ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ12 сентября
10 сентября (28 августа по старому стилю)
Преподобный Моисей Мурин Черный жил в IV веке в Египте.
Он был эфиопом, и у него была черная кожа, и поэтому его называли «Мурин» (что означает «как эфиоп»).
В молодости он был рабом важного человека, но после того, как он совершил убийство, его хозяин изгнал его, и он присоединился к банде разбойников.
Из-за его подлости и большой физической силы они выбрали его своим лидером.
Моисей со своей разбойничьей шайкой совершил много злодеяний – и убийств, и грабежей, да так, что люди боялись даже при одном только упоминании его имени.
Такую греховную жизнь провел разбойник Моисей несколько лет, но по великой милости Божией раскаялся, оставив разбойничью шайку и уйдя в один из пустынных монастырей.
И вот долго он плакал, умоляя допустить его в число братии.
Монахи не были убеждены в искренности его покаяния; но бывшего разбойника нельзя было ни прогнать, ни заставить замолчать, требуя, чтобы его приняли.
В монастыре преподобный Моисей был полностью послушен игумену и братии и пролил много слез, оплакивая свою грешную жизнь.
Через некоторое время преподобный Моисей удалился в уединенную келию, где проводил время в молитвах и строжайшем посте в очень суровом образе жизни.
Однажды на келью преподобного Моисея напали четверо разбойников из бывшей его шайки, и он, не утратив большой физической силы, связал их всех и привел в монастырь, где спросил у старейшин, что с ними делать.
Старейшины приказали освободить их.
Разбойники, узнав, что наткнулись на своего бывшего главаря и что он милостиво обошелся с ними, – сами последовали его примеру: раскаялись и стали монахами.
А потом, когда прочая шайка разбойников услышала о покаянии преподобного Моисея, то и они оставили свой разбой и стали усердными иноками.
Преподобный Моисей не скоро освободился от страстей.
Он часто ходил к монастырскому игумену авве Исидору, ища совета, как избавиться от страстей распутства.
Будучи опытным в духовном подвиге, старец учил его никогда не переедать, быть полуголодным, соблюдая строжайшую умеренность.
Но страсти не утихали для преподобного Моисея в его снах.
Тогда авва Исидор научил его всенощному бдению.
Всю ночь преподобный простоял на молитве, не преклоняя колен, чтобы не уснуть.
От продолжительных подвигов преподобный Моисей впал в уныние, а когда возникли мысли о выходе из уединенной келии, авва Исидор вместо этого укрепил решимость своего ученика.
В видении он показал ему многих демонов на западе, готовых к битве, а на Востоке еще большее количество святых Ангелов, также готовых к бою.
Авва Исидор объяснил преподобному Моисею, что сила Ангелов преобладает над силой бесовской, и в долгой борьбе со страстями ему необходимо полностью очиститься от прежних грехов.
Преподобный Моисей предпринял новое усилие.
Обходя ночью пустынные кельи, он носил каждому брату воду из колодца.
Он сделал это специально для старейшин, которые жили далеко от колодца и не могли сами носить воду.
Однажды, преклонив колени над колодцем, преподобный Моисей почувствовал сильный удар в спину и упал у колодца, как мертвый, и пролежал в таком положении до рассвета.
Так бесы отомстили монаху за его победу над ними.
Утром братия отнесла его в келью, и он пролежал там целый год увечный.
Выздоровев, преподобный с твердой решимостью исповедался игумену, что будет продолжать подвизаться.
Но Сам Господь положил пределы этой многолетней борьбе: авва Исидор благословил своего ученика и сказал ему: что распутные страсти уже ушли от него.
Старец повелел ему причаститься Святых Тайн и с миром отправиться в свою келью.
И с того времени преподобный Моисей получил от Господа власть над бесами.
Слухи о его подвигах распространились среди монахов и даже за пределы пустыни.
Правитель страны хотел видеть святого.
Узнав об этом, преподобный Моисей решил скрыться от посетителей и удалился из своей кельи.
По дороге ему встретились слуги правителя, которые спросили его, как пройти к келье пустынника Моисея.
Преподобный ответил им: «Не ходите дальше к этому лживому и недостойному монаху».
Слуги вернулись в монастырь, где ждал наместник, и передали ему слова случайно встреченного старца.
Братия, услышав описание внешности старца, все как один признали, что наткнулись на самого преподобного Моисея.
Проведя много лет в иноческих подвигах, преподобный Моисей был рукоположен во диакона.
Епископ облачил его в белое облачение и сказал: «Авва Моисей теперь совсем белый».
Святитель ответил: «Владыка, а что делает его чисто белым – внешнее или внутреннее?»
По смирению святитель почел себя недостойным принять сан диакона.
Однажды епископ решил испытать его и велел духовенству изгнать его из алтаря, понося при этом за то, что он недостойный чернокожий эфиоп.
С полным смирением преподобный принял оскорбление. Испытав его, епископ рукоположил монаха во пресвитера.
И в этом сане преподобный Моисей подвизался 15 лет и собрал вокруг себя 75 учеников.
Когда преподобному исполнилось 75 лет, он предупредил своих иноков, что скоро на скит нагрянут разбойники и перебьют всех находящихся там.
Святитель благословил своих монахов уйти заблаговременно, чтобы избежать насильственной смерти.
Его ученики стали умолять монаха уйти вместе с ними, но он ответил: «Я уже много лет жду времени, когда должны исполниться слова, которые сказал мой Учитель, Господь Иисус Христос: «Все, взявшие меч, от меча и погибнут» (Мф. 26, 52).
Один из монахов скрылся недалеко во время прихода разбойников, разбойники убили преподобного Моисея и оставшихся с ним шести иноков, кончина же их произошла около 400 года.
Анна Пророчица (ивр. חַנָּה, греч. Ἄννα[2]) — персонаж Нового Завета, упоминается в событии принесения младенца Иисуса в Иерусалимский Храм.
Почитается Православной церковью в лике праведных, память совершается 3 (16) февраля вместе с Симеоном Богоприимцем и 28 августа (10 сентября).
Праведная Анна пророчица происходила из колена Асира и была дочерью Фануила.
Она прожила с мужем семь лет, пока он не умер.
После его смерти праведная Анна вела строгую и благочестивую жизнь, «не отходя от храма, и день и ночь служа Богу в посте и молитве» (Лук. 2:37).
Когда праведной Анне было 84 года, она увидела Младенца Иисуса Христа в Иерусалимском храме.
Он был приведен для посвящения Богу как первенец по Моисееву закону.
Праведная Анна слышала и пророческие слова преподобного Симеона Богоприимца, обращенные к Пресвятой Богородице.
Пророчица Анна вместе со святым Симеоном прославляла Бога и говорила всем, что Мессия пришел в мир (Лук. 2:38).
Киево-Печерская Лавра – крупный православный монастырь, расположенный в Киеве, Украина. Основанный во времена Киевской Руси (1051 г. н.э.), монастырь остается крупным центром православия в славянском мире.
Монастырь также служит резиденцией митрополита Киевского Владимира (Сабодана), главы Автономной Церкви Украины (УПЦ МП).
Преподобному Антонию приписывают основание монастыря, когда он поселился в одной из пещер, входящих ныне в состав Дальних пещер (называемых также Пещерами Феодосия ).
Произошло это, скорее всего, в 1051 году – традиционной дате основания Киево-Печерского монастыря.
Когда община выросла до двенадцати монахов, были раскопаны новые кельи.
Среди тех, кто присоединился к Антонию в первые годы, были Феодосий и преподобный Варлаам.
В 1057 году Антоний, желавший уединенной жизни, назвал Варлаама первым игуменом и удалился от общины в новую пещеру на холме, которая сегодня является частью Ближних пещер (также называемые пещерами Антония).
В ранние времена, когда Феодосий был игуменом (1062-1074), над Дальними пещерами была построена деревянная постройка, и братия, число которой достигало сотни, выселялась из пещер.
По мере того, как монастырь рос, возникла потребность в правилах, регулирующих жизнь общины.
Феодосий решил использовать устав Студийского монастыря в Константинополе в качестве образца для правил Печерского монастыря и послал одного из своих монахов в Константинополь для получения копии.
Тем временем митр. Георгий прибыл в Киев в сопровождении монаха Студийского монастыря, который предоставил монастырю копию монастырского устава.
На основе этих двух вариантов из Студии был составлен Устав Печерского монастыря.
Монастырь щедро поддерживали киевские князья и бояре, которые жертвовали не только деньгами, но и землей и постройками.
Кроме того, многие образованные люди этого района стали монахами в монастыре, поскольку он стал крупнейшим религиозным и культурным центром Киевской Руси.
Из этих монахов двадцать стали епископами в двенадцатом и тринадцатом веках.
В середине 1070-х годов центр монастыря стал перемещаться в район нынешней Верхней Лавры со строительством Успенского собора.
Со временем Ближние и Дальние пещеры стали местами уединения монахов и усыпальницами монастырской братии.
В 1073 г. первым захоронением в Ближних пещерах стал Антоний, а в 1074 г. – погребение Феодосия в Дальних пещерах.
В последующие годы монастырь несколько раз подвергался набегам.
Среди значительных набегов были набеги половцев в 1096 году, Андрея Боголюбского из Владимиро-Суздальского в 1169 году и князя Рюика Ростиславича в 1203 году.
В 1240 году через Киев прошли вторгшиеся полчища татар во главе с Батыем-ханом, разрушившие город и монастырь.
Во времена татарской оккупации монахи перебрались в пещеры, чтобы остаться там надолго.
После каждого рейда заменялись церкви и постройки, расширялась система подземных пещер и катакомб.
В 1470 году монастырь был вновь отстроен князем Семеном Олельковичем, но в 1482 году вновь разрушен татарами.
С тех времен и до конца шестнадцатого века в качестве исторического исходного материала осталось мало документации, поскольку записи уничтожались во время каждого рейда.
Начиная с шестнадцатого века, в сообщениях путешественников содержатся описания пещер и монашеской жизни, которая тогда практиковалась в монастыре.
В этих отчетах отмечалась длина подземных пещер, входы в которые напоминали входы в шахты, а также отмечалось, что литургия совершалась в двух подземных церквях каждую субботу.
К концу шестнадцатого века монастырь снова восстановился.
В это время он получил статус ставропигиального Константинопольским Патриархом.
Это освободило монастырь от контроля киевского митрополита.
Монастырю также был присвоен статус лавры.
После Брест-Литовской унии 1596 года те, кто поддержал унию и стал греко-католиком, попытались получить контроль над лаврой, но православные победили и сохранили контроль.
Типография Киево-Печерского монастыря, первая типография в Киеве, была основана при монастыре в 1615 году архимандритом Елисеем Плетененцским.
В дальнейшем монастырь был восстановлен и благоустроен архимандритом Петром Могилой ., впоследствии митрополит, открывший в 1631 году Киево-Печерскую монастырскую школу с «западным» учебным планом.
Эта школа была в 1632 году объединена с Киевской Богоявленской братской школой в училище, которое впоследствии стало Киево-Могилянской академией.
В 1688 году Лавра была подчинена непосредственно Московской патриархии, но по-прежнему со своим ставропигиальным статусом.
Большой пожар 1718 года сильно повредил монастырь. Главный храм и типография с библиотекой и архивом были разрушены.
Восстановление этого повреждения заняло десять лет.
В 1720 году правительство Петра I запретило печатание новых книг и ввело синодальную цензуру на все издания монастыря.
Это сильно ограничивало культурное влияние монастыря.
К этому времени лавра была большой и приобрела большое богатство.
Сердцем монастыря оставались два подземных лабиринта тоннелей, келий и катакомб, от которых и произошло название монастыря и в которых жили и хоронились монахи.
Но масштабы лавры выросли за пределы этого.
Ему принадлежали три города, семь поселков, около 200 деревень и деревень и около 70 000 крепостных.
Ему также принадлежало одиннадцать кирпичных заводов, шесть литейных заводов, более 150 винокуренных заводов, более 150 мукомольных заводов и около 200 трактиров.
Это закончилось в 1786 году, когда русское правительство секуляризировало собственность и поставило лавру в зависимость от государства.
В то же время правительство изменило организацию монастыря, отменив монастырский обычай избирать совет старцев, управляющий орган монастыря.
После этого собор был назначен митрополитом Киевским.
Митрополит также стал архимандритом монастыря с резиденцией на территории монастыря.
Тенденция к русификации монастыря началась в конце восемнадцатого века и продолжилась во времени.
В начале ХХ века, до прихода к власти большевиков, в Успенской Киево-Печерской Лавре проживало более тысячи монахов.
Это был один из самых известных центров религиозной жизни православного мира, который ежегодно посещали сотни тысяч паломников.
Монастырь славился мощами многих святых иноков, прославленных в 1643 году.
Все изменилось после того, как Советы взяли под свой контроль правительство в конце 1917 года.
Изменения со стороны советской власти начались в 1921 году.
Первоначально власти конфисковали мощи исторические и художественные объекты, принадлежавшие монастырю.
Здания были преобразованы для коммерческого и другого использования.
Многие монастырские памятники были объединены в музей Лаврский музей религиозных культов и быта, в котором также были собраны коллекции из других музеев Киева.
После полного закрытия монастыря в 1926 году советское правительство сначала превратило территорию в музей-заповедник, Всеукраинский музейный квартал, который состоял из ряда музеев, делавших акцент на антирелигиозной пропаганде, а также архивов, библиотек и мастерских.
Все колокола были сняты советскими властями в период с 1931 по 1932 год.
Во время Великой Отечественной войны советская армия заминировала Свято-Успенский собор перед наступающими немецко-фашистскими войсками.
Взрывчатка была взорвана после того, как 3 ноября 1941 года фашистские войска заняли Киев, серьезно повредив собор.
После войны территория лавры была восстановлена и переименована в Киево-Печерский историко-культурный заповедник, в котором разместился ряд музеев и учреждений.
Также до 1961 года было разрешено действовать действующему монастырю около ста монахов.
Когда в 1980-х годах атеистические времена пошли на убыль, советское правительство передало в 1988 году территорию Нижней Лавры с Дальними пещерами во владение Украинского экзархата Русской Церкви в ознаменование 1000-летия со дня основания Крещение Руси.
С возвращением Лавры Церкви постепенно восстанавливалась монашеская и духовная жизнь.
В период с 1998 по 2000 год город Киев восстановил Свято-Успенский собор и вернул его церкви.
По мере того, как к вернувшимся в Лавру престарелым монахам присоединялись новые монахи, цикл богослужений восстанавливался, опираясь на первостепенную обязанность монаха – непрестанную молитву.
Дальние пещеры, где покоятся мощи преподобного Феодосия, называются Феодосийскими.
В Дальних пещерах три церкви.
Бог прославил святых Своих чудесным нетлением мощей в Печерской обители.
Преподобный Нестор Летописец, присутствовавший при вскрытии мощей преподобного Феодосия: «…мощи его лежат, а сочленения не разваливаются, и волосы на голове его слипаются».
Что же касается мощей второго основателя Лавры, преподобного Феодосия, то известно, что его мощи, принесенные монахами Печерского монастыря в Успенский собор (1091 г.), были спрятаны под угрозой нашествия полчищ хана Батия.
Шли годы, одно поколение печерских монахов сменялось другим, а место захоронения было забыто.
Документальных сведений о том, были ли попытки принять мощи преподобного Феодосия Печерского, нет.
Есть два предположения, где могли быть спрятаны его мощи: первое мнение, что они были захоронены «под спудом» Успенского собора, но это маловероятно, и второе мнение, что они захоронены в Дальних пещерах.
Подтвердить последнее предположение довольно сложно, так как Дальние пещеры еще не исследованы.
Самая древняя пещерная церковь – Благовещенская церковь Пресвятой Богородицы в Дальних пещерах.
Мощи 49 святых в сопровождении плит с именами и, в большинстве случаев, с иконами, покоятся в 34 деревянных киотах, 2 металлических киотах, а также в 13 уединениях – древних погребальных нишах.
Большинство икон относятся к середине XIX века. Мощи в святилищах и покрыты одеяниями.
В некоторых святилищах руки оставлены непокрытыми, что визуально свидетельствует о нетленности.
Глубина залегания 15-20 метров.
Длина лабиринта без стыка из южных Варяжских пещер составляет 293 метра.
Христианские праздники 9 сентября
Христианские праздники 11 сентября
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.