ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ21 июня

Церковные праздники 22 июня. Преподобного Кирилла…

 

Кирилл Белозерский

 

Кирилл БелозерскийПреподобный Кирилл Белозерский, ученик Сергия Радонежского, основатель и игумен Кирилло-Белозерского монастыря. 

 

Преподобный Кирилл Белозерский, ученик Сергия Радонежского, основатель и игумен Кирилло-Белозерского монастыря. 

Жизнь

Святой Кирилл, в миру Козьма родился в Москве, в аристократической семье в 1337 году, он остался сиротой на попечении своего боярского родственника Тимофея Васильевича Вельяминова в окружении двора князя Дмитрия Ивановича Донского.

Утомленный придворной жизнью, Козьма при поддержке святителя Стефана Махрского был принят в Симонов монастырь, где принял постриг Феодора Ростовского с именем Кирилл и вступил в подвижническую жизнь.

Кирилл исполнял монашеские послушания под руководством старца Михаила, впоследствии епископа Смоленского.

Кирилл нес послушание в пекарне, носил воду, рубил дрова, раздавал хлеб.

Когда преподобный Сергий Радонежский приезжал в Симонов монастырь к своему племяннику Феодору, он сначала отыскивал Кирилла в пекарне, чтобы поговорить с ним о духовных вещах, прежде чем встречаться с кем-либо еще.

После того, как Сирила перевели на кухню, он обнаружил, что смотрит на пылающий огонь, что заставило его отреагировать и сказать себе: «Берегись, Кирилл, чтобы не попасть в вечный огонь». Кирилл проработал на кухне девять лет, и Бог даровал ему такое умиление, что он не мог без слез есть испеченный им хлеб, благословляя Господа.

Пытаясь бежать от славы человеческой, Кирилл стал действовать как юродивый.

В наказание за нарушение приличия настоятель монастыря посадил его на хлеб и воду на сорок дней.

Это наказание Кирилл перенес со счастьем.

Однако он не мог скрыть своей духовности.

Опытные старцы монастыря поняли его истинную душу.

Вопреки его возражениям, они заставили его принять сан священника.

Когда он не служил в церкви, Кирилл продолжал заниматься тяжелым трудом.

Когда в 1388 году Феодор стал архиепископом Ростовским, братия Симонова монастыря избрала Кирилла игуменом монастыря.

По мере того, как все больше и больше людей приходили искать его руководства, его желание вести смиренную, аскетичную и духовно сосредоточенную жизнь было нарушено, что привело его к тоске по уединению.

Со временем он решил, что больше не будет оставаться настоятелем, и уединился в своей келье.

Даже пребывание в его келье не прекращало прихода частых посетителей.

Его душа продолжала тосковать по одиночеству.

Однажды ночью, когда он читал в своей келье акафист перед иконой Божией Матери «Одигитрия» и когда дошел до восьмого кондака, «Рождество странное видевши, станем чужими миру и умом своим вознесемся на небо», он услышал голос, говорящий:

«Иди на Белое озеро (Белозерск), где Я приготовил тебе место».

Со своим сподвижником преподобным Ферапоном Белозерским и Можайским он вышел из Симонова и направился к уединенному озеру, где поставили крест и выкопали в земле келью у горы Мяуры на Северском озере, вскоре Терапон отправился в другое место.

Вскоре к нему из Симонова монастыря пришли два монаха, Зеведия и Дионисий, а за ними и Нафанаил.

Когда другие последовали за ним, ища пострига от него, Кирилл понял, что время его молчания истекло, и начал расширять свой монастырь.

В 1397 году он начал строить церковь в честь Успения Божией Матери.

По мере расширения монастыря Кирилл установил для общины общежительное правило безмолвия, которому своими действиями подавал пример братии.

Никто не мог разговаривать в церкви и должен был оставаться до конца службы.

В трапеции братия сидела на своем месте и молчала во время трапезы, а потом возвращалась в свою келью, которую держали незапертой.

Ни у кого не было личного имущества, и все деньги хранились в монастырской казне.

Кирилл был награжден от Господа даром прозорливости и врачевания.

Однажды, когда священник сказал Кириллу, что вина для Божественной литургии нет, Кирилл попросил монаха принести ему пустой винный сосуд, который, когда он открыл его, оказался полон вина.

Во время голода Кирилл раздавал хлеб всем нуждающимся.

Он не остановился, хотя обычно запасов братии не хватало.

Несмотря на это, чем больше раздавали хлеба, тем больше он увеличивался.

Иноки тогда поняли, что Бог позаботится об их нуждах по молитвам Кирилла.

Кирилл отслужил свою последнюю Божественную литургию в день Пятидесятницы.

Дав последние наставления братии хранить любовь между собой, Кирилл скончался на девяностом году жизни 9 июня 1427 года, в день памяти своего тезки Кирилла, архиепископа Александрийского.

Кирилл предсказал, что никто из братьев не умрет до его смерти, несмотря на свирепствующую чуму, тогда за ним последуют многие.

В течение года после его кончины умерло более тридцати из пятидесяти трех братьев.

Преподобный Кирилл часто являлся выжившим во сне, чтобы дать совет и наставление.

Наследие

Кирилл любил духовное просвещение и прививал эту любовь своим ученикам.

В 1635 году в монастырской библиотеке насчитывалось более двух тысяч книг, в том числе шестнадцать «чудотворца Кирилла».

До нашего времени сохранились три его письма к русским князьям.

Они являются замечательными образцами его духовного наставления и руководства, любви, любви к миру и утешению.

Почитание подвижника Кирилла началось около 1448 года.

Житие святого Кирилла было заказано митрополитом Феодосием и великим князем Василием Темным.

Житие написано афонским монахом Пахомием Логофетом, обитавшим в Кирилло-Белозерском монастыре в 1462 году.

Там он встретился со многими очевидцами и учениками Кирилла.

Больше всего он узнал от Мартиниана, который с юности жил с Кириллом.

 

Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский

 

Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский

Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский

 

Святитель Кирилл, архиепископ Александрийский, выдающийся поборник Православия и великий учитель Церкви, происходил из знатной и благочестивой христианской семьи.

Он изучал светские науки, в том числе и философию, но более всего стремился к познанию Священного Писания и истин христианской веры.

В юности Кирилл поступил в монастырь Макария на Нитрийских горах, где пробыл шесть лет.

Феофил (385-412), Патриарх Александрийский, рукоположил его во диакона, причислил к клиру и поручил проповедовать.

По кончине патриарха Феофила Кирилл был единогласно избран на патриарший престол Александрийской Церкви.

Он руководил борьбой против распространения в Александрии Новацианской ереси, которая учила, что любой христианин, отпавший от Церкви во время гонений, не может быть принят обратно в нее.

Кирилл, видя тщетность увещевания еретиков, добивался их изгнания из Александрии.

Большую опасность для Церкви представляли евреи, неоднократно вызывавшие беспорядки, сопровождавшиеся зверскими убийствами христиан.

Святитель долго боролся с ними.

Чтобы стереть остатки язычества, святитель изгнал бесов из древнего языческого капища и построил на месте храм, в который были перенесены мощи святых бессребреников Кира и Иоанна.

Более трудная борьба ожидала святого с возникновением несторианской ереси.

Несторий, пресвитер Антиохийской Церкви, был избран в 428 году на Константинопольскую кафедру и там смог распространить свое еретическое учение против догмата о неслитном соединении двух естеств в Лице Господа Иисуса Христа.

Несторий называл Богородицу не Богородицей, а «Родотворительницей Христа», подразумевая, что Она родила не Бога, а только человека Христа.

Святой Патриарх Кирилл неоднократно писал Несторию и указывал на его ошибку, но Несторий продолжал упорствовать в ней.

Тогда святитель разослал послания против несторианства константинопольскому клиру и святому императору Феодосию Младшему (408-450), обличая ересь.

Кирилл писал и другим церквям, папе Келестину и прочим патриархам, и даже монахам некоторых монастырей, что

Несторий начал открытое гонение на православных.

В его присутствии один из его сторонников, епископ Дорофей, произнес анафему всякому, кто назовет Пресвятую Деву Марию Богородицей.

Несторий ненавидел Кирилла и возводил против него всевозможные наветы и вымыслы, называя его еретиком.

Святитель продолжал всеми силами защищать Православие.

Положение настолько обострилось, что пришлось созвать Вселенский Собор, который собрался в городе Ефесе в 431 году.

На Собор прибыло 200 епископов от всех христианских Церквей.

Несторий, ожидая прибытия епископа Антиохийского Иоанна и других сирийских епископов, не дал согласия на открытие Собора.

Но Отцы Собора начали заседания под председательством Кирилла.

Рассмотрев учение Нестория, Собор осудил его как еретика.

Несторий не подчинился Собору, и епископ Иоанн открыл «разбойничий собор», который объявил Кирилла еретиком.

Святые Кирилл и Мемнон были оправданы, и заседания Собора продолжились.

Несторий, не подчинившийся определениям Собора, был лишен священнического сана.

По приказу императора он был отправлен в далекое место Сасим в Ливийской пустыне, где и умер в тяжких муках.

Его язык, хулящий Божию Матерь, постигла кара — в нем завелись черви.

Даже епископ Антиохийский Иоанн и остальные сирийские епископы подписали постановления Эфесского собора.

Кирилл руководил Александрийской Церковью 32 года, и к концу его жизни паства очистилась от еретиков.

Кротко и осторожно Кирилл подходил ко всякому, кто по своей простоте и незнанию впадал в ложную мудрость.

Был некий старец, подвижник глубокой жизни, который неправильно считал ветхозаветного иерея Мелхиседека Сыном Божиим.

Кирилл молился, чтобы Господь открыл старцу правильный взгляд на праведника.

Через три дня старец пришел к Кириллу и сказал, что Господь открыл ему, что Мелхиседек был простым человеком.

Кирилл научился преодолевать свое предубеждение против памяти великого Иоанна Златоуста (память 13 ноября).

Феофил, патриарх Александрийский и дядя Кирилла, был противником Иоанна и председательствовал на совете, осуждающим его.

Таким образом, Кирилл оказался в кругу враждебных Иоанну Златоусту и невольно приобрел против него предубеждение.

Исидор Пелузийский (память 4 февраля) неоднократно писал Кириллу и убеждал его включить имя великого Отца Церкви в диптихи святых, но Кирилл не соглашался.

Однажды во сне он увидел дивный храм, в котором Богородица была окружена сонмом ангелов и святых, в числе которых был Иоанн Златоуст.

Когда Кирилл захотел подойти к Пресвятой Богородице и приложиться к Ней, Иоанн Златоуст не позволил ему.

Богородица просила Иоанна простить Кириллу за то, что он согрешил против него по неведению.

Увидев, что Иоанн медлит, Богородица сказала: «Прости его ради Меня, ибо он много потрудился для чести Моей и прославил Меня в народе, назвав Меня Богородицей».

Иоанн ответил: «По твоему заступничеству, госпожа, я прощаю его», — и с любовью обнял Кирилла.

Кирилл раскаялся, что хранил гнев на великого угодника Божия.

Созвав всех египетских архиереев, он устроил торжественный пир в честь Иоанна Златоуста.

Кирилл умер в 444 году, оставив после себя много произведений. Особо следует упомянуть: комментарии к Евангелию от Луки, к Евангелию от Иоанна, к Посланиям апостола Павла к Коринфянам и к Евреям; также Апология в защиту христианства от императора Юлиана Отступника (361-363). 

Огромное значение имеют его Пять книг против Нестория; сочинение о Пресвятой Троице под названием Тезаурус, написанное против Ария и Евномия.

Также два догматических сочинения на Пресвятую Троицу, отличающиеся точным изложением православного учения о Исхождении Святого Духа.

Кирилл написал «Против антропоморфизма» для нескольких египтян, которые по неведению изображали Бога в человеческом образе. 

 

Преподобный Александр, игумен Куштский, Вологодский

 

Преподобный Александр, игумен Куштский, Вологодский

Преподобный Александр, игумен Куштский, Вологодский

 

Святой Александр, игумен Куштинского монастыря в Вологде, родился около 1371 года, в миру его звали Алексей.

Пострижен в Спасо-Каменном (Спасо-Каменном) монастыре игуменом Дионисием Святогорцем, принесшим в обитель Афонское правило.

Позже он стал архиепископом Ростовским.

Здесь преподобный Александр прошел все этапы послушания и строгого поста и был рукоположен во иеромонаха.

Он постоянно был на работе или на молитве.

Братия смотрела на него, как на Ангела Божия, и это смущало святого Александра.

Он тайно ночью вышел из монастыря и пришел к реке Сяжем, где был густой лес и озеро.

Здесь он построил келью и прожил свою жизнь в молитве и строгом воздержании, постепенно к нему стали приходить люди.

Отсюда преподобный Александр отправился на берег озера Кубень, в устье реки Кушты.

В то время там жил святой Евфимий, святой Александр предложил ему обменяться кельями, и святой Евфимий согласился на это.

Когда они расстались, он вручил святому Александру свой крест в благословение.

Тихая пустыня была очень дорога святому Александру, подойдя к озеру, он погрузил крест в воду и помолился Богу, прося, чтобы Он собрал в этом месте ревнителей Крестного пути.

Через некоторое время к святому Александру пришел некий старец, у которого он прожил пять лет.

Когда прибыл третий брат, святой Александр решил построить храм в честь Успения Пресвятой Богородицы. 

Однажды пришли татары, когда князь Димитрий Заозерский был в отъезде, и впятером прискакали к Куштинскому монастырю.

Святой Александр встретил их спокойно и благословил крестом.

Татары упали, как мертвые; и пролежали несколько часов без сознания, после чего святой Александр пробудил их от оцепенения именем Живоначальной Троицы.

Когда князь Димитрий скончался, его вдова, княгиня Мария, очень почитавшая святого Александра, пожертвовала деревню на содержание монастыря в память о своем муже.

Однажды она пришла в монастырь и зашла в церковь, где святой Александр читал Псалтирь, а на его обнаженную грудь нападали насекомые.

Монах был опечален ее визитом и сказал: «Нет нужды, о княгиня, чтобы вы видели наши страдания».

Княгиня смиренно просила прощения, монах благословил ее, но сказал: «Накорми свою нищету дома».

Добравшись до дома, княгиня заболела и попросила его помолиться о выздоровлении ее.

Святой Александр предвидел ее конец и сказал: «Пусть приготовится к той жизни», княгиня Мария умерла двадцать дней спустя.

Чувствуя, что время его кончины близко, святой Александр сказал живущим с ним: «Я слабею, но умоляю вас терпеть на этом месте, сохраняя смирение и взаимную любовь».

В воскресенье он служил Божественную литургию и причащался Святых Таин.

Затем он на коленях молился за себя и за свою обитель и в возрасте шестидесяти восьми лет мирно предал свою душу Господу 9 июня 1439 года.

Согласно последнему указанию святого Александра, его тело было положено с южной стороны алтаря. Через год над его могилой выросла рябина.

Однажды в праздник Успения Пресвятой Богородицы крестьянский ребенок сорвал с этого дерева ветку и вдруг у него стала болеть рука.

Родители помолились и привели сына на гроб святого, и он исцелился.

С этого времени люди стали собирать ягоды с этого дерева в лечебных целях.

Его ученики построили над могилой святителя храм в честь святителя Николая, который был освящен в годовщину его преставления.

Многие из больных, которых приводили в храм, рассказывали, что видели святителя Александра и святителя Николая, молящихся вместе.

Многие больные получили исцеление у гроба святого Александра.

Христианские праздники 21 июня

Христианские праздники 23 июня

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх