ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ09 августа
Православные праздники 10 августа (28 июля по старому стилю):
Смоленская икона Божией Матери, именуемая «Одигитрия», что по-русски означает «Путеводительница», была, по церковному преданию, написана святым евангелистом Лукой при земной жизни Пресвятой Богородицы.
Святитель Димитрий Ростовский предполагает, что этот образ был написан по просьбе Феофила, правителя Антиохии.
Из Антиохии святой образ был перенесен в Иерусалим.
Оттуда императрица Евдокия, супруга Аркадия, передала ее в Константинополе Пульхерии, сестре императора, которая поставила святую икону во Влахернском храме.
Греческий император Константин IX Мономах (1042-1054), в 1046 году выдав свою дочь Анну замуж за князя Всеволода Ярославича, сына Ярослава Мудрого, благословил ее в пути этой иконой.
После смерти князя Всеволода икона перешла к его сыну Владимиру Мономаху, который в начале XII века перенес ее в Смоленский соборный храм в честь Успения Пресвятой Богородицы.
С этого времени икона получила титул Смоленской Одигитрии.
В 1238 году по слову иконы самоотверженный православный воин Меркурий ночью проник в стан Батыя и перебил многих неприятелей, в числе которых был и самый сильный воин их.
Приняв в бою мученическую кончину, он был причислен Церковью к лику святых (память 24 ноября).
В XIV веке Смоленск перешел во владение литовских князей.
Дочь князя Витовта Софья была выдана замуж за московского великого князя Василия Дмитриевича (1398-1425).
В 1398 году она привезла с собой в Москву Смоленскую икону Божией Матери.
Образ поставили в Благовещенском соборе Кремля, по правую сторону от царских врат.
В 1456 году по просьбе смолян с епископом Мисаилом во главе икона была торжественно крестным ходом возвращена в Смоленск, и в Москве осталось от нее два списка.
Один был поставлен в Благовещенском соборе, а другой в Новодевичьем монастыре.
Монастырь построен на Девичьем поле, где «со многими слезами» москвичи передали святую икону в Смоленск.
В 1602 году с чудотворной иконы был написан точный список (в 1666 году вместе с древней иконой перевезли в Москву для восстановления новый список), который поместили в башне Смоленской крепостной стены над Днепровскими воротами, под специально устроенным мантия-покрытие.
Впоследствии, в 1727 г., здесь была построена деревянная церковь, а в 1802 г. — каменная.
Новый список принял на себя могильную силу старого образа, и когда 5 августа 1812 года русские войска оставили Смоленск, они взяли икону с собой для защиты от неприятельских сил.
Накануне Бородинского сражения пронесли этот образ по лагерю, чтобы ободрить и вдохновить воинов на великий подвиг.
Древний образ Смоленской Одигитрии, принесенный на время в Успенский собор, в день Бородинского сражения был в шествии с Иверской и Владимирской иконами Божией Матери через Белую и Китайскую слободы и Кремлевские стены, а потом отправили к больным и раненым в Лефортовский дворец.
После отъезда из Москвы икона была перевезена в Ярославль.
Так в древности хранились эти иконы-сестры, и Богородица через Свои образы защищала Родину.
После победы над врагом икона Одигитрии вместе с прославленным списком была возвращена в Смоленск.
Празднование в честь этого чудотворного образа 28 июля было установлено в 1525 году в память возвращения Смоленска России.
Существует много чтимых списков Смоленской Одигитрии, празднование которой назначено на этот день.
Есть и день празднования Смоленской иконы, прославленной в XIX веке, — 5 ноября, когда этот образ по приказу главнокомандующего русской армией М.И. Кутузова был возвращен в Смоленск.
В память об изгнании врага из Отечества под Смоленском было установлено ежегодно отмечать этот день.
Святая икона Божией Матери Одигитрия — одна из главных святынь Русской Церкви.
Верующие получали и получают от него обильную помощь благодати.
Богородица Своим святым образом ходатайствует и укрепляет нас, направляя на путь спасения, и мы взываем к Ней: «Ты за верных народов — Всеблаженная Одигитрия, Ты утверждение — Похвальная Смоленская. и вся Русская земля. Радуйся, Одигитриха, христианам спасение!»
Епископ Питирим (в миру Прокопий; 27 февраля 1645, Вязьма — 28 июля 1698) — епископ Русской православной церкви, епископ Тамбовский и Козловский. Канонизирован в лике святителей. Память 28 июля/10 августа в Соборе Тамбовских святых, в воскресенье перед 28 июля в Соборе Смоленских святых).
15 февраля 1685 — 28 июля 1698 | |
Церковь | Русская православная церковь |
---|---|
Предшественник | Леонтий |
Преемник | Игнатий (Шангин) |
Имя при рождении | Прокопий |
Рождение | 27 февраля (9 марта) 1645
|
Смерть | 28 июля (7 августа) 1698 (53 года)
|
Епископская хиротония | 15 февраля 1685 года |
Святитель Питирим, епископ Тамбовский, в миру Прокопий, родился 27 февраля 1645 (или 1644) года в городе Вязьме.
С юности Господь готовил Прокопия к высокому духовному служению.
Еще в детстве он научился читать и писать, посещал церковные службы, приобрел привычку к молитве.
Прокопий любил читать творения святых отцов и жития святых.
Это способствовало духовному росту будущего иерарха.
Мальчик отличался всеобщей любовью к работе, широкими знаниями и зрелым суждением.
Он был наделен художественным талантом, успешно занимался иконописью и церковным пением.
Возвышенное духовное расположение привело Прокопия на путь монашеской жизни.
Решив всецело посвятить себя Богу, он поступил в Вяземский Иоанно-Предтеченский монастырь, известен своим строгим режимом.
Когда ему был двадцать один год, он был пострижен с именем Питирим.
Своей подвижнической жизнью молодой монах заслужил уважение братии и был избран игуменом.
В 1684 году возведен в сан архимандрита.
Святитель Питирим, по указу царя и патриарха, усердно изымал из церквей и из личного пользования «плохо исполненные», европеизированные иконы.
Во время крестного хода он конфисковал такую икону, написанную неквалифицированным иконописцем.
Принесшие икону роптали и ругались, и многие люди возбудились против святого.
Об этом стало известно патриарху Иоакиму, который, высоко оценив мужество и усердие архимандрита Питирима, одобрив его действия, вызвал его в Москву для высшего служения Церкви.
1 сентября 1684 года святитель Питирим был поставлен епископом, а 15 февраля 1685 года Патриарх Иоаким рукоположил его епископом Тамбовским.
Святитель Питирим не уехал сразу, а остался в Москве на год, чтобы подготовиться к новым обязанностям.
Организованная в 1682 г. Тамбовская епархия страдала от пограничной бедности и неграмотности своих жителей.
Большую часть переселенцев составляли язычники: мордва, черемыси, мерещи. На территории епархии проживало также много татар-мусульман, заклятых противников христианства.
Среди христианских поселенцев епархии было много раскольников, беглецов от правосудия или изгнанных преступников.
Святитель усердно отдавал себя поставленным перед ним задачам.
На месте старой деревянной церкви в Тамбове он начал строить двухъярусный каменный собор в честь Преображения Господня с приделом во имя святителя Николая.
Святой Питирим не только руководил строительством храма, но и сам участвовал в строительных работах.
Святитель много сил отдавал духовному просвещению своей паствы.
Он построил специальную школу для духовенства, где под его руководством готовились достойные церковные пастыри.
У себя на родине святитель собрал библиотеку духовной литературы (в описи Московского Успенского собора упоминаются «две книги Дионисия Ареопагита в кожаном переплете, одна красная, другая черная, с золочеными краями», принадлежащие святому Питириму).
Святитель постоянно наставлял свою паству, проповедуя Слово Божие.
Он часто совершал поездки по епархии, чтобы ознакомиться с нуждами общин.
Святитель архипастырь постоянно заботился о возвращении в Православную Церковь раскольников.
Его глубокое благочестие, деятельное сострадание к ближнему и мудрое терпение в беседах с раскольниками и раскольниками располагали их верить его слову.
Прекрасным примером своей святой жизни и силой благодатного слова святитель многих привел к истинной вере.
Сестра святого, Екатерина, стала первой настоятельницей Вознесенского женского монастыря, основанного им в 1690 году.
Будучи смелым молитвенником и ходатаем пред Богом, святитель Питирим никогда не терял своего христианского смирения.
Не надеясь на собственные человеческие силы, архипастырь оградил вверенный ему Богом город Тамбов иконами Спасителя и Казанской Божией Матери, поставив их у двух главных ворот.
Святитель Питирим много молился и учил свою паству молитве.
Он ежедневно присутствовал на богослужениях и часто служил их сам.
В те дни, когда святитель не служил, он пел в клиросе, обучая клирос правильному церковному пению и чтению.
В своей келье святитель очень часто молился перед иконами Девпетеровской Божией Матери (память 29 февраля) и святителя Николая.
Святитель Питирим любил красоту природы своего края, которая возбуждала в нем чувство молитвенного благодарения Пресвятой Троице за видимый мир.
В лесу, недалеко от того места, куда он ходил для уединенной молитвы, он построил Трегулаев монастырь святого Иоанна Предтечи.
Он основал его вместе со своим духовным другом, святителем Митрофаном Воронежским (память 23 ноября и 7 августа).
Там святитель установил большой деревянный крест с изображением Спасителя.
Подобно великим подвижникам, святой Питирим много времени уделял физическому труду.
Об этом свидетельствуют собственноручно выкопанные им колодцы в Трегулаевском Иоанно-Предтеченском монастыре, у Тамбовского собора и в лесной чаще, куда он удалялся для тишины и молитвы.
Скончался святитель Питирим в 1698 году в возрасте пятидесяти трех лет.
Тело святителя было погребено в нижнем ярусе Тамбовского Спасо-Преображенского собора, у южной стены правого придела Николая Чудотворца.
Смерть святителя Питирима не разорвала его духовной связи с паствой.
К его могиле приходили люди, чтобы просить его заступничества, и вскоре получили исцеление от Бога.
С каждым годом число паломников росло. 28 июля, в годовщину блаженной кончины святителя, они будут присутствовать на богослужении в Тамбовском соборе.
Каждое новое знамение милости Божией, полученное по молитвам святителю Питириму, вселяло в народ уверенность в том, что почитаемый ими епископ действительно человек Божий.
С 1819 года стали вестись записи чудес и личных свидетельств, и почитание святителя Питирима распространилось далеко за пределы Тамбовской епархии.
28 июля 1914 года святой чудотворец Питирим, епископ Тамбовский, был причислен к лику святых.
Святые Прохор, Никанор, Тимон и Пармен, апостолы из числа семидесяти были одними из первых диаконов в Церкви Христовой.
В Деяниях святых апостолов (6:1-6) сказано, что двенадцать апостолов избрали семерых мужей: Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая, исполненных Святого Духа и премудрости, и поставили их служить диаконами.
Их поминают вместе 28 июля, хотя умерли они в разное время и в разных местах.
Сначала святой Прохор сопровождал святого апостола Петра, который поставил его епископом в городе Никомидии.
После Успения Пресвятой Богородицы Прохор был сподвижником и сотрудником святого апостола Иоанна Богослова и был сослан с ним на остров Патмос.
Там он написал Книгу Откровения о конечной судьбе мира.
По возвращении в Никомидию святой Прохор обратил ко Христу язычников в городе Антиохии, где принял мученическую кончину.
Хотя святой Никанор пострадал в тот же день, когда был побит камнями святой первомученик Стефан (память 27 декабря) и многие другие христиане, память его также 28 декабря.
Святой Тимон был впоследствии поставлен апостолами епископом города Бостры в Аравии и пострадал от иудеев и язычников за проповедь Евангелия.
Он был брошен в печь, но силой Божией вышел из нее невредимым.
Предание Римской церкви говорит, что святой Тимон был распят на кресте.
Память святого Тимона также празднуется 30 декабря.
Святой Пармен ревностно проповедовал Христа в Македонии.
Он умер после болезни. Некоторые говорят, что святой Пармен принял мученическую смерть при Траяне (98-117) в последний год своего царствования.
Христианские праздники 9 августа
Христианские праздники 11 августа
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.