ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ18 июня
Сегодня завершается Триодный (или Пасхально-Пятидесятничный) цикл православного богослужебного календаря. Подведем некоторые итоги.
Темы покаянных великопостных недель готовили христиан к осмысленной встрече Светлого Христова Воскресения.
Две ближайшие от Пасхи недели (воскресенья) были посвящены воспоминанию событий, непосредственно с ней связанных. Темы трех последующих недель основаны на трех важных эпизодах евангельской истории, явившихся подготовительными ступенями к Воскресению. В них Христос явственно открыл Свое Богосыновство, но лишь сошествие Святого Духа в День Пятидесятницы позволило Его ученикам, в страхе бежавшим из ночного Гефсиманского сада, понять истинный смысл пришествия Мессии.
Празднование Пятидесятницы, в нарушение формальной хронологии, предваряется напоминанием о самом, быть может, драматичном периоде земного бытия Христианской Церкви (это Неделя святых отцов Первого Вселенского собора, 325 г.). В этом заключен глубокий смысл.
Все последующие недели (воскресенья) просто нумеруются в богослужебном календаре как «Недели по Пятидесятнице». Каждая их них имеет свое определенное апостольское и евангельское чтение, но лишь некоторым присвоены индивидуальные названия. Этот «послепятидесятничный» цикл охватывает почти две трети года и заканчивается перед Неделей о мытаре и фарисее – первой подготовительной неделей Великого поста. А она в свою очередь является началом нового Пасхального цикла. Так замыкается «священный круг» христианского подвижного календарного года, основанного на принципах лунно-солнечного ветхозаветного календаря. Его точка отсчёта – День Светлого Христова Воскресения (Пасха).
День Святой Троицы – это День Рождения Церкви, и потому логично, что следующая за ним неделя посвящена памяти тех, кто с наибольшей полнотой выразил качества новозаветного человека, искуплённого Адама, первым из которых стал Богочеловек Иисус Христос. Это – сегодняшняя «Неделя всех святых», богослужения которой завершают Триодь Цветную.
Икона также называется «Симоново пророчество» или «Симоново пророчество», так как преподобный Симеон сказал Марии при представлении Господа нашего в храме:
«Вот, этот младенец поставлен на падение и на восстание многих в Израиле и на грех, о котором будут говорить. Да, и Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец».
Богородица изображена на этой иконе с сердцем, пронзенным семью мечами; символическое число, возможно, указывающее на полноту и безграничную скорбь, боль и «болезнь сердца», которые должна была испытать Богородица при Его распятии.
Три меча входят в ее сердце слева, три меча входят справа и один меч снизу.
Эта икона очень похожа на икону «Семь мечей» и отличается только расположением мечей.
Икона «Умягчение злых сердец» празднуется в Неделю Всех Святых, хотя другие упоминания поминают ее 2/15 февраля.
По словам евангелиста Луки, Святой Дух сказал праведному старцу Симеону Богоприимцу, что он не умрет, пока не увидит Мессию.
И вот, когда через сорок дней после рождения Божественного Младенца Его родители принесли Его в Иерусалимский храм, Симеон «вдохновился» прийти и туда и взял Младенца на руки (отсюда титул «Богоприимец»), и произнес те знаменитые слова, которые с тех пор произносятся в конце каждой вечерни и которые известны как Молитва преподобного Симеона Богоприимца: «Ныне отпусти раба Твоего с миром, Владыка, по к слову Твоему…» После этого он благословил святого Иосифа и Пречистую Матерь Господа нашего и обратился к Марии с тем же пророчеством.
Эта икона, по-видимому, возникла на юго-западе России, однако нет никаких подтверждающих документов, подтверждающих ее происхождение и место, где она впервые появилась.
Это одна из немногих православных икон Богородицы, на которых не изображен младенец Иисус.
Учитывая его вероятное место происхождения — недалеко от римско-католической Польши — это почти наверняка православная адаптация римско-католических образов, содержащихся в преданности Богоматери Скорбящей.
Во время Великой Отечественной войны в южной части Воронежской губернии, в месте, известном как Белогорье («Белая горка» — отсылка к меловым скалам на правом берегу Дона у города Павловска), находился отряд итальянских горных артиллеристов, союзников гитлеровцев.
Во второй половине декабря 1942 года солдаты под командованием лейтенанта Джузеппе Перейго нашли в разбомбленном доме икону «Умягчение злых сердец».
Они передали его своему военному капеллану о. Поликарпо из Валдании.
По словам местных жителей, икона прибыла из Белогорского Воскресенского монастыря под Павловском.
Итальянцы называли икону «Мадонна дель Донская», Богородица Донская, не путать с Донской иконой Божией Матери.
После Острожско-Россошанского похода советских войск в январе 1943 года остатки разгромленного итальянского контингента покинули Россию. Капеллан Поликарпо взял «Донскую Мадонну» с собой в Италию, где в Местре, части Венеции, была построена часовня для ее размещения.
Он остается центром массового паломничества друзей и родственников итальянских солдат, погибших в России.
Наконец, еще одна чудотворная икона того же типа находится в соборе в городе Жиздра, близ Брянска, на юго-западе Калужской губернии.
Она была известна как Страстная икона или, как она описана в Соборной описи, как икона «И меч пройдет и душу Твою».
Память ее совершается также 13 августа. В отличие от других икон «Страстей Христовых», на иконе «Жиздра» Пресвятая Богородица изображена в молитвенной позе.
Одной рукой она поддерживает Младенца, лежащего у ее ног; другой рукой она защищает свою грудь от семи мечей, направленных к ней.
Иконографический тип «Пименовской» иконы Божией Матери — Одигитрия.
Впервые икона упоминается в середине 16 века.
В Книге Царских Степеней, в которой уже были записи о двух чудотворных иконах — иконе святителя Николая и Божией Матери, сделана следующая короткая запись: «Сия чудотворная икона Божией Матери принесена из города Константинополь митрополитом Российским Пименом и стоит в церкви в Москве.
Человек по имени Тютрум, купец, угодил служителям храма, чтобы они принесли образ к нему в дом и отслужили по традиции молебен.
Ныне икона хранится за престолом в Благовещенском соборе Московского Кремля.
Название иконы связано с именем митрополита Российского Пимена, привезшего святой образ из Константинополя в 1381 или 1386 году.
Сначала икона хранилась в Успенском соборе Московского Кремля, но позже была перенесена в Благовещенский собор.
До 1918 года икона хранилась в церкви Двенадцати апостолов в Кремле, а позже — в Национальном Историческом музее.
В 1930 году она была перемещена в Третьяковскую галерею.
Святой Виссарион, Египетский чудотворец родился в Египте.
Святой Виссарион крестился еще в юности и вел строгую жизнь, стремясь сохранить дарованную ему при Крещении благодать.
Стремясь ближе познакомиться с монашеской жизнью, он путешествовал по святым местам.
Он был в Иерусалиме, посетил преподобного Герасима (память 4 марта) в Иорданской пустыне, осмотрел другие пустынные монастыри и усвоил все правила монашеской жизни.
По возвращении принял монашеский постриг и стал учеником преподобного Исидора Пелузийского (память 4 февраля).
Святой Виссарион дал обет безмолвия и принимал пищу только раз в неделю.
Иногда он оставался без еды и питья по сорок дней.
Однажды святой стоял неподвижно сорок дней и сорок ночей без пищи и сна, погруженный в молитву.
Святой Виссарион получил от Бога дар чудотворения.
Когда его ученик очень хотел пить, он подсластил горькую воду, он изгонял бесов, но делал это тайно, чтобы избежать славы.
Смирение его было так велико, что однажды, когда священник приказал кому-то из скита выйти из храма за впавшего в грех, Виссарион тоже пошел с ним, говоря: «Я тоже грешен».
Святой Виссарион спал только стоя или сидя.
Большую часть своей жизни он провел под открытым небом в молитвенном уединении.
Он мирно отошел ко Господу в старости.
Он родился от благочестивых родителей Петра и Феодосии, воспитавших его в добродетелях и научивших Священному Писанию.
В двенадцатилетнем возрасте святитель Иларион принял монашеский постриг в Исихийском монастыре близ Константинополя, а оттуда перешел в Далматский монастырь, где принял схиму и стал учеником святителя Григория Декаполита (память 20 ноября).
Преподобный глубоко почитал своего богоносного покровителя преподобного Илариона Великого (память 21 октября) и стремился подражать его жизни, поэтому и стал называться Иларионом Новым.
В Далматском монастыре он был рукоположен во пресвитера.
После смерти игумена братия хотела избрать на эту должность святителя Илариона, но, узнав об этом, он тайно бежал в Константинополь.
Тогда иноки Далматского монастыря направили Патриарху Никифору прошение о назначении святого Илариона игуменом.
Патриарх вызвал святителя и уговорил его дать согласие.
Святой Иларион подчинился из святого послушания.
Восемь лет он мирно управлял монастырем, но в 813 году царский престол занял иконоборец Лев Армянин (813-820).
Святитель отказался обесчестить святые иконы и смело обвинил императора в ереси, за что претерпел многие мучения.
Его заключили в темницу и томили голодом и жаждой.
Нечестивый Патриарх Феодот, сменивший сосланного Патриарха Никифора, причинил преподобному много страданий, требуя от него отказаться от Православия.
Монахи Далматского монастыря отправились к императору и просили его отпустить святого, обещая подчиниться царской воле.
Однако по возвращении в монастырь преподобный Иларион и иноки продолжали поклоняться святым иконам.
Разгневанный император снова бросил монаха в темницу.
Он предал святого на истязание всеми доступными ему средствами, надеясь изменить его решение.
Гнев Божий вскоре настиг нечестивого императора.
Его зарубили собственные воины в церкви на том самом месте, где он когда-то бросил святую икону.
Новый император Михаил II (820-829) освободил святого Илариона из заточения, и святой поселился в монашеской келье.
По кончине святого Феодора Студита (память 11 ноября), также пострадавшего за святые иконы, святой Иларион видел святых ангелов, уносящих душу святого Феодора на небо.
При императоре-иконоборце Феофиле (829-842) святой Иларион был снова взят под стражу и жестоко избит, а затем заточен на острове Афусия.
После кончины Феофила святая царица святая Феодора (842-855) повелела отозвать исповедников из ссылки.
Святой Иларион вернулся в Далматский монастырь, снова согласившись быть игуменом.
Он ушел мирно в 845 году.
Христианские праздники 18 июня
Христианские праздники 20 июня
Теги: #христианские праздники
Ваш комментарий успешно добавлен.
После проверки комментарий будет опубликован на сайте.