второй раз, чтобы у его сына была мать.
Хотя его мачеха была очень строгой, она была для него настоящей матерью, и он очень любил ее.
Как потомок оренбургских казаков Павел был зачислен в Полоцкий кадетский корпус.
Он закончил обучение в Оренбургском военном училище и получил офицерский чин.
Позже он окончил Петербургское казачье штаб-офицерское училище, а также служил в штабе Казанского военного округа и со временем дослужился до полковника.
Однажды, будучи больным пневмонией, Павел почувствовал, что вот-вот умрет.
Он попросил своего ординарца прочитать ему Евангелие и потерял сознание.
Затем у него было видение, в котором небеса как бы разверзлись, и он испугался великого света.
Вся его греховная жизнь прошла перед ним, и его охватило покаяние.
Голос сказал ему, что он должен идти в Оптину пустыню, но врачи не думали, что он выздоровеет.
Однако его здоровье улучшилось, и полковник посетил Оптину.
В августе 1889 года старцем монастыря был преподобный Амвросий (память 10 октября), который повелел Павлу привести в порядок свои мирские дела.
Через два года преподобный Амвросий благословил его разорвать все связи с миром и велел в течение трех месяцев въехать в Оптину.
Полковнику было нелегко уйти в отставку в установленный трехмесячный срок, потому что на его пути чинились препятствия.
На самом деле ему предложили повышение до генеральского звания и попросили отсрочить выход в отставку.
Кое-кто даже пытался устроить ему женитьбу, смеясь над его намерением уйти в монастырь.
Только его мачеха была рада тому, что он пожелал стать монахом.
В самый последний день трех месяцев он кончил свои дела и приехал в Оптину.
Однако святой Амвросий уже был положен во гроб в церкви.
Святитель Анатолий I (память 25 января) сменил отца Амвросия в сане старца и назначил Павла к иеромонаху Нектарию (память 29 апреля) своим келейником.
Он был принят в послушники в 1892 г. и пострижен в рясофоры в 1893 г.
В течение следующих десяти лет он прошел различные этапы монашеской жизни, включая рукоположение во диакона (1902 г.) и священника (1903 г.).
Преподобный Павел был тайно пострижен в мантию в декабре 1900 года из-за тяжелой болезни.
Когда его спросили, какое имя он хочет получить, он сказал, что это не имеет значения.
Назвали его в честь преподобного Варсонофия Тверского и Казанского (память 11 апреля).
Хотя он выздоровел, ему не давали мантию до декабря 1902 года, после литургии, когда выяснилось, что он был пострижен на одре болезни.
1 сентября 1903 года отец Варсонофий был назначен помощником старца Иосифа, игумена скита, в духовном руководстве скитской братией и сестрами Шамординского монастыря.
В начале русско-японской войны в 1904 году отец Варсонофий был направлен военным священником на Дальний Восток, где служил раненым воинам.
Война закончилась в августе 1905 года, и 1 ноября 1905 года святой Варсонофий вернулся в Оптину.
Так как старец Иосиф стал слишком стар и немощен, чтобы управлять делами скита, настоятелем скита вместо него был назначен отец Варсонофий.
Отец Варсонофий вскоре восстановил порядок и дисциплину, расплатился с долгами, отремонтировал здания и т. д. Как игумен, он сочетал строгость с отеческой заботой и нежностью к подчиненным.
Святой Варсонофий, как и другие оптинские старцы, обладал дарами прозорливости и врачевания людей, страдающих телесными и душевными недугами.
Один из его духовных сыновей, отец Иннокентий Павлов, вспоминал свою первую исповедь у старца.
Ему стало страшно оттого, что отец Варсонофий как будто знал его сокровенные мысли, напоминая ему о людях и событиях, о которых он забыл.
Святитель мягко сказал ему, что это Бог открыл ему все это об отце Иннокентии. «При моей жизни никому не рассказывай о том, что переживаешь сейчас, – сказал он, – но можешь говорить об этом после моей смерти».
Святитель Варсонофий любил духовные книги, особенно Жития святых.
Он часто говорил людям, что те, кто читает эти жития с верой, получают от этого большую пользу.
По его словам, ответы на многие жизненные вопросы можно найти, читая Жития святых.
Они учат нас, как преодолевать препятствия и трудности, как твердо стоять в своей вере, как бороться со злом и выходить победителем.
Хотя Жития святых были широко доступны, старца огорчало, что все больше людей их не читало.
Святитель Варсонофий каждый день во время своего молитвенного правила поминал многих святых, и это было не случайно.
Каждый святой, как он однажды объяснил, имел какое-то особое значение в своей жизни.
Если, например, происходило какое-то знаменательное событие, он смотрел, каких святых поминают в этот день, и начинал каждый день поминать их.
Позже он заметил, что в их праздник они часто избавляли его от какой-нибудь опасности или беды.
17 декабря 1891 года, в память пророка Даниила и трех святых отроков, он вышел из Казани и не вернулся.
В этот день он решил оставить мир, и святой Варсонофий почувствовал, что Бог избавил его от горнила страстей.
К 1908 году святой Варсонофий как будто стал чаще болеть и стал говорить о приближающейся кончине.
В апреле того же года кто-то прислал ему пакет с Великой схемой.
Отец Варсонофий давно желал перед смертью постричься в схиму, но никому, кроме архимандрита, об этом не сказал. Поэтому он расценил это как знак того, что скоро умрет.
В одну июльскую ночь 1910 года старцу стало так плохо, что ему пришлось покинуть храм во время Всенощной и вернуться в свою келью.
На следующее утро, 11 июля, он был настолько слаб, что не мог самостоятельно сесть. В тот же вечер он был пострижен в великую схиму.
Отец Варсонофий начал выздоравливать, но в монастыре возникли новые проблемы.
Новые монахи пришли из духовно слабой среды. Они не понимали ни аскетической природы монашества, ни всего понятия старчества, и потому стали требовать реформ и перемен.
Они хотели занять руководящие посты и закрыть скит. По их жалобам отец Варсонофий был удален из Оптиной и назначен игуменом Голутвинского монастыря.
Прибыв для исполнения своих обязанностей, отец Варсонофий застал обитель в состоянии физического и духовного упадка.
Тем не менее он не унывал, и вскоре монастырь начал возрождаться.
Стало приходить больше людей, как только узнали, что в Голувинский приехал Оптинский старец, и материальное положение монастыря тоже стало улучшаться.
В начале 1913 года святитель Варсонофий снова заболел и просил у митрополита Московского Макария разрешения удалиться в Оптину, но этому не суждено было сбыться.
Он почил во Господе 1 апреля, а тело его оставалось в Голотвинской церкви до 6 апреля (это была и Лазарева суббота).
После похорон его тело поместили в поезд и отправили в Оптину для захоронения.
Поезд прибыл на станцию Козельск 8 апреля, гроб был перенесен в Оптину священнослужителями.
Московская Патриархия санкционировала местное почитание Оптинских старцев 13 июня 1996 года.
Работа по обретению мощей святителей Леонида, Макария, Илариона, Амвросия, Анатолия I, Варсонофия и Анатолия II началась 24 июня/7 июля 1998 года и была завершена. Однако из-за церковных праздников (Рождества Иоанна Предтечи и др.), связанных с фактическими датами обретения мощей, Патриарх Алексий II назначил 27 июня/10 июля датой празднования этого события.
Мощи святых старцев ныне покоятся в новом храме Владимирской иконы Божией Матери.
Оптинские старцы прославлены Московской Патриархией для всеобщего почитания 7 августа 2000 года.
Христианские праздники 13 апреля
Христианские праздники 15 апреля
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.