ХРИСТИАНСКИЕ ПРАЗДНИКИ07 апреля

Благовещенье

Название праздника в православии: Благовещение Пресвятой Богородицы
Название праздника в католицизме: «Благовещение Господа Иисуса Христа»
Русское название «Благовещение» является калькой с греческого Εὐαγγελισμός < Εὐαγγελιου — «добрая, благая весть».
Другие названия праздника: Благовещение Пресвятой Богородицы, Благове́щеньев день
Тип: христианский
Полное название в православии: «Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии»
Дата празднования:
25 марта по юлианскому календарю (католики)
7 апреля по григорианскому календарю (православные)
Христианское значение праздника: возвещение Деве Марии ангелом о ее непорочной беременности сыном божьем посредством святого духа
Правила празднования: праздничная литургия в голубых одеяниях, запрет на все виды работ

Благовещение – в этот день архангел Гавриил сообщил Деве Марии весть о ее избранности – «Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус».

Благовещенье – возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа.
Благовещенье – непереходящий христианский праздник, отмечается в один и тот же день.
Православные отмечают Благовещенье – 7 апреля,  католики – 25 марта (из-за разности календарей).
По традиции празднование начинается накануне вечером.
В этот же день язычники отмечали «День равноденствия».

Благове́щение Пресвятой Богородицы — евангельское событие и посвящённый ему христианский праздник; возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от неё Иисуса Христа.

Дата празднования Благовещенья

 

Из-за разности календарей используемых в службах православные и католики отмечают праздник Благовещенья в разные даты.

7 апреля – Благовещение празднует Иерусалимская, Русская, Грузинская, Сербская и Польская православные церкви, а также Украинская грекокатолическая церковь (в пределах Украины), старообрядцы и некоторые иные.

25 марта – Благовещение празднует Константинопольская, Александрийская, Антиохийская, Румынская, Болгарская, Кипрская, Элладская (Греческая), Албанская, Чешских земель и Словакии, Американская, а также Католическая церковь и протестантские деноминации.

 

Сюжет Благовещения по каноническим Евангелиям

 

Репродукция иконы "Благовещение Устюжское" (1130-1200 гг.)

Икона "Благовещение Устюжское" (1130-1200 гг.)

Сюжет Благовещения посвящен явлению архангела Гавриила Деве Марии и возвещении ей о том, что она будет непорочно беременна от Святого Духа и ей предстоит родить Сына предвечного Бога.

В христианской религии слова архангела Гавриила — «Радуйся, Благодатная» — стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения.

Для христиан с Благовещения начинается история земного воплощения Спасителя.

Поэтому этот праздник особенный для христиан – ангельская весть стала первым шагом к воплощению божественного замысла, который завершился воскресением Иисуса из мертвых и открытие им пути в Царствие Божие, откуда были изгнаны первые люди.

События Благовещения описаны в единственном Евангелии – Евангелии от Луки.

В своем труде Лука описал следующий сюжет:

Когда ангел Господень был послан в Назарет "к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова". То Мария, увидев Ангела, смутилась от фразы "Радуйся, благодатная!", однако Гавриил успокоил ее: она обрела от Бога благодать и "зачнет во чреве" Спасителя. Дева в ответ спросила, как такое возможно, ведь она "не знает мужа". "Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим". 
Мария, по словам Луки, со смирением приняла эту весть от архангела.
Таким поступком Мария, как учит Церковь, показала всем верующим пример покорности Господу Богу.

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами.
Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что́ бы это было за приветствие.
И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.
Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца.
Мария же сказала Ангелу: ка́к будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. — Лк. 1:28-33


Расшифровка библейского сюжета Благовещенья

 

Ангел Гавриил является Деве Марии

Ангел Гавриил является Деве Марии

События описанные Лукой в Евангелие происходят около 16 года до н.э.

82-летний вдовец Иосиф женится на 12 (13)-летней Марии, привозит ее к себе в дом, а сам на несколько месяцев уезжает на заработки.

Марии является архангел Гавриил, который сообщает ей благую весть о ее скором непорочном зачатии.

Мария непорочно беременеет и думает как объяснить сей факт своего непорочного зачатия своему 82-летнему супругу.

Когда «интересное» положение Марии было уже нельзя скрыть, домой возвращается Иосиф.

Мария рассказывает Иосифу тайну своего непорочного зачатия и беременности.

Иосиф, не познавший Марию как женщину, не верит Марии и решает утром отправить беременную Марию назад в иудейский храм откуда он ее брал в жены.

Но в эту ночь Иосифу является архангел Гавриил, который объясняет Иосифу божественную сущность беременности Марии и тайну ее непорочного зачатия.

Наутро Иосиф решает оставить Марию дома и признать ребенка, которого она носит в своем чреве.

Когда же могли произойти эти события?

Учитывая, что Дева Мария родила Иисуса в 13-14 лет в 4-5 веке до н.э., то хронологически событие встречи Девы Марии с Ангелом могло произойти около 16-18 года до н.э. – в это время Деве Марии было 12-13 лет.

 

Сюжет Благовещенья в апокрифических текстах

 

«Благовещение» (ок. 1040). Мозаики на двух столбах Софии Киевской. Самое раннее изображение Благовещения в искусстве славян. В руках у Богоматери — красная пряжа, пришедшая в изобразительное искусство из апокрифов

«Благовещение» (ок. 1040). Мозаики на двух столбах Софии Киевской. Самое раннее изображение Благовещения в искусстве славян. В руках у Богоматери — красная пряжа, пришедшая в изобразительное искусство из апокрифов

История Благовещения нашла своё отражение и в апокрифических текстах.

В частности о Благовещеньи упоминается в следующих апокрифах:

– «Протоевангелие Иакова» (II век)
– «Книга о рождестве Блаженнейшей Марии и детстве Спасителя» (известна также как «Евангелие Псевдо-Матфея») (не ранее IX века).

Апокрифические тексты не изменяют общей истории о явлении Марии архангела Гавриила с вестью о рождении от неё Спасителя, но добавляют к этой истории ряд подробностей, которые впоследствии легли в иконографию этого праздника.

Согласно апокрифам, Марии по жребию выпало соткать новую завесу из пурпура для Иерусалимского Храма.

Отправившись за водой, она у колодца услышала голос, сказавший ей: «Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами».

Не увидев рядом никого, она, испугавшись, вернулась домой, этот сюжет иногда ещё называют «предблаговещением» — то есть подготовительным этапом к самому Благовещению.

Сев за прялку, Мария увидела ангела, который успокоил её словами:

«Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и зачнёшь во славу Его».

В апокрифах подчёркивается также таинственная форма зачатия, и на вопрос Марии – «Неужели Я зачну от Бога живого и рожу, как женщина любая рожает?»

Ангел отвечает – «Не так, Мария, но сила Всевышнего осенит Тебя».

После ухода ангела Мария окончила прясть шерсть и отнесла её иудейскому первосвященнику, который благословил её, сказав: – «Бог возвеличил имя Твоё, и Ты будешь благословенна во всех народах на земле».

Церковное предание говорит, что Дева Мария в момент явления ей ангела читала отрывок из книги пророка Исайи с его пророческими словами: – «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына».

По этой причине в сцене Благовещения Дева Мария в западноевропейской живописи обычно изображается с раскрытой книгой.

 

Место действия Благовещения

 

Леонардо да Винчи. 1472—1475

Леонардо да Винчи. 1472—1475

Действие Благовещения происходит в доме Иосифа.

Канонические и апокрифические тексты разделили место действия на два эпизода:

протоблаговещение – событие происходит у колодца, снаружи дома

Благовещение – событие происходит внутри, в доме.

Чаще всего действие Благовещения разворачивается в интерьере.

В западной живописи с XV века появляются спальня и в особенности кровать.

Также может происходить совмещение двух мест действия, с прорывом пространства наружу, чтобы продемонстрировать зрителю место предшествующего события — Марию, слышащую голос у колодца.

Некоторые произведения содержат второстепенную сцену на заднем плане — изображение Иосифа Обручника, занятого работой или же выслушивающего повеление ангела не отпускать свою жену (Мф. 1:19-24).

Пейзаж, в особенности в иконописи, может быть не изображением реального дома плотника в Назарете, а ирреальным: образом Небесного Иерусалима.

В этом случае пишутся трон-алтарь Марии, золотая стена и храм-дворец, райский сад. Изображение конструкций дома также является знаком того, что Дева стала Богоносной палатой – человеческое воплощение Бога.

Сама Богоматерь прославляется как «одушевленный храм», где обитает Господь.

Для обозначения интерьера в иконописи часто используется велум, перекинутый с одного строения на другое, трактуемый также как символ связи Ветхого и Нового Заветов.

 

Появление названия праздника Благовещения

 

Немецкий мастер Conrad von Soest, 1403г

Немецкий мастер Conrad von Soest, 1403 г

Современное название праздника — Εὐαγγελισμός («Благовещение») — стало употребляться после VII века.

Древняя церковь этот праздник называла его по-разному:

– по-гречески: ἡμέρα ἀσπασμοῦ (день приветствия), ἀγγελισμός (возвещение), ἡμέρα / ἑορτή τοῦ εὐαγγελισμοῦ (день / праздник Благовещения), χαιρετισμός (от начала ангельского приветствия χαῖρε, κέχαριτωμένη — «радуйся, благодатная» (Лк. 1:28));

– по-латински: annuntiatio angeli ad beatam Mariam Virginem (Благовещение Ангела ко блаженной Деве Марии), Mariae salutatio (Приветствие Марии), annuntiatio sanctae Mariae de conceptione (Благовещение святой Марии о зачатии), annuntiatio Christi (Благовещение о Христе), conceptio Christi (Зачатие Христа), initium redemptionis (Начало искупления), festum incarnationis (праздник Воплощения).

– в Русской православной церкви: «Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии».

– в современной Католической церкви — Annuntiatio Domini Iesu Christi («Благовещение Господа Иисуса Христа»). Ранее (до Второго Ватиканского собора) – Annuntiatio beatae Mariae Virginis («Благовещение блаженной Девы Марии»).

 

Дата и история установления праздника Благовещения

 

Мазолино, Италия, 1425-30гг

Мазолино, Италия, 1425-30 гг

Впервые упоминание о празднике 25 марта в III веке в сочинениях западных авторов — Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского как день распятия Иисуса Христа по римскому календарю.

В дальнейшем благодаря этому факту в александрийской и позднейших византийских хронологических системах, появилось отождествление даты Благовещения и Пасхи.

В христианстве дата празнования Благовещения соотносится с рождением Иисуса Христа.

Существут два подхода:

cвязь Благовещения с датой Рождества Христова –  25 марта отстоит ровно на 9 месяцев (период беременности человека) от 25 декабря, которое не позднее IV века повсеместно было принято за дату Рождества Христова.

– связь Благовещения с датой зачатия Христа –  ряд церковных авторов (Афанасий Великий, Анастасий Антиохийский) полагают, что Благовещение и зачатие Иисуса Христа произошло 25 марта, так как в этот день, по одной группе преданий, Бог создал человека, а человек, обременённый первородным грехом, должен быть воссоздан в то время, в какое он был сотворён (то есть началось искупление).

Примечание:

– нет ни одного документального подтверждения даты 25 декабря как дня рождения Иисуса
– нет ни одного документального подтверждения даты 25 марта как даты зачатия Христа 

 

Появление праздника Благовещения в церковном календаре

 

Конрад Витц, работал в Базеле, 1440г

Конрад Витц, работал в Базеле, 1440 г

Несмотря на то, что посыл праздника Благовещения относится к событию описанном в Евангелии от Луки первые его упоминания можно отнести только к III веку. Упоминание о Благовещении можно прочитать в трудах Тертуллиана и священномученика Ипполита Римского.

Первые же упоминания о Благовещении как о празднике относятся к IV веку.

Повсеместно в христианском мире праздник Благовещения стал отмечаться примерно с середины VII века.

Примерно в это же время была и установлена дата праздника - 7 апреля (25 марта по старому стилю).

Рассчитана она была от Рождества Христова, поскольку считалось, что зачала Мария одновременно с благовествованием Ангела.

На Русь праздник Благовещения пришёл вместе с христианством в X веке.

 

История установления праздника

 

Рогир ван дер Вейден, Нидерланды, ок.1440г

Рогир ван дер Вейден, Нидерланды, ок.1440 г

Впервые праздник Благовещения был установлен в Константинополе приблизительно к середине VI века.

Считается что Благовещенье появилось как следствие процесса «историзации» евангельских событий празднований в литургическом календаре, однако однозначности в этом вопросе нет из-за невозможности исторического подтверждения дат.

О праздновании Благовещения в IV веке свидетельствует постройка Базилики Благовещения в Назарете, на месте, где, как считается, случилось Благовещение.

Где-то около VII веке Благовещение стало праздноваться в Риме и Испании.

В Галию Благовещенье пришло в VIII веке.

В VI веке Роман Сладкопевец написал кондак в раннем понимании термина Благовещения.

Гимнография праздника была дополнена в VIII веке трудами Иоанна Дамаскина и Феофана, митрополита Никейского, составившего канон праздника в форме диалога между Девой Марией и архангелом Гавриилом.

 

Правила празднование Благовещения

 

Празднование Благовещения в Православной церкви

Богослужебные облачения голубого цвета

Богослужебные облачения голубого цвета

В настоящее праздник Благовещение входит в число двунадесятых великих праздников и относится к Богородичным праздникам, ввиду чего ему назначаются богослужебные облачения голубого цвета.

В Иерусалимском уставе, принятом в настоящее время в греческих и Русской Церквах, Благовещение имеет один день предпразднства и один день попразднства, в который празднуется Собор архангела Гавриила.

Предпразднство и попразднство отлагаются, если Благовещение случается на Страстной или Светлой седмице.

Дата праздника выпадает в период между четвергом 3-й седмицы Великого поста и средою Светлой седмицы включительно, то есть во время периода пения Триоди постной или цветной; праздник никогда не переносится на иной день.

Ряд литургических особенностей для периода пения Триоди постной сближает его с праздниками Рождества Христова и Крещения Господня.

Так, если праздник Благовещения случается во вторник, среду, четверг, пятницу или субботу какой-нибудь седмицы четыредесятницы (часть Великого поста до пятницы шестой седмицы, кануна Лазаревой субботы), а также во вторник, среду или четверг Страстной седмицы, то всенощное бдение начинается великим повечерием, а не вечерней, как обычно; если праздник приходится в Неделю (воскресенье) или понедельник четыредесятницы или любой день Светлой седмицы, тогда всенощное бдение совершается обычным порядком, то есть начинается великой вечерней; всенощная начинается утренею, если Благовещение — в Великий Пяток (пятница Страстной седмицы) или Великую субботу. На утрене Великое славословие поётся, когда праздник приходится на субботу или Неделю поста; в прочие же дни оно читается; на Светлой седмице не полагается вовсе.

Когда Благовещение случается на Пасху (Кириопасха), то полиелея не бывает, но канон Благовещения соединяется с пасхальным каноном и после шестой песни канона читаются евангельские чтения Благовещения (на утрени Лк. 1:39-49, на литургии Лк. 1:24-38).

Особое значение праздника Благовещения подчёркивается тем, что 52-м правилом Шестого Вселенского Собора установлено, что в день Благовещения, несмотря на Великий пост, должна совершаться полная литургия. Согласно Типикону, по общему правилу служат литургию Иоанна Златоуста, а если праздник приходится на великопостное воскресение (Неделю), а также четверг или субботу Страстной седмицы, то литургию Василия Великого. Если Благовещение случается в Великую пятницу, то — как единственное исключение для данного дня — должна совершаться литургия (согласно Типикону, служится литургия Иоанна Златоуста).

В Благовещение (если оно не приходится на Страстную седмицу), наряду с праздником Входа Господня в Иерусалим, устав разрешает употребление в пищу рыбы, вина и елея. Согласно греческому Типикону, празднование Благовещения, если оно приходится на Великую пятницу или субботу, переносится на первый день Пасхи.

Богослужебные тексты, кроме описания самого события Благовещения Девы Марии, говорят также о непостижимости Рождества Спасителя от Богородицы, а сама Мария сравнивается с «купиной» и «лествицей» из видения Иакова. Через праздничные песнопения церковь доносит до верующих следующие догматические положения: благодаря рождению Спасителя от Богородицы небо снова соединяется с землёю, Адам обновляется, Ева освобождается, а все люди становятся причастными Божеству. Канон праздника воспевает величие Пресвятой Богородицы, принявшей в себя Бога, а также содержит указания на ветхозаветные пророчества о воплощении Сына Божия.
Гимнография

Канон Благовещения имеет необычные чередующиеся припевы: «А́нгел возопи́» и «Богоро́дица рече́» — следы алфавитного диалогического протокондака, преобразованного в однопеснец ещё до Эфесского собора 431 года.

Современный гимнографический формуляр служб праздника Благовещения в значительной степени восходит к Студийскому уставу и имеет общность со службой Субботы акафиста (суббота 5-й седмицы Великого поста).

 

Празднование Благовещения в Католической церкви

 

Празднование Благовещения в Католической церкви

Празднование Благовещения в Католической церкви

В католической церкви праздник Благовещения имел статус «праздника», более низкий по сравнению с торжеством; только в 1895 году Благовещение официально было включёно в число «торжеств».

На Западе исторически Благовещение считалось праздником Богоматери и в меньшей степени — праздником Воплощения Христа.

После литургической реформы XX века праздник был включён также и в число праздников, посвящённых Спасителю, а название «Благовещение блаженной Девы Марии» изменено на «Благовещение Господа Иисуса Христа», хотя во многих литургических календарях употребляются оба названия.

В списке Богородичных праздников Благовещение продолжает присутствовать.

В латинском обряде празднование Благовещения, приходящегося на одно из воскресений Великого поста, переносится на ближайший понедельник; если праздник выпадает на Страстную неделю или Пасхальную неделю (Октаву Пасхи), то на понедельник 2-й недели Пасхи.

В календаре византийского обряда Благовещение может приходиться на различные дни Великого поста или на самое начало Пасхального периода. В амвросианском обряде воспоминанию Благовещения посвящено последнее (шестое) воскресение Адвента, в мосарабском — 18 декабря.

Литургические облачения священников в праздник Благовещения — белые, как в дни праздников, посвящённых Спасителю и Богородице, а не фиолетовые, как в обычные дни Великого поста.

 

Православная традиция Благовещения

 

Икона Благовещения

Икона Благовещения

Православная церковь размещает икону этого праздника на Царских вратах в окружении четырёх евангелистов.

Таким образом, вся символика Царских врат получается связанной с благовествованием: «…через Благовещение Слово стало той плотью, которую мы можем вкусить в Причастии. А принять участие в этой Вечной Трапезе мы можем лишь потому, что позваны апостолами-благовестниками».

Врата являются дополнительным символом Богородицы (образ из ветхозаветного пророчества Иезекииля об обращённых на восток «заключенных» дверях, которыми входит Господь).

 

 

 

 

Гимнография Благовещения

 

Со смыслом и событиями праздника Благовещения тесно связаны два католических песнопения — молитва Аве Мария, первая часть которой представляет собой приветствие архангела, сказанное им Пресвятой Деве в момент Благовещения, и благодарственный гимн Богородицы — Магнификат (Величит душа Моя Господа), приведённый в Евангелии от Луки.

 

Атрибуты Благовещенья

 

Книга пророка Исайи

Книга пророка Исайи

Лилия — символ непорочности Девы Марии, чистоты духовных помыслов и благочестия вообще. Изображается в руке Марии, Гавриила или просто в интерьере, в вазе. 7 цветов лилии — семь радостей Марии.

Прялка, веретено с красной пряжей — символ того, что Мария избирается одеть Святыню Божества багряницей своей плоти, образ плоти Христовой. В руке Марии, служанки (ср. Мойры) или просто в интерьере. Со временем уступает свою популярность изображению книги.

Книга пророка Исайи, которую читает Мария (иногда видны слова: «Се Дева во чреве примет» (Ис. 7:14)). Как правило, она лежит на аналое.

Райская ветвь в руке архангела Гавриила (оливковая ветвь) – как символ примирения Бога и творения. Иногда вместо неё трезубец, посох или же жезл вестника. Изображение может сопровождаться свитком со словами приветствия.

Луч света, в котором спускается Святой Дух.

Колодец — символ чистоты Марии, fons hortorum (садовый источник). Изображается редко. Эволюционировал в вазу, в которой стоит лилия.

Кувшин, с которым Мария вернулась от колодца (изображается редко).

Ласточка — символ весны и восхода солнца, надежды и возрождения (изображается редко).


Что можно есть на Благовещение

 

Если праздник выпадает на Великий пост, то случаю Благовещения устав предусматривает послабления по случаю этой значимой даты. Верующим дозволяется употреблять в пищу рыбу, растительное масло. Можно в умеренном количестве пить вино.

Но если Благовещение выпадает на Страстную пятницу или Страстной четверг, то Великий пост несмотря на Благовещенье должен быть строже: нельзя есть рыбные продукты и масло. На вино запрет не действует.

Если Благовещенье совпадает с днем Пасхи, либо приходится на Светлую седмицу ограничений в еде нет.

 

Служба на Благовещение

 

На Благовещение во всех храмах проходят торжественные богослужение: священники обличаются в одеяния голубого"богородичного" - цвета, символизирующие чистоту и непорочность, а сам праздник начинается еще накануне со всенощного бдения – повечерия (лития, благословение хлебов, елеопомазание).

По окончании литургии священники и прихожане поют тропарь и кондак праздника, а затем выходят на паперть, чтобы выпустить в небо белых голубей, символизирующих Бога Святого Духа, благую весть архангела Гавриила, а также свободу, данную всем людям через воплощение Спасителя.

 

Приметы на Благовещение

 

– Заморозки предвещают богатый урожай.

– Если к 7 апреля ласточки не прилетели, то весна будет холодной и поздней.

– Если жена в этот праздник назовет своего мужа сорок раз «любимый», то семью ожидает любовь и мир на долгие годы.

– Если на огороде закопать кусочек благовещенской просфоры, то земля даст богатый урожай.

– Желание, которое будет загадано на Благовещение, исполнится в ближайшем будущем.

 

Молитвы на праздник Благовещения

 

Молитва первая

Приими, Всеблагомощная, Пречистая Госпоже Владычице Богородительнице, сия честныя дары, Тебе единой прикладныя от нас, недостойных рабов Твоих, от всех родов избранная, всех тварей небесных и земных вышшая явльшаяся. Понеже бо Тебе ради бысть Господь сил с нами, и Тобою Сына Божия познахом, и сподобихомся Святаго Тела Его и Пречистыя Крове Его.
Темже блаженна еси в родех родов, Богоблаженная, Херувимов светлейши и Серафимов честнейши сущая. И ныне, Всепетая Пресвятая Богородице, не престай молящися о нас, недостойных рабех Твоих, еже избавитися нам от всякаго совета лукаваго и от всякаго обстояния:
и сохранитися нам неврежденным от всякаго ядовитаго прилога диавольскаго. Но даже до конца молитвами Твоими неосужденных нас соблюди:
яко да Твоим заступлением и помощию спасаеми, славу, хвалу, благодарение и поклонение за вся в Троице Единому Богу и всех Создателю возсылаем, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Молитва вторая

К Тебе, Пречистей Божией Матери, аз окаянный, припадая, молюся: виждь, Царице, яко безпрестанно согрешаю и прогневляю Сына Твоего и Бога моего.
И многажды аще каюся, ложь пред Богом обретаюся, и каюся трепеща, да не како поразит мя Господь, и по часе мале паки таяжде творю. Сия ведущи, Владычице моя, Пресвятая Богородице, почто не помилуеши, почто не укрепиши мя,
и чесо ради не подаси ми всегда благая творити?
Веси убо, о Владычице, яко отнюдь имам в ненависти злая моя дела и всею мыслию люблю закон Бога моего. Но не вем, Госпоже Пречистая, откуду яже ненавижду, тая творю, и сей преступаю. Но не попущай, Пресвятая, воли моей совершатися, неподобна бо есть, но да будет во мне воля Сына Твоего и Бога моего, да мя спасет, и вразумит, и подаст ми благодать Святаго Духа, дабы аз отныне престал сквернодействовати, и прочее бых пожил в повелениих Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, Емуже подобает всякая слава, честь, поклонение и велелепие со Безначальным Его Отцем и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь

Языческий праздник «День равноденствия»

В этот же день 7 апреля в дохристианские имена язычники отмечали большой праздник «День равноденствия».

С появлением христианста значение праздника «Равноденствия» было полностью вытеснено новым христианским праздником Благовещеньем, который впитал в себя неокоторые элементы языческого праздника «Равноденствия».

Языческие названия праздника: Зимобор, Заклинание Весны, Третья встреча весны, Весна, Праздник большого дня, Гуканьне Вясны, Свята вясны, Дабравешчанне, 
Значение: связан с весенним равноденствием, третья встреча весны, последний позимний-предвесенний праздник. В этот день «весна зиму поборола», в третий и в последний раз закликается весна. В этот день, как переломный день весеннего равноденствия принято проводить многочисленные языческие магические ритуалы и гадания.
Празднование: весенние заклички, весенние игры, первые хороводы, качание на качелях, запрет на все виды работ, пекут благовещенские просфоры и печеньем в форме жаворонков, обычай выпускать птиц на волю из клеток

Этот день в язычестве является одним из четырёх ключевых точек года: Коляда (Рождество) — Равноденствие (Благовещение) — Иван Купала — Воздвиженье (или Усекновение) и знаменует начало летнего полугодия, пробуждение земли от зимнего сна.
В этот день, по языческим народным верованиям, выходят из земли все укрывшиеся на зиму обитатели, все гады земные — змеи, лягушки, насекомые и т. п., а «щука хвостом лёд разбивает».
По полесским поверьям в этот день солнце на восходе «играет», то есть переливается разными цветами, по сербским поверьям считается что в этот день животные говорят на своем языке.
В язычестве считалось что в этот день прилетают птицы из вирия и приносят с собою ключи от неба.
Вирий (ирий) – в язычестве мифическая страна, находящаяся на тёплом море на западе или юго-западе земли, где зимуют птицы и змеи.
В народных приметах этот день сопоставляется с Пасхой: «Каков день на Благовещение, такой и на Пасху».

 

Языческие традиции и обычаи в день Равноденствия 

 

Поскольку в этот день в язычестве отмечался праздник весеннего равноденствия, то с тех пор сохранились древние языческие обряды, проводимые в этот день.

В языческой народной традиции День Раноденствия (христ. Благовещение) – «самый большой у Бога праздник», даже «птица гнезда не вьёт».

На Благовещение весна зиму поборола.

В третий и в последний раз закликается весна.

В эту ночь возжигали на земле костры — «палили зиму» и «грели весну». В огне жгли солому, мусор, тряпки, старую обувь, конский и коровий навоз. Вокруг костров водили хороводы, пели песни, прыгали через огонь.

Был обычай ставить образ «праздника» в кадку с яровым зерном, предназначающимся для посева.

Крестьяне верили, что на Благовещение открывается небо. В это время можно «выпросить себе от Бога славу. А как имеешь славу, то обязательно станешь и богатым и счастливым».

Поэтому в вечер на Благовещение люди выходили на улицу смотреть на небо в поисках на нём бездны с большой звездой.

В эту минуту, как открывается небо, надо было крикнуть: «Боже, дай мне великую славу!»

«При начале весны, существует обычай выпускать птиц на волю из клеток»,

Считается, что этот обычай родственен ассиро-вавилонскому весеннему очистительному обряду выпускания птиц.

Комментарии

Добавить комментарий:

Отметьте что вы не робот

Вернуться наверх