ИСТОРИЯ17 мая

Бордели в царской России. О правилах, порядках и «аттракционах».

Публичный дом в царской России был заведением серьезным. Действовал запрет на любые вывески, а расстояние от него до церквей, школ и училищ должно было быть "достаточно большим". Внутри публичного дома разрешалось иметь пианино и играть на нем. Все остальные игры были запрещены, особенно настороженно упоминались тут шахматы. Также было запрещено украшать дом портретами царственных особ.

Делились бордели на три категории: высшая оплата до 12 рублей (не более 7 человек в сутки), средняя до 7 рублей (до 12 человек), низшая до 50 коп. (до 20 чел. в сутки). Неисполняющих требования проституток заключали под стражу в "Калинкин дом".

Так как проституция считалась официальной профессией, то публичные дома облагались налогом. Оговаривался и расчет за услуги: 3/4 полагались хозяйке, 1/4 — девушке. Правила эти, скорее всего, соблюдались когда как.

Из Правил содержательницам борделей, утвержденных министром внутренних дел 29 мая 1844 года:

29 мая 1844 года министром внутренних дел графом Львом Алексеевичем Перовским был утвержден документ «Правила содержательницам борделей».

Итак, какие нормы и требования необходимо было соблюдать, чтобы открыть подобное заведение в Харькове в середине XIX века?

Всего существовало 32 бордельных правила.

Первое условие гласило:

«1. Бордели открываются не иначе как с разрешения полиции».
Именно по этой причине в фондах Государственного архива Харьковской области можно найти сотни таких вот  прошений:

Рис.004

  1. «Разрешение открыть бордель может получить только женщина средних лет, от 30 до 60».
    В третьем правиле указывалось, что если у содержательницы борделя были дети, то она не имела права держать их при себе (в борделе). Как и не имела права сдавать комнаты обычным жильцам в аренду.
    4. Содержательница борделя при получении разрешения обязывалась подпиской соблюдать все относящиеся к здоровью «ее женщин» правила, которые составлены Комитетом.
    5. Содержательница обязана была иметь списки (составленные по прилагаемой форме) находящихся в ее борделе женщин.
    6. Списки эти она должна была вести с надлежащей исправностью и содержать в чистоте.

Рис.005

  1. Чтобы в борделях промысел производился только теми женщинами, которые значатся по их спискам; посторонние же ни в каком случае к тому допускаемы не были.
    Правило восемь четко гласило: «В число женщин в борделях не принимать моложе 16 лет».
    9. «О перешедших женщинах содержательница обязывается представлять врачу удостоверение полиции о действительности перехода и о месте, куда выбывшая поступила».
    Весьма интересно и 10 правило. Оказывается, «долговые претензии содержательницы на публичных женщин не должны служить к оставлению последними борделя».

Правила с одиннадцатого по тринадцатое регулировали ситуацию, в случае если содержательница борделя решала, так сказать, «отойти от дел».
11. Содержательнице предоставляется право закрыть бордель когда пожелает, донеся о том предварительно полиции.
12. Она может передавать свое заведение другой; но не иначе, как с разрешения полиции.
13. Содержательница, закрывшая бордель, не освобождалась от полицейского надзора.

Санитарно-технических норм касались следующие правила:
14. Помещение борделя должно быть соразмерно числу женщин, его составляющих.
15. Кровати должны быть отделены или легкими перегородками, или, при невозможности сего по обстоятельствам, ширмами.
16. Воздух в комнатах освежать чаще.
17. Как в квартире, так и в белье на постелях, содержательница должна соблюдать необходимую чистоту, равным образом смотреть за чистотой белья на женщинах.

Рис.006

  1. За неисполнение сиих правил о чистоте содержательница ответствует непосредственно.

Заботилось законодательство и о самих жрицах любви.

  1. На ответственности содержательницы лежит сохранение в борделе тишины и возможной благопристойности. Она удерживает женщин своих от излишнего употребления крепких напитков.

В силу того, что Российская империя была православным государством, права и интересы  верующих, как работающих в борделях, так и их посещающих, также были учтены.
22. Воспрещается содержательницам, по воскресеньям и праздничным дням принимать посетителей до окончания обедни.
23. Мужчин несовершеннолетних, равно воспитанников учебных заведений, ни в каком случае не допускать в бордели.

Врачебным осмотрам  были посвящены правила с 24 по 32 ― и это неудивительно, ведь проблемы с венерическими заболеваниями в то время (впрочем, как и сейчас) были немалые.

Рис.007

Между  прочим, из 26 правила мы узнаем, что: «Тех из публичных женщин, зараженных венерическою болезнью, которые явятся в особую женскую больницу добровольно, принимают в нее для лечения бесплатно, за тех, напротив, которые поступят в оную вследствие освидетельствования через врачей, платят содержательницы определенную сумму».

Рис.008

А вот и очень интересная информация в 32 правиле. Оказывается, жрицам любви того времени
«Строго воспрещается прибегать к каким-либо средствам для истребления начала беременности у  публичных  женщин, также лечить больных девок лекарствами или людьми, не имеющими на то права, или же  употреблять лекарства, слывущие полезными по преданиям простонародным».

Безусловно, позже в эти правила и законодательство был внесен ряд изменений. Да и

Власти были к ним лояльны: в кабинеты для осмотра разрешали приходить под вуалью, а в документе 1888 года, переизданном в 1910 году, инструкции Министерства Внутренних Дел для чинов сыскных отделений говорилось: п. 18 « ...каждый чин сыскной полиции при исполнении ... должен быть с лицами женского пола вежлив, серьезен и сдержан в особенности».

Publichnye doma 6

Publichnye doma 7

Publichnye doma 8

Проститутки были не просто «жертвами общественного темперамента», они составляли особый разряд общества — так называемых «разрядных женщин». Хочешь заниматься первой древнейшей профессией — на здоровье, но будь любезна встать на учет в полиции, сдать паспорт, а вместо него получить знаменитый «желтый билет» — официальное свидетельство того, что эта женщина больше не относится к числу «порядочных», скатившись в категорию отверженных обществом, и что полиция не только может, но даже обязана регулярно организовывать медицинские осмотры.

Стать жертвой этого порядка можно было очень легко — для этого достаточно попасться хотя бы раз с клиентом при полицейской облаве или просто по доносу квартирохозяина — и все, путь назад, к обычным людям был отрезан. Имея на руках желтый билет, женщина имела право зарабатывать на жизнь только одним способом — своим телом. Вернуть себе паспорт обратно было довольно сложно, да и незачем — кому нужна была бывшая «гулящая». Так что, как правило, попавшие в этот капкан женщины профессию не меняли до самого своего конца, и часто он наступал довольно быстро.

Но и в общей массе проституток можно было выделить две категории — уличные и жившие в публичных домах. Как правило, в уличные женщины шли или новички, не освоившиеся со своей новой жизнью, или, наоборот, опытные профессионалки, зачастую уже больные, отработавшие свое в публичных домах и постепенно, с утратой привлекательности и молодости, скатывавшиеся все ниже и ниже. Уличный промысел считался самым дном, ниже которого опуститься уже нельзя.

Несравненно более везучими считались те, кому удавалось попасть в легальные публичные дома, которые тоже делились по разрядам — от дорогих и фешенебельных, где могли удовлетворить самые разнообразные прихоти и фантазии посетителей, до мерзких грязных притонов, посещаемых в основном, представителями криминального мира.

Основным источником пополнения обитательниц публичных домов были все-таки низшие сословия — их контингент, как правило, составляли крестьянки и мещанки, — необразованные, не умеющие и не знающие ничего, кроме своей основной профессии, женщины.

Очень редко попадались и представительницы дворянства или просто интеллигентные, образованные женщины, но это были исключения. Именно поэтому цены на обладание «интеллигентной проституткой» достигали тысячи рублей — изысканный деликатес на любителя и стоил соответственно.

Как же попадали женщины в публичные дома?

Обычно, самым банальным для того времени путем — барин обольщал горничную, работницу на фабрике совращал мастер, затем про это узнавали — и женщина оказывалась на улице. А тут их поджидали заботливые «хозяйки» средних лет, которым требовались именно такие, обязательно симпатичные «служанки».

Девушек для начала немного подкармливали, обещали щедрый заработок, и уже потом объясняли суть будущей работы. Большинство, намыкавшись по улицам, безропотно соглашались, боясь потерять кров над головой. Иногда содержательницы борделей набирали девиц из новеньких, только начавших работать на улице и не потерявших еще привлекательности, и тем самым сразу переводили их в более высокий разряд гулящих.

А иногда девушки попадали в лапы «мадам» буквально прямо из дома, только приехав из деревни или другого города на поиски работы. Далее шла опробованная схема — и работа находилась, — только, правда, немного не та, на которую бедняги рассчитывали. Впрочем, большинство и не роптало, и даже считало себя везучими, — ведь им не приходилось больше работать с утра до ночи, бояться потерять кусок хлеба и жить впроголодь.

Класс борделя зависел от уровня сервиса: число дам «в соку» (от 18 до 22 лет), наличие «экзотики» ( «маркиз времен Людовика XIV», «невольниц» и т.п.), а также сексуальными изысками.

Само собой, отличались и мебель, и женские наряды, вина и закуски. В борделях первой категории комнаты утопали в шелках, а на работницах сверкали кольца и браслеты, в публичных домах третьего разряда на кровати был лишь соломенный матрас, жесткая подушка и застиранное одеяло.

«Архив судебной медицины и общественной гигиены» отмечает что «публичные женщины религиозны лишь в бытовом смысле слова... они стараются не принимать гостей на Пасху, иногда спрашивают, есть ли у тех крест...».

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх