ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ15 января
Православные праздники 10 января (28 декабря по старому стилю)
В начале четвертого века император Максимиан (284-305) повелел разрушить христианские храмы, сжечь богослужебные книги, всех христиан лишить прав и привилегий гражданства.
В это время епископом города Никомидии был святой Кирилл, который своей проповедью и жизнью способствовал распространению христианства, так что многие члены императорского двора также были тайными христианами.
В то время во дворце жила языческая жрица Домна.
По провидению она получила копии Деяний апостолов и Посланий святого Павла.
Ее сердце горело желанием узнать больше о христианском учении.
С помощью молодой девушки-христианки Домна тайно отправилась к епископу Анфиму (преемнику Кирилла) со своим верным слугой, евнухом Индесом.
Святой Анфим катехизировал их, и оба приняли святое Крещение.
Домна стала помогать беднякам: раздавала свои ценности при содействии Индес, а также раздавала продукты из императорской кухни.
Главный евнух, заведовавший провизией императорского двора, узнал, что Домна и Индес не едят пищу, присланную им с императорского стола.
Он приказал их избить, чтобы выяснить, почему они не ели, но молчали.
Другой евнух сообщил ему, что святые раздают все дары императора бедным.
Он заключил их в темницу, чтобы изнурять голодом, но они получили поддержку от ангела и не страдали.
Святая Домна притворилась безумной, чтобы ей не пришлось жить среди язычников.
Потом ей и Индес удалось уйти со двора, и она ушла в женский монастырь.
Игумения Агата быстро одела ее в мужскую одежду.
В это время император вернулся из боя и приказал произвести поиски бывшей языческой жрицы Домны.
Посланные для этого солдаты нашли монастырь и разрушили его.
Сестры были брошены в тюрьму, подвергнуты пыткам и издевательствам, но ни одна из них не подверглась осквернению.
Посланная в дом беззакония, святая Феофила смогла сохранить свое девство с помощью Ангела Господня.
Ангел вывел ее из публичного дома и привел в собор.
В это время император очистил городскую площадь, чтобы принести жертву языческим богам.
Когда толпу стали окроплять кровью жертвенных животных, христиане стали уходить с площади.
Увидев это, император пришел в ярость, но посреди его разглагольствований разразилась великая гроза.
Люди в панике бежали, и императору пришлось отступить во дворец ради собственной безопасности.
Позже Максимиан пошел в церковь с солдатами и сказал им, что они могут избежать наказания, если отрекутся от Христа.
В противном случае он обещал сжечь церковь и находящихся в ней.
Христианский пресвитер Гликерий сказал ему, что христиане никогда не отрекутся от своей веры, даже под угрозой пыток.
Скрывая свой гнев, император вышел из храма и вскоре повелел пресвитера Гликерия арестовать для суда.
Палачи истязали мученика, который не переставал молиться и призывать Имя Господне.
Не сумев заставить святого Гликерия перестать исповедовать Христа, Максимиан приказал сжечь его.
В праздник Рождества Христова в 302 году, когда около 20 000 христиан собрались в соборе в Никомидии, император послал в храм глашатая.
Он сказал христианам, что солдаты окружили здание и что любой, кто хочет уйти, должен принести жертву языческим богам.
Любой, кто бросит вызов императору, погибнет, когда солдаты подожгут церковь.
Все присутствующие отказались поклоняться идолам.
Когда язычники готовились поджечь храм, епископ Анфим крестил всех оглашенных и причастил всех Святых Тайн.
Все 20 000 молящихся погибли в огне.
Среди них были игумения Агата и святая Феофила, чудом спасшиеся из рва нечестия.
Однако епископу Антиму удалось избежать огня.
Максимиан думал, что истребил всех христиан Никомидии.
Вскоре он узнал, что их гораздо больше, и что они исповедуют свою веру и готовы умереть за Христа.
Император задумался, как с ними справиться.
По его приказу был арестован командир полка Зенон, который открыто критиковал императора за его нечестие и жестокость.
Зенона жестоко избили и в конце концов обезглавили.
Они заключили в тюрьму евнуха Индеса, бывшего жреца идолов, за отказ участвовать в языческом празднике.
Гонения на христиан продолжались. Дорофей, Мардоний, Мигдоний диакон и другие были брошены в темницу. Епископ Антим ободрял их, посылая им письма.
Один из посланников, диакон Феофил, был схвачен.
Они подвергли его пыткам, пытаясь узнать, где скрывается епископ.
Святая мученица все претерпела, ничего не открывая.
Тогда казнили его, а также тех, к кому епископ обратился в своем письме.
Хотя они были казнены по-разному, все они проявили одинаковое мужество и получили свои венцы от Бога.
В течение нескольких недель Святая Домна пряталась в пещере и питалась растениями.
Вернувшись в город, она долго плакала на развалинах церкви, сожалея о том, что не удостоилась умереть вместе с другими.
В ту ночь она вышла на берег моря, в этот момент рыбаки вытащили своими сетями из воды тела мучеников Инды, Горгония и Петра.
Святая Домна все еще была одета в мужскую одежду и помогала рыбакам вытаскивать сети, они оставили ей тела мучеников.
С благоговением присматривала она за святыми мощами и плакала о них, особенно о теле своего духовного друга, мученика Инды.
Похоронив их с честью, она не отходила от этих столь дорогих ее сердцу могил.
Каждый день она возжигала перед ними благовония, окропляя их ароматными маслами.
Когда императору сообщили о неизвестном юноше, возносившем благовония на могилы казненных христиан, он приказал обезглавить юношу.
Вместе с Домной был казнен и мученик Евфимий.
Святой Иосиф Обручник происходил из рода царя Давида.
У него было четыре сына от предыдущего брака: Иаков, Иуда, Иосия и Симеон (или Симеон), и три дочери: Есфирь, Марфа и Саломия, мать святого Иоанна Богослова.
Овдовев, святой Иосиф вел жизнь в строгом воздержании.
Он был избран в мужья и опекуны Пресвятой Богородицы, давшей обет девства.
Ангел рассказал ему о Воплощении Сына Божия через нее. Святой Иосиф присутствовал, когда пастухи и волхвы поклонялись новорожденному божественному Младенцу.
По повелению ангела он бежал в Египет с Богоматерью и Младенцем Иисусом, спасая их от гнева царя Ирода.
Он жил в Египте с Девой Марией и божественным Младенцем, работая плотником.
Святой Иосиф, по общему мнению, умер в возрасте ста лет.
Память святого Иосифа совершается в воскресенье после Рождества.
Если между 25 декабря и 1 января нет воскресенья, его праздник переносится на 26 декабря.
Память праведного Иосифа совершается и в Неделю святых праотцев.
Святой пророк-царь Давид был праотцем Господа нашего Иисуса Христа по плоти.
Младший сын Иессея, Давид, пас стадо овец, принадлежавшее его отцу.
Он отличался глубокой верой и ревностно исполнял волю Божию.
Во время битвы с филистимлянами он победил великана Голиафа в единоборстве, что решило исход войны в пользу израильтян.
Он многое терпел от царя Саула, который видел в нем любимца народа и своего соперника.
Однако Давид проявил собственную порядочность и великодушие.
Дважды, когда у него была возможность убить Саула, он этого не сделал.
После гибели Саула и его сына Давид был провозглашен царем южной части Израиля, а после того, как был убит второй сын Саула, он стал царем всего Израиля.
Он построил новую столицу Иерусалим («Город мира») и новую скинию.
Его великое желание построить Храм не осуществилось.
Ему было предсказано, что его сын построит Храм.
Жизнь пророка Давида была омрачена тяжелым падением: жену Урии он взял себе, а Урию отправил на смерть в бою.
Он был и примером великого покаяния, смиренно и с верой переносящего скорби, посланные в наказание за его грехи.
Святой Давид дал образец покаяния в Псалме 50/51.
Царь Давид умер в глубокой старости с непоколебимой верой в пришествие обещанного Мессии, Господа нашего Иисуса Христа.
Его боговдохновенная Псалтирь широко употребляется в богослужении и в личных молитвах. (См. Книги Царств и Паралипоменон).
К святому пророку-царю Давиду призывают тех, кто сталкивается с трудной ситуацией, такой как собеседование и т. д.
Святой апостол Иаков, брат Божий (Адельфофей), был сыном праведного Иосифа до обручения его с Пресвятой Богородицей.
Предание гласит, что у Иосифа были и другие сыновья от первой жены.
Таким образом, Иакова называли братом Господа.
Святой Иаков был назореем, мужчиной или женщиной, посвященным Богу на ограниченный срок.
В период освящения назореи давали обет воздерживаться от вина и других опьяняющих напитков, им нельзя было стричь волосы и запрещался любой контакт с трупом (Числа 6:1-21).
Когда Спаситель начал возвещать Царство Божие, святой Иаков уверовал во Христа и стал Его Апостолом.
Позже он был избран первым епископом Иерусалима.
Святой Иаков председательствовал на Иерусалимском соборе, и его слово было решающим (Деяния 15).
За тридцать лет своего епископства святой Иаков обратил многих евреев в христианство.
Возмущенные этим, фарисеи и книжники сговорились убить святого епископа.
Они привели его на вершину Иерусалимского храма и спросили, что он думает об Иисусе.
Святой апостол засвидетельствовал, что Христос есть Мессия, чего не ожидали фарисеи.
В ярости еврейские лидеры сбросили его с крыши.
Он не умер сразу, но, собрав последние силы, молился Господу за своих врагов, пока они побивали его камнями. Мученичество святого Иакова произошло около 63 г. н.э.
Святой апостол Иаков составил Божественную литургию, которая легла в основу литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста.
Церковь сохранила Послание святого Иакова, одну из книг Нового Завета.
В ней святой Иаков советует: «Всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова и медлен на гнев» (Иак. 1:19) и «Будьте исполнителями слова, а не слышателями только, обманывающими самих себя» (Иак. 1:22). ).
В 1853 году Патриарх Александрийский Иерофей отправил в Москву часть мощей святителя Иакова.
Церковь различает святого апостола Иакова, брата Божия, святого Иакова Зеведеева (память 30 апреля) и святого Иакова Алфеева сына (память 9 октября).
Память святого апостола Иакова также совершается в Неделю после Рождества Христова с пророком-царем Давидом и святым Иосифом Обручником.
Обстоятельства его жизни во время пребывания в мире неизвестны.
Свой подвижнический путь он начал в Спас-Прилукском монастыре в Вологде, а постриг принял в Кирилло-Белозерском монастыре.
Затем святой Игнатий удалился в окрестности Ломы в поисках уединения и основал там скит, который постепенно привлекал учеников.
Стремление к уединенной отшельнической жизни вновь побудило преподобного Игнатия покинуть основанную им обитель.
Передав управление своей обителью одному из своих учеников, подвижник удалился в Вадожскую волость, на берег реки Даровицы, впадающей в реку Сарау в версте от места преподобного селения, и стал жить там как отшельник.
Место было тихое, лесистое, а человеческие поселения находились в пяти-шести милях отсюда.
Едва заметная тропинка, петляющая по берегу реки Даровицы, была единственным путем добраться до этого места.
Он зарабатывал пропитание для себя (также для монаха Иоакима (другие источники называют его Исааком), жившего в трех верстах от него) плетением лаптей, которые оставлял по дороге, прохожие меняли лапти на хлеб.
Там же преподобный Игнатий построил храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, при котором была заложена Вадожская Богородица.
В восемнадцатом веке эта пустынь была упразднена, осталась только церковь Спаса в Ломе, в которой покоились мощи прославленного чудесами преподобного Игнатия.
Святой подвижник скончался в 1591 году.
Почитание памяти святителя началось давно, может быть, вскоре после его кончины.
На напрестольном Евангелии, подаренном монастырю в 1658 году, имеется надпись, в которой преподобный Игнатий именуется «великим чудотворцем».
В 1659 году царь Алексий Михайлович пожертвовал бедному Ломенскому монастырю несколько земель из разных земель и в грамоте назвал его основателя «честным отцом и чудотворцем».
В Спасской церкви в Ломе находятся восемь древних икон с изображениями святителя Игнатия, свидетельствующие о давнем его почитании.
В старинном жизнеописании святителя, составленном в середине XVII века, сообщается, что местные жители «с верою во Всемилостивого Спаса и Пречистую Богородицу и преподобного чудотворца Игнатия идут к тому колодцу за здравием, этой водой умыться и пить ее».
Кроме того, по благословению настоятеля, «эта вода набирается в сосуды и носится домой, а их семьи с верой и благословением на здравие умываются той водой и пьют».
Святые Прохор, Никанор, Тимон и Пармен, апостолы из числа семидесяти были одними из первых диаконов в Церкви Христовой.
В Деяниях святых апостолов (6:1-6) сказано, что двенадцать апостолов избрали семерых мужей: Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, исполненных Святаго Духа и премудрости, и поставили их служить диаконами.
Их поминают вместе 28 июля, хотя умерли они в разное время и в разных местах.
Сначала святой Прохор сопровождал святого апостола Петра, который поставил его епископом в городе Никомидии.
После Успения Пресвятой Богородицы Прохор был сподвижником и сотрудником святого апостола Иоанна Богослова и был сослан с ним на остров Патмос.
Там он написал Книгу Откровения о конечной судьбе мира.
По возвращении в Никомидию святой Прохор обратил ко Христу язычников в городе Антиохии, где принял мученическую кончину.
Хотя святой Никанор пострадал в тот же день, когда был побит камнями святой первомученик Стефан (память 27 декабря) и многие другие христиане, память его также 28 декабря.
Святой Тимон был впоследствии поставлен апостолами епископом города Бостры в Аравии и пострадал от иудеев и язычников за проповедь Евангелия.
Он был брошен в печь, но силой Божией вышел из нее невредимым.
Предание Римской церкви говорит, что святой Тимон был распят на кресте.
Память святого Тимона также празднуется 30 декабря.
Святой Пармен ревностно проповедовал Христа в Македонии.
Некоторые говорят, что святой Пармен принял мученическую смерть при Траяне (98-117) в последний год своего царствования.
Христианские праздники 9 января
Христианские праздники 11 января
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.